Глава 1. Характеристика жд транспорта и его места в транспортной системе.
Значение транспорта и его основные показатели.
Транспорт является одной из важнейших отраслей материального производства. Он продолжает производственный процесс всех отраслей хозяйства страны в сфере обращения и заканчивает его доставкой продукции к месту потребления.
Транспорт не создает новой продукции, его продукцией является сам процесс перевозки грузов и пассажиров.
ЖД. транспорт способствует освоению новых районов и их природных богатств, удовлетворению материальных и культурных потребностей населения и развитию связей РФ с другими странами, он имеет первостепенное значение для обороны нашей страны.
Все виды транспорта взаимодействуют между собой, дополняют друг друга и составляют транспортную систему.
В качестве измерителей продукции транспорта используется ряд показателей. В качестве основного установлен показатель, обозначаемый р – объем перевозок грузов (тонны).
Грузооборот ∑рl (ткм) – это сумма произведений массы перевезенных грузов на l – расстояние перевозки.
К числу важнейших показателей относится и количество перевезенных пассажиров a (пассажиры).
Пассажирооборот ∑аl (пасс\км) – сумма произведений числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки.
Грузонапряженность характеризуется средним количеством выполненных т\км или приведенных т\км на 1 км пути. эксплуатационной длины.
Эксплуатационная длина – это протяженность жд линии между станциями без учета путей.
Оборотом вагона называют время от одной погрузки до начала следующей его погрузки.
К основным экономическим показателям работы транспорта относятся:
-производительность труда;
-себестоимость перевозки;
-доходность;
-прибыль.
Производительность труда –определяется объёмом выполненной продукции в приведённых тонно-километрах, пассажиро-километрах или тонно-километрах приходящимся на одного работника эксплуатационного штата.
Себестоимость перевозок –это отношение эксплуатационных расходов по перевозке к объёму выполненной продукции, или определяется денежным выражением текущих затрат на выполнение единицы перевозок.
Доходность –это суммарные доходы, т.е. средства полученные дорогой, отделением или предприятием за произведённую и реализованную продукцию, работу и услуги. (перевозка грузов, пассажиров, почты и багажа, за различные работы и т.д.).
Прибыль –это разность между суммарными доходами дороги, отделения и эксплуатационными расходами на выполнение перевозок, или же чем больше прибыль, тем ниже будут расходы на единицу продукции.
Виды транспорта и их особенности.
Транспортная система страны представляет собой большой и сложный комплекс путей сообщения (пс), подразделяемых на:
1. - магистральный транспорт общего пользования;
2. - промышленный;
Городской.
Магистральный транспорт общего пользования подразделяется на:
-железнодорожный транспорт;
-автомобильный;
-речной;
-морской;
-воздушный;
-трубопроводный.
Промышленныйтранспорт осуществляет перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства.
Городскойтранспорт обеспечивает все виды перевозки внутри между городами страны.
Железнодорожный транспорт. Во многих промышленно развитых странах он занимает ведущее место. Это объясняется его универсальностью, т.е. возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погодных условий. Железнодорожный транспорт также влияет и на другие стороны жизни государства, участвуя в межрегиональных связях в области культуры, социальных преобразований, международного туристического сотрудничества, вносит существенный вклад в НТП (научно-технический прогресс).
К перспективным направлениям в развитии железнодорожного транспорта относится высокоскоростной наземный . Себестоимость железнодорожных перевозок невысокая по сравнению с другими видами транспорта.
Автомобильный транспорт. Обеспечивает относительно высокую скорость передвижения, способен доставлять грузы в районы, где нет других видов транспорта. Удобен тем, что позволяет перевозить грузы «от двери до двери», Очень эффективно используется на внутригородских и междугородних перевозках. Себестоимость грузовых перевозок более высокая по сравнению с другими видами транспорта.
Морской транспорт. Осуществляет массовые перевозки в зарубежные страны, а также между портами внутри страны. Морские перевозки наиболее эффективны на направлениях, где морские маршруты короче сухопутных. Для РФ особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока. Себестоимость морских перевозок ниже, чем других видов транспорта.
Речной транспорт. Осуществляет местные и дальние перевозки на маршрутах, которые совпадают с нахождением судоходных рек и каналов. Он обладает высокой провозной способностью, но себестоимость невысокая. Существенным недостатком речного транспорта является кратковременность навигации в течение года и низкие скорости движения.
Воздушный транспорт. Имеет очень высокие скорости движения и осуществляет в основном пассажирские перевозки, но также перевозит и грузы. . Стоимость перевозок значительно выше, чем на других видах транспорта. Удельный вес грузовых перевозок невысок. На работу воздушного транспорта очень влияют погодные условия.
Трубопроводный транспорт. Это наиболее молодой из всех видов транспорта. Используется трубопроводный транспорт для транспортировки главным образом нефти,нефтепродуктов, природного газа, угля и руды. Независит от природных и погодных условий. Способен транспортировать жидкие и газообразные продукты на очень большие расстояния. Является самым дешевым видом транспорта из всех видов.
Удельный вес различных видов транспорта в транспортной системе общего пользования РФ в 2011 году представлен в виде таблицы.
Вид транспорта | Грузооборот (%) | Пассажирооборот (%) |
Железнодорожный | 80,8 | 43,2 |
Автомобильный | 8,2 | 42,8 |
Морской | 6,8 | - |
Речной | 4,1 | 0,2 |
Воздушный | 0,1 | 13,8 |