Формыи методы организации иуправления инженерно-техническойслужбой
Формы иметоды организации иуправления инженерно-тех- нической службой(ИТС) определяются ееорганизационно-про- изводственной структурой. Подорганизационно-производствен- ной структурой ИТС понимается упорядоченная совокупность производственных подразделений, определяющая ихчисло, раз- мер, специализацию, взаимосвязь, методыиформы взаимодей- ствия.
Начиная с1992г.вавтотранспортном комплексе России идет
процесс структурной перестройки системы управления. Основ- ной причиной ееявилась необходимость адаптации иприведе-
ния всоответствие стребованиями изменившихся экономиче- скихусловийфункционирования организаций, начавшегося про- цесса разгосударствления собственности, втом числе ивавто- транспортном комплексе, который доэтогобыл,заисключени- ем автомобилей,обслуживающих нужды семьи, целиком госу- дарственным.
Впредыдущий периодбыласозданаи доначала90-хгодовсо- хранялась централизованная иерархическая схема управления, основанная наадминистративном подчинении сверхувнизвходя- щих внееструктур управления иорганизаций, вплотьдо авто- транспортныхорганизаций. ПриэтомиМинистерствоавтомобиль- ноготранспорта РСФСР, иТерриториальные производственные объединения (ТПОАТ) совмещали функции государственного и производственно- хозяйственного регулирования.
Принципиальными отличиями существующей структуры яв- ляются:
разделение функций государственного регулирования ипро-
изводственно-коммерческого управления;
переход ототраслевого принципа построения системы управ- ления к функциональному принципу построения государствен- ныхорганов управления иМинистерств.
Было создано Министерство транспорта Российской Федера-
ции, объединяющее всебе функции государственного регулиро- вания большинством видов транспорта. В центральном аппарате министерства впервые была организована принципиально новая структура - Российская транспортная инспекция (РТИ), задачей которой является осуществление лицензионной и контрольной деятельности.
РТИ- единственная структура вцентральномаппарате управ- лениятранспортногокомплексастраны,имеющаярегиональные
отделениявсубъектахФедерации,находящиесявпрямомадми- нистративномподчиненииорганауправленияфедеральногоуровня. Приэтомфункциипроизводственно-коммерческого управления реализуютсяисключительноворганизацияхтранспортногокомп- лекса, агосударственныйаппаратнеотвечаетзарезультатыхо- зяйственнойдеятельностипредприятийи неимеетправовмеши- ватьсявнее.
ВновойсистемеуправлениязаМинистерствомтранспортаРос- сииостаютсявосновномфункциигосударственногорегулирова- ниятранспортнымкомплексомРоссии,главнымииз которых являютсяследующие:
1.Содействиеформированиюконкурентногорынкатранспорт- ныхуслугиобщейконцепцииразвитиятранспортногокомплекса наосновеанализа ипрогноза потребностивтранспортныхус- лугах.
2.Разработкаосновныхположенийгосударственнойтранспорт- нойполитики- законов,законодательныхиподзаконныхактов, стандартов,нормативов, определяющихпорядок функциониро- ваниявсехвидов транспортаитранспортныхорганизацийнеза- висимоотихформысобственности.
3.Разработкаэкономическихиправовыхмеханизмов,позволя- ющихреализовыватьпринимаемыезаконы идругиедокументы
·нормативно-правовогохарактера вповседневной деятельности
транспортногокомплекса,основнымиизкоторыхявляются:
· обоснованиестатей федеральногоиместногобюджетов, по- требностиираспределениягосбюджетныхдотацийдляфинанси- рованиямуниципальныхсоциальнозначимыхперевозок(воснов-
номгородскихипригородныхпассажирскихперевозок),целевых государственныхпрограммвобластибезопасностидвижения и экологическойбезопасноститранспортногокомплекса;
• введениесистемы лицензирования видовпроизводственной деятельноститранспортногокомплексаиразработка требований сертификациикавтотранспортнымсредствам,эксплуатационным материалам,запаснымчастям,производственно-техническойбазе,
технологическому оборудованию итехнологиям ТО и ремонта, используемым натранспорте, атакже вцелом ккачествуперево- зочногопроцесса;
• разработкатребованийкуровнюподготовкииповышению
квалификации кадров.
4.Формированиеипроведениевжизньединойполитикивоб-
ластиэкологииибезопасностидвижения.
5.Проведениесоциальнойполитики.
6.Развитиемежрегиональныхивнешнеэкономическихсвязей. ФункцииРТИсводятсякконтролювыполнениятранспортного
законодательстваитребованийпоэкологииибезопасностидвиже- ния;лицензированиюдеятельностипопроизводствууслугнатранс- портеиконтролюзавыполнениемлицензионныхтребований.
Внастоящеевремянаавтомобильномтранспортепродолжает- сяпроцессразгосударствлениясобственности,что приводитк появлениюмногочисленныхмелкихвладельцевгрузовыхавтомо- билейкакчастных,такиюридическихлиц. Крометого,значи- тельнорасширилсякругпредприятий,втойилиинойформеока- зывающихуслуги,связанныесТОиремонтомавтомобилей.
Функциипроизводственно-коммерческогоуправленияданных
структурневходятвкомпетенциюгосударстваиявляютсяпреро- гативойнепосредственносубъектовпроизводственнойикоммер-
ческойдеятельности,связаннойстранспортнымкомплексом.Дан- ными субъектамиявляются государственные (муниципальные) организации,учрежденияикоммерческиеорганизации,имеющие различнуюорганизационно-правовуюструктуру,всоответствиис положениямиГражданскогокодексаРоссийскойФедерации(ОАО,
ЗАО,ООО,ПК).
Какправило,вэтихпредприятияхвтойилиинойорганизаци-
онно-производственнойформеобразуетсяифункционируетИТС.
ДлядостиженияпоставленнойцелиИТСдолжнарасполагать
определенной производственной базой иресурсами, которые имеютсвоиисточники иметодыформирования, ирешатьряд
задач,длявыполнениякоторыхсоздаютсяпроизводственныепод- разделения,составляющиеееорганизационно-производственную структуруипозволяющиепроводить:
хранениеипринеобходимостизаправкуавтомобилей;
постовыеработыТОитекущегоремонта,производимые не-
посредственнонаавтомобиле;
работыповосстановлениюснятыхсавтомобилянеисправных
агрегатов,узловидеталей,выполняемыхвспециализированных
цехахиучастках;
работыпообеспечению подготовки производства, обеспече-
ниюнеснижаемогозапасаагрегатов,узловидеталейнапромежу- точномицентральномскладах,перегонавтомобилейвпроизвод-
ственныхзонахит.д.;
работы, связанные с содержанием, реконструкцией итехни- ческим перевооружением производственно-технической базы.
В общем видеорганизационно-производственная структура ИТС, предусматривающая функциональные группы подразделе- нийдлявыполнения указанных задачиуправления процессом их
выполнения, приведена нарис. 36.1.
Инженерно-техническая службаАТОможетвключать следую-
щиепроизводственные участки или комплексы:
комплекс ТОидиагностирования (ТОД), который объединя-
ет исполнителей и бригады ЕО, ТО-1, ТО-2 идиагностирова- ния;
комплекс ТР,вкотором объединяются подразделения, выпол- няющие ремонтные работы непосредственно наавтомобиле (по- стовые);
комплекс ремонтных участков (РУ), вкотором объединяются
подразделения иисполнители, занятые восстановлением оборот- ного фонда агрегатов, узловидеталей.
IРуководительпредприятияI
1
1 РуководительИТС 1
11
Подразделение(группа)оперативного Отделтехнического управления,учетаианализапроизводства контроля
|
Рис.36.1.Обобщенная схемаорганизационно-производственной струк- турыИТСАТО
Рядработможетвыполняться непосредственно наавтомобиле ивцехах(электротехнические, жестяницкие, сварочные, маляр- ныеидр.).Отнесение этихподразделений ккомплексу ТРилиРУ производится обычно сучетомпреобладающего (потрудоемкос- ти)видаработ, атакже сучетоморганизационных соображений применительно кконкретным условиям иразмеруАТО.
ВобобщенномвариантеИТСАТО (группыорганизаций,объ- единения,холдинга)можетвключатьследующиеподсистемы(под- разделения,отделы,цехи,участки):
1)управление ИТС влице главногоинженера, технического директора,авмалыхпредприятияхспециалиста(мастера,техни- ческого менеджера), ответственного затехническое состояние автомобилей,ихдорожнойиэкологическойбезопасности,втом числеиприобслуживаниинаконтрактнойоснове;
2) группу (центр, отдел)управления производствомТО и ре- монтаавтомобилей; .
3)технический отдел, гдеразрабатываются планировочные
решенияпореконструкцииитехническомуперевооружениюпро- изводственно-техническойбазы, осуществляетсяподборизаказ технологическогооборудования,разработкатехнологическихкарт;
разрабатываютсяи проводятсямероприятия поохранетрудаи технике безопасности, изучаютсяпричины производственного травматизмаипринимаютсямерыпоихустранению;проводится техническаяучебапоподготовкекадровиповышениюквалифи- кацииперсонала;составляются техническиенормативыиинст- рукции, конструируются нестандартноеоборудование, приспо- собления,оснастка;
4)отдел(группу) главногомеханика, осуществляющийсодер-
жаниев техническиисправномсостояниизданий,сооружений, энергосиловогоисанитарно-техническогохозяйств,атакжемон-
таж,обслуживаниеи ремонттехнологическогооборудования, инструментальнойоснасткииконтрользаправильнымихисполь- зованием;изготовлениенестандартногооборудования;
5)отдел(группу) материальнотехнического снабжения, обес- печивающийматериально-техническоеснабжениеАТО, состав- лениезаявокпоснабжениюи эффективнуюорганизациюработы складского хозяйства;
6) отдел (группу) технического контроля, осуществляющий
контроль заполнотой и качествомработ, выполняемыхвсеми
производственными подразделениями, контролирующийтехни- ческоесостояниеподвижногосоставаприегоприемеивыпуске
налиниюнаКТП, проводящий анализпричинвозникновения неисправностейподвижногосостава;
7)комплексподготовкипроизводства, осуществляющий подго- товкупроизводства,т.е.комплектование оборотногофондаза- пасныхчастейиматериалов,хранениеирегулированиезапасов,
доставку агрегатов, узлов идеталей на рабочие посты, мойку и комплектование ремонтного фонда, обеспечение рабочих инст- рументом, атакже перегон автомобилей взонах ТО, ремонта и ожидания.
Комплекс подготовки производства может включать:
•участок комплектации, работникикоторого(слесари-комп- лектовщики) обеспечивают позаданию диспетчера производства оформлениетребования иполучение наскладе запасных частей,
необходимых длявыполнения ремонтных работ, и доставку ихна рабочие посты, атакжетранспортировку неисправных агрегатов, узловидеталей, снятых для ремонта;
• промежуточный склад, гдеобеспечивается хранение ограни- ченной номенклатуры агрегатов, узлов идеталей (втом числе и отремонтированных) и поддержание определенного уровня их
запаса;
• моечно-дефекговочный участок, гдепроизводится прием и хранение ремонтного фонда, разборка агрегатов, мойка узлов и деталей,ихдефектация и комплектование перед отправкой на
ремонт вкомплекс РУ;
• инструментальный участок, обеспечивающий хранение, вы- дачуиремонт инструмента;
•транспортный участок, водители-перегонщики которогоосу- ществляют перегон автомобилей, передачу ихнахранение взону ожидания ремонта (ЗОР), атакже транспортировку тяжеловес-
ныхагрегатов,узлов идеталей.
Приразработке организационно- производственной структуры
ИТСдляконкретной АТОучитываются каквнешние поотноше-
. нию кпроизводственному процессу факторы, так ивнутренние, взависимости отчего приведенный выше перечень подразделе-
нийИТСможеткомбинироваться ивидоизменяться. К основным внутренним факторам можноотнести: размеры иструктурупарка
подвижного состава по наличию технологически совместимых групп,режим работы производства иинтенсивность эксплуата- цииподвижного состава, уровень развития производственно-тех- нической базы и характер размещения производственных зон, наличие ихтерриториальной разобщенности, численность произ- водственного персонала,определяющую возможность специали- зации подразделений иисполнителей илинеобходимость совме- щения иминескольких производственных функций.
Косновным внешним факторам, влияющим наформирование организационно-производственных структур ИТС данной АТО, можно отнести факторы, определяемые уровнем развития рынка сервисных услугврегионе. Всвязи сполучением хозяйственной самостоятельности АТО,обладающие развитой производственно- технической базой, имеющие соответствующие сертификаты и лицензии, сталиучаствовать наконтрактной основе вобслужива-
нии и ремонте автотранспортных средств малых предприятий и частных владельцев. Таким образом,АТОрешает для себя вопрос более полной загрузки производственных мощностей иперсонала
и получения дополнительных доходов, а для владельцев малых
предприятий, не обладающих собственной полнофункциональ- ной производственно-технической базой,решает вопрос ополу- чении лицензии на выполнение транспортной деятельности.