Свойства надежности иихпоказатели

Изменениепоказателейэксплуатационныхсвойств автомоби- лейиихэлементов,приданныхимприпроектировании иизго- товлении,обусловленоих взаимодействиемсфакторами,харак- теризующимиэксплуатационныеусловия:нагрузочными,скорост- ными,климатическими идр.Действиеэтихфакторовоказывает значительноевлияниенанадежностьавтомобиля.

Под надежностьюпонимают свойство изделия, агрегатаили механизмавыполнять заданные.функции, сохраняявовремени установленныеэксплуатационные показателивзаданныхпреде- лах,соответствующих заданнымрежимамиусловиямиспользо- вания,техническогообслуживания,ремонтов,храненияи транс- портировки.

Частотапо.явленияотказовотражаетсвойство безотказности объекта.Устранениеотказовсвязанос исключениемтранспорт- ногосредстваиз эксплуатациинанекоторыйпериодвремени(про- стоем),трудовыми иматериальнымизатратами.Простойизатра- тызависятотсвойстваремонтопригодности техническойсисте- мы.Времяработыдеталидопоявления отказаназываетсяеере- сурсомихарактеризуетеедолговечность. Длятакого сложного объекта,какавтомобиль,отказэлемента(детали, сборочнойеди- ницы, агрегата)неопределяет,какправило,долговечностима- шинывцелом.Однакоувеличениечислаотказовприводитк не- обходимостиизъятия этогоавтомобиля изэксплуатации, чтои определяетдолговечностьавтомобилявцелом.

Надежностьавтомобиля как единого целогохарактеризуется следующимиосновнымисвойствами.

Безотказность-этосвойствоавтомобилянепрерывносохранять

работоспособностьвтечениеопределенноговремениилипробега.

Долговечность - свойство автомобиля сохранятьработоспо- собностьдонаступленияпредельногосостоянияпри установлен- нойсистемепроведения работТОиремонта.

Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) - свойствоавтомобиля,заключающееся вегоприспособленности к предупреждениюиобнаружениюпричинвозникновения отказов, повреждений, поддержаниюивосстановлению работоспособного состояния путемпроведенияТОиремонта.

Сохраняемость- свойствоавтомобилясохранять значенияпо- казателейбезотказности, долговечности иремонтопригодности в течениеипослехранения итранспортирования.Наавтомобиль- номтранспортеэтотпоказательприменяется:дляавтомобилей- придлительном иххранении (консервации)итранспортирова- нии; для материалов (масел, жидкостей, красок) и некоторых видов изделий (шин, аккумуляторных батарей идр.) - при их кратковременном идлительном хранении.

Важнейшимпоказателемсвойствадолговечностиявляетсятех­

ническийресурс- наработкамашиныотначалаэксплуатацииили

ее возобновления после капитального ремонта до наступления

предельногосостояния, т.е.неустранимогоухода заданныхпара- метровза установленныепределы.Признаки (критерий)предель- ногосостояния устанавливаются документацией наданную мо- дельмашины.

Имеяотчетныеданныеиливедянаблюденияза изделиями(де- талями, агрегатами, автомобилями), можно датьвероятностную характеристику свойствамнадежности, атакжеоценитьзаконо- мерности изменения технического состояния. Этихарактеристи- кинеобходимыдлярешенияпрактическихвопросоворганизации ТОиремонтаавтомобилей, в частности,дляопределениянорма- тивовтехнической эксплуатации.

Глава 2

СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВААВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

2.1.Понятиеометодахобеспеченияиуправления работоспособностьюавтомобильноготранспорта

Какследуетизранееизложенного, впроцессе работыпроис- ходитизменение техническогосостояния автомобиляиегоагре- гатов, которое можетпривести кчастичной или полной потере работоспособности. Существуютдваспособа обеспечения рабо- тоспособностиавтомобилейвэксплуатациипринаименьшихсум-

..---

1Планово-предупредительная система 1

1

г-1
tt

Техническое Ремонт обслуживание

По потребности

~ Ежедневное1--+восстановления-обслуживание (ЕО)текущийремонт (ТР)

Первое техническоеПовыработке ресурса

~

1--+

обслуживание (ТО-1)

Второетехническое обслуживание (ТО-2)

.,

автомобиля - капитальный ремонт (КР)

... Сезонное обслуживание (СО)

Рис.2.1.Схемапланово-предупредительной системытехнического обслуживания иремонта подвижного состава

марныхматериальныхитрудовыхзатратахипотеряхвремени:под- держаниеработоспособности,называемоетехническимобслужи­ ванием (ТО),ивосстановлениеработоспособности, называемое ремонтом.

\' ДействующимПоложениемо техническомобслуживаниипод- вижногосоставаавтомобильноготранспорта определенаплано­ во­предупредительная системаТО иремонтаагрегатнымметодом (рис.2.1).Особенностьюэтойсистемыявляетсято,чтопрофилак- тическиеработыпоподвижномусоставу проводятсявплановом порядкепослеустановленногопробега,аремонтныеработы,свя- занныесустранениемвозникшихв процессеэксплуатацииотка- зовинеисправностей, - попотребности.

Основная цельТОавтомобиля состоитвпредупреждениии

отдалениимоментадостиженияпредельногосостояния.Этообес- печивается,во-первых,предупреждениемвозникновения отказа

путем контроляидоведенияпараметровтехническогосостояния автомобилей(агрегата,механизма)дономинальныхилиблизких книмзначений;во-вторых,предупреждениеммоментанаступле-

ния отказаврезультатеуменьшения интенсивностиизменения параметра техническогосостояния, снижения темпаизнашива- ниясопряженныхдеталейблагодаряпроведениюсмазочных,ре-

v'гулировочных,крепежныхидругихработ.

Техническоеобслуживание попериодичности,перечнюитру- доемкостивыполняемыхработподразделяетсянаследующиевиды: ежедневное(ЕО),первое(ТО-1), второе(ТО-2)исезонноетех- ническоеобслуживание(СО).

Основным назначением ЕОявляется общий контроль техни- ческогосостояния автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида,заправки топливом, маслом иохлаждающей жидкостью, а длянекоторых видовтранспорта исанитарная обработка. ЕОвы- полняется послеработыподвижного составаипередвыездомего налинию..

ТО-1иТО-2производятся подостижении определенного про- бега (взависимости оттипа и модели транспортного средства ТО-1 - через 2...4тыс. км, ТО-2 - 6...20тыс.км). При ТО-1

производится диагностика иобслуживание узлов, обеспечиваю- щих безопасностьдвижения, приТО-2-диагностика иобслужи- вание элементов, обеспечивающих тягово-экономические свой-

стваавтомобиля.

Основным назначением СО,проводимого вРоссиидваразав

год,является подготовкаавтомобилей кэксплуатации вхолодное итеплое времягода.Для общих климатических условий СОсо-

вмещаетсяпреимущественно с ТО-2илиТО-1присоответствую- щемувеличении трудоемкости основного видаобслуживания.

Операции ТОпроводятся спредварительным контролем.Ос-

новным методомвыполнения контрольных работявляетсядиаг-

ностика,котораяпредназначена для определениятехнического состояния автомобиля, егоагрегатов,узловисистембезразбор-

ки иявляется технологическим элементом технического обслу- живания.

Кроме непосредственно работ технического обслуживания к

ТОтакже относятся работы,проводимые дляподдержания над-

лежащего внешнего вида исанитарного состояния автомобиля:

уборка, мойка исушка.

ВпроцессерегулярногоТО параметрытехническогосостояния поддерживаются взаданныхпределах,однакоиз-заизнашивания

деталей,поломок идругихпричин ресурсавтомобиля (агрегата, механизма) расходуется, ивопределенный момент автомобиль уженеможетнормально эксплуатироваться, т.е. наступаеттакое предельное егосостояние, котороенеможетбытьустраненопро-

филактическими методамиТО,т.е.автомобильтребуетвосстанов- ления уграченной работоспособности - ремонта.

Ремонт предназначен длявосстановления иподдержания ра-

ботоспособности механизма, узла, агрегата и автомобиля вце- лом, устранения неисправностей, возникающих при работеи

выявленных при ТО. Как правило, ремонт выполняется попо-

требности (придостижении изделием предельного состояния) и включаетконтрольно-диагностические,разборочные, сборочные,

регулировочные, слесарные, сварочныеинекоторыедругиевиды

работ.Характерными дляработ поремонту являются ихзначи- тельнаятрудоемкость, стоимость,необходимостьвчастичнойили

полной разборке изделия для восстановления или замены дета- лей, использование приремонте достаточно сложного станочно- го,сварочного, окрасочного идругого оборудования.

СодержаниеосновныхоперацийТОавтомобилей

Все видыТОавтомобилейпроводятсявобъемеприведенных примерныхперечнейосновныхоперацийтехническогообслужи- вания.Приобнаружении входеТОнеисправностей,неустраняе- мыхрегулировкой,производитсяремонтилизаменасоответству- ющихдеталей(узлов).

· Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)включаетвсебя следующиевидыработ.

Контрольныеработы.Осмотр автомобиляивыявлениенаруж- ныхповреждений,проверкаегокомплектности,состояниякаби- ны,платформы(кузова),стекол,зеркалзаднеговида, капота двигателяи багажника, состояние подвесок,колес, шинидр.

Проводитсяконтрольдействияприборовосвещенияисигнализа-

ции,стеклоочистителейит.д.;проверкасвободногоходарулево-

гоколеса,приводовтормозов,систем двигателя,работыагрега- тов,узлов,систем иконтрольно-измерительныхприборовавто- мобилянаместеинаходу.

Уборочные имоечныеработы,предполагающиеуборкукабины

(салона)иплатформы(кузова).Мойкаисушкаавтомобиля,вслу-

чаенеобходимости- санитарнаяобработка;протирказеркалзад- неговида,фар,подфарников,указателейповоротов,заднихфо-

нарейистоп-сигналов,стеколкабины,атакженомерныхзнаков.

Смазочные,очистительные изаправочные работы.Проверка

(доливка)уровнямаславдвигателе.Проверка(доливка)уровня

жидкостив системеохлаждения;проверкауровнятоплива(зап- равка).

Первоетехническоеобслуживание(ТО-1)включаетвсебя сле- дующиевидыработ.

Контрольно­диагностические, крепежныеирегулировочныерабо­

ты,которые,всвоюочередь,делятсяпоспециализации:

• трансмиссияизадниймост.Проверка(регулировка)свобод- ногохода педалисцепления,люфтавшарнирныхишлицевых соединенияхкарданнойпередачи,принеобходимостизакрепле- нияфланцевкарданноговала;

• рулевоеуправление.Проверка герметичностиусилителяруле- вогоуправления,крепленияшаровыхпальцев,крепленияилюф- тарулевогоколеса,шарнироврулевыхтягидр.;

• тормознаясистема.Проверка(регулировка) эффективности действиятормознойсистемы,свободногоирабочегоходапедали тормознойсистемы,атакжедействиястояночнойтормознойси- стемы;

• ходоваячасть.Проверка состояния узловидеталейподвес- ки,состояния шинидавления воздухавних;

• кабина, платформа (кузов) и оперение. Проверка замков, петельиручекдверейкабины идругиеработы;

•системапитания. Проверка состояния приборов иприводов системыпитания, герметичность ихсоединений;

• электрооборудование.Очисткаипроверкааккумуляторнойба- тареи, генератора, приборов иэлектропроводки.

Смазочныеиочистительныеработы.Смазкаузловтренияипро- веркауровня масла вкартерах агрегатовибачкахгидропривода

автомобиля всоответствии скартойсмазки.

Дополнительныеработыпоспециальнымавтомобилям итяга­

чам,требующие проверки состояния несущихэлементов, соеди- нений икоммуникаций, проверки уровня маславбакемеханиз-

маподъемаплатформы идр.

Второетехническоеобслуживание(ТО-2)включаетследующие

видыработ.

Контрольно­диагностические, крепежные ирегулировочные ра­

боты:

• двигатель, системыохлаждения (отопления) исмазки. Про- верка герметичностисистемохлаждения(отопления);проверка состоянияцилиндропоршневой группыдвигателя;проверкакреп- ления трубопровода иприемныхтрубглушителя, поддонакарте-

ровдвигателяисцепления;

• трансмиссияизадниймост.Проверкадействияпружинысцеп- ления, свободного и полного хода педали, работы сцепления; проверка люфта вшарнирных ишлицевых соединениях кардан- нойпередачи;проверка состояния картеровведущихмостов;

• рулевоеуправление ипередняя ось.Регулировка схождения переднихколес,развала,продольногои поперечногонаклонов шкворней иугловповорота переднихколес, атакжеихбаланси- ровка ит.д. Проверка степени износа тормозных барабанов или. дисков, колодок, накладок, свободного ирабочегоходовпедали тормоза, состояния пружин, подшипников, колесидр.При не- обходимости производство заменыузловилидеталей;

• ходоваячасть.Проверка состояния игерметичности трубо- проводовтормозной системы,их регулировка; проверкапарамет- ров работытормознойсистемы;проверкаработоспособности дру- гихэлементов,обеспечивающих тормозные свойстваавтомобиля. Проверка состояния несущихконструкций иэлементов автомо- биля,правильностирасположениязаднегомоста; проверкасо- стоянияколесныхдискови крепленияколес,состоянияшин.При необходимости - выполнение регулировочных операций;

• кабина (салон),платформа (кузов)иоперение. Проверка со- стояния поверхности кабины, кузова,оперения; проверка состо- яниясистемвентиляции иотопления салона, атакжеуплотните-

лейдверейивентиляционныхлюков.Проверкавсех внешнихи внутреннихкреплений кузова,креплений брызговиков. Прине- обходимости- выполнениекосметическогоремонта;

• системапитаниякарбюраторныхдвигателей.Проверкакреп-

ления, соединений игерметичностиответственныхэлементови

коммуникаций, их исправность.Проверкакачестваприготовляе- мойгорючейсмесиипринеобходимостирегулировкаэлементов

системы;

• системапитаниядизельных двигателей.Проверкакрепления герметичностииисправностиответственныхэлементови комму- никаций топливного бака,трубопроводов, топливныхнасосов,

форсунокит.д,Принеобходимости- устранениенеисправности идругиеработы;

• аккумуляторнаябатарея. Проверка (восстановление) функ- циональностиаккумуляторнойбатареи;

• генератор, стартер иреле-регулятор. Проверка состояния контактных элементов (контактных колец, щеток), подшипни- ков,принеобходимости - разборка генератораизаменаизно-

шенныхдеталей (щеток, нажимных пружин). Проверка работы стартераиреле-регулятора, регулировканапряжения реле-регу- ляторасучетомвременигода(еслиэтопредусмотреноегокон- струкцией);

• приборызажигания.Проверкасвечейи катушкизажигания, прерывателя-распределителя.Принеобходимости- регулировка зазоров;

• приборыосвещенияисигнализации. Проверкафункциони- рованияирегулировка.

Смазочныеиочистительныеработы.Смазкаузловтренияавто- мобиля,проверкауровнямаславэлементахдвигателя,проверка имойка(замена)фильтрующихэлементов.

Дополнительные работы поспециальным автомобилям итяга­ чам. Проводятся всоответствиисособенностями конструкций этихавтомобилей.

Передвыполнением работпоспециализациям каждоговида

ТОнеобходимопровестиобщийосмотравтомобиля.

ВовсехвидахТОкромеуказанныхвидовработпредполагается

выполнениеспецифическихработпоавтобусамилегковымавто- мобилям.

2.3.ОсновныенормативыТОиремонтаавтомобилей иихкорректирование

ОднимизважнейшихпринциповрациональнойорганизацииТО иремонта автомобилейявляетсяприменениеобоснованныхнор- мативоввыполненияпрофилактическихиремонтныхработ.Втех- нической эксплуатации существуютнормативы: периодичности

ТО, трудоемкости ТО и ремонта, продолжительности ТОи ре- монта, атакже ресурсадокапитального ремонта(КР).

Основополагающимнормативным документом,регламентиру- ющим планирование, организацию исодержание ТОиремонта автомобилей, определение ресурсов, является «Положение отех­ ническомобслуживании иремонтеподвижногосоставаавтомобиль­ ноготранспорта» (далее- Положение).

Всовременныхусловияхконтрользакачествомвыполнения

нормативных положенийпоТОиремонтуавтомобилейобеспе- чиваетсяблагодарясуществующейсистемесертификациипроиз-

водственно-техническойбазы(ПТБ)иполнотеуслугпообслу- живаниюиремонту.Нормативноерегулированиедлясубъектов нарынкетранспортныхисервисныхуслугосуществляетсясисте-

мойлицензирования(см.гл.40).

Дляоперативногоучетаизменений конструкций автомоби-

лейиусловийихэксплуатациивПоложениипредусматривают-

сядвечасти.

Впервойчастисодержатсяосновныеположенияпоорганиза-

цииТОиремонтаподвижногосостава.Вданнойчастиустанавли-

ваются:системаивидыТОиремонта,атакжеисходныенорма-

тивы,регламентирующиеих;классификацияусловийэксплуата- циииметодыкорректированиянормативов;принципы организа- циипроизводстваТОиремонтававтотранспортнойорганизации

(АТО);типовыеперечниоперацийТОидругие основополагаю- щиематериалы.

Втораячасть(нормативная)включаетконкретныенормативы

порядубазовыхмоделейавтомобилейиихмодификациям.Сце-

льюобъективногоучетаизменениявыпускаемыхавтомобилейпо- модельно(отечественногопроизводства)даннаячастьразрабаты-

ваетсяидополняетсяспериодичностью3- 5летввидеотдель- ныхприложенийк1-йчасти.

НормативыТОиремонта,установленныеПоложением,от- носятсякопределеннымусловиямэксплуатации, называемым эталонными.Заэталонныеусловияпринятаработабазовыхмо- делейавтомобилей,имеющихпробег отначалаэксплуатациив пределах50... 75%отнормыпробегадоКР,вусловияхэксплуа- тации Iкатегориивумеренномклиматическомрайонесуме- ренной агрессивностью окружающейсреды.При этом преду- сматривается,чтоТОи текущийремонт(ТР)выполняютсяна предприятии, имеющемПТБдляобслуживания200...300авто- мобилей,составляющихнеболеетрехтехнологическисовмести- мыхгрупп.

Приработевиных,отличныхусловияхэксплуатацииизменя- ютсябезотказностьидолговечностьавтомобилей,атакжетрудо- выеиматериальныезатратынаобеспечениеихработоспособно- сти.ПоэтомунормативыТОиремонтакорректируются.

РегламентируемыйПоложениемвидкорректирования (ресурс- ный) имеетцельюкорректирование нормативов взависимости от измененияуровнянадежностиавтомобилей,работающихв различныхусловияхэксплуатации. Этокорректирование приво- диткизменениюматериальных ресурсов,необходимыхдляпро- веденияТОиремонтаавтомобилейвразличныхусловияхэксплу- атации.

Прикорректированииучитываютсяследующиепятьосновных факторов.

1. Категория условий эксплуатации. Корректированиенормати- вовТОиремонтаавтомобилейвзависимостиотусловийэксплу- атацииосуществляется всоответствиисихклассификацией, ко- тораявключаетпятькатегорийусловийэксплуатации(табл.2.1).

Категорияусловийэксплуатацииавтомобилейхарактеризует- ся типомдорожногопокрытия,типомрельефаместности,по которойпролегаетдорога,иусловиямидвижения(см.табл.1.1).

2.Модификация подвижного состава иособенности организации егоработы.Приформированиинормативовучитываютнеобходи- мостьихкорректированияпотипуимодификации(конструктив- номуназначению: автомобилисприцепами, самосвалы ит.д.) транспортного средствавувязкесоспецификой еготранспорт- нойдеятельности.

Модификацияподвижногосоставаиособенностиорганизации егоработывсоответствиис«Положениемотехническомобслу-

Таблица 2.1

Зависимость коэффициента корректирования нормативовК1

отусловийэксплуатации

    Категория условий эксплуатации   Нормативы
    Периодич- ностьто   Удельная трудоемкость ТР     Пробег ДО КР*   Расход запасных частей**
  IV у   1,0 0,9 0,8 0,7 0,6   1,0 1,1 1,2 1,4 1,5   1,0 0,9 0,8 0,7 0,6   1,00 1,1О 1,25 1,40 1,65

*При корректировании нормы пробега до КР двигателя К1 принимается равным:0,7- дляIIIкатегорииусловийэксплуатации; 0,6- для IYкатегории и0,5- дляУкатегории.

**При корректировании норм расхода запасных частей К1для двигателя

составляет:1,4- для111категорииусловийэксплуатации; 1,65- дляIVкатего-

риии2,0- дляУкатегории.

живанииподвижногосостава автомобильноготранспорта»учи- тываются коэффициентом К2(Приложение1),которыйприменя- етсядлякорректированиятрудоемкостиТОи ТР(l,0...1,25),про- бегадо капитальногоремонта (1,00...О,75)ирасходазапасных частей(1,0...1,3).

3.Природно­климатические условияучитываютсяприопределе- ниипериодичностиТО,удельнойтрудоемкости ТРинормпро- бегадокапитальногоремонта.Корректированиепоприродно-кли- матическим условиямосуществляетсяс помощьюкоэффициента К3, которыйсоответственноизменяетсясучетом агрессивности окружающейсредыпри определении:периодичностиТО- от

0,72до1,0;удельнойтрудоемкостиТР- от0,9до1,43;приопре-

делениипробегадопервогокапитальногоремонта- от0,63до

1,1;расходазапасныхчастей- от0,9до1,54(табл.2.2).

4.Пробегсначалаэксплуатации(возрасттранспортногосред-

ства)учитываетсяприкорректировании удельнойтрудоемкости

Таблица 2.2

Коэффициенткорректированиянормативоввзависимостиотприродво- климатическихусловийК3=К3К'3

  Характеристикарайона   Нормативы
  Пери- ОДИЧНОС'IЬ то   Удельная трудоем- костьТР   Пробег ДО КР   Расход запасных частей
Коэффициент к,
  Умеренный Умеренно-теплый, умеренно- теплыйвлажный,теплый влажный Жаркийсухой,оченьжаркий сухой Умеренно-холодный Холодный Оченьхолодный   1,0 1,0   0,9   0,9 0,9 0,8   1,0 0,9   1,1   1,1 1,2 1,3   1,0 1,1   0,9   0,9 0,8 0,7   1,0 0,9   1,1   1,1 1,25 1,4
  КоэффициентК'3
  Свысокойагрессивностью окружающейсреды*   0,9   1,1   0,9   1,1

* Агрессивностьокружающейсредыучитываетсяиприпостоянномисполь- зованииподвижногосоставадляперевозкихимическихгрузов,вызывающихин- тенсивнуюкоррозиюдеталей.

ТР автомобилей.Корректирование повозрасту всоответствии с

Положением выполняется сиспользованием коэффициента К4•

Для грузовыхавтомобилей этоткоэффициент корректирует трудоемкость,изменяясь от О,4 (для пробега, .составляющего менее25%ресурсаавтомобилядоКР)до2иболееприпробеге

автомобиля,в1,75...2разапревышающемресурсдоКР(Прило- жение2).·

Взависимостиот пробегасначалаэксплуатациидокапиталь- ногоремонта изменяетсяипродолжительностьпростояавтомо- билянаТОивремонте, которая учитываетсякоэффициентом К4,изменяющимсявпределах0,7...1,4.Припробегеавтомобиля, превышающемегозначение допервогокапитальногоремонта, величинаК4принимаетсяравной1,4.

5.Уровеньконцентрации подвижного состава.Прикорректиро-

ваниинормативовучитываютсяразмерыАТОи разномарочность обслуживаемогопарка.Последнееучитываетсячисломтехнологи-

ческисовместимыхгрупп,т.е. групп, требующихдляТОиТР одинаковыхсредствобслуживания(постов,оборудования)автомо- билейвпарке(неменее25вгруппе).Корректирующимкоэффи- циентомявляетсякоэффициентК5(Приложение3,табл.1).Впри- ложении 3 такжеприведенораспределениеподвижногосостава потехнологическисовместимымгруппамприпроизводствеТОи ТР(табл.2).

Корректированиеподанномукоэффициентунеимеетсмысла

внебольших,одно-ималомарочныхАТО.

Результирующийкоэффициенткорректированияполучаетсяпе- ремножениемсоответствующихкоэффициентов,приэтомонне

долженбытьменьше0,5.

Кромеуказанноговидакорректирования (ресурсного)приме- нительнокорганизациямсуществуетивторойвид- оператив-

ный,которыйпроводитсянепосредственновАТО иимеетцелью повыситьработоспособностьавтомобилейпутемизменения со- ставаоперацийТОсучетомконструкции,условийработы авто- мобилейиособенностейданнойАТО.

Оперативное корректирование осуществляетсятолькопосле

внедрениявАТОисходныхнормативов, рекомендуемыхПоло- жением.

Этотвидкорректированияосновываетсянаобъективныхдан-

ныхдействующейсистемыучетанеисправностей,затратнаТОи

ремонт,атакжерезультатовдиагностическихработ.

Основнымметодомоперативногокорректированияявляетсясо-

вместныйанализфактическивыполняемыхвданнойАТОопера- цийТОидиагностированияивозникающейприэтомпотребно-

стивработахсопутствующегоТР,которыенепосредственносвя- заны срежимами и качеством выполнения профилактических

работ.

Глава 3

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ

3.1.Методыполученияинформации приуправлении работоспособностью автомобилей

Процесс эффективногоуправленияработоспособностьюавто- мобилей базируется нанепрерывной, полной идостоверной ин- формации обокружающей обстановке ивнутренних изменениях всистемеподдержания работоспособности, поступающей в орга- ныуправления всоответствии сопределенным уровнемиерархии принятия решений. Достаточное качествоинформации обеспечи- ваетсяприпоступлении еевсоответствующий органуправления сполнотой, точностью идостоверностью, позволяющими при- ниматьобоснованные решения.

При принятии решений пообслуживанию иремонтуавтомо-

билейиспользуютдвавидаинформации:вероятностную(стати­

стическую),характеризующую состояние совокупности объектов

(автомобилей,агрегатов, деталей) и дающую представление о

средних значениях показателей, ииндивидуальную(диагностиче­

скую),характеризующую состояние илипоказатели работыконк-

ретного объекта - автомобиля вцелом,агрегата,детали.

Статистическаяидиагностическаяинформации дополняютдруг

другавпроцессе принятия решения.

Индивидуальную(диагностическую)информациюможно по- лучитьпоотчетнымданнымдляконкретного автомобиля (агрега-

та) или путем непосредственного измерения параметров техни-

ческогосостоянияданногоавтомобиля.Используетсяонадляопе- ративного уточнения и корректировки управляющего решения

применительно кданному объекту.

Наавтомобильном транспорте общего пользования статисти-

ческаяинформация собираетсяианализируется понормируемым показателям, приведенным вруководящих документах, утверж-

денных автотранспортным ведомством субъектаРоссийской Фе- дерации.

При принятии решений пооперативному управлению произ- водственными процессами ТОи ТРавтомобилей используется индивидуальная информация.

Винженерно-технической службе(ИТС)автомобильноготранс-

портаприоперативном управлении вкачествепервичныхисполь- зуютсяследующие основные документы: «Путевой лист»,«Учет-

наякарточка автомобиля»,«ЛистокучетаТОиремонта»,«План- отчетТО•,«Требованиеназапасные части»(Приложение 4).

Указанныечетырепервичных документаявляютсяосновойорга- низации документооборота ИТС, т.е.организации до:кументопо- токов по подсистемам управления и ихтрансформации вэтом процессе.

ДляпринятияперсоналомИТСавтомобильноготранспорта эф- фективныхрешенийпооперативномууправлениюпроизводствен- нымипроцессамивозникаетнеобходимостьвиспользованиидо- стовернойинформацииотехническомсостояниикаждогоотдельно взятогоавтомобиля.Основнымиисточникамиэтойинформации наавтомобильномтранспорте являютсятехническийконтроль, включающийвсебяосмотр,иинструментальное диагностирова- ние.

В соответствииспринятойтерминологией подтехническим контролемвсферепроизводствапонимается проверкасоответ- ствияпродукцииустановленнымтехническимтребованиям.

Наавтомобильном транспортеиспользуетсятехническое диаг­ ностирование ­ процессопределениятехническогосостоянияав- томобиля,егоагрегатовиузловбезразборкиипрогнозирование исправнойработывбудущем.Диагностированиезавершаетсявы- дачейзаключенияонеобходимостипроведенияпрактическойча- стиоперацийТОилиремонта.

Важнейшеетребованиекдиагностированию - возможность оценкисостоянияобъектабезегоразборки.

Использованиеинструментальныхметодов контроляпозволя- етповыситьполноту икачествовыполненияоперацийТОире- монтаприопределенном снижениитребованийкквалификации персонала.

Наши рекомендации