Факторы,определяющие простои втои ремонте
Поддержаниеработоспособностииремонтавтомобилясвяза- нысегопростоямивзонеТОиТР.Снижение временинерабоче- госостоянияавтомобиляпутемоптимальнойорганизациипроиз- водственного процессаТОиремонтаявляетсяважнойзадачей, решениекоторойдолжно осуществлятьсясучетомфакторовпро- стоявТОиремонтеавтомобиля.
НасокращениепростоеввТОиТРавтомобилейвлияютсле-
дующиеосновныефакторы:обеспеченностьпроизводственными площадями;уровеньмеханизациитехнологическихпроцессов;
режимработызониучастков;технология работпоТОиремонту; стабильностьтрудовыхколлективов;системаобеспечениярабо- чихместзапаснымичастями.
Обеспеченностьпроизводственнымиплощадямизначительновли- яетнатехническуюготовностьавтомобилей(рис.31.1).
Уровеньмеханизации технологических процессовТОиТРоказы-
ваетсущественноевлияниенатехническуюготовностьавтомоби-
лейидругиепоказателипроизводственногопроцесса(табл.31.1).
Режимработызониучастков. ПриорганизацииТОиТРавто-
мобилейсущественноезначениеимеетпродолжительностьработы
производственныхзониучастковираспределениеработвовреме- нисуток.Достаточноэффективнойявляетсяорганизациявыполне- нияТО-1внерабочеедляавтомобиля(межсменное)время,что
позволяетсохранитьлинейныйрежимтранспортногосредства.
ВыполнениеТО-2 иТРвмежсменное(особенновночное)
времяорганизоватьдовольносложно.Однаколюбойобъемработ,
переносимыйсэксплуатационногонамежсменноевремя,дает
обязательныйприростКТГ.Врезультатеприабсолютномувеличе-
ктг
0,90
0,88
0,87
0,86
0,85
~
.,r
~ ~
........-
-
-------
6 8 10 12 14 16 18S м2
'
Рис.31.1.Влияниеобеспеченности производственной площадьюS на коэффициент технологической готовности (КТГ)автобусногопарка
Таблица 31.1
Изменение показателейпроизводственноrо процессавзависимости отуровнямеханизации процессовТОиТР
Показатели | Уровеньмеханизации,% | |||||
20* | ||||||
ктг | ||||||
ТрудоемкостьТОиТР | ||||||
Расходзапасныхчастей |
•При уровне механизации 20%коэффициент технической готовности (КТГ)
принят за 100%.
ниизатратнаТОиТР(насодержание ночных,межсменныхбри- гадТОиТРиобеспечениеихпроизводства)можетиметьместоих снижение наединицувыполненнойработы.
Вместестемпростойавтомобилядажепримногодневноможи- даниинеобходимойдеталииагрегата(вслучаезначительныхпро- стоевпопричинезадержкипоставкинеобходимыхзапасныхчас- тей)будет примежсменномвременипроизводстваТО-2илиТР существенноснижен.
ТехнологияработпоТОиремонту.Своевременноеикачествен- ное выполнение ТОобеспечиваетвысокуютехническуюготов- ностьавтомобильногопарка(рис. 31.2) иснижаетпотребностьв ремонте.На низкоекачествоТОиТРавтомобилейоказываютвли- яние нарушение периодичности выполнения работТОиневы- полнениерегламентныхработТО-1иТО-2требуемойноменкла- туры. Нарушениепериодичности,невыполнениеполногообъема ТОприводяткувеличениюслучаевремонта.
Если отклонение от соблюдения периодичности всторону уменьшенияпроведенияТО-2отрицательносказываетсянатех-
0,89
0,88
0,86
0,85
_,,,.,,-- --~
--~
- -------
60 70 80 90 100 110 120 ТО-2, %
Рис.31.2.Влияние соблюдения нормативной периодичности ТО-2,%,
наКТГавтобусного парка
Таблица 31.2
Условия присвоения категории качества технологическому процессу
Категория качества технологического процесса | Показатели | |
трудозатрат | качества* | |
Высшая | Всепоказателилучше нормативныхзначений | Должныбытьсоблюдены требования№2...1О |
Первая | Всепоказателихуже нормативныхнеболее чемна15% | Должныбытьсоблюдены требования№2,5,6,9 |
Вторая | Всепоказателихуженор- мативныхболеечемна 15% | Должныбытьсоблюде- нытребованияNo5,6 |
* Требования качества:
•наличие вАТОотраслевой нормативно-технической документации;
•наличие документации натехнологические процессы ТО-2;
•соответствиетребованиям разработоктехнологических картнарабочиеместа;
• соответствиетехнической документации установленным нормам;
•наличие расчета производственной программы;
•наличие технологических карт нарабочие места;
• соответствие рабочей документации симеющейся вПТО;
•наличие оборудования всоответствии стехнологической картой нарабочее место;
•полнота выполнения операций;
•соответствие рекомендаций последовательности ивыполнения перечня опе-
раций.
нической готовности автобусов,тои слишком частоепроведение технических воздействий большого прироста КТГнедает.
Целями рационального технологического процесса ТО иТР
являютсяобеспечениекачественноговыполненияопераций, по- вышениепроизводительности труда·и уровнянадежностипод- вижного состава.Технологический процесс ТОиТРможно оце- нитьприсвоениемемуопределеннойкатегориикачества(табл.31.2).
Стабильностьтрудовыхколлективов.Одним изсвойствсисте-
мыТОиремонта автомобилей является возможность поддержа- ния ихработоспособности практически прилюбой укомплекто-
ванностиштатаобслуживающегоперсонала, что существенновли- яетнауровеньтехнической готовности автомобилей.
Практика показывает, чтоеслименьшая численность рабочих
ТО резко снижает коэффициент технической готовности, то и
большая численность (свыше 15%)ощутимого прироста недает. Использование болееквалифицированных рабочих существенно сокращает потребность вних.
Глава32