Диагностическое оборудование
9.1.Классификация средствдиагностирования автомобилей
Диагностическое оборудованиепредназначено для проверки техническогосостояниякакавтомобиляв целом,такиосновных его узловисистем.Техническоесостояниевцеломоценивается уровнембезопасностидвижения, воздействиемнаокружающую среду,тягово-экономическими характеристиками.
Основнымпринципомделениясредствтехническогодиагнос- тирования(СТД)являетсяегофункциональное назначение, т. е.от- несениексоответствующемувидуработ(рис.9.1).
Попринципу действия (методуконтроля) диагностическоеобо- рудование,взависимости отметодаизмерения, на каком оно основано, можетбытьметрическим, оптическим, виброакусти- ческимит.д.
По технологическому расположению диагностическоеоборудо- ваниеможетбытьвнешним,встроеннымисмешанным.Внешнее оборудованиеустанавливаетсявнеавтомобиляислужитдляпе- риодическогоконтроляиобслуживанияагрегатовиузловпослед- него.Встроенноеоборудованиенаходитсянепосредственнонаав- томобиле(встраиваетсявавтомобиль)иможетосуществлятькак непрерывный, такипериодический контрольвавтоматическом илиуправляемомрежиме.Смешанным оборудованиемявляется такоеоборудование,часть которогорасполагаетсянаавтомобиле (накопителиинформации), ачастьвне его- длясъема ианализа информации.
Внешнее оборудование, всвою очередь, подразделяется на подвесное,напольное, канавное.
По типуприводарабочихоргановдиагностическое оборудова- ниеможетиметьмеханический,электрический, гидравлический,
Тормозной Рулевогоуправления, Электрооборудования
системы
переднейподвески,
угловустановкиколес
исистемы освещения
ТормозныестендыСтенды,приборы Фотометры,приборы
+ +
Диагностическое оборуд08ание
(средстватехническогодиагностирования)
' +
Двигателяиегосистем Трансмиссии Токсичности отработавшихгазов
Приборы, инструменты Газоанализаторы, цымомеры
+
Дизельного Карбюраторного
• |
t t t t Топливной ЦилиндропоршневойСистемы Системы аппаратуры группы зажигания питания
Рис.9.1.Классификация диагностического оборудования
пневматический икомбинированный привод (или ихкомбина- цию).
Постепениспециализации всеоборудованиеделитсянаузко- специализированное, которое можно использоватьтолькодля одноготипаподвижногосостава;специализированное, исполь- зуемоедляобслуживаниялюбыхтиповподвижногосостава.
Поподвижности диагностическое оборудованиеделится на
передвижное,переносное,стационарное.
Поуровнюавтоматизации диагностическоеоборудованиеде-
литсянаручное,механизированноеиавтоматизированное.
9.2.Средстватехническогодиагностированиясистем, обеспечивающихбезопасностьавтомобиля
Средства диагностирования тормозной системы. Проверкаэф- фективноститормозовосуществляетсяметодамиходовыхистен- довыхиспытаний(ГОСТ25478-91).
Приходовыхиспытанияхтормозовмогутприменятьсядеселе рометры (приборыдляопределениязамедленияприэкстренном торможении), новосновномиспользуютсяметодывизуальных наблюдений,что делаетоценкутехническогосостояниятормоз- нойсистемынедостаточнодостоверной.Поэтомувпоследнеевремя все большийакцентворганизациидиагностированиятормозов переноситсяна стендовыеметоды,обеспечивающиеобъективную оценкутормозныхсвойствавтомобиля.
Тормозныестендыбывают площадочныеироликовые. Роли- ковыепопринципудействияделятсянастендыинерционногои
силовоготипов.
Диагностированиетормознойсистемысиспользованиемпло
щадочных тормозных стендов заключаетсявразгонеавтомобиля
ирезкомторможениипринаездеколесаминаплощадкистенда.
Взависимостиотэффективноститормозовколесаавтомобилялибо прокатываютсяпоплощадкам стенда(неисправны),либозатор- маживаются(исправны).Повеличинесилинерцииисилтрения
междуколесамииповерхностьюплощадокопределяетсяэффек- тивностьтормозовавтомобиля.
Вроликовых тормозныхстендахинерционноготипарабочимэле-
ментомявляютсядвепарыбарабанов(роликов),соединенныхс
маховымимассами,вращениекоторыхгаситсязасчет действия тормозомавтомобиля.Эффективностьтормознойсистемы опре- деляетсяинтенсивностьюгашенияинерциимасс.
Всилурядапринципиальныхнедостатков(низкаястабильность
показанийдля площадныхибольшаяметалло-иэнергоемкость-
дляинерционныхстендов)применениевсовременныхАТОина
СТОА площадочныхиинерционныхтормозныхстендовсильно затруднено.
Наибольшеераспространение получиливнастоящеевремя тор
мозныестендысиловоготипа(рис.9.2).
Конструктивноонивыполненыввидедвух парроликов,со- единенныхцепнымипередачами(рис.9.3).Каждаяпарароликов имеетавтономныйприводотсоединенногоснимжесткимвалом
электродвигателямощностью4... 13 кВтсвстроеннымредукто- ром(мотор-редуктором).Вследствиеиспользованияредукторовпла- нетарного типа, имеющих высокие передаточные отношения (32...34),обеспечиваетсяневысокаяскоростьвращенияроликов прииспытаниях,соответствующаяскоростиавтомобиля2...4км/ч. Нароликах стендананесенынасечкаилиспециальноеасфальто- бетонноепокрытие,обеспечивающеестабильностьсцепленияко- лесс роликами.Дляобеспечениякомпактностиконструкциии удобствамонтажаблокироликовустановленывобщейраме.Стенд долженбытьукомплектовандатчикомусилиянатормознойпеда- лии обеспечиватьвозможностьопределениямаксимальнойтор- мознойсилыивременисрабатываниятормозногопривода.·
Преимуществамитормозныхстендовсилового типаявляются ихдостаточновысокаяточность,анизкаяскоростьвращенияро- ликовприиспытаниитормозовопределяетихвысокуютехноло- гичность.Наиболееудобныэтистендыприпроведенииопераци- онногоконтроля.
Средствадиагностирования системыосвещения.Посистемеос- вещениянаиболееответственной являетсяпроверкаправильнос- тиустановкифар.Диагностическоеоборудование дляпроверки фардолжнообеспечиватьконтрольнаправленностисветовогопо- токаисилусветафар.Наиболеепрогрессивнымрешениемявпя-
Рис.9.2.Стенддиаг- ностирования тор- мозныхсвойствавто- мобилей:
1- тормозныебараба- ны;2 следящийро- лик;3 блок конт- рольно-измерительных приборов
етсяиспользование оптической камеры, чтопозволяет значительно уменьшить габаритные размеры прибора.
Современные автомобили оснащаются фарами сасимметрич- нымраспространением светового пятна, прикотором отсекается иотбрасывается вправо левая часть луча, чемдостигается двой- ной эффект:уменьшается вероятность ослепления водителей встречных транспортных средств иувеличивается интенсивность освещения дороги непосредственно передавтомобилем.
Уасимметричныхфарпроверкаирегулированиенаправления
световогопотокапроизводитсяпривключенномближнемсвете.
5 6
49 10
+ 11
12
13
14
|
1 заземление;2 рычаг;3 датчиксилоизмерительнойсистемы;4клемм- ная коробка; 5- мотор-редуктор;6- рама;7- крышка;8- опора; 9- пневмораспределитель;10 штуцер подсоединения подъемника 2-ro блока;
11 трап;12 поддерживающийролик;1З подъемник; 14 ведущийролик
Проверка силы света фар проводится при включенном дальнем свете спомощью фотометра.
Средствадиагностированиярулевогоуправления,переднейподвес
ки,угловустановкиколес.Рулевоеуправлениепроверяютприбором, позволяющимопределитьсуммарныйлюфт(поуглуповоротару-
левогоколеса)- люфтомером.Износшкворневогоузлапереднего мостагрузовогоавтомобиляпроверяютприбороммоделиТ-1.
Наиболее обширная номенклатура стендов(приборов) пред- ставленадляконтроляугловустановкиколес.
Проездныеплатформенныеили реечныестендыдляпроверки угловустановкиколеспредназначеныдляэкспресс-диагностиро-
ваниягеометрическогоположенияавтомобильногоколеса. Прин- ципработыстендовможет основыватьсянанепосредственной проверкегеометрическогоположенияколесаилипоналичиюили
отсутствиювпятне контакта боковойсилы,которая, появляясь при несоответствии угловустановки колес требуемым, воздей- ствуетнаплатформу(рейку)исмещаетеевпоперечном направ- лении.Смещениерегистрируетсянаизмерительномустройстве.При необходимостидальнейшее обслуживаниеавтомобилявыполня- ютнастендах,работающихвстатическомрежиме.
Платформенные стендыустанавливаютпододнуколеюавто-
мобиля,реечные- поддве.Автомобильпроезжаетчерезстендсо скоростьюпримерно 5км/ч.
Стендыс беговымибарабанамипредназначеныдляизмерения боковыхсилв местахконтактауправляемыхколесавтомобиляс опорнойповерхностьюбарабана.Такиестендыв основномпред- назначеныдляавтомобилей,укоторыхпредусмотренарегулировка только схождения. Эти стендыметаллоемкие идорогостоящие, поэтомуиспользоватьихцелесообразнотольковкрупныхАТО.