Перспективы веломобиаьного туризма

Когда на земле появился автомобиль, он сразу бып зачислен в ряд явлений, представляющих особую опасность для всего живого. Во многих странах мира были приняты законы, ставящие автомоби-листов в такие условия, в которых они практически не имели пер-

-спективы. Однако автомобилисты победили, человечество без авто-мобиля теперь вообще жить не может.

Веломобиль и веломобилисты находятся, безусловно, в лучшем положении. Пока им никто не запрещает двигаться по дорогам, до-рожкам, тропам. Но все же трудностей немало. В каких-то странах их больше, где-то меньше. Больше того, уже сейчас складывается какое-то мнение о будущем веломобилизма. Существуют проекты превращения улиц городов в велотрассы, перевода городского транспорта на биоэнергию, создание специальных трасс - «велопо-литенов» и т.д.

Преимущества веломобилей для дальних поездок и многодневных путешествий обеспечат им широкое распространение. Хотя пока вопрос о том, какой же веломобиль нужно делать в условиях про-мышленного производства, остается открытым. Единственное, что уже очевидно: заводы должны сориентировать своих специалистов на разработку веломобилей разного назначения. Это определит и спрос на них. Будем надеяться, что широкое развитие веломобиль-ного туризма - дело ближайшего будущего.

ВЕАОАМфибиИ, КОЛЕСНЫЕ ЯХТЫ, АЭрОПЕДЫ...

И хотя во всем мире понятие «изобретать велосипед» стало си-нонимом бессмысленного занятия, чем-то вроде попытки изобрести вечный двигатель, умельцы-энтузиасты не унимаются. Да, велосипед классической конструкции, видимо, и впрямь заново изобрести не-возможно, не случайно сотни миллионов жителей планеты ездят на экипаже, облик которого почти не изменился с конца прошлого ве-ка. Ну, а если изменить принцип езды или управление экипажем либо, оставшись на привычном велосипеде или веломобипе, при-звать в помощь ногам другие безмоторные источники энергии? И тут фантазия конструкторов-любителей поистине не знает границ (го-сударственных, кстати, тоже). Причем некоторые механизмы дают принципиапьно новые виды туризма на стыке существующих. А ЕСЛИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?

Рис. 9.25.«Педаход» Шандора Амбруша

Например, журнал «Юный тех-ник» (№12, 1988) познакомил чи-тателей с «педаходом» венгер-ского изобретателя Шандора Ам-бруша (рис. 9.25). Его творение легко умещается в любом рюкза-ке, ведь вес «педахода» не более 1 кг. Представьте себе, что идет группа туристов по лесной тропе-тут они самые обыкновенные «пе-шеходы». Но вот вышли на хоро-шую дорогу, вынули из рюкзаков «педаходы» и покатили себе, слегка переваливаясь с ноги на ногу. Вот что-то среднее между пешеходным туризмом и велоси-педным.

Когда приходит зима, многие из нас прячут велосипеды в кла-

довки, а извлекают лыжи. Многие, да не все. И вот смотришь: впол-не резво движется по лыжне колесный экипаж. Правда, не о двух колесах, а пишь об одном, но внешне это - самый обычный вепоси-пед. Катание на «снегопеце» - велосипеде, поставленном на лы-жи, - практикуется все чаще, пока на прогулках выходного дня. Передние лыжи снегопеда делают рулевыми, а сзади остаются коле-са, представляющие собой ободья с шипами. Задние лыжи имеют прорези для шипов колеса. Для крепления лыж делаются специаль-ные стойки. Такой экипаж позволяет развивать скорость до 15 км/час на хорошей лыжне или на насте, правда, он беспомощен в глубоком рыхлом снегу, на лесных тропах, крутых склонах. В много-дневных маршрутах «снегопед» может быть использован на обшир-ных безпесных равнинах с плотным снежным покровом (например, в тундре) либо на хорошо укатанных зимних дорогах.

Но особенно много изобретатепей озадачены тем, чтобы соеди-нить велосипед с подкой или яхтой. Причем тут наблюдаются три основных направления поисков. Первое - использование паруса на сухопутных экипажах. Второе - создание гидровелосипедов, предна-значенных только для ппавания. Третье - конструирование велоам-фибий, позволяющих передвигаться по суше и по воде.

Велосипед с парусом не получил пока широкого распростране-ния, поскольку на дорогах с напряженным автодвижением использо-вать парус весьма затруднительно. Кроме того, он эффективен пишь на открытых пространствах, где гуляют ветры, а на лесных дорогах и тропах парус с мачтой превращается в дополнительный тяжелый груз. Тем не менее известны отдельные путешествия на велосипе-дах с парусом, в частности, преподавателя Д. Летника из Фрунзе, как он тогда назывался, в Таллин.

Человек на велосипеде с парусом площадью около 2 кв. м мо-жет двигаться по хорошей дороге со скоростью 35-50 км в час, не затрачивая никакой энергии, кроме энергии ветра.

5*4

Велоамфибии, колесные яхты, аэропеды...

Растет в мире интерес к парусным колесным яжтам, которые успешно используют в степных и полупустынных регионах. Приме-няют парус и веломобилисты. В частности, поразительные результа-ты получены при использовании жесткого паруса, так называемого паруса-крыла. Веломобиль Дж. Амина с ним показал крейсерскую скорость 65-70 км/час (при скорости ветра 25 км/час), а рекордную-100 км/час. Это, конечно, уникальная машина, а вообще любой ве-ломобиль может быть оснащен вспомогательным парусом. Так ве-ломобиль «Романтик» с парусом площадью около 3 кв. м развивал скорость на шоссе более 30 км/час. Но опять же использовать па-рус на веломобиле можно далеко не в любом районе, не на всякой дороге. Тем, кто собирается путешествовать на просторе, сдепать парусное вооружение на веломобиль и даже на велосипед поможет книга В. М. Борисова «Парус на лодке», издательство «Судострое-ние», 1985 г.

Гидровелосипеды - сугубо водные экипажи, только приводятся в движение не руками и веспами, а ногами и лопастями или вин-том. Вообще попытка создать привод от мышц человека на гребной винт предпринималась давно, даже подводные лодки поначалу пере-двигались с помощью обычных педалей. На гидровелосипедах воз-можны несложные водные походы по спокойным рекам или по во-доемам. Использовали гидровелосипеды и на морских просторах, на-пример, на них пересекали пролив Ла-Манш со средней скоростью до 8 км/час. Высказывапись даже намерения пересечь на гидрове-лосипеде Атлантический океан.

Вот одна из простейших конструкций гидровелосипеда для пере-движения только по воде, о которой рассказал журнал «Моделист-конструктор» (№8, 1966; рис. 9.26). Технология изготовления дере-вянных поплавков очень несложная и доступна каждому. Сборка всех деталей ведется на водостойком клее. Обшивка поплавков - из фанеры толщиной 3 мм, но можно выполнить ее из любого листово-го пластика. Все неводостойкие материалы нужно перед покраской пропитать горячей натуральной олифой. Чтобы путешествовать вдво-ем, следует исполь-зовать раму танде-ма. Длину поплав-ков при этом при-дется увеличить.

Разборный ка-тамаран с надувны-ми поплавками из прорезиненной тка-ни оценят те, кто стремится путеше-ствовать по воде, но у кого отнюдь не просторная квар-

тира. Жесткая кон- Рис.9.26. Водный вепосипед П.Подконзина струкция двухмест- и А- Тюкова ного катамарана-ги- 1 - поплавки; 2 - рама; 3 - малый угольник;

ппппрпя ппрпппжрн 4 ~ Расгяжки; 5 - перо руля; 6 - подшипники; дропеда, предложен ? _ гребное копесо. 8 _ вапА ЕСЛИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?

Рис.9.27. Схема катамарана В.Поповича

1 - надувной поппавок; 2 - педальный привод;

3 - рукоятка рупевого управления; 4 - складное

сиденье; 5 - копьцевая насадка; 6 - дейдвуд;

7 - карданный шарнир

ного В. Поповичем из Харькова на страницах журнала «Катера и яхты» (№4, 1987), со-стоит из складывающе-гося сидения со спин-кой, палубы из набора буковых реек, основа-ний из дюралюминие-вых уголков и педаль-ного привода с цепной передачей на гребной винт (рис. 9.27). Для при-вода использована рама велосипеда «Турист» и две звездочки. Редук-тором служит ручная дрель с кнопочным переключателем скорости вращения шпинделя, который соединяется с гребным валом посред-ством карданной передачи. Передаточное отношение привода 24:1 обеспечивает частоту вращения винта 1000 об/мин. Гребной винт заключен в стеклопластиковое профилированное кольцо-насадку, повышающую тягу и устойчивость на курсе на малой скорости. Управпение по курсу осуществляется ручкой, связанной при помощи тросиков с проворачивающимся «дейдвудом» и гребным винтом. Заглубление винта можно регулировать на ходу, опуская или подни-мая «дейдвуд». Гребной винт имеет диаметр 179 и шаг 180 мм. В подготовленном к выходу на воду виде катамаран имеет длину 2,50 и общую ширину 1,65 м. Диаметр поплавка 400 мм, общий вес 25 кг. Развивает скорость до 8 км/час, отличается легкостью хода и маневренностью. Габариты в упаковке - 1,45x0,40x0,25 м, для пе-ревозки используется специальная тележка.

«Аквасипед» Сержио Банацци («Катера и яхты», №3, 1982) по конструкции мало чем отличается от детского трехколесного велоси-педа, если не считать огромных колес, представляющих собой полые пластмассовые поплавки, способные поддерживать кроме гидровело-сипеда двух человек экипажа. На задних колесах сделаны попереч-ные ребра-лопатки, благодаря которым машина передвигается по воде. Этот экипаж - уже переходного типа, он может двигаться по траве, песку, болоту.

Третий тип экипажей, который мы рассматриваем, - велоамфи-бии, позволяющие совершать комбинированные походы по суше и по воде. Чаще всего представляют собой обычные велосипеды, снабженные специальными съемными приспособлениями и поплав-ками.

Например, в Ленинграде в 80-х годах сконструировали вот такую амфибию. Байдарка и складной поплавок соединяются горизонталь-ными штангами, между байдаркой и вспомогательным поплавком (или между двумя байдарками) на стойках устанавливается велоси-пед. К его заднему копесу прижимается фрикционный ролик, кото-рый через шестерни соединяется с валом гребного винта. На суше байдарка и поплавок укладываются в прицепную тележку на двух

____________Вепоамфибии, колесные яхты, аэропеды...

колесах.

В очерке об истории велотуризма мы рассказывали о длитель-ном путешествии в 1937 году на велоамфибиях (3500 км по суше, 700 км по воде). Велоамфибия представляла собой дорожный вело-сипед с кронштейнами, к которым крепились два поплавка из двух-слойного прорезиненного перкаля с защитным покрытием. Усилия от ног системой шестерен передавались легкому трубчатому валу, на который был насажен трехлепестковый гребной винт диаметром 400 мм. Амфибия быстро превращалась в велосипед и обратно, детали ее компактно укладывались на багажники.

По тому же пути пошел А.Сафронов из Н.Новгорода. Его конст-рукция представляет собой приставку к дорожному или спортивно-ту-ристскому велосипеду. При движении по суше приставка в сложен-ном виде, в чехле, пристегнута к раме велосипеда сбоку. У воды приставку раскладывают, ставят на нее раму велосипеда (без ко-лес), накачивают поплавки и... можно пускаться в плавание, прихва-тив с собой колеса. Журнал «Катера и яхты» (№3, 1986) рассказы-вает о том, как изготовить велоамфибию. Для этого потребуется несколько метров дюралевых труб и стального тросика для каркаса и 6-7 метров водонепроницаемой ткани для изготовления поплавков. Кстати, можно сделать и чисто водный велосипед, взяв за основу старую велосипедную раму без колес. Вепоприставка состоит из силового каркаса, надувных поплавков и винтового движителя с приводом. Надувные поплавки изготовлены из прорезиненной ткани. Каждый из поплавков поперечными перегородками разделен на три отсека, перегородки сделаны в виде конических диафрагм, что по-вышает живучесть велоамфибии при проколе одного или даже обоих поплавков.

Некоторые изобретатели считают, что будущее принадлежит лег-ким педальным аппаратам на подводных крыльях. В середине вось-мидесятых годов на подобном гидровелосипеде весом 18 кг удалось превысить мировой рекорд скорости, установленный ранее на вес-лах - на академической одиночке. Олимпийский чемпион Стив Хегг на дистанции 2 км развил на гидровелосипеде скорость 17,7 км/час («Катера й яхты», №3, 1986). А позднее была достигунта скорость 24 км/час.

Конечно, велоамфибия очень заманчива: на ней можно и ехать и плыть. Но любая комбинация качеств приводит к неизбежному снижению каждого из них. Ничего удивительного, что в общем-то хорошая амфибия ездит хуже, чем сухопутный веломобиль, а плава-ет значительно хуже, чем лодка. Поэтому тем, кто хочет во время похода передвигаться по воде, лучше ехать на веломобиле и везти с собой резиновую лодку.

Еще об одном промежуточном виде туризма - «веложелезнодо-рожном» - мы рассказали в очерке «Из истории велосипеда и ве-лотуризма»: речь шла о велопробеге пяти командиров-пограничников из Киева во Владивосток, использовавших на восточном участке своего огромного маршрута «велодрезины» (рис. 1.4, с. 25). Такой способ передвижения применила в 1989 году и группа смельчаков-москвичей на «Мертвой дороге» (об этом тоже написано в очерке). Конструкцию приспособления, превращающего велосипед в дрезину,

19—1732

557А ЕСЛИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?

разработал и изготовил А. Гаель. Велосипед фиксировался на одной рельсе с помощью пары специальных направляющих роликов с ре-бордами, а для опоры на вторую рельсу был предусмотрен валик, связанный с рамой четырьмя поперечными и наклонными тягами. Общий вес комплекта деталей для «велодрезины» - 6 кг.

Ла-Манш пересекали на велосипедах не только по воде, но и по воздуху. В 1979 году на одном из аэропедов (или велолетов) пилот Бриан Аллен перелетел через пролив за 2 часа 50 минут. Долгие годы мечта человека летать за счет только своих собственных сил оставалась мечтой. Даже существовала научно обоснованная теория о том, что такой аппарат невозможен. Лишь в 1961 году американ-ский планер «Сумпак» пролетел несколько сот метров. А затем эта дистанция стала расти. В 1972 году Дж. Поттер на мускулолете «Юпитер» пролетел 1171 м, в 1976 году мускулолет «Аист» Т. Като преодолел 2193 м. А вскоре, как мы сказали, был покорен Ла-Манш.

Летающие велосипеды продолжают конструировать на разных континентах: в Европе, в Японии, Соединенных Штатах Америки. Над Лос-Анджелесом не так давно появился «гибрид» аэростата и велосипеда, который при попутном ветре развивал скорость 20 км/час. А в Калифорнии 26-летний Глен Треми на летательном ап-парате весом 40 кг пролетел расстояние около 60 км за 2 часа 13 минут. Это уже расстояние хорошего велопохода выходного дня. Рождается принципиалыно новый вид туризма.

Во многих странах, в том числе и у нас, ведутся поиски удобно-го в применении маховичного двигателя. Существует много вари-антов использования маховика как аккумулятора энергии. Раскру-ченный от постороннего источника, маховик массой в 5 кг при час-тоте вращения 20000 об/мин позволяет велосипедисту проехать око-ло 50 км. Однако конструкция такого маховичного двигателя очень сложна и весьма тяжеловесна, поэтому для веломашин пока мало-пригодна.

Сравнительно недавно появились «солнцемобили», а сейчас они уже числятся в первых рядах альтернативных автомобилю машин. Эти машины имеют электропривод, а в качестве источника электри-чества используются солнечные батареи. Ведутся работы по созда-нию таких машин и у нас в стране. А группа энтузиастов из Зеле-нограда создала трехколесный солнцевеломобиль, который снабжен вспомогательным электродвигателем. Он питается от солнечных ба-тарей, смонтированных в плоской крыше («Смена», №8, 1989). Очень интересная и перспективная машина!

И здесь мы вроде бы ушли за рамки нашей книги. Однако не будем забывать, что велосипед и веломобиль - не просто отличные средства передвижения, но еще и необъятное поле для творческого поиска.

СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕД

АвТОрЫ КНИГИ ПОрАЗДЕЛАМ

В обозначении каждого раздела первая римская цифра - номер главы, вторая арабская - порядковый номер раздела, третья циф-ра - номер подраздела (в содержании книги номера подразделов не указаны).

Совпадение номеров разделов у разных авторов свидетельствует о том, что в написании этих разделов участвовали два или несколь-ко авторов.

Агеев Юрий Александрович (Воронеж) - 1.1.

Архипов Владимир Сергеевич (С.-Петербург) - 1.1.

Безуглый Анатолий Васильевич (Харьков) - У!.4,6,8.

Бесолов Марат Асландбекович (С.-Петербург) - 11.1; 11.3.1,5.

Булгаков Алексей Алексеевич (Москва) - I; II; III- IV' V 1-7 9 10' VI.1-11,13,15.3,17,18; УП.2,3; 1Х.5.

Бухвальд Евгений Моисеевич (Москва) - 1.3.

Вишневский Аркадий Анатольевич (С.-Петербург) - VI.6.

Гаврилов Михаил Геннадьевич (Москва) - М.О.З; ^.8

Гончаров Георгий Федорович (Москва) - 1.1-2; У.2.3.

Джон Джу (Карлингфорд, Новый Южный Уэльс, Австралия) - 1.3.

Добровольский Александр Сергеевич (Москва) - 1.1; !У.0.7.

Замойский Сергей Петрович (Москва) - М.4.2^; VIII.

Ильин Валентин Сергеевич (Ростов-на-Дону) - У.3.2; ^.4; ^1.4,6-8.

Иткин Леонид Михайлович (С.-Петербург) - 11.3.1; М.4.3.

Казанцев Владимир Васильевич (Москва) - II.4.2-4- V 3 З' V 5' У.Ю.З; VI.14,17.2; VIII.

Каминский Алексей Рудольфович (Москва) - 11.1,3; М.0.2,8.

Картузов Сергей Александрович (Москва) - 11.1; И.3.7.

Комочков Валерий Анатольевич (Волгоград) - 1.2-3.

Крючков Андрей Петрович (Харьков) - 11.1.

Леонтьев Юрий Александрович (Владимир) - VI. 12.

Марголин Ефим Александрович (Берлин, Германия) - VI.15.1,3.

Мельников Валентин Федорович (Хабаровск) - 1.2.

Моржаков Владимир Васильевич (Н.Новгород) - 1.2.

Налимов Игорь Петрович (Москва) - 1.3; ^.10.

Онучин Адольф Алексеевич (Ташкент) - М.О.З; У.2.1; ^.3 2-3' ; VI. 1-2,4-5,8-10.

19*

559СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Пересыпкин Виталий Фридрихович (Москва) - 11.3.6; 11.4.2; 1У.0.8; У1.6,11,15-16.

Рассукованный Арнопьд Леонидович (С.-Петербург) - 11.1,3; И.4.3; VI.1.

Рачиньски Михал (Ныса, Опопьское воеводство, Польша) - 1.3.

Селиванов Сергей Николаевич (Москва) - 1.2; \/.5; У1.9.

Соколов Владимир Анатольевич (Киев) - VI.13.6.

Соловьев Евгений Владимирович (С.-Петербург) - 1.1-2; II.4.2, 3; V.!; VI.11.

Старков Александр Иванович (Уфа) - VII.1.

Толстяков Борис Михайпович (Казань) - 1.1; У.2.1; У.4; VI.13.5.

Шакиров Закий Закирович (Казань) - VI.8-11.

Щеголев Валерий Анатольевич (Новгород) - Н.4.2; IX.

Янсон Михаил Георгиевич (С.-Петербург) - У.З.З; VI.10-11.

Использованы материалы и письма:

Б. И. Баринова (Москва), Л. Бееринкса (Бельгия), А. И. Гаеля (Мос-ква), П. Грея (Великобритания), X. Дорренштайна (Нидерланды), С. М. Зимоса (Львов), С. П. Кистанова (Караганда), В. А. Королика (Борисов Минской обл.), С. В. Кусмарцева (Волгоград), Е. М. Лихолата (США), Е.Ло (Великобритания), Б. Р. Маречека (Бишкек), В. В. Медового (Мос-ква), М. Нейккинен-Руммукайнен (Финляндия), Н. Я. Платова (Пенза), В. Н. Попова (Ташкент), А. А. Потупина (Лозовая Харьковской обл.), А. Д. Самофапова (Харьков), А. Г. Теляковскрго (Одинцово Московской обл.), А. Г. Хлопонина (Караганда), |А.Д. Шугала] (С.-Петербург), Ю. С. Якимова (Балей Читинской обл.).

АиТЕрАТурА

Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография. М.: Профиздат, 1985.

Анкетиль Ж., Шани П., Скоб М. Велосипедный спорт. Пер. с франц. М.: Физкультура и спорт, 1978.

Архипов Е.М. За здоровьем на велосипеде. М.: Советский спорт, 1989.

Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт. М.: Физкупьтура и спорт, 1990.

Астафьев В. И. В лесу и в поле - как дома. Минск: Полымя, 1981.

Берман А,Е. Юный турист. М.: Физкультура и спорт, 1977.

Бупгаков А. А. Велосипедный туризм дпя всех. М.: Профиздат, 1984.

Бупгаков А. А., Рыжавский Г. Я. Два дня в конце недели. М.: Физкультура и спорт, 1984.

Велосипедный спорт. Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1975-1988.

Власов А. А. Велосипедный туризм. М.: Физкультура и спорт, 1954.

Вопович В.Г. С природой один на один. М.; Военное издательст-во, 1989.

Горбунова И. Туризм для всех. Киев: Вища шкопа, 1984.

Литература

Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях фи-зической культурой. М.: Физкультура и спорт, 1980.

Гранилыциков Ю.В. Семейный туризм. М.: Профиздат, 1983.

Гутько И.П., Соколов В.А., Забаровский К.К. Азбука здоровья. Минск: Полымя, 1983.

Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988.

Довиденас В.И. Веломобиль. Ленинград: Машиностроение, 1986.

Ильин В. С. Психология физического воспитания. Учебное посо-бие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1987.

Ильин В.С. Путешествие на велосипеде. Туристские маршруты по Омской области. Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1971.

Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские сле-ты и соревнования. М.; Профиздат, 1984.

Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1986.

Крадинов Е, Б. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. М.: Машиностроение, 1991.

Красников А. А. Велосипед для здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1970.

Крылатых Ю.Г., Минаков С.М. Подготовка юных вепосипедистов. М.: Физкультура и спорт, 1982.

Куприянов А. А. Велоспорт - моя жизнь. М.: Физкультура и спорт, 1987.

Кург И. Торопись не спеша. Таллин: Валгус, 1983.

Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. М.: Физкультура и спорт, 1981.

Луговьер Д.А. Туризм и фотография. М.: Профиздат, 1984.

Лысогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М.: Пищевая промышленность, 1980.

Любовицкий В. А. Велосипед для здоровья. М.: Физкупьтура и спорт, 1983.

Любовицкий В. П. Гоночные велосипеды. Ленинград: Машино-строение, 1989.

Медовый В.В. Методические рекомендации по организации пла-новых велосипедных маршрутов. М.: Центральное рекламно-информа-ционное бюро «Турист», 1986.

Надворник 3., Шалек 3. По ступенькам - в жизнь. Пер. с чеш-ского. М.: Физкультура и спорт, 1988.

Новиков А.Л., Шакиров 3.3. Молодежный велосипед для турист-ских походов. Казань: Казанский гос. пед. ун-т, Казанский гос. техн. ун-т, 1995.

Онучин А.А. Велотуризм. Ташкент: Мехнат, 1990.

Онучин А.А., Попов Ю.Г. Велосипедные маршруты по Казахста-ну. Алма-Ата: Казахстан, 1979.

Остапец А.А. В походе юные. М: Просвещение, 1978.

Остапец А. А. Туризм в профтехучилище. М.: Высшая школа, 1981.

Охлябинин С.Д. Давай изобретем велосипед. М.: Молодая гвар-дия, 1981.

Охлябинин С.Д. Легенды и были об экомобиле. М.: Советская Россия, 1987

541СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Пилат И. Н. Туристские маршруты Молдавии. Кишинев: Тымпул, 1981.

Поповцев В.Г., Юранов С.Я., Плащинский /4.6. Организация ве-лопутешествий в школе. Минск: Народная асвета, 1977.

Пустовалов В.И., Майборода В.М., Камеристый В.В. Справочник велосипедиста. Харьков: Прапор, 1976.

Пюльккянен А. Н. Лещенко В. С. Спутник велосипедиста. Ленин-град: Лениздат, 1960.

«Русский турист». Нормативные акты по спортивно-оздоровитель-ному туризму в России на 1998-2000 годы. М.: Туристско-спортивный союз России, 1998.

Сакович Р.А. Велосипедный туризм. Кишинев: Тымпул, 1986.

Сафонов В. И. 10 писем Робинзону. М.: Физкультура и спорт, 1983.

Семенов Д. Д. Устройство и ремонт велосипеда. 2-е изд., М.: Физкультура и спорт, 1956.

Соколов В.А., Ильин В.С. Велосипедный туризм. Учебное посо-бие. М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992.

Соловьев Е.В. Вам, велотуристы Ленинграда. Л.: Лениздат, 1990.

Спутник туриста. Сост. К.И.Вахлис. Киев: Здоров'я, 1983.

Степанов П. И. (Калашников). Велосипедный спорт. Справочник за 1882-1958 годы. М.: Физкультура и спорт, 1959.

Стрижев А.Н. Туристу о природе. М.: Профиздат, 1986.

Туризм в школе. Сост. Е.Г. Рябов. М.: Физкультура и спорт,1983.

Туристские спортивные маршруты. Сост. В. Е. Попчиковский. М.: Профиздат, 1989.

Харитановский А. А. Человек с железным оленем. М.: Мысль, 1965.

Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М.: Физкультура и спорт, 1987.

Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И., Лукоянов П.И. Питание в туристском путешествии. М.: Профиздат, 1986.

Штюрмер Ю. А. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.

Штюрмер Ю.А. Четвертая грань туризма. М.: Профиздат, 1984.

Энциклопедический споварь юного географа-краеведа. М.: Про-свещение, 1981.

Юнкер Д., Микейн Д., Вейсброд Г. Велосипедный спорт. Пер. с нем. М.: Физкультура и спорт, 1982.

Юсин А.А. Я купил велосипед. М.: Молодая гвардия, 1984.

Наши рекомендации