Особенности защиты граждан, находящихся на стационарных объектах, с использованием служебного, а также гражданского оружия
Создание системы противокриминальной защиты осуществляется в целях реализации следующих основных задач противодействия криминальным угрозам:
1) предупреждение угрозы;
2) обнаружение угрозы;
3) пресечение угрозы;
4) ликвидация последствий в случае реализации угрозы.
2. При создании системы противокриминальной защиты должны учитываться реализованные на объекте требования:
1) антитеррористической защиты;
2) пожарной безопасности;
3) технологической безопасности;
4) гражданской обороны;
5) противостояния возможным чрезвычайным и кризисным ситуациям;
6) режима секретности и защиты информации;
7) другие виды специальных требований в соответствии со спецификой функционирования объекта.
Тема 4. Методика и тактика осуществления консультирования и подготовки рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
Особенности консультирования и подготовки рекомендаций по вопросам обеспечения защиты имущества от противоправных посягательств.
В условиях создания современной системы безопасности планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы как структур безопасности, так и управленческого звена любой организации.
Планирование должно охватывать все основные составляющие защиты компании: физическая охрана, технические средства, организационные мероприятия, а также по направлениям безопасности: экономическая, информационная, психологическая, физическая и т.д. Следует помнить, что разработанные планы органично сочетают взаимодействие этих компонентов безопасности и организуют их взаимосвязь и взаимодействие.
Планирование деятельности структур безопасности опирается на грамотное выявление угроз и прогнозирование рисков безопасности предприятия. Кроме того, при планировании развития системы безопасности целесообразно осуществлять анализ и оценку имеющихся в ее распоряжении ресурсов и перспектив ее развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планов безопасности с основными технологическими циклами компании, которую она защищает, а также организацией постоянного контроля, в целях оперативной корректировки деятельности подразделений организации в связи с возможными изменениями рисков и угроз.
Планирование деятельности по безопасности, прежде всего, заключается в установлении целей ее деятельности на определенный период, путей их достижения, а также возможности организационного и ресурсного обеспечения.
Весь комплекс разрабатываемых мероприятий должен быть направлен на меры по обеспечению безопасности охраняемого объекта, с учетом наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении подразделений безопасности ресурсов как в каждом подразделении, так и в Службе в целом. Система планирования, организации и развития структур безопасности состоит из отдельных планов по направлениям (составляющим, видам) безопасности и охватывает важнейшие участки работы (объекты и зоны безопасности) с тем, чтобы ориентировать систему безопасности на достижение поставленных целей.
Данная группа мер направлена на формирование на предприятии условий, не позволяющих или затрудняющих осуществление любых действий по нанесению ему ущерба. Их можно условно разделить на:
· административно-правовые;
· режимно-охранные;
· инженерно-технические;
· воспитательно-профилактические.
Административно-правовые меры защиты - это меры организационного характера, регламентирующие процессы функционирования предприятия, использование его ресурсов и деятельность персонала, а также порядок взаимодействия с другими организациями. Они позволяют:
Оказывать организующее и управляющее воздействие на структурные элементы предприятия в целях создания и поддержания безопасного режима его работы.
Контролировать исполнение установленных в данной области норм и правил и при необходимости - принуждать отдельных лиц к их неукоснительному исполнению.
Содействовать руководству в поддержании на предприятии установленного режима, создании благоприятных условий для деятельности подразделения или специального сотрудника, непосредственно обеспечивающего его безопасность.
Эти меры определяются руководством на базе действующего в стране законодательства, с учетом положений нормативных актов органов исполнительной власти и правопорядка.
Режимно-охранные и инженерно-технические меры рассчитаны на создание на предприятии условий, не позволяющих или максимально затрудняющих совершение действий, способных нанести ему ущерб, своевременное выявление всевозможных нарушений и сбоев, их фиксацию и включение защитных механизмов. Они предполагают:
-организацию пропускного режима на предприятии.
-поддержание безопасного внутреннего режима.
-охрану территории предприятия, при необходимости - руководителей организации, а также заранее определенных отдельных помещений, грузов при транспортировке и т.п. Обеспечение порядка, учета и хранения материальных ценностей и документов конфиденциального характера, работы с ними сотрудников, а также их уничтожения или передачи в другие организации.
-фиксацию фактов и включение необходимых защитных механизмов при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожар, проникновение на охраняемую территорию посторонних лиц, несанкционированное обращение к информации, хранимой в ЭВМ, и т.д.).
Воспитательно-профилактические меры предполагают непосредственное воздействие на сотрудников предприятия в целях активизации их трудовой деятельности и заинтересованности в успехах фирмы, с одной стороны, а с другой - удержание от действий по нанесению ей вреда.
Эти меры в основном базируются на моральных и этических нормах поведения с учетом законов психологии. Привлечение специалиста-психолога при их реализации позволяет добиться ощутимых результатов при относительно небольших затратах.
Данная группа мер предназначена для осуществления активной борьбы с конкретными действиями конкретных организаций, преступных групп или отдельных лиц, направленными на подрыв экономической мощи защищаемого предприятия или нанесение ему вреда в любой форме.
Специальные меры занимают центральное место в системе обеспечения безопасности и могут быть представлены следующими подгруппами:
üМеры по выявлению недобросовестных конкурентов или несостоятельных деловых партнеров и нейтрализации их вредных воздействий.
üМеры по выявлению и пресечению деятельности отдельных лиц или групп, наносящей или способной нанести ущерб предприятию.
üМеры по выявлению фактов нанесения ущерба предприятию и локализации их последствий.
üМеры по выявлению и устранению условий, способствующих или могущих способствовать нанесению ущерба предприятию.
Рассмотрим подробнее каждую из этих групп мер.
Меры по выявлению недобросовестных конкурентов или несостоятельных деловых партнеров и нейтрализации их вредных воздействий складываются из многообразных действий, направленных на обнаружение таких организаций, определение их замыслов в отношении объекта защиты и изучение предпринятых действий. Эта группа мер предполагает сбор и тщательное изучение любой информации обо всех возможных конкурентах и партнерах, определение угрозы, исходящей от каждого из них, выработку предложений по построению отношений с ними и по проведению дополнительных защитных мероприятий.
Служба безопасности принимает активное участие в изучении конкурентов и партнеров, акцентируя внимание на противоправных моментах в их деятельности, а также в затруднении или пресечении действий по причинению предприятию ущерба.
Меры по выявлению и пресечению деятельности отдельных лиц или групп, наносящей или способной нанести ущерб предприятию, реализуются в ходе всей работы службы безопасности на защищаемом объекте и его окружении. Основное их содержание заключается в организации целеустремленного поиска таких лиц среди сотрудников, бывших сотрудников, а также поддерживающих различного вида отношения с персоналом предприятия и применения к ним адекватного воздействия.
Служба безопасности должна строить свою деятельность так, чтобы заблаговременно выявлять сотрудников, способных причинить предприятию вред как своими целенаправленными, так и непреднамеренными (в силу некомпетентности, авантюристичности характера, расхлябанности, халатного отношения к исполнению своих служебных обязанностей и т.п.) действиями, по возможности контролировать поведение "обиженных" сотрудников, причем и из числа уволенных, и упреждать нанесение ими вреда или оперативно локализовать отрицательные последствия. К сожалению, на практике служба безопасности часто работает от факта причинения ущерба, т.е. бьет по "хвостам".
Меры по выявлению фактов нанесения ущерба предприятию и локализации их последствий. Основное назначение данной группы мер состоит в своевременном и, по возможности, немедленном выявлении всех случаев причинения вреда объекту защиты и незамедлительном необходимом воздействии с целью уменьшения потерь. В их реализации должны принимать участие все подразделения предприятия.
Факты нанесения ущерба могут состояться как в результате различных действий человека (хищения, мошенничество, умышленный подрыв авторитета фирмы и т.п.), так и вследствие случайного стечения обстоятельств или стихийных бедствий (пожар, наводнение и т.п.). Их своевременное выявление позволяет принимать необходимые меры по защите имущества фирмы в случае нападения, организовать розыск по "горячим следам" похищенного имущества, оперативно исправить допущенную сотрудником ошибку или оплошность, а в случае пожара - немедленное его тушение и т.д. Максимальный эффект может быть достигнут только при оптимальном сочетании физической охраны объекта, постоянном проведении всевозможных проверочных мероприятий и использовании технических средств контроля и защиты.
Службой безопасности по каждому выявленному факту причинения вреда предприятию проводится расследование, в ходе которого определяются лица, виновные в этом, мотивы их действий и условия, способствовавшие нанесению ущерба.
Меры по выявлению и устранению условий, способствующих или могущих способствовать нанесению ущерба предприятию, призваны постоянно контролировать условия функционирования защищаемой организации, своевременно выявлять и корректировать те из них, которые способны отрицательно влиять на производственные процессы.
Служба безопасности в рамках своей компетенции должна организовать работу так, чтобы надежно охранять вверенные объекты, технические меры рассчитаны на создание на предприятии условий, рушения режима функционирования и всевозможные сбои в работе, оказывать необходимое воздействие на условия, ослабляющие систему защиты. Кроме того, она должна собирать и анализировать информацию о негативных моментах взаимоотношений защищаемого предприятия с другими организациями и совместно с администрацией в рамках закона оперативно локализовать их.
Меры по управлению системой безопасности и контролю за ее функционированием и совершенствованием.
Эти меры образуют самостоятельную группу, которая реализуется службой безопасности и включает планирование деятельности по обеспечению безопасной работы предприятия, развитие и совершенствование используемой системы защиты на базе анализа причин возникновения кризисных ситуаций и контроля за применением специальных мер, а также координацию действий различных подразделений в рассматриваемых целях.
Меры по взаимодействию с правоохранительными органами, а также с частными структурами, работающими в сфере безопасности.
Данные меры определяются необходимостью обмена определенной информацией в целях обеспечения безопасности, как конкретного предприятия, так и государства в целом. Порядок обязательного взаимодействия предприятий с правоохранительными и некоторыми государственными органами задан в действующих законах и нормативных документах.
Процесс планирования работы включает:
• формирование общих целей (стратегии) развития системы безопасности на основании стратегии развития предприятия;
• определение конкретных целей и задач системы безопасности в целом и отдельных подразделений и служб на определенные периоды;
• установление путей исполнения целей и средств для их достижения;
• обоснование потребности в ресурсах и источников их обеспечения;
• контроль над достижением системой безопасности поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактически достигнутыми результатами.
Основные элементы планирования в системе безопасности следующие:
• прогнозирование концептуальных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных подразделений и системы безопасности в целом. Прогнозирование в безопасности непосредственно связано с маркетингом и развитием предприятия (компании);
• постановка задач на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения по исполнению задач;
• корректировка плана, заключающаяся в разработке программы, в которой устанавливают конкретные сроки выполнения плановых заданий, производят увязку отдельных этапов реализации запланированных этапов;
• составление бюджетов, или смет затрат на обеспечениее безопасности, необходимых ТМЦ, финансовых вложений, порядок расходования денежных средств и др., на основе которых определяют функции каждого подразделения и отдельных исполнителей, ответственных за порученные операции и работы;
• конкретизация плана — завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации запланированных решений, операций, работ в отдельных подразделениях и службах.
Если разработку прогнозов и формирование общих плановых задач выполняют для определения перспектив развития безопасности в целом (это может быть Совет директоров или Совет по безопасности), то все остальные элементы планирования прорабатывают и реализуют на уровне Дирекции или службы по безопасности и ее структурных подразделений. Здесь необходима строгая увязка между отдельными службами и отделами безопасности по всей совокупности количественных, временных и стоимостных показателей. В разрабатываемых планах безопасности устанавливают основные задачи Политики безопасности предприятия на определенный период и конкретные способы их решения. Например, определяют необходимые для реализации политики материальные и финансовые ресурсы, а также пути их наиболее эффективного использования с учетом складывающихся условий, рисков и угроз безопасности.
Основными применяемыми на практике методами планирования являются: балансовый, нормативный, экономико-математический и экспертных оценок.
Балансовый методоснован на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов для направления в систему безопасности, потребностей в них в пределах планового периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов.
Нормативный методсостоит в том, чтобы плановые задания на определенный период устанавливали исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (технических средств, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу «возвращенных средств от деятельности систем безопасности».
В планировании посредством экономико-математических методовшироко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственные функции, имитационные и др., которые позволяют на основе оптимизации выбирать наиболее приемлемые варианты планов по заданным критериям. Метод экспертных оценок заключается в том, что эксперты соответствующей области (как правило, входящие в состав Совета по безопасности предприятия) независимо друг от друга дают предложения, на основе которых создают единый вариант плана и передают его для дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию.
На наш взгляд целесообразнее всего при планировании деятельности структур безопасности пользоваться в основном двумя из существующих четырех разновидностей методик. Это метод экспертных оценок и нормативный метод. Во втором случае в процессе планирования необходимо также разработать систему показателей, с помощью которых оценивают результаты труда каждого подразделения безопасности, ответственного сотрудника и организации в целом. Зачастую, при краткосрочном периоде (для средних и малых компаний) вполне достаточно первого метода, а при разработке долгосрочного плана (для любых предприятий) проблематично обойтись без второй.
Виды планирования обусловлены характером задач, которые ставит перед собой руководитель предприятия, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим для структур безопасности планирование подразделяют на долгосрочное (4 - 7 лет), среднесрочное (2 - 3 года), краткосрочное, или текущее (1 год) и оперативное (от одного до шести месяцев).
Долгосрочное планирование.
Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: прогнозирование, стратегическое планирование, разработка плана.
Прогнозирование безопасности. Под прогнозом развития структур и систем безопасности компании понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия и его системы безопасности в перспективе, а также требуемых ресурсах для достижения стратегических целей безопасности и организационных мероприятиях.
Главными функциями прогнозирования безопасности являются:
• анализ экономических, социальных и научно-технических тенденций во внешней (рынок) и внутренней (предприятие) среде;
• оценка сложившихся ситуаций и выявление рисков и угроз безопасности, которые могут сказаться на хозяйственном развитии компании в целом;
• анализ направлений изменений на рынке и в защищаемых системой областях, оценка этих изменений в будущих периодах, предвидение новых рисков и угроз;
• определение альтернатив возможного развития структур безопасности в перспективе;
• накопление достаточной информации для всестороннего обоснования принятия оптимальных решений в области безопасности.
Продолжительность периода долгосрочного прогнозирования позволяет преодолеть инерционность основных текущих процессов в области безопасности, реализовать передовые разработки в технике и технологии систем защиты, изменить сложившиеся тенденции и структуру обеспечения безопасности, увязать структуры безопасности с развитием и потребностям предприятия. Поэтому при долгосрочном прогнозировании следует как можно шире использовать нормативный подход, который базируется на определении потребностей и целях развития, а также его на изучении сложившихся тенденций в развитии безопасности и распространении их на будущее. Особенностью долгосрочного прогнозирования является его вариантность. Прогнозы могут различаться в зависимости от возможности обеспечения структур безопасности ресурсами, полного или частичного удовлетворения запросов собственников по обеспечению безопасности, изменения основного технологического цикла компании с течением времени и др. При прогнозировании безопасности проводят сопоставительный анализ возможностей собственной системой безопасности с достижениями аналогичных служб и систем конкурентов. Изучается состояние рынка, особенности обеспечения безопасности в отрасли, в которой функционирует (будет функционировать) предприятие.
Стратегическое планирование безопасности.
Данное мероприятие предусматривает разработку, прежде всего глобальных целей развития системы безопасности компании в определенной перспективе с учетом угроз безопасности, т.е., неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового и/или производственного баланса, изменений кредитных ставок и т.п. При этом устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности структур безопасности при условии сохранения разработанной политики безопасности. Затем идет сравнение с результатами, которые должны быть получены при достижении устанавливаемого Советом по безопасности уровня развития безопасности и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения структур безопасности необходимыми ресурсами. Затем осуществляют корректировку политики безопасности с учетом новых возможностей безопасности, например, изменение структуры Управления (Дирекции, Службы) или приобретение технических средств, перераспределение направлений обеспечения безопасности или радикальное изменение концептуального подхода к защите компании.
Существует несколько вариантов стратегических планов развития системы безопасности:
• главный план дает представление о системе безопасности компании в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях ее развития, новых объектах защиты, требованиях к желательным темпам повышения эффективности и окупаемости безопасности;
• функциональный план отражает новые направления деятельности структур безопасности без учета его отдельных подразделений (ИБ, ЭБ, охрана и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;
• экономический план по возможности конкретизирует главный план в показателях прибыли, рентабельности, инвестиций, окупаемости деятельности структур безопасности, а также показывает направления и способы повышения различных коэффициентов, обуславливающих эффективность системы безопасности;
• план развития систем безопасности предусматривает мероприятия по перестройке, реорганизации или совершенствованию ее структуры и системы управления безопасностью в связи с реализацией главного плана.
Особое значение стратегическое планирование безопасности имеет для крупных корпораций, объединяющих технологически близкие предприятия и организации. Концентрация капитала и диверсификация производства позволяют им повышать эффективность деятельности подразделения безопасности при обеспечении стабильного функционирования в конкурентной среде.
Разработка долгосрочного плана. На этой стадии разрабатывают общие принципы ориентации системы безопасности на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Долгосрочное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности подразделения безопасности, а именно:
• определение направлений и размеров вложений в безопасность и источников ее финансирования;
• внедрение технических новшеств, «ноу - хау» в безопасности и прогрессивной технологии;
• организация взаимодействия различных подразделений безопасности и обновление их оснащения;
• формы осуществления защиты в условиях открытия и/или приобретения новых активов и предприятий;
• совершенствование организации управления по отдельным подразделениям безопасности, формирование кадровой политики.
В рамках долгосрочного планирования разрабатывают новые стратегии в «цепочке» обеспечения всесторонней защиты компании: "безопасность - производство - безопасность - рынок" и пути ликвидации разрыва между прогнозами развития систем безопасности и теми показателями, которые могут быть достигнуты. Для этого проводят анализ возможностей реструктуризации подразделений безопасности, повышение эффективности системы, снижения издержек, изменения функций в различных направлениях безопасности, создания внутрикорпоративных аутсорсинговых подразделений безопасности и др.
Поскольку оценка перспектив самого предприятия в условиях стихийного развития рынка крайне неопределенна, при долгосрочном планировании безопасности невозможно ориентировать систему на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничиваются разработкой лишь важных для защиты компании конкретизируемых качественных характеристик. Путем конкретизации осуществляют координацию развития всех подразделений безопасности с учетом их потребностей и имеющихся ресурсов. На основе таких программ разрабатывают среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные с точки зрения выбора средств.
Среднесрочное планирование безопасности. Среднесрочные планы для подразделений безопасности чаще всего охватывают двух - трехлетний срок, как наиболее соответствующий периоду изменений подходов и направлений в обеспечении безопасности предприятия. В таких планах формулируют основные задачи на установленный период, а именно:
• стратегию обеспечения безопасности предприятия в целом и каждого подразделения в частности;
• реорганизацию штатной структуры и реконструкция обеспечения структур безопасности различными техническими средствами;
• защиту новых объектов безопасности, появляющихся в ходе работы предприятия;
• освоение новых технологий и привлечение в систему новых субъектов безопасности;
• стратегию обеспечения контроля и развитие данной системы;
• финансовую стратегию, объемы и направления вложений в безопасность, а также определение источников финансирования структур безопасности;
• кадровую политику, как самого предприятия, так и подразделений безопасности.
Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития системы безопасности компании.
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели по коэффициентам эффективности СБ, ее оснащенности специальными средствами защиты, данные о вложениях и окупаемости СБ. Такой план разрабатывают в Службе Безопасности предприятия с ориентацией на ликвидацию так называемых «узких мест» (рисков безопасности), т.е. на такие звенья основного технологического цикла компании, где наиболее ограничены возможности контроля и влияния руководства на результаты исполнения тех или иных функций и работ.
Подразделения безопасности, входящие в состав структуры безопасности холдинга (предприятия) отвечают за разработку планов развития своих подразделений по обеспечению самоокупаемости, повышению эффективности труда, достижению прибыльности безопасности, включению новых (дополнительных) субъектов безопасности в систему. На уровне крупного предприятия среднесрочное планирование структур безопасности осуществляют по отдельным объектам безопасности. Здесь разрабатывают планы использования передовых достижений и «ноу - хау» в области безопасности, обеспечения психологической безопасности, всесторонней защиты технологического процесса компании, минимизации штатной структуры подразделений безопасности без потери эффективности системы безопасности, а также формируют бюджет (бюджеты) безопасности.
Краткосрочное планирование СБ. Краткосрочное (или текущее) планирование систем безопасности осуществляют путем детальной разработки (обычно на полгода) планов более высокого уровня (см. выше), как для структуры безопасности в целом и ее отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования - разработка плана организации безопасности, а на его основе целой системы планов:
• по техническим средствам охраны,
• по объемам и средствам безопасности, используемым на различных объектах защиты;
• по производительности труда различных категорий сотрудников СБ;
• по сметам расходов на текущую деятельность подразделений безопасности;
• по внедрению новых технологий безопасности и «ноу - хау» в данной области;
• по исполнению структурой безопасности текущего плана.
Основными звеньями текущего плана безопасности являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в долгосрочных и среднесрочных планах. Например, календарные планы развития структур безопасности составляют на основе сведений об количестве и особенностях объектов безопасности, обеспеченности подразделений безопасности материальными ресурсами, степенью загрузки технических средств и физической охраны, а также за работой охранников и грамотным использованием ТСО. В календарных планах безопасности предусматриваются расходы на модернизацию оборудования и технических средств, их замену при необходимости, оснащению объектов новыми системами защиты, обучение и повышение квалификации сотрудников безопасности.
Текущее планирование тесно связано с планами предприятия в целом, и поэтому эти планы либо согласовывают с руководителями и собственниками, либо их отдельные элементы являются общими для предприятия и его Службы безопасности. Реализацию текущих планов осуществляют через систему бюджетов, или бюджетирование безопасности.
Бюджет безопасности составляют обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению безопасности (или для каждого конкретного объекта) входящего в состав предприятия (холдинга). Затем на Совете по безопасности все документы консолидируют в единый бюджет или разрабатывают финансовый план развития безопасности компании.
Бюджет безопасности представляет собой план расходов (вложений) и «возвратов» от деятельности структур безопасности (доходов) в стоимостном и натуральном выражении. Бюджеты должны соответствовать всем разделам плана развития системы безопасности и охватывать все стороны деятельности системы безопасности и имеющиеся в холдинге (в компании) объекты безопасности предприятия. Бюджет безопасности составляют или укрупнено, или разрабатывают в деталях. Общий бюджет безопасности включает все бюджеты по различным направлениям деятельности безопасности, а также по планируемой деятельности в каждой из подсистем безопасности.
Как правило, выделяют два основных вида бюджетов: бюджеты затрат и бюджет деятельности структур безопасности. Бюджет затрат применяют исключительно для контроля и оценки долгосрочных планов, утверждаемых Советом по безопасности предприятия, т.к. они требуют больших капитальных вложений для их реализации. Бюджет деятельности структур безопасности используют для планирования и контроля повседневных мероприятий по защите компании, а также для контроля исполнения функций и работ в различных подсистемах безопасности.
Если условия существования и работы предприятия в целом, а, следовательно, и функции по его защите быстро меняются, то применяют метод непрерывного составления бюджетов. Он предусматривает разработку текущего бюджета безопасности (например, на полгода) с пересмотром его в конце каждого месяца путем исключения этого месяца и добавления бюджетных оценок на месяц, следующий за окончанием первоначального периода. В этих же условиях используется и метод различных вариантов бюджета, при котором параллельно составляют несколько бюджетов: запланированный, ниже и выше запланированного уровня. При этом, не реже одного раза в квартал Советом по безопасности осуществляется анализ и контроль выполнения плановых заданий для структур безопасности и исполнения ими бюджета. Далее проводятся их корректировки в разрезе эффективности от деятельности подразделения безопасности, его расходов и «отдачи» от его деятельности.*
В качестве основы для текущего планирования деятельности системы безопасности и различного рода корректировок плана Службой безопасности систематически представляется отчетность по установленным коэффициентам и параметрам для каждого из направлений и подсистем безопасности. Еженедельную (при быстром изменении условий деятельности предприятия), ежемесячную, ежеквартальную (при стабильных условиях развития компании), годовую (всегда, для Совета по безопасности и/или собственников).
Оперативное планирование безопасности. Планирование структур безопасности данного типа, как правило, в современных условиях охватывает период от одного до двух месяцев. Оперативные планы, которые чаще всего бывают месячными, состоят обычно из следующих основных элементов:
• задач для различных подразделений безопасности;
• задач на различных объектах безопасности;
• оперативных заданий для штатных единиц (как правило менеджеров среднего звена) и для отделов безопасности;
• графиков исполнения работ по дням недели для объектов безопасности или подразделений безопасности;
• планов - графиков контроля различных зон, участков и технологических цепочек со стороны безопасности.
В оперативных планах устанавливают не только задачи, но и последовательность выполнения различных операций на контроль, а также время, отводимое для этого, а также расстановку персонала по зонам и постам с учетом имеющегося технического обеспечения и специальных средств охраны. Разработка оперативных планов службы безопасности позволяет обеспечить оптимальное исполнение функций и работ в системе безопасности, рациональное использование технических, материальных и трудовых ресурсов СБ, полное и своевременное выполнение заданий руководства, поддержание необходимого ритма работы Службы безопасности.
Аудит безопасности объекта при осуществлении консультирования и подготовки рекомендаций клиентам.
В настоящее время накоплен достаточный практический опыт по созданию комплексов физической и технической защиты объектов различной сложности. Однако существует значительная вариативность как в этапности работ, так и в их содержании. Особенно это касается вопросов проведения аудита состояния безопасности, существующих систем и программного обеспечения, алгоритмов испытаний технических средств, подготовки предложений и замечаний, учитывающих интересы всех сторон, а также порядок и правила приемки комплексов в эксплуатацию их дальнейший мониторинг и сопровождение проектов. Немаловажную роль в решении данных вопросов играет недостаточность и разобщенность нормативной и научно-практической базы. В настоящее время специалистами НИЦ «Охрана» МВД России разработан Технический регламент «О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества», используя который достаточно научно и практически можно проводить мероприятия по проверке и соотношению средств защиты объектов различной сложности.
Как показывает практика, создание системы безопасности стационарных и других видов объектов экономически и тактически целесообразно проводить по организационно-технической цепи превентивных мер: обследование – проектирование – поставка и монтаж – обучение – эксплуатация.
В данной статье мы рассмотрим только обследование объекта перед приемом его под охрану. Комплекс мероприятий по обследованию мы называем аудит безопасности объекта. Состав работ на данной стадии четко не определен. Примерный их перечень:
· категорирование объекта;
· определен<