Ремонтный набор, инструменты
Рекомендуем следующий хозяйственный и общетуристский ре-монтный набор (звездочкой отмечены предметы для походов выход-ного дня):
Ножницы
Пинцет
Шило*
Иглы швейные разных размеров*
Брусок точильный
Наждачная бумага
Клей «Момент»*
Проволока мягкая разной толщины (медная, алюминевая)*
Проволока стальная тонкая
Изоляционная лента*
Тесьма (стропа) капроновая
Шнур капроновый
Нитки капроновые*
Нитки хлопчатобумажные*
Лоскутки материи, брезента, капрона, кожи, резины*
Булавки*
Пуговицы разные
Застежка «молния» запасная
Резинки (копечками)*
Лампочки для карманного фонаря
Чистящее средство для рук
Специальный технический ремонтный набор и инструменты из расчета на группу 6-9 человек (звездочкой отмечены предметы, рекомендуемые для походов выходного дня):
Пассатижи (большие и малые)* 2 шт.
Отвертка* 1 шт.
Бородок 1 шт.
Ножовочное полотно по металлу 1 шт.
Напильник трехгранный* 1 шт.
Надфили 2-3 шт. Ключи двусторонние (№№ 7-17) или накидные* 2 компп.
Ключи конусные 2 шт.
Ключи шестигранные торцевые* 1-3 компп.
Ключ ниппельный* 2 шт.
Лопаточки для демонтажа камеры 1 компл.
Ключ-съемник для шатунов 1 шт. Ключ-съемник для снятия блока (кассеты) ведомых
звездочек 1 шт.
Струбцина (выжимка) для разъема цепи 1 шт.
Ключ разводной 1 игг.
Велоалтечка с ниппельной резинкой* 2 шт. Шланги насоса для всех типов ниппелей, имеющихся в
группе (или переходники для шлангов) по 2 шт.
Смазка густая (литол, графитовая) 50 г
Масло жидкое* 100 г
Клей резиновый 1 тюбик
Заплатки для ремонта камер 5-70 шт.
241ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ _______
Список запасных частей на группу из 6-9 человек:
Камеры для спортивно-туристских и дорожных велосипедов 6-9 шт Трубки (для гоночных велосипедов)* 2.4 шт
на велосипед
. . в зав-ти от похода Часть покрышки
Походное снаряжение
на каждый
_, вид покрышек Отрезок обода (на 4 спицы) или металлические накладки е зав-ги
ог кол-ва
видов ободьев
Спицы запасные с ниппелями* по 4.5 спиц
каждого типа Ось переднего колеса с конусом по у шт
на каждый вид
велосипедов
Ось заднего колеса с конусом по •/ шт
на каждый вид вепосипедов
Переключатель передний в сборе с тросом у шт Переключатель задний в сборе с тросом 1 шт Шайба регулироеочная дпя трещотки по 2 Шт
на каждый вид переключателей
«Собачки» трещотки* 2-4 шт Пружинки «собачек»* 4_6 шт Несколько звеньев цепи по ? шт
на каждый вид цепи Вал каретки ш , т
_ . «а каждый вид кареток Правыи шатун ?
Чашки каретки 2 шт
Клинья шатуна* 2_4 шт
Ось педали левая с конусом* 7 шт
Ось педали правая с конусом* 7 шт
Гайка-колпачок педапи -, '
Туклипсы с ремешками 2 шт Замок седла, две шайбы с насечкой и ось замка 1 компл
Скоба тормоза наружная 7 шт
Скоба тормоза внутренняя 7 шт
Пружина скобы 7 шт
Болты скоб 2_3 шт
Трос с наконечником переднего тормоза* / шт
Трос с наконечником заднего тормоза* •/ шт
Колодкодержатели 2-4 шт
Тормозные колодки 2- 18 шт
Вентили и колпачки к камерам по •/ шт
... к каждому типу камер Шарики диаметром 3, 4, 5 и 6 мм (в сепараторах и
россыпью)* Винты, болты, гайки и шайбы на все узлы велосипеда и
оборудования (обязательно М2, М4, М5, М6, М8, М10
с разным шагом резьбы)* Заклепки, хомуты, стальные пластины, запасные стойки багажников
Приведенные выше списки инструментов и запасных частей рас-считаны на поход \\\-\М категории сложности при условии автономно-го самообеспечения и самообслуживания. В походах низких катего-рий сложности и по населенным районам, где много велосипедных магазинов и мастерских, ремонтный набор может быть сокращен, в походах V категории сложности по малонаселенным районам он может быть увеличен. Кроме того, состав ремонтного набора зави-сит от моделей и состояния велосипедов.
Список запасных частей в основном ориентирован на велосипе-ды заводов бывшего Союза.
Кроме приведенного примерного группового ремнабора каждый участник похода, зная слабые места своего велосипеда, может иметь малый ремонтный набор (он тем более необходим, если мо-дель велосипеда отличается от преобладающих в группе машин).
Количество запасных камер обычно равно числу участников.
Количество запасных тормозных колодок зависит от района пу-тешествия. Например, в шестидневный поход по равнине на группу из 6-8 человек достаточно двух колодок, в горном продолжительном походе нужно иметь их по две на человека.
В походы выходного дня обычно берут по 1-2 спицы переднего, по 2-4 спицы заднего колеса для каждого типа велосипедов, по од-ному комплекту «собачек» и пружинок.
Некоторые велотуристы предпочитают брать запасные узлы ве-лосипеда целиком: вместо звеньев цепи - целую цепь, вместо от-дельных деталей педали - всю педаль в сборе, точно так же тормоз задний в сборе (при этом его перевозят отдельно от ремнабора). Такой принцип уменьшает затраты времени на ремонт непосредст-венно на марше, но увеличивает вес ремнабора.
Ремонтный набор группы обычно делится на основной (большой) и оперативный (малый). Основной ремнабор упаковывается в 2-3 укладки и перевозится, как правило, главным механиком, составляя основную часть его общественного груза. В оперативный (малый) ремнабор входит необходимый минимум инструмента и запчастей, пригодный для срочного элементарного ремонта и регулировок. Оперативный ремнабор перевозится обычно замыкающим и немед-ленно выдается любому велотуристу для устранения мелких неис-правностей. Типичный состав малого ремнабора: ключи «семейный» (2 шт.), двусторонние (№№ 7-17), ключ для снятия блока звездочек, ниппельный, лопаточки для демонтажа камеры, отвертка, струбцина для разъема цепи, малые пассатижи, 1-2 клина шатуна, 1-2 тормоз-ные колодки, баночка с крепежом.
Для велосипедов зарубежного производства в малом ремонтном наборе нужно иметь комплект шестигранных ключей и съемник ша-тунов каретки. При наличии хорошо подобранных основного и опе-ративного ремнаборов можно обойтись без индивидуальных инстру-ментов, освободив карманы велорюкзаков и подрамные сумки для других вещей.
Перечень запасных частей для дорожного односкоростного вело-сипеда несколько отличается от перечня деталей велосипеда спор-тивно-туристского. Исключаются запасные туклипсы, детали переклю-чения передач, заднего тормоза. Зато нужно взять детали задней втупки: конусы правый, левый, тормозной ведущий, тормозной бара-
247ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ________
бан, либо втулку заднего колеса в сборе. Спицы должны быть тол-щиной 2,2 мм, для переднего колеса - длиной 299 мм, для заднего-294 мм. Запчасти переднего тормоза - такие же, как и для спор-тивно-туристских велосипедов.
Список группового снаряжения, в том числе состав медаптечки, составлен в расчете на маршрут средней протяженности, дпительно-сти (порядка 10 дней) и сложности. В зависимости от состава груп-пы, особенностей похода и района этот перечень может быть уменьшен или увеличен.
АИЧНОЕ СНАрЯЖЕНИЕ
По принципу «усреднения» составлен и приведенный ниже спи-сок личного снаряжения, который может быть уменьшен или допол-нен другими вещами в зависимости от географической широты, времени года путешествия, закаленности участников и т. д. Вначале приводим список личного (индивидуального) общетуристского снаря-жения и одежды:
Спальный мешок и вкпадыш
Коврик пенополиэтиленовый, поролоновый или
полиуретановый Куртка с капюшоном, либо штормовка, либо
ветрозащитный костюм Водоотталкивающий костюм, полиэтиленовая накидка или
накидка типа «Пончо» от дождя Одежда для города
Теплая одежда (свитер и спортивные брюки) Рубашка верхняя с длинными рукавами Шорты
Одежда для сна Нижнее белье Купальные принадлежности Шапочка с козырьком (в холодную погоду теллая) Носки хлопчатобумажные и теплые Кроссовки или тапочки Ботинки туристские
• Перчатки кожаные (в холодную погоду) Полотенце Носовые платки Очки от солнца и мошкары Туалетные принадлежности: мыло, мочалка, зубная щетка,
паста, одеколон, расческа Вритва Накомарник
Пооуда: кружка, пожка, миска, нож Личный швейный малый набор Индивидуальный медицинский иабор Спички в непромокаемой упаковке Документы личные и проездные
Записная книжка, ручка, карандаш с наконечником Часы
2 компп.
3-4 пары
Походное снаряже>
Список индивидуального (личного) специального (велотуристского) снаряжения:
Велосилед
Насос со шлангом и переходником
Велокамера
Индивидуальный минимальный набор инструментов и
запасных частей Масленка
Велокомпьютер или велосчетчик Чехол для перевозки велосипеда
Полиэтиленовый чехол (пакет) для защиты от дождя седла,
компьютера Фляга Велорюкзак, велобаулы или переметные оумки в
комбинации с обычным рюкзаком Велосумки на передний багажник Велосумка на руль
Резинки от эспандера для крепления груза или «паук» Защитные чехлы или полиэтиленовая пленка для защиты
велорюкзака или велосумки от дождя Фонарь велосипедный Тросик с замком (на свой велосипед) Велорубашка Веломайка Велотрусы
Велорейтузы (для холодной погоды) Велошлем Велоперчатки Велотуфли
Главные требования к спальному мешку - он должен дать мак-симум комфорта и защитить человека от холода и сырости. До сих пор в велотуризме использовались спальные мешки в виде одеяла или кокона промышленного производства с наполнителем из синте-пона, ватина, но такие спальные мешки, как правило, либо громозд-ки и тяжелы, либо недостаточно теплые. Иногда два спальных меш-ка-одеяла на разъемных молниях состегивают вместе в расчете на трех человек. Но такой путь уменьшает комфорт сна.
Наилучшим наполнителем для спальных мешков является нату-ральный пух, но он дорог. Поэтому для утеппителя (наполнителя) спальных мешков чаще используют не чистый пух, а пухо-перовые смеси. Хорошая смесь получается из гусиного пуха (примерно 2/3 ко-личества), мелкого пера и ворса.
Пуховый спальный мешок шьется из материала Рег*ех и имеет водоотталкивающие свойства за счет покрытия ТеЯоп или Зсо^сМ Сиагс).
В последнее время в продаже появипось множество спальных мешков с синтетическими наполнителями, которые по своим качест-вам не уступают, а по некоторым свойствам превосходят пух. Син-тетические волокна не намокают, им не страшны грибок и моль, они не имеют запаха и не вызывают аллергию, не линяют и не сваливаются, имеют хорошие теплоизолирующие и водоотталкиваю-
24$ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ
щие свойства. Для велотуризма можно порекомендовать спальные мешки с наполнителями известной американской фирмы Ои Роп(: Но11рй11-11, ОиаНойП, Но11оЯН-808. Помимо отличных теплоизоляционных свойств «дюпоновские» наполнители обладают способностью сжи-маться и восстанавливать первоначальный объем. А материалы, из которых шьются спальные мешки, не пропускают влагу внутрь мешка и в то же время «дышат», то есть не препятствуют испарению вла-ги без потери тепла внутри мешка.
Кроме того можно приобретать спальные мешки с полиамидным спирально-трубчатым волокном СНР (Оо1с1е Но11о\д/ Р1Ьге). Мешки с этим утеплителем обладают высокой стойкостью к сваливанию. Так-же можно порекомендовать легкие спальные мешки с прокладкой из терморефлектора ТЬегто ВеЛес! (производство Германии). Напри-мер, спальный мешок фирмы Со1с1е РазК 1Т весит всего 1 кг (наруж-ная оболочка выполнена из В!рз(оп Е 1010, внутренняя оболочка -ЗМппКес) 8оН Мюгсйаег, наполнитель - (ЗНР, двухслойная офсетная конструкция с прокладкой Тпептю ВеПес(), длина мешка 225 см, а ширина в плечевой части 80 см, упаковочный размер 18x33 см, из всех новых мешков, пожалуй, наиболее подходит для велотуризма.
Часто в велотуризме используются облегченные спальные мешки с хлопчатобумажными вкладышами, а также пуховые вкладыши (на-пример, вкладыш с наполнителем из гусиного пуха весом 250 г). Летом такие вкладыши могут быть использованы без оболочки. Применяют летом, особенно в двух-трехдневных походах, в качестве самостоятельного спального мешка и вкладыши из байки или флане-ли. А если к капюшону, который шьется с напуском, приметать мар-лю с односторонней застежкой на пуговицах, то при затягивании капюшона шнурком марля примет куполообразную форму и хорошо защитит от комаров.
При покупке спальных мешков, в особенности пуховых, необхо-димо обращать внимание на то, чтобы не было «холодных швов», то есть прошитых насквозь.
Самый простой коврик можно сделать из двух кусков болоньи или капрона и пенопластовых плиток толщиной 5-8 мм. Ткань про-страчивается между заложенными внутрь плитками. Такой коврик легок, занимает мало места, но он имеет два недостатка: из-за своей жесткости не обеспечивает достаточного комфорта, а в слу-чае проникновения в палатку воды пропускает ее к спальному меш-ку через швы.
Главный недостаток резиновых матрацев - их относительно со-лидный вес. Кого это обстоятельство не пугает, вполне могут оста-новиться на матраце, особенно в ненапряженных походах.
Коврики из пенополиэтилена в виде рулона тоже прекрасны во время сна (хорошая теплоизоляция, смягчают неровности почвы), но неудобны при транспортировке. Хотя вполне применимы в походах низших категорий сложности, некатегорийных и в походах выходного дня с ночлегом. Хорошо зарекомендовали себя теплоизоляционные коврики с лавсановым металлизированным покрытием: сворачивают-ся в компактный рулон длиной 15-18 см и диаметром 10-12 см, весят около 200 г. Но тоже есть недостаток: при их толщине 5-7 мм, лежа на них, хорошо чувствуешь неровности почвы.
Итак, каждый велотурист сам для себя решает, какое свойство
Походное снаряжение
коврика или матраца для него важнее: теплоизоляция, водонепрони-цаемость, комфортность или объем и вес.
Из личного (индивидуального) специального (велотуристского) снаряжения прежде всего следует назвать велорюкзак. Велорюкзаку туристы уделяют большое внимание.
В однодневных походах выходного дня, куда берется немного вещей, можно использовать обычную сумку или рюкзак средних размеров. Для его креппения к велосипеду можно приобрести «па-ук» (металлическое кольцо, к которому прикреплены шесть резинок с крючками) либо взять 6-8 резинок от плечевого эспандера, в том числе две запасные и две на передний багажник, если он есть. Две резинки, связанные посередине, образуют «паучок». Рюкзак поме-' щается на багажник, причем ремни его, чтобы они не болтались, складываются под ркжзаком. Сверху на рюкзак накпадывается узел «паучка», концы его с натяжением прикрепляются к багажнику. Для этого в его бортиках можно просверлить несколько отверстий, в которые заводить крючки эспандерных резинок. При их отсутствии можно сделать резинки самому из велокамер либо вырезать коль-цевые ленты из старой автомобильной камеры, крючки в этом слу-чае изготавливаются из стальной проволоки или гвоздей. Если вто-рой «паучок» обхватит подседельную трубу, рюкзак прочно зафикси-руется на велосипеде.
В походах с ночлегами нужен рюкзак посолиднее. Однако изряд-но груженый рюкзак, уложенный на багажник, делает велосипед неустойчивым. Для понижения центра тяжести груза шьют специаль-ные велорюкзаки либо используют переметные или вьючные сумки, в качестве которых можно применить маленькие детские рюкзаки.
Надо сделать у основания ремней рюкзаков, где они прикрепля-ются к лямкам, дополнительные отверстия. Затем расположить рюк-заки спинками друг к другу и вдеть каждый конец ремня в пряжки другого рюкзака. Концы ремней следует закрепить или обрезать, чтобы они не болтались и не попадали в спицы. Внутрь рюкзаков можно заложить к спинкам куски тонкой фанеры, гетинакса или другого твердого материала, а можно просто сюда класть сложенные пенопластовый коврик, полиэтиленовую пленку или другие плоские предметы.
Уложенные рюкзаки надо повесить на багажник, положив все четыре лямки под зажим, притянуть каждый рюкзак резинкой эспан-дера (лучше толстой) к стойкам багажника и подседельным стойкам. Чтобы при езде не задевать рюкзак пяткой, можно их внизу спере-ди наискось прострочить и отрезать углы. Сверху на багажник мож-но положить третий рюкзак средних размеров, закрепить эспандер-ными резинками или «пауком».
Некоторые сами шьют переметные сумки, например, из мате-риала типа «Трансавто», авизент, «Каститис». Заднюю стенку для жесткости можно сделать двойной.
На рис. 5.1 даны размеры переметной сумки, сконструированной велотуристом из Львова С.Зимосом (вид сбоку и спереди). Вьючная система состоит из трех изолированных объемов, сделанных из плащпалаточной ткани, которые застегиваются молниями. Вес пере-метной сумки вместе с показанными линиями деталями 1 и 2 из
247ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ
Походное снаряжение
Рис. 5.1. Переметные сумки
тонкой фанеры для прикрепления сумки к багажнику и деталями 3 и 4 из тонкого древесного пластика, фиксирующим форму отсеков, составляет 1,5 кг.
Сейчас в России продаются велосумки импортного производства, но в наших дорожных условиях их можно использовать в несложных походах (1-И категорий сложности). Тем же, кто решил заняться ве-лотуризом всерьез, и метит в более сложные походы Ш-У категорий сложности, нужно иметь специальный велорюкзак, самодельный или изготовленный российскими или зарубежными фирмами.
Прежде всего важно решить, из какого материала шить вело-рюкзак. Использование материалов типа Согйига 1000; Ох?огс! Ыу!оп 210, 330 УУР, 420; Ырога уменьшает не только вес рюкзака, но ре-шает проблему герметичной упаковки одежды. Согйига 1000 - особо прочный материал, изготавливаемый из нитей, производимых фир-мой Ои Роп(. Он имеет повышенную устойчивость к механическим воздействиям. Двойное полиуретановое покрытие обеспечивает ус-тойчивую водонепроницаемость, а при покрытии ТеЯоп или 5со(сН (Зиагс! обладает высокими водоотталкивающими свойствами и пре-пятствует накоплению грязи между волокнами. Ох(огс! Му!оп (210, ЗЗОМР, 420) - прочная нейлоновая ткань с нанесенным покрытием ТеЛоп или Зсойп Оиагс). В основном используется ткань ОхКэгс! Му1оп 420. Материал типа Н|рога - достаточно прочный, на капроно-вой основе, водонепроницаемый с полиуретановым покрытием, име-ет повышенную стойкость к горюче-смазочным материалам.
Для усиления водоотталкивающих свойств как новых, так и ста-рых материалов рекомендуется использовать пропитки фирмы №1<-мах №а(егргоойпд.
Умельцами нашей страны создано много моделей велорюкзаков. Можно сформулировать общие свойства и требования к велорюкза-ку:
1. Велорюкзак должен иметь П-образную или Л-образную форму.
2. Он должен иметь достаточный для данного похода объем.
3. Вес велорюкзака, как правило, не превышает 1,5 кг.
II'
4. Велорюкзак шьется из яркой ткани (красной, оранжевой, в крайнем случае желтой), либо имеет вшитые катафоны на задней стенке (на его «ногах»).
5. Он выполняется из плотной ткани (из перечисленных выше или из технического капрона, авизента, брезента и т.д.).
6. Велорюкзак имеет жесткие стенки, то есть хорошо держит свою форму (не обвисает в пустом состоянии), дно его не опускает-ся ниже оси заднего колеса велосипеда.
7. Имеет скосы с передней стороны его «ног» (пятки велотури-ста не должны задевать за передние стенки велорюкзака).
8. Внутренняя стенка велорюкзака, обнимающая багажник и его стойки, как правило, имеет защитную П-образную прокладку из тол-стого полиэтилена, кожзаменителя, дермантина или другого водоот-талкивающего материала.
9. Велорюкзак имеет тубус в верхней его части с застежками или боковой шнуровкой.
10. Он имеет большой непромокаемый клапан (например, из ткани типа «серебрянка»), полностью укрывающий его от дождя.
11. Для переноски велорюкзака на сложных участках, преодоле-ваемых пешком, он должен иметь ремни (лучше съемные). При пе-реноске велорюкзака на спине две его «ноги» соединяются плотно одна с другой стягивающим шнуром или ремешком.
12. Велорюкзак имеет снаружи от трех до семи накладных вла-гонепроницаемых карманов на задней и боковых его стенках для размещения в них предметов первой необходимости. Все карманы имеют практичную глухую застежку (типа «молния», «репейник»). На обратной стороне клапана велорюкзака может подшиваться большой прямоугольный карман, например, для документации и карт.
Примерная последовательность изготовления велорюкзака:
1. По размерам с учетом припусков изготовляются выкройки двух боковых стенок, передней стенки, задней стенки, двух донышек «ног» и П-образной полосы, огибающей заднее колесо велосипеда.
2. По выкройкам разрезается ткань. Вырезается П-образная по-лоса усиления и сшивается с аналогичной заготовкой из основной ткани.
3. К задней (и боковым) стенкам пришиваются объемные карма-ны. Размеры - произвольные.
4. На заготовках размечаются линии сшива. Заготовки сметыва-ются между собой, а затем прочными нитками сшиваются на швей-ной машине по общей схеме. По верхней линии горловины вшива-ются капроновые петли, в них вставляется капроновый шнур. При-шивается верхний клапан.
5. Заготавливаются лямки (сшиваются из двух капроновых лент). На передней стенке рюкзака пришиваются вверху посередине и внизу по бокам кольца или пряжки для крепления лямок. Если лям-ки пришиваются непосредственио к велорюкзаку, то противоотрыв-ным способом.
А теперь познакомимся с тремя конкретными моделями вело-рюкзаков.
Вот версия велорюкзака, предложенная Е. Лихолатом. Велорюк-зак имеет прямоугольную форму, сверху закрывается клапаном с
10—1732
249ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ
Рис. 5.2. Общий вид самодельного велорюкэака Побразной формы
двумя застежками (рис. 5.2). На передней стенке делаются петли, к которым прикрепляют-ся два съемных ремня. Вы-кройки всех деталей рюкзака даны с припуском на швы по 30 мм с каждой стороны (рис. 5.3). Внутреннюю стенку ранца (обнимающую багажник и его стойки) можно сшить из двой-ного водонепроницаемого ма-териала. С внутренней сторо-ны верхней крышки рюкзака делается карман с молнией, в котором удобно хранить гео-графические карты, маршрут-ный лист, документы. Такой рюкзак очень устойчив, а кре-пится лишь веревочкой или резинкой к подседельной тру-бе.
Вторая модель велорюкза-ка (см. рис. 5.4) прошла испы-тания в походах 1-У категорий сложности в районах Средней Азии и Кавказа, запатентован он под названием В/РС (велорюкзак Селиванова). Основные детали рюкзака изготавливают из следующих материалов: СогсШга 1000, СМогс! Ыу!оп-420, защитные накладки - из ткани Ырога (если основ-ные части рюкзака шьются из ткани типа авизент, не имеющей во-доотталкивающих свойств). При использовании тканей Согйига 1000, ОхКэгс! Му!оп-420 можно делать велорюкзак без дополнительных за-щитных накладок, что уменьшит вес рюкзака. Тубус рюкзака изго-тавливается из ткани типа Ыу!оп Та^е1а-190-Т или любого плотного капрона с пропиткой М1!<\л/ах \Л/а1егргоойпд.
Кроить материап лучше всего паяльником или прибором для вы-жигания, чтобы потом не требовалось дополнительно обрабатывать края. Нитки рекомендуется использовать капроновые или лавсано-вые с последующей обработкой швов на водонепроницаемость (про-катыванием термоленты или обработкой специальными пропитками).
На первом этапе на боковую часть пришивают пластмассовые кольца или кембрик для затяжного шнура, затем горизонтальную ленту усиления, на нее - грузовую ручку из плотной капроновой стропы. Далее на левой и правой половинках сверху - вертикальную ленту усиления (стропу), на боковые половинки пришивается защит-ная накладка из Шрога или прорезиненного капрона, а на нее -карман для перевозки стоек дпя палатки. Второй этап: на переднюю часть нашивается вертикальная и горизонтальная ленты усиления. Далее нужно подготовить карманы согласно рис. 5.4 и пришить их к передней части. Затем пристрачивают защитные накладки и сшивают переднюю и заднюю части. На третьем этапе к задней чаети рюкза-ка пришивают вертикальную и горизонтальную ленты усиления, за-
Походное снаряжение
460
Техиология шва
Рнс 5.3. Чертежи детапей самодельного вепорюкзака
тем защитную накладку и лямки. После этого заднюю и переднюю части рюкзака сшивают с боковинами. На четвертом этапе изготав-ливается тубус (крышка рюкзака), который пришивается к сшитым деталям рюкзака. Затем на клапан, а также на переднюю и заднюю части рюкзака нашиваются пряжки для закрепления тубуса на рюк-заке. Клапан рюкзака рекомендуется делать «плавающим» и полно-стью отстегивающимся. Под конец изготавливается и пришивается карман клапана.
10*ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ
(/^ВиЭ^\ 1 сзади \ | л й | |||||
§ | ||||||
100 | /л | гоа | ??• |
Каапан рюкзака
Карманы рнзкзака
Рис. 5.4. Велорюкзак С.Селиванова
Рис. 5.5,Велорюкзак для узкого багажника
Наконец, рассмотрим модель А. Шугала для узкого багажника (рис. 5.5). Основными особенностями велорюкзака является наличие молнии, соединяющей нижние части рюкзака при его переноске на плечах, внутренних планок (из парусины) со стяжками, перераспре-деляющими часть нагрузки на внешние стенки (это уменьшает тен-денцию рюкзака поджиматься к спицам), вьючного кармана и пру-жинных колец, позволяющих быстро и надежно закреплять рюкзак на багажнике без каких-либо дополнительных креплений. К задней стенке рюкзака можно прикрепить два световозвращателя или даже красные фонари, батарейки для которых можно поместить в боко-вые карманы.
Тем, кто предполагает много путешествовать, непременно при-дется перевозить велосипед в самолете или в поезде дальнего сле-дования. Велотуристы предпочитают не отправлять велосипеды ба-гажом, а везти их с собой: так они уверены, что велосипед доедет до начала маршрута в полной сохранности и вовремя. Но для пере-возки в пассажирском вагоне велосипед надо упаковать в матерча-тый чехол. На маршруте его можно использовать как дополнитель-ную подстилку для сна. Шьют чехол из темной подкладочной, плащ-
25? ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ__________
палаточной, тентовой ткани, из брезента, толстого капрона и т.д. в форме прямоугольного мешка, открытого с дпинной или короткой стороны. В первом случае велосипед легче в мешок укладывать, во втором сверху к нему можно пришить лямку, которая даст возмож-ность переносить упакованный велосипед на плече. Вдоль края мешка продевается веревка, которая затягивает мешок. Некоторые вшивают молнию либо застегивают мешок пуговицами.
Высота чехла в среднем 1,0 м, а ширина зависит от того, как разбирается велосипед. Если снимать только переднее колесо, длина мешка должна быть (для спортивно-туристского велосипеда) 1,7-1,8м, если снимаются оба колеса, щитки и багажники, то длина чех-ла 1,3 м. Если есть возможность, вывертываются педали и ввинчи-ваются с внутренней стороны шатунов, а руль поворачивается на 90°. Колеса привязываются с боков к раме. Некоторые снимают даже задний переключатель и ведущую звездочку.
Целесообразно также изготовить чехоп для седла, который бу-дет предохранять его от влаги, механических повреждеиий и т.д., то есть от преждевременного износа. Кроме того, чехол поможет вело-сипедисту уберечься от потертостей, но для этого он не должен иметь складок и грубых швов. Изготовить его можно из тонкого брезента, капрона или другого синтетического материала.
Для защиты седла, велокомпьютера и сумок от дождя используют простые полиэтиленовые пакеты ипи делают из полиэтилена чехлы.
Тем, кто предпочитает в путешествиях высокие скорости, совету-ем пользоваться плоскими флягами, которые, если их прикрепить к трубе рамы, будут оказывать меньшее сопротивление воздуху.
В верхней одежде велотуриста трудно провести грань между вещами общетуристского характера и специальными, предназначен-ными только для велосипедистов. Поэтому всю одежду мы будем рассматривать вместе.
Одежда велотуриста должна быть легкой, не стеснять движений, не иметь грубых швов, которые могут привести к потертостям, а также быть эластичной. Облегчение одежды не должно достигаться за счет снижения ее теплозащитных свойств. Кроме того, одежда должна иметь хорошую водонепроницаемость, малую гигроскопич-ность, то есть она должна позволять испарять потовыделения с по-верхности кожи, сохраняя теплозащитные свойства. В общем, одеж-да должна при всякой погоде и при любой работе велотуриста оо-хранять необходимый пододежный микроклимат: температуру, влаж-ность, подвижность воздуха. В покое комфортной является темпера-тура 30-32°С, а влажность обеспечивает тепловой комфорт при ее значении 35-60%. Различной на разных участках тела допжна быть и толщина одежды, и ее можно и нужно рассчитывать. Чем больше споев одежды, тем выше содержание углекислоты во внутреннем слое воздуха.
В комплект одежды для езды на велосипеде прежде всего вхо-дит ветрозащитная куртка, функции которой до недавнего времени выполняла штормовка, ставшая символом самодеятельного туризма (а некоторые с ней до сих пор не расстались). Вместе с тем она, имея серо-зеленый цвет, для автодорог не очень годится, поскольку одежда велотуриста, особенно направляющего и замыкающего,
Походное снаряжение
должна быть яркой. Далее наступил этап курток из парашютного капрона, а в последние годы на смену им приходят новые легкие прочные материалы, например, Ооге-Тех, Зирег Вге1ех, Ро1аг(ес, Сус1опе, 5утра1ех. Применение новых материалов, использование новых технологий позволяют намного уменьшить вес костюмов, при-званных защищать от дождя и ветра, повысить комфортность езды. Познакомим поближе с лучшими материалами для верхней одежды, которые начали поступать на российский рынок.
Ооге-Тех - это мембранная ткань, то есть между несколькими слоями размещается тефлоновая мембрана. Она не пропускает воду и ветер, а водяной пар, наоборот, свободно проходит изнутри нару-жу. Таким образом, разновидности ткани (Зоге-Тех сочетают в себе три важнейших качества: непромокаемость, непродуваемость и спо-собность «дышать». Гарантируют постоянное ощущение сухого тепла. Продукция фирмы М. I. Соге апй Аззос1а1ез признана одним из луч-ших американских изобретений.
Для модной повседневной и спортивной одежды чаще использу-ются материалы Ооге-Тех 2-Ппег и Ооге-Тех 2 ПдМ (в них мембрана свободно подвешена между внешней тканью и подкладкой, либо накатана на подкладку). Для серьезных внешних нагрузок больше подходит (Зоге-Тех 2 1ауег и (Зоге-Тех 3 1ауег (мембрана накатана на внутреннюю поверхность внешней ткани или прокатана между внеш-ней тканью и прокладкой).
В настоящее время существует немало аналогов (Зоге-Тех, преж-де всего назовем Зутра(ех, Тпр1е Ро1п( Сегатю-1600, 1200, Сус!опе, Зирег Вге1ех. Из этих тканей изготавливаются защитные костюмы от нелогоды. Благодаря их универсальным свойствам лучшего для ве-лотуризма и желать не надо, но они не получили широкого распро-странения из-за высокой стоимости материала. При этом, чтобы не нарваться на подделку, необходимо знать, что перечисленные ткани у нас продаются только в готовых изделиях.
Ткани типа Ро1аПес представлены у нас несколькими разновид-ностями.
Ро1аг(ес серии 100М представляет собой сверхтонкую легкую двустороннюю микроволокнистую ткань с ворсом, которая совмещает износоустойчивость с мягкой, похожей на замшу, текстурой. Плотная структура микроволокон улучшает ветронепроницаемость и уменьша-ет давление, что важно для велотуризма. Из этой ткани изготавли-ваются легкие рубашки, брюки, носки, перчатки.
Ро1аг1ес серии 200 ОМВ с продолжительной водонепроницаемо-стью представляет собой двустороннюю ворсистую ткань, с которой капли воды быстро стряхиваются. Из этой ткани изготавливаются теплые костюмы, шапки, перчатки. Вещи из этой ткани используются в велотуризме, но при ветре необходима дополнительная ветроза-щитная одежда.
Ткань Ро1аг1ес серии 300 - плотная двусторонняя ворсистая ткань, созданная для экстремальных погодных условий. Она гаранти-рует незакатывание ворса и обладает прекрасными изоляционными свойствами, несмотря на ее небольшой вес.
Ткань Ро1аг1ес МпйЫос (дословно: блокирующая ветер) имеет износоустойчивую ветро- и водонепроницаемую структуру, обеспечи-вает комфорт в любых погодных условиях разных сезонов, обеспе-
255ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ
чивает минимальные потери тепла под воздействием ветра и воды. Это одна из наиболее подходящих для велотуризма тканей Ро1аг1ес, из которых очень практичны анараки, куртки, шапочки и другая одежда. Изделия из материала \Мпс1Ыос пока не получили в России широкого применения из-за их высокой стоимости, они редко быва-ют на нашем рынке.
С каждым годом ткани Ро1аПес совершенствуются. По своим ка-чествам они превосходят шерсть. На российском рынке начинают появляться изделия из признанных лучшими тканей Ро1а(1ес А1еи11ап Согс1, Ро1аПес А1еи11ап-275-375, Ро1аг1ес Ро1узйп, Ро1аПес Весус1ес1.
Сейчас накидки от дождя в основном делаются из различных синтетических материалов (Ыу1оп ТаНе(а 190-Т с металлизированным покрытием, ЗПуег), реже из прорезиненных тканей. Однако далеко не до всех в России дошли новые импортные материалы и изделия из них, много еще велотуристов, которые вынуждены делать накидки из полиэтилена сами.
Предлагаем простейший вариант полиэтиленовой накидки от до-ждя, которую легко сделать самому. Берется прямоугольный лист полиэтилена длиной 300-360 см (в зависимости от роста велотури-ста) и шириной вполовину длины и складывается пополам. По одной из прилегающих к сгибу сторон получившегося квадрата листы поли-
этилена свариваются. Де-лается это так. На окон-ное стекло кладут склеи-ваемые листы полиэти-лена, на них накладыва-ют полиэтилентерефталат-ную пленку и по ней с неболышм нажимом про-водят паяльником (дпя большей прочности мож-но провести две парап-лельные линии). Полу-чится конус. Линия сгиба будет на спине, шов -на груди, угол между ними станет макушкой накидки. Противополож-ный от макушки угол от-резается по дуге окруж-ности, соединяющей два боковых угла. Затем наденьте накидку на се-бя (шов - спереди) и от-метьте место, где дол-жен быть овальный вы-рез для лица. Снова сло-жите накидку, сделайте вырез дпиной по линии шва примерно 25 см и Рис. 5.6.Накидка от дождя глубиной 6-8 см. На ли-
2*6
Походное снаряжение
нии сгиба на спине на уровне шеи прикрепите тесемку. Можно по всей окружности накидки приклеить двойную полоску полиэтилена и в нее продеть тесемку. Во время езды руки велотуриста оказывают-ся под накидкой, ее края он собирает на руле.
Можно сделать накидку более сложной конфигурации. Полотнище 135x250 см складывается вдвое, обрезается и заваривается (рис. 5.6). Во время поездки накидка надевается так, чтобы были закрыты руль и колени. Сзади она подворачивается под седло.
А тот, кто располагает временем и терпением, может сдепать накидку-плащ. Сначала из полиэтилена склеивается трапециевидный мешок шириной 70-80 см и длиной 120-140 см. На узком торце мешка посередине дел