Числитель – для контактной подвески с несущим тросом
Знаменатель – для контактной подвески без несущего троса.
Ширина габарита приближения строений С составляет 4900мм Размер 1100 мм означает расстояние от головки рельса до пола высокойпассажирской платформы, а размер 1920 мм - это расстояние от оси пути до края платформы.
Для низкой платформы эти размеры составляют соответственно 200 мм и 1745 мм . В габарите на перегонах на расстоянии от оси пути 1745 мм предусмотрен уступ высотой 1070 мм от головки рельса для перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях.
Расстояние от оси пути до линии приближения строений (для вновь строящихся зданий, заборов, опор контактной сети и линий связи) установлено в 3100 мм. Не допускается укладывать фундаменты, трубопроводы, кабели и другие не относящиеся к пути сооружения в пределах 1000 мм от уровня головки рельсов по вертикали , и на расстоянии 2900 мм от оси пути по горизонтали.
Государственным стандартом установлении также габарит Сп, отличающийся от габарита С отдельными размерами. (Например, по высоте, составляющей для габарита Сп 5500 мм.) Требованиям этого габарита должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых районов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, то есть в тех местах, где скорости движения сравнительно невысоки.
Для проверки соблюдения габарита приближения строений С применяется устанавливаемая на платформе специальная габаритная рама, представляющая собой деревянную конструкцию подвешенную шарнирно, внешний контур которой соответствует очертанию габарита С. Свободный проход рамы около сооружений и устройств, свидетельствует о соблюдении габарита С.
Установлены габариты подвижного состава 1-Т и Т и габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ с назначением и размерами, указанными в табл.3.1.
Подвижной состав габарита 1-Тдопускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а габарит Т – по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габарита С (с очертанием поверху для не электрифицированных линий) и для габарита Сп.
Габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ установлены для подвижного состава допускаемого к обращению как по железным дорогам колеи 1520 и 1524 мм, так и по железным дорогам колеи 1435 мм.
Пространство между габаритами подвижного состава Т и приближения строений С (рис. 3.4), а также между подвижным составом, находящимся на смежных путях необходимо для того, чтобы подвижной состав при поперечном смещении или наклоне его не мог задеть какие-либо части сооружений и устройств. Смещение и наклон подвижного состава могут быть вызваны отклонениями в сооружении пути, а также боковыми колебаниями подвижного состава на рессорах.
Согласно ПТЭ (правилам технической эксплуатации) расстояния между осями путей (или междупутья) на прямых участках дороги должны быть не менее ниже указанных:
- на перегонах двух-путных линий - 4100 мм,
- на трёх-путных и четырёх-путных линиях между осями
второго и третьего путей - 5000 мм,
- на станциях между осями смежных путей - 4800 мм,
- на путях второстепенных и грузовых районов - 4500 мм.
Расстояние между осями второго и третьего путей в 5000 мм позволяет оставлять на междупутье инвентарь и инструменты для ремонта пути при следовании поездов по второму и третьему путям.
Расстояние между осями путей предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон, может быть допущено в 3600 мм.
В кривых участках размеры междупутья, а также расстояния между осью пути и габаритом приближения строений зависят от радиуса кривой, скорости движения, месторасположения кривой (перегон или станция) и других факторов, и устанавливаются по нормам, приведённым в указаниях ОАО РЖД по применению габаритов приближения строений.
Железные дороги принимают к перевозке и негабаритные грузы, которые, будучи погружёнными на открытый подвижной состав, выходят за пределы габарита погрузки, установленного ОАО (МПС) (рис.3.6).
Габаритом погрузки называетсяпредельное поперечное очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учётом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.
Негабаритные грузымогут быть перевезены при соблюдении специальных условий предосторожности. Для проверки
негабаритности грузов, погружённых на открытый подвижной состав, их пропускают через габаритные ворота, устанавливаемые в местах массовой погрузки. Габаритные ворота представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены деревянные планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдёт ворота, не зацепляя планок, то габарит не нарушен, если же не проходит груз - то габарит нарушен. Изменение положения планки укажет место негабаритности.
В зависимости от высоты, на которую груз выходит за габарит погрузки, установлены зоны нижней, боковой и верхней
негабаритности (см. рис. 3.6).
Порядок определения негабаритности грузов, приёма их к перевозке и погрузке, отправления и следования поездов изложены в Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов по железным дорогам колеи 1520 мм.
Разрешается применять еще два габарита подвижного состава: Тц. для вольмиосных цистерн с уменьшенной высотой габарита в 5200 мм, и промежуточный габарит Тпр. с шириной в 3550 мм для всех типов грузовых вагонов, кроме цистерн.
С 1983 года введён зональный увеличенный габарит погрузки для перевозки лесных грузов в полувагонах. Этот габарит имеет более широкое очертание в верхней суженной части, по сравнению с обычным габаритом погрузки, что позволяет увеличить вместимость полувагона и тем самым выполнить дополнительные перевозки.