Свойства надежности иихпоказатели
Изменениепоказателейэксплуатационныхсвойств автомоби- лейиихэлементов,приданныхимприпроектировании иизго- товлении,обусловленоих взаимодействиемсфакторами,харак- теризующимиэксплуатационныеусловия:нагрузочными,скорост- ными,климатическими идр.Действиеэтихфакторовоказывает значительноевлияниенанадежностьавтомобиля.
Под надежностьюпонимают свойство изделия, агрегатаили механизмавыполнять заданные.функции, сохраняявовремени установленныеэксплуатационные показателивзаданныхпреде- лах,соответствующих заданнымрежимамиусловиямиспользо- вания,техническогообслуживания,ремонтов,храненияи транс- портировки.
Частотапо.явленияотказовотражаетсвойство безотказности объекта.Устранениеотказовсвязанос исключениемтранспорт- ногосредстваиз эксплуатациинанекоторыйпериодвремени(про- стоем),трудовыми иматериальнымизатратами.Простойизатра- тызависятотсвойстваремонтопригодности техническойсисте- мы.Времяработыдеталидопоявления отказаназываетсяеере- сурсомихарактеризуетеедолговечность. Длятакого сложного объекта,какавтомобиль,отказэлемента(детали, сборочнойеди- ницы, агрегата)неопределяет,какправило,долговечностима- шинывцелом.Однакоувеличениечислаотказовприводитк не- обходимостиизъятия этогоавтомобиля изэксплуатации, чтои определяетдолговечностьавтомобилявцелом.
Надежностьавтомобиля как единого целогохарактеризуется следующимиосновнымисвойствами.
Безотказность-этосвойствоавтомобилянепрерывносохранять
работоспособностьвтечениеопределенноговремениилипробега.
Долговечность - свойство автомобиля сохранятьработоспо- собностьдонаступленияпредельногосостоянияпри установлен- нойсистемепроведения работТОиремонта.
Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) - свойствоавтомобиля,заключающееся вегоприспособленности к предупреждениюиобнаружениюпричинвозникновения отказов, повреждений, поддержаниюивосстановлению работоспособного состояния путемпроведенияТОиремонта.
Сохраняемость- свойствоавтомобилясохранять значенияпо- казателейбезотказности, долговечности иремонтопригодности в течениеипослехранения итранспортирования.Наавтомобиль- номтранспортеэтотпоказательприменяется:дляавтомобилей- придлительном иххранении (консервации)итранспортирова- нии; для материалов (масел, жидкостей, красок) и некоторых видов изделий (шин, аккумуляторных батарей идр.) - при их кратковременном идлительном хранении.
Важнейшимпоказателемсвойствадолговечностиявляетсятех
ническийресурс- наработкамашиныотначалаэксплуатацииили
ее возобновления после капитального ремонта до наступления
предельногосостояния, т.е.неустранимогоухода заданныхпара- метровза установленныепределы.Признаки (критерий)предель- ногосостояния устанавливаются документацией наданную мо- дельмашины.
Имеяотчетныеданныеиливедянаблюденияза изделиями(де- талями, агрегатами, автомобилями), можно датьвероятностную характеристику свойствамнадежности, атакжеоценитьзаконо- мерности изменения технического состояния. Этихарактеристи- кинеобходимыдлярешенияпрактическихвопросоворганизации ТОиремонтаавтомобилей, в частности,дляопределениянорма- тивовтехнической эксплуатации.
Глава 2
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВААВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
2.1.Понятиеометодахобеспеченияиуправления работоспособностьюавтомобильноготранспорта
Какследуетизранееизложенного, впроцессе работыпроис- ходитизменение техническогосостояния автомобиляиегоагре- гатов, которое можетпривести кчастичной или полной потере работоспособности. Существуютдваспособа обеспечения рабо- тоспособностиавтомобилейвэксплуатациипринаименьшихсум-
..---
1Планово-предупредительная система 1
1
г-1 |
Техническое Ремонт обслуживание
По потребности
~ Ежедневное1--+восстановления-обслуживание (ЕО)текущийремонт (ТР)
Первое техническоеПовыработке ресурса
~
1--+
обслуживание (ТО-1)
Второетехническое обслуживание (ТО-2)
.,
автомобиля - капитальный ремонт (КР)
... Сезонное обслуживание (СО)
Рис.2.1.Схемапланово-предупредительной системытехнического обслуживания иремонта подвижного состава
марныхматериальныхитрудовыхзатратахипотеряхвремени:под- держаниеработоспособности,называемоетехническимобслужи ванием (ТО),ивосстановлениеработоспособности, называемое ремонтом.
\' ДействующимПоложениемо техническомобслуживаниипод- вижногосоставаавтомобильноготранспорта определенаплано вопредупредительная системаТО иремонтаагрегатнымметодом (рис.2.1).Особенностьюэтойсистемыявляетсято,чтопрофилак- тическиеработыпоподвижномусоставу проводятсявплановом порядкепослеустановленногопробега,аремонтныеработы,свя- занныесустранениемвозникшихв процессеэксплуатацииотка- зовинеисправностей, - попотребности.
Основная цельТОавтомобиля состоитвпредупреждениии
отдалениимоментадостиженияпредельногосостояния.Этообес- печивается,во-первых,предупреждениемвозникновения отказа
путем контроляидоведенияпараметровтехническогосостояния автомобилей(агрегата,механизма)дономинальныхилиблизких книмзначений;во-вторых,предупреждениеммоментанаступле-
ния отказаврезультатеуменьшения интенсивностиизменения параметра техническогосостояния, снижения темпаизнашива- ниясопряженныхдеталейблагодаряпроведениюсмазочных,ре-
v'гулировочных,крепежныхидругихработ.
Техническоеобслуживание попериодичности,перечнюитру- доемкостивыполняемыхработподразделяетсянаследующиевиды: ежедневное(ЕО),первое(ТО-1), второе(ТО-2)исезонноетех- ническоеобслуживание(СО).
Основным назначением ЕОявляется общий контроль техни- ческогосостояния автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида,заправки топливом, маслом иохлаждающей жидкостью, а длянекоторых видовтранспорта исанитарная обработка. ЕОвы- полняется послеработыподвижного составаипередвыездомего налинию..
ТО-1иТО-2производятся подостижении определенного про- бега (взависимости оттипа и модели транспортного средства ТО-1 - через 2...4тыс. км, ТО-2 - 6...20тыс.км). При ТО-1
производится диагностика иобслуживание узлов, обеспечиваю- щих безопасностьдвижения, приТО-2-диагностика иобслужи- вание элементов, обеспечивающих тягово-экономические свой-
стваавтомобиля.
Основным назначением СО,проводимого вРоссиидваразав
год,является подготовкаавтомобилей кэксплуатации вхолодное итеплое времягода.Для общих климатических условий СОсо-
вмещаетсяпреимущественно с ТО-2илиТО-1присоответствую- щемувеличении трудоемкости основного видаобслуживания.
Операции ТОпроводятся спредварительным контролем.Ос-
новным методомвыполнения контрольных работявляетсядиаг-
ностика,котораяпредназначена для определениятехнического состояния автомобиля, егоагрегатов,узловисистембезразбор-
ки иявляется технологическим элементом технического обслу- живания.
Кроме непосредственно работ технического обслуживания к
ТОтакже относятся работы,проводимые дляподдержания над-
лежащего внешнего вида исанитарного состояния автомобиля:
уборка, мойка исушка.
ВпроцессерегулярногоТО параметрытехническогосостояния поддерживаются взаданныхпределах,однакоиз-заизнашивания
деталей,поломок идругихпричин ресурсавтомобиля (агрегата, механизма) расходуется, ивопределенный момент автомобиль уженеможетнормально эксплуатироваться, т.е. наступаеттакое предельное егосостояние, котороенеможетбытьустраненопро-
филактическими методамиТО,т.е.автомобильтребуетвосстанов- ления уграченной работоспособности - ремонта.
Ремонт предназначен длявосстановления иподдержания ра-
ботоспособности механизма, узла, агрегата и автомобиля вце- лом, устранения неисправностей, возникающих при работеи
выявленных при ТО. Как правило, ремонт выполняется попо-
требности (придостижении изделием предельного состояния) и включаетконтрольно-диагностические,разборочные, сборочные,
регулировочные, слесарные, сварочныеинекоторыедругиевиды
работ.Характерными дляработ поремонту являются ихзначи- тельнаятрудоемкость, стоимость,необходимостьвчастичнойили
полной разборке изделия для восстановления или замены дета- лей, использование приремонте достаточно сложного станочно- го,сварочного, окрасочного идругого оборудования.
СодержаниеосновныхоперацийТОавтомобилей
Все видыТОавтомобилейпроводятсявобъемеприведенных примерныхперечнейосновныхоперацийтехническогообслужи- вания.Приобнаружении входеТОнеисправностей,неустраняе- мыхрегулировкой,производитсяремонтилизаменасоответству- ющихдеталей(узлов).
· Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)включаетвсебя следующиевидыработ.
Контрольныеработы.Осмотр автомобиляивыявлениенаруж- ныхповреждений,проверкаегокомплектности,состояниякаби- ны,платформы(кузова),стекол,зеркалзаднеговида, капота двигателяи багажника, состояние подвесок,колес, шинидр.
Проводитсяконтрольдействияприборовосвещенияисигнализа-
ции,стеклоочистителейит.д.;проверкасвободногоходарулево-
гоколеса,приводовтормозов,систем двигателя,работыагрега- тов,узлов,систем иконтрольно-измерительныхприборовавто- мобилянаместеинаходу.
Уборочные имоечныеработы,предполагающиеуборкукабины
(салона)иплатформы(кузова).Мойкаисушкаавтомобиля,вслу-
чаенеобходимости- санитарнаяобработка;протирказеркалзад- неговида,фар,подфарников,указателейповоротов,заднихфо-
нарейистоп-сигналов,стеколкабины,атакженомерныхзнаков.
Смазочные,очистительные изаправочные работы.Проверка
(доливка)уровнямаславдвигателе.Проверка(доливка)уровня
жидкостив системеохлаждения;проверкауровнятоплива(зап- равка).
Первоетехническоеобслуживание(ТО-1)включаетвсебя сле- дующиевидыработ.
Контрольнодиагностические, крепежныеирегулировочныерабо
ты,которые,всвоюочередь,делятсяпоспециализации:
• трансмиссияизадниймост.Проверка(регулировка)свобод- ногохода педалисцепления,люфтавшарнирныхишлицевых соединенияхкарданнойпередачи,принеобходимостизакрепле- нияфланцевкарданноговала;
• рулевоеуправление.Проверка герметичностиусилителяруле- вогоуправления,крепленияшаровыхпальцев,крепленияилюф- тарулевогоколеса,шарнироврулевыхтягидр.;
• тормознаясистема.Проверка(регулировка) эффективности действиятормознойсистемы,свободногоирабочегоходапедали тормознойсистемы,атакжедействиястояночнойтормознойси- стемы;
• ходоваячасть.Проверка состояния узловидеталейподвес- ки,состояния шинидавления воздухавних;
• кабина, платформа (кузов) и оперение. Проверка замков, петельиручекдверейкабины идругиеработы;
•системапитания. Проверка состояния приборов иприводов системыпитания, герметичность ихсоединений;
• электрооборудование.Очисткаипроверкааккумуляторнойба- тареи, генератора, приборов иэлектропроводки.
Смазочныеиочистительныеработы.Смазкаузловтренияипро- веркауровня масла вкартерах агрегатовибачкахгидропривода
автомобиля всоответствии скартойсмазки.
Дополнительныеработыпоспециальнымавтомобилям итяга
чам,требующие проверки состояния несущихэлементов, соеди- нений икоммуникаций, проверки уровня маславбакемеханиз-
маподъемаплатформы идр.
Второетехническоеобслуживание(ТО-2)включаетследующие
видыработ.
Контрольнодиагностические, крепежные ирегулировочные ра
боты:
• двигатель, системыохлаждения (отопления) исмазки. Про- верка герметичностисистемохлаждения(отопления);проверка состоянияцилиндропоршневой группыдвигателя;проверкакреп- ления трубопровода иприемныхтрубглушителя, поддонакарте-
ровдвигателяисцепления;
• трансмиссияизадниймост.Проверкадействияпружинысцеп- ления, свободного и полного хода педали, работы сцепления; проверка люфта вшарнирных ишлицевых соединениях кардан- нойпередачи;проверка состояния картеровведущихмостов;
• рулевоеуправление ипередняя ось.Регулировка схождения переднихколес,развала,продольногои поперечногонаклонов шкворней иугловповорота переднихколес, атакжеихбаланси- ровка ит.д. Проверка степени износа тормозных барабанов или. дисков, колодок, накладок, свободного ирабочегоходовпедали тормоза, состояния пружин, подшипников, колесидр.При не- обходимости производство заменыузловилидеталей;
• ходоваячасть.Проверка состояния игерметичности трубо- проводовтормозной системы,их регулировка; проверкапарамет- ров работытормознойсистемы;проверкаработоспособности дру- гихэлементов,обеспечивающих тормозные свойстваавтомобиля. Проверка состояния несущихконструкций иэлементов автомо- биля,правильностирасположениязаднегомоста; проверкасо- стоянияколесныхдискови крепленияколес,состоянияшин.При необходимости - выполнение регулировочных операций;
• кабина (салон),платформа (кузов)иоперение. Проверка со- стояния поверхности кабины, кузова,оперения; проверка состо- яниясистемвентиляции иотопления салона, атакжеуплотните-
лейдверейивентиляционныхлюков.Проверкавсех внешнихи внутреннихкреплений кузова,креплений брызговиков. Прине- обходимости- выполнениекосметическогоремонта;
• системапитаниякарбюраторныхдвигателей.Проверкакреп-
ления, соединений игерметичностиответственныхэлементови
коммуникаций, их исправность.Проверкакачестваприготовляе- мойгорючейсмесиипринеобходимостирегулировкаэлементов
системы;
• системапитаниядизельных двигателей.Проверкакрепления герметичностииисправностиответственныхэлементови комму- никаций топливного бака,трубопроводов, топливныхнасосов,
форсунокит.д,Принеобходимости- устранениенеисправности идругиеработы;
• аккумуляторнаябатарея. Проверка (восстановление) функ- циональностиаккумуляторнойбатареи;
• генератор, стартер иреле-регулятор. Проверка состояния контактных элементов (контактных колец, щеток), подшипни- ков,принеобходимости - разборка генератораизаменаизно-
шенныхдеталей (щеток, нажимных пружин). Проверка работы стартераиреле-регулятора, регулировканапряжения реле-регу- ляторасучетомвременигода(еслиэтопредусмотреноегокон- струкцией);
• приборызажигания.Проверкасвечейи катушкизажигания, прерывателя-распределителя.Принеобходимости- регулировка зазоров;
• приборыосвещенияисигнализации. Проверкафункциони- рованияирегулировка.
Смазочныеиочистительныеработы.Смазкаузловтренияавто- мобиля,проверкауровнямаславэлементахдвигателя,проверка имойка(замена)фильтрующихэлементов.
Дополнительные работы поспециальным автомобилям итяга чам. Проводятся всоответствиисособенностями конструкций этихавтомобилей.
Передвыполнением работпоспециализациям каждоговида
ТОнеобходимопровестиобщийосмотравтомобиля.
ВовсехвидахТОкромеуказанныхвидовработпредполагается
выполнениеспецифическихработпоавтобусамилегковымавто- мобилям.
2.3.ОсновныенормативыТОиремонтаавтомобилей иихкорректирование
ОднимизважнейшихпринциповрациональнойорганизацииТО иремонта автомобилейявляетсяприменениеобоснованныхнор- мативоввыполненияпрофилактическихиремонтныхработ.Втех- нической эксплуатации существуютнормативы: периодичности
ТО, трудоемкости ТО и ремонта, продолжительности ТОи ре- монта, атакже ресурсадокапитального ремонта(КР).
Основополагающимнормативным документом,регламентиру- ющим планирование, организацию исодержание ТОиремонта автомобилей, определение ресурсов, является «Положение отех ническомобслуживании иремонтеподвижногосоставаавтомобиль ноготранспорта» (далее- Положение).
Всовременныхусловияхконтрользакачествомвыполнения
нормативных положенийпоТОиремонтуавтомобилейобеспе- чиваетсяблагодарясуществующейсистемесертификациипроиз-
водственно-техническойбазы(ПТБ)иполнотеуслугпообслу- живаниюиремонту.Нормативноерегулированиедлясубъектов нарынкетранспортныхисервисныхуслугосуществляетсясисте-
мойлицензирования(см.гл.40).
Дляоперативногоучетаизменений конструкций автомоби-
лейиусловийихэксплуатациивПоложениипредусматривают-
сядвечасти.
Впервойчастисодержатсяосновныеположенияпоорганиза-
цииТОиремонтаподвижногосостава.Вданнойчастиустанавли-
ваются:системаивидыТОиремонта,атакжеисходныенорма-
тивы,регламентирующиеих;классификацияусловийэксплуата- циииметодыкорректированиянормативов;принципы организа- циипроизводстваТОиремонтававтотранспортнойорганизации
(АТО);типовыеперечниоперацийТОидругие основополагаю- щиематериалы.
Втораячасть(нормативная)включаетконкретныенормативы
порядубазовыхмоделейавтомобилейиихмодификациям.Сце-
льюобъективногоучетаизменениявыпускаемыхавтомобилейпо- модельно(отечественногопроизводства)даннаячастьразрабаты-
ваетсяидополняетсяспериодичностью3- 5летввидеотдель- ныхприложенийк1-йчасти.
НормативыТОиремонта,установленныеПоложением,от- носятсякопределеннымусловиямэксплуатации, называемым эталонными.Заэталонныеусловияпринятаработабазовыхмо- делейавтомобилей,имеющихпробег отначалаэксплуатациив пределах50... 75%отнормыпробегадоКР,вусловияхэксплуа- тации Iкатегориивумеренномклиматическомрайонесуме- ренной агрессивностью окружающейсреды.При этом преду- сматривается,чтоТОи текущийремонт(ТР)выполняютсяна предприятии, имеющемПТБдляобслуживания200...300авто- мобилей,составляющихнеболеетрехтехнологическисовмести- мыхгрупп.
Приработевиных,отличныхусловияхэксплуатацииизменя- ютсябезотказностьидолговечностьавтомобилей,атакжетрудо- выеиматериальныезатратынаобеспечениеихработоспособно- сти.ПоэтомунормативыТОиремонтакорректируются.
РегламентируемыйПоложениемвидкорректирования (ресурс- ный) имеетцельюкорректирование нормативов взависимости от измененияуровнянадежностиавтомобилей,работающихв различныхусловияхэксплуатации. Этокорректирование приво- диткизменениюматериальных ресурсов,необходимыхдляпро- веденияТОиремонтаавтомобилейвразличныхусловияхэксплу- атации.
Прикорректированииучитываютсяследующиепятьосновных факторов.
1. Категория условий эксплуатации. Корректированиенормати- вовТОиремонтаавтомобилейвзависимостиотусловийэксплу- атацииосуществляется всоответствиисихклассификацией, ко- тораявключаетпятькатегорийусловийэксплуатации(табл.2.1).
Категорияусловийэксплуатацииавтомобилейхарактеризует- ся типомдорожногопокрытия,типомрельефаместности,по которойпролегаетдорога,иусловиямидвижения(см.табл.1.1).
2.Модификация подвижного состава иособенности организации егоработы.Приформированиинормативовучитываютнеобходи- мостьихкорректированияпотипуимодификации(конструктив- номуназначению: автомобилисприцепами, самосвалы ит.д.) транспортного средствавувязкесоспецификой еготранспорт- нойдеятельности.
Модификацияподвижногосоставаиособенностиорганизации егоработывсоответствиис«Положениемотехническомобслу-
Таблица 2.1
Зависимость коэффициента корректирования нормативовК1
отусловийэксплуатации
Категория условий эксплуатации | Нормативы | |||
Периодич- ностьто | Удельная трудоемкость ТР | Пробег ДО КР* | Расход запасных частей** | |
IV у | 1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 | 1,0 1,1 1,2 1,4 1,5 | 1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 | 1,00 1,1О 1,25 1,40 1,65 |
*При корректировании нормы пробега до КР двигателя К1 принимается равным:0,7- дляIIIкатегорииусловийэксплуатации; 0,6- для IYкатегории и0,5- дляУкатегории.
**При корректировании норм расхода запасных частей К1для двигателя
составляет:1,4- для111категорииусловийэксплуатации; 1,65- дляIVкатего-
риии2,0- дляУкатегории.
живанииподвижногосостава автомобильноготранспорта»учи- тываются коэффициентом К2(Приложение1),которыйприменя- етсядлякорректированиятрудоемкостиТОи ТР(l,0...1,25),про- бегадо капитальногоремонта (1,00...О,75)ирасходазапасных частей(1,0...1,3).
3.Природноклиматические условияучитываютсяприопределе- ниипериодичностиТО,удельнойтрудоемкости ТРинормпро- бегадокапитальногоремонта.Корректированиепоприродно-кли- матическим условиямосуществляетсяс помощьюкоэффициента К3, которыйсоответственноизменяетсясучетом агрессивности окружающейсредыпри определении:периодичностиТО- от
0,72до1,0;удельнойтрудоемкостиТР- от0,9до1,43;приопре-
делениипробегадопервогокапитальногоремонта- от0,63до
1,1;расходазапасныхчастей- от0,9до1,54(табл.2.2).
4.Пробегсначалаэксплуатации(возрасттранспортногосред-
ства)учитываетсяприкорректировании удельнойтрудоемкости
Таблица 2.2
Коэффициенткорректированиянормативоввзависимостиотприродво- климатическихусловийК3=К3К'3
Характеристикарайона | Нормативы | |||
Пери- ОДИЧНОС'IЬ то | Удельная трудоем- костьТР | Пробег ДО КР | Расход запасных частей | |
Коэффициент к, | ||||
Умеренный Умеренно-теплый, умеренно- теплыйвлажный,теплый влажный Жаркийсухой,оченьжаркий сухой Умеренно-холодный Холодный Оченьхолодный | 1,0 1,0 0,9 0,9 0,9 0,8 | 1,0 0,9 1,1 1,1 1,2 1,3 | 1,0 1,1 0,9 0,9 0,8 0,7 | 1,0 0,9 1,1 1,1 1,25 1,4 |
КоэффициентК'3 | ||||
Свысокойагрессивностью окружающейсреды* | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
* Агрессивностьокружающейсредыучитываетсяиприпостоянномисполь- зованииподвижногосоставадляперевозкихимическихгрузов,вызывающихин- тенсивнуюкоррозиюдеталей.
ТР автомобилей.Корректирование повозрасту всоответствии с
Положением выполняется сиспользованием коэффициента К4•
Для грузовыхавтомобилей этоткоэффициент корректирует трудоемкость,изменяясь от О,4 (для пробега, .составляющего менее25%ресурсаавтомобилядоКР)до2иболееприпробеге
автомобиля,в1,75...2разапревышающемресурсдоКР(Прило- жение2).·
Взависимостиот пробегасначалаэксплуатациидокапиталь- ногоремонта изменяетсяипродолжительностьпростояавтомо- билянаТОивремонте, которая учитываетсякоэффициентом К4,изменяющимсявпределах0,7...1,4.Припробегеавтомобиля, превышающемегозначение допервогокапитальногоремонта, величинаК4принимаетсяравной1,4.
5.Уровеньконцентрации подвижного состава.Прикорректиро-
ваниинормативовучитываютсяразмерыАТОи разномарочность обслуживаемогопарка.Последнееучитываетсячисломтехнологи-
ческисовместимыхгрупп,т.е. групп, требующихдляТОиТР одинаковыхсредствобслуживания(постов,оборудования)автомо- билейвпарке(неменее25вгруппе).Корректирующимкоэффи- циентомявляетсякоэффициентК5(Приложение3,табл.1).Впри- ложении 3 такжеприведенораспределениеподвижногосостава потехнологическисовместимымгруппамприпроизводствеТОи ТР(табл.2).
Корректированиеподанномукоэффициентунеимеетсмысла
внебольших,одно-ималомарочныхАТО.
Результирующийкоэффициенткорректированияполучаетсяпе- ремножениемсоответствующихкоэффициентов,приэтомонне
долженбытьменьше0,5.
Кромеуказанноговидакорректирования (ресурсного)приме- нительнокорганизациямсуществуетивторойвид- оператив-
ный,которыйпроводитсянепосредственновАТО иимеетцелью повыситьработоспособностьавтомобилейпутемизменения со- ставаоперацийТОсучетомконструкции,условийработы авто- мобилейиособенностейданнойАТО.
Оперативное корректирование осуществляетсятолькопосле
внедрениявАТОисходныхнормативов, рекомендуемыхПоло- жением.
Этотвидкорректированияосновываетсянаобъективныхдан-
ныхдействующейсистемыучетанеисправностей,затратнаТОи
ремонт,атакжерезультатовдиагностическихработ.
Основнымметодомоперативногокорректированияявляетсясо-
вместныйанализфактическивыполняемыхвданнойАТОопера- цийТОидиагностированияивозникающейприэтомпотребно-
стивработахсопутствующегоТР,которыенепосредственносвя- заны срежимами и качеством выполнения профилактических
работ.
Глава 3
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ
3.1.Методыполученияинформации приуправлении работоспособностью автомобилей
Процесс эффективногоуправленияработоспособностьюавто- мобилей базируется нанепрерывной, полной идостоверной ин- формации обокружающей обстановке ивнутренних изменениях всистемеподдержания работоспособности, поступающей в орга- ныуправления всоответствии сопределенным уровнемиерархии принятия решений. Достаточное качествоинформации обеспечи- ваетсяприпоступлении еевсоответствующий органуправления сполнотой, точностью идостоверностью, позволяющими при- ниматьобоснованные решения.
При принятии решений пообслуживанию иремонтуавтомо-
билейиспользуютдвавидаинформации:вероятностную(стати
стическую),характеризующую состояние совокупности объектов
(автомобилей,агрегатов, деталей) и дающую представление о
средних значениях показателей, ииндивидуальную(диагностиче
скую),характеризующую состояние илипоказатели работыконк-
ретного объекта - автомобиля вцелом,агрегата,детали.
Статистическаяидиагностическаяинформации дополняютдруг
другавпроцессе принятия решения.
Индивидуальную(диагностическую)информациюможно по- лучитьпоотчетнымданнымдляконкретного автомобиля (агрега-
та) или путем непосредственного измерения параметров техни-
ческогосостоянияданногоавтомобиля.Используетсяонадляопе- ративного уточнения и корректировки управляющего решения
применительно кданному объекту.
Наавтомобильном транспорте общего пользования статисти-
ческаяинформация собираетсяианализируется понормируемым показателям, приведенным вруководящих документах, утверж-
денных автотранспортным ведомством субъектаРоссийской Фе- дерации.
При принятии решений пооперативному управлению произ- водственными процессами ТОи ТРавтомобилей используется индивидуальная информация.
Винженерно-технической службе(ИТС)автомобильноготранс-
портаприоперативном управлении вкачествепервичныхисполь- зуютсяследующие основные документы: «Путевой лист»,«Учет-
наякарточка автомобиля»,«ЛистокучетаТОиремонта»,«План- отчетТО•,«Требованиеназапасные части»(Приложение 4).
Указанныечетырепервичных документаявляютсяосновойорга- низации документооборота ИТС, т.е.организации до:кументопо- токов по подсистемам управления и ихтрансформации вэтом процессе.
ДляпринятияперсоналомИТСавтомобильноготранспорта эф- фективныхрешенийпооперативномууправлениюпроизводствен- нымипроцессамивозникаетнеобходимостьвиспользованиидо- стовернойинформацииотехническомсостояниикаждогоотдельно взятогоавтомобиля.Основнымиисточникамиэтойинформации наавтомобильномтранспорте являютсятехническийконтроль, включающийвсебяосмотр,иинструментальное диагностирова- ние.
В соответствииспринятойтерминологией подтехническим контролемвсферепроизводствапонимается проверкасоответ- ствияпродукцииустановленнымтехническимтребованиям.
Наавтомобильном транспортеиспользуетсятехническое диаг ностирование процессопределениятехническогосостоянияав- томобиля,егоагрегатовиузловбезразборкиипрогнозирование исправнойработывбудущем.Диагностированиезавершаетсявы- дачейзаключенияонеобходимостипроведенияпрактическойча- стиоперацийТОилиремонта.
Важнейшеетребованиекдиагностированию - возможность оценкисостоянияобъектабезегоразборки.
Использованиеинструментальныхметодов контроляпозволя- етповыситьполноту икачествовыполненияоперацийТОире- монтаприопределенном снижениитребованийкквалификации персонала.