Организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей

ТехнологическийпроцессТОиегоорганизацияопределяются количествомпостовимест,необходимыхдлявыполненияпроиз- водственнойпрограммы,технологическимиособенностямикаж-

договида воздействия, возможностью распределения общегообъ- емаработпопостам ссоответствующей ихспециализацией име- ханизацией.

Взависимости отчислапостов,междукоторыми распределяет-

ся комплекс работ данного вида обслуживания, различают два

методаорганизации работ:науниверсальных инаспециализиро- ванныхпостах.

МетодТОавтомобилейнауниверсальныхпостахзаключается в

выполнении всех работ вида ТО (кроме УМР) на одном посту группой исполнителей,состоящей израбочих всехспециальнос- тей(слесарей, смазчиков, электриков) илирабочих-универсалов, гдеисполнители выполняют своючастьработвопределенной тех- нологической последовательности.Приданном методеорганиза- ции технологического процесса посты могут быть тупиковые и проездные.

ТупиковыепостывбольшинствеслучаевиспользуютсяприТО-1 иТО-2.Проездные - преимущественно приЕО. ·

Недостатками метода(при тупиковом расположении постов) являются следующие: значительная потеря времени наустановку автомобилей напостыисъездсних;загрязнение воздухаотрабо- танными газами приманеврировании автомобиля впроцессе за- езданапостыисъездасних;необходимость неоднократного дуб- лирования одинакового оборудования.

СутьюметодаТО автомобилей наспециализированных постах являетсяраспределение объемаработданноговидаТОпонесколь- кимпостам. Посты,рабочие иоборудование нанихспециализи- руютсясучетомоднородности работилирациональной ихсовме- стимости.

Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым.

Поточный метод основан на применении поточнойлинии-

такойсовокупности постов,прикоторой специализированные по- стырасполагаются последовательно поодной линии. Необходи- мымусловием приэтомявляется одинаковая продолжительность

пребывания автомобиля накаждомпосту(синхронизация работы

постов),котораяобеспечивается при различныхобъемахвыпол- няемых работпопостам соответствующим количеством рабочих присоблюдении условия

t=t0/Р=const, (33.1)

где t­ продолжительность простоя автомобиля на посту (такт
поста); t0­ объемработпоТО,выполняемых нап осту;Р- чис-
лорабочих напосту.    

При поточном методе специализированные посты могутбыть

расположены прямоточно, какэтоорганизуетсяприЕО(рис.33.1), ипоперечно поотношению кнаправлению движения потока.




организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей - student2.ru

  + Г,i] <=И]+ ~~ш О-5"ф----~~-.........................--__.._.....__.

36ООО

Е9-потребительводы ~-рабочееместо #-потребительэлектроэнергии

@-потребительсжатоговоздуха

Рис.33.l.Планировка постауборкиимойкиавтомобиля:

1- контейнердлямусора;2- электротепьфер;З- установкасозданиявоздуш- нойзавесы;4­ пультуправления}5­ огнетушительуглекислотный;6­ ящик дляпеска;7- ларьдляобтирочногоматериала;8­ воротамеханизированные;

9­ барабанссамонамывающимсяшлангомипистолетомдляводы;10­ автома- тическаяустановка;11- воздухораэпаточнаяколонка;12- знакибезопаснос- ти;13- щитдляинвентаря;14- пылесос;15- конвейер

Достоинствамиметодаявляютсясокращениепотерьвременина перемещениеавтомобиля(рабочих) иэкономноеиспользование производственныхплощадей.Недостаткомявляетсяневозможность измененияобъемаработ(всторонуувеличения)накаком-либоиз постов,еслинепредусмотретьдляэтойцелирезервных(скользя- щих)рабочих,включающихся ввыполнениедополнительновоз- никшихработ,чтобыобеспечитьсоблюдениетакталинии.Часто этифункциискользящихрабочихвозлагаютсянабригадиров.

ПриорганизацииТОнапоточныхлинияхразличаютпотоки

непрерывногоипериодического действия.Потокомнепрерывного

действия (применяется толькодля работЕО)называюттакую

организациютехнологическогопроцесса,прикоторойТО про- изводитсянанепрерывно перемещающихся порабочимзонам

автомобилях.Скоростьконвейераприэтомвыбираютвпределах

0,8... 1,5м/мин.Расстояниемеждуперемещаемымидругзадругом автомобилямиА(2...4мвзависимостиотскоростиконвейера) выбираетсясучетом того,чтооноявляетсячастьюдлинырабо- чейзоныLр.з=La+А,гдеЕ,- длинаавтомобиля.

Потокомпериодическогодействияназываюторганизациютех-

нологическогопроцесса,прикоторомавтомобилипериодически

перемещаютсясодногорабочегопостанадругой(скоростькон- вейера- до15м/мин,А= 1м).

Приоперационно-постовом методеобслуживанияобъемработ данноговидаТОраспределяетсятакжемеждунесколькимиспеци-

ализированными, нопараллельнорасположеннымипостами,за

каждымизкоторыхзакрепленаопределеннаягруппаработ или операций. Приэтомработыилиоперации комплектуются повиду обслуживаемыхагрегатов исистем(например:механизмыпередней подвески ипереднего моста; задний мост итормозная система; коробкапередач,сцеплениеикарданная передача).Обслуживание автомобилей вэтомслучаевыполняют натупиковыхпостах.

Преимуществами данного методаявляются: возможность спе- циализации оборудования; повышениеуровня механизации; по-

вышение качестваработипроизводительности труда;болееопе- ративнаяорганизация технологического процесса(независимость постановки автомобилей напост). Недостатком методаявляется

то,чтонеобходимость перестановки автомобилей спостанапост

требует маневрирования автомобиля,что вызывает увеличение

непроизводительных потерьвремени, а такжезагазованность по- мещений отработавшими газами.

При данном методе целесообразно ТО организовывать вне- сколько приемов (заездов), распределив все работы ТО на не-

сколько дней.

ОрганизацияТО-1иТО-2науниверсальныхпостах.При не-

большомсписочном составепаркаАТО,аследовательно, неболь-

шойпрограмме ТОнеудаетсяиспользовать поточный методоб- служивания.ВэтомслучаеТОпроводятнауниверсальных постах, обеспечивающихполное выполнениеперечняобязательныхопе- раций ТО-1 (илиТО-2) накаждом изних.

Прииспользовании дляТОуниверсальных постовприменяет- сячастичная илиполная специализация исполнителей - пови- дамработилипогруппам агрегатов.

Посты используются тупикового ипроездного типов. Проезд- ные посты,позволяющие сохранитьманеврирование подвижного состава, наиболее предпочтительны дляобслуживания автопоез- довиавтобусовсочлененного типа.

При программе обслуживания до восьми автобусов всутки НИИАТ рекомендует выполнять ТО-1науниверсальном тупико- вомпосту(рис.33.2).

На такихпостахвыполняются контрольные, регулировочные и крепежные работыпоагрегатамимеханизмам автомобиля, атак- жеработыэлектротехнические, посистемепитанияи шинам.При этом выполнение смазочных, заправочных иочистительных ра- ботпредусматривается наотдельном постусмазки.

ОрганизацияТО-1на потоке.Косновным условиям, прикото- рыхдостижима эффективность поточного метода,относятся:

• достаточная для полной загрузки поточной линии суточная илисменная программа обслуживания;

• строгоевыполнение всегокомплекса операций определенно- годляданного видаобслуживания автомобиля иусловий егора-

боты;

организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей - student2.ru

~:]1:;нt3у]~ 2 З 4 5
1

15 1413 1450011 10

Рис.33.2.Технологическая планировка универсального постадляТО-1 автобусов:

1 - тележкадлясборафильтрующихэлементов;2- стол-ваннадляпромывки фильтров;3­ стол-ваннадлячистогомасланаподставке;4­ ларьдлячистых обтирочныхматериалов;5­ наконечниксманометромдлявоздухораздаточноrо шланга; 6- стационарная компрессорная установка;7- направляющиедля колесавтобуса;8­ подъемникскреплениемнастенкеканавы;9­ подставка для работывосмотровой канаве; 10­ переносной ящик для инструмента и крепежныхдеталей; 11 - маслораздаточный бак;12 - электромеханический солидолонагнетатель;13 ­ маслораздаточнаяколонка;14­ стеллаж-вертушка длякрепежныхдеталей;15­ слесарныйверстак

• четкоераспределениеперечняоперацийпоотдельнымис-

.•полнителям;

• правильныйрасчеттакталинииистрогоееговыполнение;

• максимальнаямеханизацияиавтоматизацияработ,включая

. передвижениеавтомобиляспостанапост;

• максимальновозможнаяспециализацияотдельныхпостовпо

· видувыполняемыхработприбольшойпрограммеобслуживания

· исовмещениеработразличноговиданаодномпоступриотноси-

.. тельнонебольшойпрограмме;

• хорошоналаженноеснабжениепоточнойлиниивсеминеоб- ходимыми деталями,материаламииинструментом,хранящимся вблизиотрабочихпостовилинепосредственнонапостах;

• возможностьпереходов рабочихспостанапостиналичие такназываемых«скользящих»рабочихдляпродолжениянезакон- ченнойоперацииилиоказанияпомощивработесоседнимпо- стам(особенноприразномарочномсоставе автомобилей),а так- же наличиепринеобходимостидополнительногопостадлязавер-

шенияработ,покаким-либо причинамневыполненныхнаса- мойлинии.

Типажпоточныхлинийвключаетдватипалиний:надваитри

рабочихпоста(рис.33.3).Дпятрехпостовойпоточнойлинииспро-

изводительностью17...20автомобилейвсменуприсемирабочих

напостахраспределениевидовработпопостамможетиметьсле-

дующийвид.

Первый постпредназначен длявыполнения контрольно-диаг- ностических, крепежных и регулировочных работ, связанных с вывешиванием колес автомобиля (попереднему изаднему мос- там, тормозной системе, рулевому управлению иподвеске авто- мобиля).На втором посту выполняются контрольно-диагности- ческие, крепежные и регулировочные работы,не связанные с вывешиванием колесавтомобиля (поэлектрооборудованию,сис- теме питания, КПП, сцеплению идр.).Натретьем поступроиз- водятся работы подвигателю, смазочные,заправочные иочисти- тельные операции повсемуавтомобилю.

Налинии может бытьпредусмотрен нерабочий пост, который чащевсегоиспользуетсядлястоянки автомобиля,ожидающегоТО.

ОрганизацияТО-2 на потоке.ТО-2напотокеимеетследующие основные особенности:

1) распределение всегокомплекса операций ТО-2 поместуих

выполнения (специализированным постам) исходяизтехнологи- ческой разнородности различных групп операций, технологиче- скойпоследовательности ихвыполнения, специфичности приме- няемого оборудования, санитарных идругихусловий;

2) включение в ТО-2 операций ТР малой трудоемкости,не нарушающих ритмичности выполнения собственно обслуживания (поразработанному примерному перечню таких операций);

3) вариантность технологических схем,предусматривающая возможность ихиспользования различными помасштабуАТО, с выполнением обслуживания какнапостахтупикового типа,таки напоточной линии (нанаиболее крупных предприятиях);

4)возможность унификации поточныхлинийТО-2в целяхпро- ведения работнанихвразличные смены (наоднихи техжепро- изводственных площадях).

Взависимости отмасштабаАТОипроизводственной програм- мымогутприменяться различные организационные схемыобслу- живания ТО-2 на потоке сделением поступивших автомобилей начетыре группы.

Попервой изэтих схемпосле выполнения контрольно-диаг- ностических операций напостудиагностики (рис. 33.4) автомо- били 1-йгруппы следуютвзонуТО-2 напостытупикового типа, где выполняются операции 2-й и 3-й групп. Смазочно-очисти- тельные операции 4-йгруппывыполняются напостусмазкизоны ТО-1илинасоответствующем поступоточной линии ТО-1.

Повторой итретьей схемамвсеоперации, кромеконтрольно- диагностических, выполняются на четырех-илипятипостовой поточной линии ТО-2.

Рекомендациями по выбору схемы организации устанавлива- ются, чтопри программе, равной 2-3 обслуживаниям грузовых автомобилей всмену, принимается первая схемаспостами тупи- кового типа. При программе на4-5обслуживаний применима

Пост подпора Пост№ l Пост No 2 Пост№З Постконтроля

  19 ~c:::J 125 9 26 !!!!!1ши. ~ [lQ]
1 1 lf41

организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей - student2.ru 42ООО

Рис.33.3.Технологическая планировка поточнойлинииТО-1натрех

постах:

1 ­ направляющийролик;2­ конторский стол;3­ слесарныйверстак;4­ регулируемыеподставкиподноги;5­ стеллаж-вертушкадлякрепежныхдета- лей;6­ переходныймостик;7- передвижнойпостэлектрика;8­ тележкадля транспортировки аккумуляторныхбатарей;9­ ящик дляинструментаикре- пежныхдеталей;10­ гидравлическийпередвижнойподъемник;11 ­ гайковерт длягаекколес;12­ стол-ваннадляпромывкифильтров;13­ воздухораздаточ- наяавтоматическаяколонка;14- маслораздаточнаяколонка;15- передвижной постсмазчика-заправщика;16- маслораздаточныйбак;17- ларьдляобтироч- ныхматериалов;18- установкадляотсосаотработавших газов;19- механизм приводаворот;20 ­ ларидляотходов;21 ­ воронкадлясливаотработавших масел;22­ установкадлязаправки трансмиссионныммаслом;23­ передвиж- нойнагревательсмазки;24­ передвижнойпостслесаря-авторемонтника;25­ гайковертдлягаекстремянокрессор;26­ установкадлятепловойзавесыворот

втораясхема- счетырехпостовойпоточнойлинией.Припро- граммена6- 7обслуживаний- пятипостоваяпоточнаялиния.

При проведенииТО-2допускаетсявыполнениесопутствую- щихремонтныхопераций,имеющихотносительномалуютрудо- емкость(до20чел.-мин),приобщемихобъеменеболее20%от нормативногообъемаработ ТО-2.Ктакимоперациямотносятся заменарулевыхтяг,топливногонасоса,тормозныхколодок,кар- данноговалаит.п.

Дляобеспеченияритмичностивработепоточнойлиниипре-

дусматриваетсявыделениенескольких«скользящих»слесарей-ре-

монтников.

РаспространениюпоточныхлинийТО-2 препятствуетзначи-

тельнаясложностьорганизацииихработ.Наиболеетрудносохра-

нитьзаданнуюрасчетомритмичностьвработепоточнойлинии,

организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей - student2.ru

    3

'

-
, -

,,--

    /' -- 1r----\ ... -'     -- -, 1;-----<.--     15 ООО
,..''

Рис.33.4.Планировка участкадиагностирования Д-2:

1 - вывод отработавших газов; 2- раковина для мытья рук; 3- шкаф для одежды; 4- пультуправления стендом; 5- стол; 6- стул; 7- подвод воздуха;

8­ прибор для проверки системы зажигания; 9­ верстак с параллельными тисками; ТО­ переносная лестница; 11- площадочный винтовой подъемник;

12- вентилятор для охлаждения; 13 - второе положение автомобиля; 14 - шкаф для переносного оборудования; /5­ передвижной подъемник;/6­ пер- воеположение автомобиля;17- осмотровая канава;18...:_ стенд длядиагности- китягово-экономических показателей;19­ раздвижные ворота

таккаквыполнять ТО-2 безопераций ремонта неудается(объем работ ремонта приТО-2 достигает 50·%иболееоттрудоемкости самого обслуживания).

Такимобразом,основными показателями ДЛЯприменения ТО-2 напотокедолжныстать:улучшеннаяорганизация снабжения;боль-

шаяравнопрочность идолговечностьузловиагрегатов автомобиля (чтопозволитуменьшитьобъемремонтныхработистабилизировать переченьоперацийприТО-2);применение углубленнойдиагности- киавтомобилейпередпостановкой их наТО-2 сцельюуточнения состава требуемыхопераций ремонта; оснащение большегочисла АТОзданиями, позволяющими оборудоватьпоточныелинии в со- ответствиисрациональной технологиейобслуживания.

Операционно-постовой методТО-2.Основными идеямиметода являются: выполнение всегообъема ТО-2 исопутствующего ре-

монта (ТРсоп) только вмежсменное время, внесколько приемов- заездов, осуществляемых втечение ряда следующихдругзадру- гомдней; распределение испециализация рабочихпоопределен- ным группам обслуживаемых иремонтируемых агрегатов исис- темавтомобиля.

Практически весьобъемТО-2поданному методураспределя- етсянашестьгруппопераций (епостов»), каждая изкоторых вы-

полняется рабочимиопределенного поста.Числоприемов-заездов наобслуживание ограничивается четырьмя илидвумя, вкаждый изкоторых работы наавтомобиле выполнялись сразунескольки- ми<<ПОСТаМИ>>.

Подсловом<<ПОСТ>>приоперационно-постовомметодепони-

мается не автомобилеместо, агруппаопераций, выполняемая

рабочимиопределеннойспециализации.Специализацияавтомо- билемест(заисключениемработпокузову)неосуществляется.

Сутьюметодаявляетсянеперестановкаавтомобилявпроцессе выполненияработТО-2спостанапост,аперемещениепопо- стампередвижныхгрупписполнителей.Всоставобщейбригады ТО-2,кромезакрепленныхспециалистов,могутвходитьнекото- рыеспециалисты, незакрепленныезаотдельнымипостами,- арматурщики,электрикиидр.

Внедрениеоперационно-постового методапозволяетдовести

КТГавтомобилейпаркадо0,97.

Недостаткамиметодаявляются:отсутствиеспециализацииав- томобилемест,свойственнойпоточномуметоду;отсутствиестро- гойтехнологическойсвязимеждуавтомобилеместамиипроизвод-

ственнымицехами;нечеткоераспределениефункциймежду ос- новнойбригадой,выполняющейТО-2ибольшуючастьремонтов, ивспомогательнойбригадой,выполняющейтолькоТР,чтосни-

жаетответственностьотдельныхисполнителейзакачествоработи,

какследствие,способствуетизлишнейповторяемостиремонта.

Глава 34

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТЕКУЩЕГО РЕМОНТАПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Организациятекущего ремонтаподвижногосоставаявляется однойизнаиболееактуальныхзадачАТО.Простоиавтомобилейв ремонтеиожиданииегооченьвысоки,вследствие чегодо25% автомобильногопаркаежедневноневыпускаетсяналинию.Сни- жениекачестваТРвследствиеегослабойорганизацииведеткумень- шениюмежремонтныхпробегови,следовательно,кростуобъема ТР.Нарис.34.1представленасхемапроцессаТРавтомобилей.

Следовательно,важнейшейзадачейорганизацииремонтаявля- етсяснижениевременипростояавтомобилейвТРи егоожидании.

В обеспечениикачестваТРособую рольиграетустановление прямойсвязимеждурезультатамитрудаизаработнойплатойпер-

сонала.Крометого,дополнительнымусловиемсвоевременного

выполненияТРявляетсяналичиенаскладахАТОфондаоборот-

ныхагрегатов,узловимеханизмов,атакженеобходимыхматери-

алов,деталейиприборов.

Текущийремонтавтомобиляпроизводится однимиздвухме- тодов:агрегатнымилииндивидуальным.

Приагрегатномметодеремонтавтомобилейпроизводится пу-

темзаменынеисправныхагрегатов исправными, ранееотремон- тированнымиилиновымиизоборотногофонда.Неисправныеаг-

регатыпослеремонтапоступаютвоборотныйфонд.Втомслучае, когданеисправность агрегата,узла,механизма илидеталицеле- сообразнееустранитьнепосредственнонаавтомобилевмежсмен- ноевремя(когдадляпроизводстваремонта достаточномежсмен- ноговремени), заменыобычнонепроизводят.

Агрегатныйметод позволяетсократитьвремяпростояавтомо- билявремонте,посколькузаменанеисправныхагрегатовиузлов наисправные, как правило,требуетменьшеговремени, чемде- монтажно-монтажные работы,производимые безобезличивания агрегатовиузлов.

Приагрегатномметоде ремонтавозможно,ачастоицелесооб-

разноремонтагрегатов,механизмов,узлов исистемпроизводить внеданнойорганизации, вспециализированных ремонтныхорга-

низациях(илиАТО).

Прииндивидуальном методеремонтаагрегатынеобезличива-

ются.Снятые савтомобиля неисправные агрегаты(узлы)после

Контрольно-диагностические работыдлявыявления характераиобъемовТР

...
+

Снятиенеисправныхагрегатов,узлов, механизмов, деталей;

уточнениеобъемовработ(приагрегатномметоде-

отправкаремонтногофонданасклад)

Прииндивидуальномметодеремонта I IПриагрегатномметодеремонта

устранениенеисправ- ~ ......
Ремонтныеработысо Производственно-Устранениенеис- снятымиагрегатами, вспомогательные правностейнане-

ностейнанеснимае- цехи,отделения, снимаемых

мыхагрегатах

участкиагрегатах

t

Установкаисправных Установкаисправных

агрегатов;подгоноч-

ные, регулировочные ~

Складоборотных ~ агрегатов;подгоноч- материалов ные, регулировочные

идругиеработы идругиеработы

- 1
-1 Контролька'честваработ

Рис.34.1.Схемапроцессатекущего ремонтаавтомобилей

восстановления ставятна тотжеавтомобиль. Приэтомвремяпро- стояавтомобиля вТРбольше, чемприагрегатном методе.Вэтом случаересурсагрегатов, узлови деталей используется вбольшей мере, так как достигается лучшая соосность иподгонка впоса- дочныхместах.

Организация производства взонахТРАТОвозможна наосно-

ведвухметодов:универсальных испециализированных постов.

Методуниверсальных постовпредусматривает выполнение ра- ботнаодном постубригадой ремонтных рабочихразличных спе-

циальностей илирабочими-универсалами высокойквалификации.

Методспециализированных постовпредусматриваетвыполнение работнанескольких, специализированных длявыполнения опре- деленного видаработ (подвигателю,трансмиссии идр.)постах.

Универсальный постТРобычно представляет собойосмотро- вуюканаву, оснащенную оборудованием, обеспечивающим вы- полнение любых работТРнаавтомобиле.

Каждый специализированный пост оснащается оборудовани- емвсоответствии схарактером выполняемых нанемработ. Спе- циализация постовТР позволяетмаксимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребности воднотипном оборудо- вании,улучшитьусловиятруда, использоватьменееквалифици- рованныхрабочих,повыситькачествоработипроизводительность

трудана20...40%.

РабочиеместадлязаменыиТРдвигателейгрузовыхавтомоби-

лей,какправило,организуютнаизолированныхстандартныхос-

мотровыхтупиковыхканавах.Специализированныерабочиепосты дляТРдвигателеймогутбытьдвухтипов:дляснятияи установки двигателейи дляТРдвигателейнаавтомобилях.Ониразличаются

оснащениемичисломодновременноработающихисполнителей.

РабочийпостдляТРдвигателейцелесообразноразмещатьвбли-

зимоторного(агрегатного)участка,рядомсучасткомкомплек-

тования,проверкииобкаткидвигателей.Постцелесообразноос- наститьдиагностическимоборудованиемдляобеспеченияконт-

роляирегулировкипослепроведенияработТР.Узлы идетали двигателя,снимаемыепритекущемремонте(головка блока,во- дянойнасос,клапаны,пружиныит.д.),очищаютиремонтиру- ютвмоторном(агрегатном)участке.

Рабочиепосты,специализированныепоремонтудругихагре- гатовисистем,организуютаналогичноуниверсальнымпостам, нососпециализациейоборудования.СпецификаТРгазовой ап- паратурытребуетсозданияспециализированныхпостовиоргани- зацииработынанихспециальныхремонтныхрабочих.

Вчислеспециализированныхпостовсоздаютсяиоснащаются постыдляпроизводстварядадиагностическихирегулировочных

работ.Необходимостьихорганизациивызванаприменениемпри выполненииработТРспециальногодиагностическогооборудова-

ния.К таким постам, организуемым исходя из экономических соображений иповышения качества работ,относятся:

постыдиагностики ирегулировки тормозов автомобилей, обо- рудованные роликовыми тормознымистендами;

посты диагностики и регулирования углов установки колес

автомобилей, оборудуемые оптическими стендами.

Приорганизации технологических процессов напроизводствен- ныхучастках учитывают следующие принципы:

l)специализация производственных участков производится по технологии работ (слесарные, кузнечные, сварочные, малярные

ит.д.)ипо группам агрегатов, узлов, деталей автомобиля (агре-
гатные,электротехнические, аккумуляторные ит.д.);  

2)обеспечение коротких производственных связей между зо-

ной ТР икаждым производственным участком (складами запас- ныхчастей,агрегатов иучастками), которых стремятся добиться приорганизации производственных участков;

3)обеспечение технологической последовательности операций текущего ремонта автомобилей.

Организация работы вкаждом производственном участке про-

изводится в соответствии стехнологической последовательнос- тьюоперацийТР.Принятая технологическая последовательность определяет выработку организационных ипланировочных реше- нийпроизводственных участков поТРавтомобилей. Примеры ре- шений далее представлены поучасткам иотделениям.

Агрегатныйучасток производитремонтбольшинстваагрегатов

автомобиля (двигателяиегоузлов, сцепления коробки передач, карданнойпередачи,заднегоипереднегомостов,рулевогоуправ- ления и др.),причем восновном заменой неисправныхдеталей

(рис.34.2).Такоераспределение позволяетспециализировать ра- бочихнаремонтедвигателейкакнаиболеесложномагрегате.

Технологический процесс ремонта включает:мойку агрегата; подразборку всоответствии собъемом ремонта;мойку снятых деталейиихдефектовку;сортировкудеталейиихкомплектовку послеремонта;сборкуи испытаниеагрегата.Разборочно-сбороч- ныеработывагрегатномучастке,какправило,проводятнаспе-

циализированных стендах,обеспечивающих возможностьподхо- дакремонтируемомуагрегатусразныхсторон,атакжеповороти наклонагрегатадляудобстваработы.

Электротехническое отделение. Вэлектротехническомотделении проводятремонти контрольгенераторов,стартеров,приборов зажигания, контрольно-измерительных приборовидругойаппа- ратуры.Разборка-сборкаагрегатовэлектрооборудованияпроводится в основномнаверстакахсприменением универсальногоинстру- мента испециальных приспособлений. Ремонтдеталей иузлов включаетзаменуобмоток иизоляции, припайку проводов,сле- сарныеработы.

10 ООО

организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей - student2.ru

Рис.34.2.Агрегатныйучасток:

1 ­ стеллаж для деталей; 2­ ларь для обтирочных материалов; З­ станок для расточки тормозных барабанов;4­ радиально-сверлильный станок; 5,17­ вер- стаки слесарные; 6­ шкафдля приборов иинструментов; 7­ стенддляремонта коробки передач; 8­ стенддляразборки ирегулировки сцеплений; 9 ­ гидравли- ческий пресс 40т;10- стенддля ремонта редукторов задних мостов; 11- стенд дляремонта передних изадних колес; 12- стенддля клепки тормозных накладок;

13­ стеллаж для инструментов; 14­ настольный пресс 3т;15­ заточный ста- нок;/6- моечная ванна; 18- стенд для ремонта карданных валов и рулевых механизмов;19­ передвижная моечная ванна; 20­ заточный станок; 21­ верти- кально-сверлильный станок;22 ­ раковина для мытья рук;23­ электрический

рукосушитель; 24- ларьдляотходов

Аккумуляторное отделениесостоитизчетырехзон:кислотной (поприготовлениюэлектролита);зарядной;ремонтной (поре- монту ипроверкебатарей);аппаратной(дляразмещенияаппара- турыдлязарядабатарей).ВзависимостиотразмеровАТОуказан- ныезоныразмещают:вотдельныхчетырех помещениях;вдвух помещениях,объединяяпервую совторойитретьюсчетвертой зоной;водномпомещении,организуяработыпервойитретьей зонвшкафахсиндивидуальнойвытяжнойвентиляцией.

Слесарно­механическийучасток.Внемпроводятвосстановление иизготовлениеотносительнопростых деталейисборкуузловв основномдлязоныТРиагрегатногоучастка (рис.34.3).

Вслесарно-механическомучасткеобрабатываютдеталиподре- монтныеразмеры,изготавливаюткрепежныеидругиедетали(бол-

ты,шпильки, втулкиидр.),подготавливаютдеталиксваркеи обрабатываютпослесваркии т.п.ВобщейтрудоемкостиТРсле- сарно-механическиеработысоставляют4...12%.

Медницкоеотделение.Медницкиеработысоставляютпримерно

2%объемаработпоТРи предназначеныдлявосстановлениягер-

организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей - student2.ru организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей - student2.ru

о

С)

О\

14lbll§1 555 С) ~]Ш 12 оо .......     о С) \О м   6000 6000
,

- -

Рис.34.3.Спесарно-механический участок:

1­слесарныйверстак;2­ слесарныетиски;3,4­ токарно-винторезные стан- ки;5­ инструментальныйшкаф;6­ универсально-заточныйстанок;7- обди- рочно-шлифовальный станок;8­ стеллаждлядеталей;9­ станокуниверсаль- ныйфрезерный;10­ станокотрезной; 11­ вертикально-сверлильныйстанок;

12- поверочная плита; 13- настольно-сверлильный станок; 14- пресс с

ручнымприводом

метичностидеталей,изготовленныхв основномизцветных мате- риалов.Внемпроизводитсяремонтрадиаторов,топливныхбаков, трубок,бачковивосстановлениедругихдеталейпайкой.

Сварочно­жестяницкий участок.Сварочныеработыпредназна- ченыдляликвидациитрещин,разрывов,поломок,а такжепри- креплениякронштейнов,уголкови т.п.ВАТОприменяютэлект- родуговуюигазовуюсварку.Работыгазовойсваркиобычнопод- разделяютнасварку деталейизтолстолистовойсталиисварку тонколистовойсталикузовов(кабин),атакже тонкостенныхде- талей.Электросваркойремонтируютмассивныедетали(раму,ку- зовсамосвала).

Карбюраторныйучасток.ВкрупныхАТОработыпоремонтупри- боровсистемыпитаниямогутвыполнятьсявкарбюраторномучастке. Вмелкихорганизацияхэтиработымогутобъединятьсясэлектро- техническимиработами.Карбюраторныйучастокспециализирует- сянапроведенииконтроля,регулировкииремонтакарбюраторов, топливныхнасосов,фильтровит.д.ПриналичиивАТОавтомо- билей, имеющихкарбюраторныеидизельныедвигатели, могут создаватьсядватерриториальноразделенныхотделения.

Шиномонтажный ишиноремонтный участки.Вних(рис.34.4)

проводятдемонтажшинсколес,правкудисковизапорныхко-

-

о

8

О\

  с, с, 1Г)     ()   1     с, с, ~ -е-   ()     4
организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей - student2.ru
     
     
       
     
1

'
-''

уб ~   ... -...
1

Рис.34.4.УчастокТРпоремонтуимонтажушин:

1- шиномонтажныйучасток:1- пневматическийборторасширитель;2- клеть длянакачкишин;З­ стенддляправкидисковколес;4­ стенддлядемонтажа имонтажашин;5- камерадляокраскидисковколес;6- электротельфер;7- стеллаждляпокрышек;II- шиноремонтныйучасток:8­ верстак;9­ слесар- ныетиски;10- ларьдляотходов;11- вешалкадлякамер;12- электровулка- низационный аппарат;13- ваннадляпроверки камер;14- шероховальный станок;15­ клеемешалка

11 В11асо11321

организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей - student2.ru организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей - student2.ru организация технологическихпроцессов то идиагностирования автомобилей - student2.ru 30000




. · _J

о о о

.......

  д г--·~ L 9   г-·-~ L 9
I . · _J

о о

r--

N

-

-
VI

Рис.34.5.Малярный участокгрузовогоАТО:

1 - участокподготовки иокраски автомобилей; 11 - краскоприготовительная: Ш - кладоваялакокрасочных материалов; IV- электрошитовая;V- тамбур; VI- вентиляционная камера наантресолях; 1 ­ электронагревательный эле- мент;2­ постсушки; З­ постокраски; 4­ поворотный круг; 5­ привод поворотного круга;6- насоскгидрофильтру; 7- гидрофильтр; 8- краскона- гнетательнаяустановка; 9­ постыподготовкикокраске; 10­ шкафвытяжной;

11 - столс мраморной плитой;12 - стол свискозиметром; /3 ­ полочный стеллаждлярасфасованныхлакокрасочных материалов;14- краскомешалка;15- площадкадлятарного хранения красок;16- постнанесения противокоррози- онного покрытия; 17- опрыскиватель

лец,окраску дисков,контрольимелкийремонтшин,вулканиза- циюкамер,монтажибалансировкуколес.

Участокпоремонтугазовойаппаратуры.Дляремонтагазовой

аппаратурыавтомобилясоздаетсяспециализированный участок. Внемпроводятсяконтроль,регулировкаиремонтредуктороввы-

сокогоинизкого давления,газовыхибензиновыхклапанов,филь- тровидругойгазовойаппаратуры.

Обойныйучасток.Внемосуществляетсяремонтиизготовление подушек,спинок, сиденийивнутреннейобивкикузовов,зимних чехловнарадиаторыикапотыдвигателей, атакжечехловсиде- нийитентов.

Столярно­кузовнойучасток.Внемпроизводитсяремонтиизго- товление кузововгрузовыхавтомобилей, деревянных частейка- бины,оковкикрюковидругихдеталей.Частовэтомучасткепро- водят иарматурныеработы(ремонтстеклоподъемников,дверных ручек,петель,замковидр.).

Кузнечныйучасток. Вкузнечномучасткепроводятремонтииз- готовлениедеталейсприменениемнагрева(правка,горячаяклеп- ка,ковкадеталей)иремонтрессор.Основнаядоляработсвязана

сремонтом рессор- заменой сломанных листов, рихтовкой (вос- становление первоначальной формы)листов, имеющихпонижен- нуюупругость.Собранные рессорыиспытываютнагрузкой.Кроме того, вкузнечном участке изготавливают различного вида стре- мянки, хомуты, кронштейны.

Малярныйучасток. Малярные работыявляются завершающи-

ми при ремонте кузова автомобиля, поэтому вмалярный учас- ток (рис. 34.5) автомобили поступают после выполнения всех видов работ.

Приорганизации работывмалярномучасткенаибольшеечисло

рабочихместсоздаетсядляподготовки автомобиля кокраске. Ок- раскаисушкаавтомобилей производятся вспециальных камерах.

Глава 35

Наши рекомендации