Источники транспортного права
Основные вопросы:
1. Понятие источников транспортного права, их система.
2. Виды источников транспортного права.
3. Тенденции и перспективы развития транспортного законода
тельства.
Изучение данной темы связано с ознакомлением с обширной нормативной базой по транспортному праву.
Нормативные источники, регулирующие перевозки различными видами транспорта, представляют собой совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, которые устанавливают, изменяют или отменяют правоотношения в области организации и осуществления перевозок.
Указанные источники образуют определенную систему, включающую две основные группы:
• законы;
• подзаконные нормативно-правовые акты.
Среди законов выделяется Конституция Российской Федерации. Как правовой фундамент развития всего российского законодательства, основной закон государства является базой для нормативных источников, регулирующих перевозки различными видами транспорта. Он закрепляет принцип свободного перемещения товаров и услуг, важнейшие положения, касающиеся управления федеральным транспортом и деятельности транспорта.
Эти принципиальные конституционные положения находят конкретизацию в законах и иных нормативно-правовых актах. В частности, вопросы организации и осуществления перевозок регулируются Гражданским кодексом РФ. В главе 40 "Перевозка" закреплены общие условия перевозки, установлены правила ее организации, порядок подачи транспортных средств для погрузки и выгрузки.
В этой главе Гражданского кодекса РФ регламентируются вопросы провозной платы, ее размеров, порядка взимания, возмещения расходов, понесенных в связи с льготами и преимуществами, установленными по провозной плате.
В главе определены виды договоров, составляемых в связи с перевозкой. Отдельные статьи Гражданского кодекса РФ закрепляют содержание долгосрочного договора об организации перевозок, договора перевозки груза, договора перевозки пассажира, договоров между транспортными организациями.
И наконец, Гражданский кодекс РФ устанавливает ответственность сторон за нарушение обязательств по организации и осуществлению перевозки.
Отдельная глава Гражданского кодекса РФ посвящена вопросам организации и выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. Это глава 41 "Транспортная экспедиция", в которой регулируется содержание и форма договора транспортной экспедиции, ответственность по этому договору, односторонний отказ от его исполнения.
К специальным транспортным законам, регулирующим условия и порядок осуществления перевозок различными видами транспорта, относятся Кодекс торгового мореплавания РФ, Воздушный кодекс РФ, Транспортный устав железных дорог РФ.
Важная роль в деле организации и осуществления перевозок принадлежит подзаконным нормативным актам. Они развивают положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, транспортных законов, детализируют отдельные понятия и институты, конкретизируют нормы законов.
Подзаконные акты, регулирующие перевозки, по юридической силе подразделяются на указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств и, в первую очередь, акты Министерства транспорта РФ и Министерства путей сообщения РФ.
В последние годы издание ряда указов Президента РФ направлено на совершенствование управления транспортными комплексами и использования отдельных видов транспорта. Об этом свидетельствуют, в частности, указы Президента РФ "Об упорядочении использования авиации общего назначения" (1995 г.), "О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации" (1996 г.), "О дорожной реформе" (1997 г.) и некоторые другие.
Постановлениями Правительств утверждены Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (утвержден Постановлением Совета Министров СССР в 1955 г.) и Устав автомобильного транспорта РСФСР (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР в 1969 г.).
Наиболее распространенными видами ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок и технические условия погрузки, крепления, транспортировки и выгрузки грузов, являются инструкции, правила, тарифы, ГОСТы, прейскуранты и другие нормативные документы.
Транспортное законодательство интенсивно развивается и совершенствуется. Ведется активная работа по подготовке и принятию законов, регламентирующих перевозки автомобильным и внутренним водным транспортом.
Динамично меняются подзаконные ведомственные нормативные акты. Федеральные органы исполнительной власти в области транспорта приводят их в соответствие с принятыми транспортными кодексами, уставами и другими законами.
В целом, транспортное законодательство не свободно от недостатков.
Масштабы перемещения грузов, всеохватывающий характер этого процесса требуют более подробной регламентации договорно-документационного обеспечения перевозок, четкого регулирования как правового статуса сторон договора, так и оперативного разрешения спорных ситуаций, возникающих между ними при осуществлении перевозки.
Углубление рыночных отношений диктует необходимость перехода от централизованной организации перевозок, основным методом которой является административно-командный, к децентрализации всей системы перевозочного процесса, для которого характерны строго договорные механизмы воздействия на стороны.
Создавшаяся ситуация требует принятия решительных мер по пересмотру существующей системы транспортного законодательства, ее совершенствованию. Как уже отмечалось, в настоящее время основу этой системы составляют пять основополагающих нормативных актов (транспортные кодексы и уставы), регулирующих перевозки соответствующими видами транспорта - автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским и речным, а также огромное количество подуставных и других ведомственных актов.
Практика использования транспортных источников показала наличие в этой системе ряда существенных недостатков. Так, действующие транспортные кодексы и уставы, регулирующие перевозки отдельными видами транспорта, обладают неодинаковой юридической силой. К примеру, морские и воздушные перевозки регулируются законами, соответственно, Кодексом торгового мореплавания РФ и Воздушным кодексом РФ. Что касается автомобильных перевозок и перевозок внутренним водным транспортом, то они регулируются уставами (Уставом автомобильного транспорта РСФСР и Уставом внутреннего водного транспорта СССР) — подзаконными актами, принятыми постановлениями Правительств.
До недавнего времени подзаконным актом - Уставом железных дорог РСФСР - регулировались и железнодорожные перевозки. И только в 1998 году был принят в ранге закона Транспортный устав железных дорог РФ. Вполне очевидно, что все пять основополагающих нормативных актов, регулирующих одну область общественных отношений, должны обладать одинаковой юридической силой.
Другой существенный пробел системы транспортного законодательства касается неполного учета происходящих изменений в экономической сфере, слабое отражение тенденции предоставления транспортных услуг на основе частнопредпринимательской деятельности, непоследовательность в подходе к роли планирования в осуществлении перевозок. Если в Уставе автомобильного транспорта РФ (УАТ) и Уставе внутреннего водного транспорта СССР (УВВТ) не наблюдается отхода от имевшей место четкой и последовательной ориентации на плановые начала в организации и осуществлении перевозок, то в Кодексе торгового мореплавания РФ (КТМ), Воздушном кодексе РФ (ВК) и Транспортном уставе железных дорог РФ (ТУЖД) полностью игнорируются элементы плановости, несмотря на то, что они сохранили свое значение применительно к перевозкам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Еще один недостаток проявляется в существовании значительного количества законов и ведомственных нормативных актов, регулирующих перевозки, а также в перспективе их дальнейшего увеличения. Кроме указанных транспортных уставов и кодексов действует огромное количество изданных каждым транспортным ведомством подзаконных нормативных актов по вопросам подготовки грузов к перевозке, их погрузки и выгрузки, осуществления перевозки, обеспечения сохранности грузов, оформления перевозочных документов, хранения грузов, перевозки пассажиров, багажа и другим вопросам. Это затрудняет пользование нормативными источниками на практике.
К недостаткам существующей системы транспортного законодательства следует отнести ничем не оправданные, разные, порой противоположные, подходы к регулированию различными транспортными нормативными источниками однотипных отношений. Так, сравнение регулирования воздушным и железнодорожным законодательством вопросов ответственности сторон при перевозках и процедуры рассмотрения споров между ними показывает существенные различия, касающиеся санкций, сроков предъявления претензий и исков, перечней оснований составления коммерческих актов и некоторых Других аспектов.
Следующий недостаток системы - дублирование регулирования однотипных отношений, возникающих в связи с перевозкой. Это, в частности, касается норм, содержащихся в общих разделах транспортных уставов и кодексов, в разделах об организации перевозок грузов, о перевозках в прямом смешанном сообщении, об актах, претензиях и исках.
Все перечисленные недостатки негативно сказываются на организации и осуществлении перевозок.
В настоящее время ведется определенная работа по совершенствованию транспортного законодательства, приведению его в соответствие с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, другими законами. Однако осуществляется она недостаточно активно и целенаправленно при отсутствии системного подхода. Так, с момента принятия второй части Гражданского кодекса РФ подготовлены и вступили в силу из необходимых пяти основополагающих транспортных законодательных актов всего только три: ВК, ТУЖД и КТМ. Ни одно федеральное транспортное ведомство не переработало правила перевозки пассажиров, багажа и грузов.
В целом же, в деятельности по совершенствованию транспортного законодательства четко прослеживается тенденция сохранения в неизменности его громоздкой системы, в основе которой лежит принцип: перевозка каждым видом транспорта должна регулироваться "своим" законодательством, т.е. превалирует сугубо ведомственный подход. Ущербность такой позиции вполне очевидна.
При совершенствовании системы транспортного законодательства должны быть преодолены узковедомственные подходы. Только при соблюдении этого условия возможна ее оптимизация, которая позволит в полной мере выполнить задачу по обеспечению эффективности организации и осуществления всех видов перевозок. Представляется, что в основу создания оптимальной системы транспортного законодательства должна быть положена ее унификация. Именно это направление рассматривается видными юристами-теоретиками в качестве одного из путей совершенствования системы законодательства, в том числе и транспортного.1
См. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С.54; Поленика СВ. Теоретические проблемы системы советского законодательства. - М., 1979. С.201: Садиков О.Н. Унификация как средство совершенствования гражданского законодательства// Правоведение. 1970. Ns 6. С.92; Савичев Г.П. Проблемы эффективности законодательства в транспортных обязательствах // МГУ. 1979. С.69-79; Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М„ 1999. С.394-397.
Унификация представляет собой уменьшенное многообразие видов и типов объектов, одинаковых по функциональному назначению, приведение их к единообразию, обобщение и единение структур механизма правовой регламентации.2 Основные ее задачи состоят в устранении неоправданного множества видов и разновидностей нормативных источников, в создании оптимального их количественного состава, обеспечении единообразия видов этих источников, их формы и структурных частей. Эти задачи в полной мере относятся и к транспортному законодательству. При этом следует иметь в виду, что поскольку его система включает две группы нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов), перечисленные задачи унификации распространяются как на транспортные законы, так и на подзаконные нормативные акты.
Одна из задач состоит в минимизации количественного состава видов транспортных нормативных источников. Ее выполнение означает доведение их до оптимального количества, позволяющего системе транспортного законодательства выполнять свое функциональное назначение. В стремлении минимизировать количественный состав системы транспортного законодательства таится опасность создания абсурдной ситуации, при которой система не будет "работать". Чтобы этого не случилось, необходимо в полной мере учитывать назначение системы транспортного законодательства, каждого входящего в нее вида нормативно-правового акта, его роль в обеспечении эффективного регулирования транспортных отношений.
Что касается задачи обеспечения единообразия определенных видов и разновидностей нормативных транспортных источников, то ее выполнение является важным инструментом в уменьшении многообразия их видов, в создании оптимальной системы таких актов независимо от характера перевозки - автомобильной, воздушной, железнодорожной, морской, речной.
Здесь все базируется на создании типовых моделей соответствующих видов нормативно-правовых актов.
Рассмотрим унификацию транспортных законов. Центральное место в системе транспортного законодательства занимают транспортные кодексы и уставы, регулирующие организацию и осуществление перевозок соответствующими видами транспорта. Как уже отмечалось, регулирование действующими кодексами и уставами обще-
См. Методика и практика стандартизации / Под ред. В.В Гкаченко. - М., 1971. С.313.
2 См. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. -М„ 1999. С.393.
ственных отношений в сфере транспорта с неизбежностью привело к дублированию не только многочисленных норм, но фактически целых разделов. Естественный выход из создавшейся ситуации - издание единого транспортного законодательного акта.
При разработке такого законодательного акта целесообразно использовать типологический метод, являющийся важным инструментом унификации законодательства. Именно этот метод позволяет создать приближенную к идеальному типу модель транспортного закона, устранить дублирование в регулировании транспортных правоотношений и, как следствие, сократить количество действующих кодексов и уставов. Необходимость применения типологического метода в "нормотворческой" деятельности становится особенно актуальной в ситуации, при которой, во-первых, накоплен значительный эмпирический материал, во-вторых, проведены необходимые теоретические исследования и, в-третьих, назрела потребность их синтеза, содержательно-теоретической и логической организации. Всем этим условиям отвечает сложившаяся ситуация с транспортным законодательством.
В соответствии с теорией типологии государственно-правовых институтов, а также типологии нормативно-правовых актов типологический метод заключается в построении идеального типа соответствующего вида нормативно-правового акта, т.е. в создании образца, который должен по всем параметрам отвечать своему функциональному назначению.1
Следует отметить, что конструирование идеального типа конкретного вида нормативно-правового акта может осуществляться путем использования двух способов — экспериментального и теоретического. Экспериментальный заключается в изучении определенного количества однопорядковых нормативных актов, анализе, сравнении их качественных характеристик, характера воздействия на складывающиеся отношения, в установлении структурных элементов, выявлении устойчивых связей, признаков для конструирования на их основе акта идеального типа.
Что касается теоретического способа, то выявление устойчивых связей, свойств, признаков для создания акта идеального типа осуще-
См. Курашвили Б.П. Типология структурных связей в аппарате государственного управления. Формы государственного управления. - М., 1983. С. 16-23; Рожнова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права: Авгореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук / Саратов, 1980. С.30; Полени-на СВ., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. - М., 1987. С.37-39.
ствляется логическим путем. Наилучший результат дает сочетание обоих способов.
Типизируя вид специального транспортного законодательного акта, необходимо, вместе с тем, опираться на признаки или элементы его типологии. В научной литературе в качестве элементов типа нормативно-правового акта предлагается использовать такие признаки, как 1) юридическая сила актов, 2) содержание в них нормы права и 3) общественные отношения, на регулирование которых они направлены.1
Как уже отмечалось, юридическая сила действующих транспортных уставов и кодексов неодинакова. Такая ситуация негативно сказывается на практике перевозок и особенно перевозок в прямом смешанном сообщении. Учитывая это обстоятельство, законодатель привел к одной юридической силе транспортные уставы и кодексы, придав им статус закона (ч. II, ст. 784 ГК РФ).
Второй признак типологии рассматриваемого транспортного законодательного акта - заключенные в нем нормы права. Учитывая характер подлежащих регулированию им общественных отношений, можно прийти к выводу о том, что одни из них устанавливают субъективные юридические права и обязанности, другие регламентируют меры юридической ответственности, специфические меры защиты субъектных прав.
С этим признаком неразрывно связан третий признак типологии -общественные отношения. Это отношения, возникающие между перевозчиком и грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами транспорта. Такие отношения, складывающиеся в связи с перевозкой различными видами транспорта, носят однонорядковый характер.
Все три признака существуют в неразрывной связи, и это является обязательным условием типизации законодательного акта. Однако представляется, что этих признаков недостаточно для создания оптимальной типовой модели транспортного законодательного акта. Необходимо учесть и такой важнейший признак, как стоящие перед ним цели и задачи, для достижения которых законодательный акт применяется. Рассмотрение этого признака в качестве необходимого (обязательного) обусловлено принципиальным теоретическим положением
См. Научные основы советского правотворчества. - М., 1984. С.148-161; По-ленина СВ., Слипченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. - М., 1987. С.27.
о том, что типология явления, предмета базируется на выявлении не случайных, а существенных, общих признаков, свойств.1
Использование лишь некоторых, хотя и устойчивых общих признаков, не позволяет правильно определить типовую модель транспортного законодательного акта.
Вполне очевидно, что цели и задачи акта определяют в конечном счете содержание составляющих его норм права. Такими целями и задачами являются полное и всестороннее регулирование отношений в связи с перевозкой, прав, обязанностей и ответственности сторон в этих отношениях, определение условий и порядка перевозок пассажиров, грузов и багажа.
Таким образом, с учетом указанных признаков может быть предложена следующая структура транспортного законодательного акта:
1) общие положения;
2) организация перевозок грузов;
3) перевозки пассажиров, багажа;
4) перевозки в прямом смешанном сообщении;
5) особенности перевозки отдельными видами транспорта;
6) ответственность перевозчика, грузоотправителей, грузополу
чателей и пассажиров;
7) акты, претензии, иски;
8) заключительные положения.
Такая структура в полной мере обеспечивает выполнение задач, стоящих перед транспортным законодательным актом.
Возникает вопрос: должен ли это быть устав или кодекс? Исторически сложилось так, что перевозки железнодорожным, внутренним водным и автомобильным транспортом регулируются уставами, а морские и воздушные перевозки - кодексами.2
При решении этого вопроса целесообразно исходить из назначения указанных видов законодательных актов, характера регулируемых ими отношений. Устав, в частности, является сводом правил, регулирующих деятельность определенных организаций, предприятий, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами. Он регулирует общественные отношения в определенной
См. Слипченко Н.В. Роль и место понятия "типологии" в понятийном аппарате общей теории государства и права. Право и правотворчество: вопросы теории. -М, 1982. С.58.
См. История развития железнодорожного законодательства: Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации // Под ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ляндреса. - М., 1998. С. 5.
сфере государственного управления или хозяйственной деятельно-
сти.'
Что касается кодекса, то это акт, в котором систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.2 Как видно, ближе к регулированию отношений в области перевозок находится кодекс. Следовательно, транспортный законодательный акт может иметь, например, такое наименование "Транспортный кодекс Российской Федерации".
В нем в полной мере должны быть учтены изменения в экономике государства. Поэтому должны быть исключены административные рычаги воздействия на транспортные отношения, сведены к минимуму плановые элементы в регулировании организации и осуществления перевозки. Главенствующее место должно быть отведено регулированию транспортных отношений на договорной основе.
Поскольку наблюдается процесс восстановления транспортно-экономических связей между Российской Федерацией и другими странами СНГ, целесообразно добиваться унификации транспортного законодательства стран ближнего зарубежья, что и должно найти отражение в Транспортном кодексе РФ.
В условиях расширения международных перевозок важное значение приобретает проблема соответствия транспортного законодательства России международным конвенциям, договорам, соглашениям. Это обстоятельство также должно быть в полной мере учтено в законодательном акте.
Огромный массив нормативных актов транспортного законодательства составляют подзаконные акты. Им принадлежит важная роль в деле организации и осуществления перевозок. Связано это с особым характером транспортной деятельности, нахождением федерального транспорта, путей сообщения в ведении Российской Федерации, необходимостью совершенствования управления транспортными структурами, оптимизации использования отдельных видов транспорта. Эти вопросы находят регламентацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ. В качестве примера можно сослаться, в частности, на указы Президента РФ "Об упорядочении использования авиации общего назначения" (1995г.) и "О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации" (1996г.).
См. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. - М., 1984. С. 388. 2 Там же. С. 148.
Следует также отметить, что осуществление перевозок связано с необходимостью соблюдения конкретных технических требований, выполнения определенных условий, обеспечивающих доставку грузов в сохранности, безопасность процесса транспортировки грузов и багажа, перевозки пассажиров.
Указанные особенности потребовали издания специальных ведомственных нормативных актов. В первую очередь речь идет об актах Министерства транспорта РФ и Министерства путей сообщения РФ.
Поскольку в процессе транспортной деятельности возникают достаточно сложные отношения, выходящие за рамки собственно отношений перевозки, принят ряд межведомственных нормативных актов. Они издаются совместно федеральными органами исполнительной власти в области транспорта и другими федеральными органами исполнительной власти, такими, например, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ и др.
Наиболее распространенными среди этой группы подзаконных актов, закрепляющих технико-правовые нормы организации и осуществления перевозки, являются правила, инструкции, руководства, технические условия, нормы, тарифы, ГОСТы, прейскуранты и некоторые другие.
Как показывает анализ действующих подзаконных транспортных нормативных актов и практики их применения, из всех рассмотренных выше недостатков системы транспортного законодательства наиболее существенными для данной группы актов являются два. Первый касается наличия неоправданного множества видов и разновидностей актов. Второй связан с отсутствием унифицированного подхода к структуре и содержанию видов и разновидностей нормативных актов, издаваемых различными транспортными федеральными ведомствами.
Устранению этих и других негативных моментов поможет типо-логизация перечисленных видов подзаконных транспортных нормативных актов. Среди приведенного их перечня выделяются весьма близкие по своему характеру и выполняемым задачам такие виды, как правила, инструкции и руководства. Все они регулируют однопоряд-ковые вопросы, связанные с осуществлением определенных действий и деятельности.
Практически невозможно определить, на основании каких критериев те или иные вопросы организации и осуществления перевозки отнесены к регулированию правилами, другие - инструкциями, а третьи - руководствами.
И это неслучайно, ибо и в теории, и в практике "нормотворчества" отсутствует четкое различие между перечисленными видами нормативных актов, более того, в некоторых нормативных источниках правила, руководства, инструкции объединены одним определением. Все это дало основание многим авторам научных трудов высказать обоснованные сомнения в целесообразности многообразия видов ведомственных нормативных актов.'
Второй момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что не существует принципиальных отличий между правилами, инструкциями и руководствами относительно компетенции органов и должностных лиц по их изданию. Такими органами и должностными лицами являются федеральные исполнительные органы власти в области транспорта и руководители этих органов.2 Следовательно, перечисленные три вида актов обладают одинаковой юридической силой.
Таким образом, и по объекту регулирования, и по издающим органам (должностным лицам), и по правовой природе, а также юридической силе, т.е. по всем основным признакам правила, инструкции и руководства не отличаются друг от друга. Это дает основание сделать вывод о целесообразности объединения их в единый вид транспортного подзаконного нормативного акта. С учетом сложившейся практики, традиций и распространенности указанных актов предпочтение следует отдать правилам. Их можно, например, назвать "Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов".
Что касается типологической структуры правил, то она в значительной степени должна быть "привязана" к структуре Транспортного кодекса.
На это указывают все четыре признака типологии нормативных актов и в особенности такие, как целевое назначение правил и характер регулируемых ими общественных отношений. Правила предназначены для конкретизации и детализации положений Транспортного кодекса, регулирования технико-юридических вопросов транспортного процесса. Без этого невозможно осуществление перевозок.
См. Аттаев А.А. Управленческая деятельность. М., 1988. С. 133; Васильев Р.Ф. Акты управления. - М: Изд-во МГУ, 1987. С. 82-83; Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М, 1988. С. 179; Богатеев Р.Х. Основы делопроизводства в госаппарате. Казань, 1989. С. 83. См. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.1997. № 501; Положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства РФ от 18 07.1996. № 848.
Представление относительно характера регулируемых правилами общественных отношений дает обращение к транспортным уставам и кодексам, содержащим в отдельных статьях отсылки к правилам, изданным соответствующими федеральными транспортными ведомствами. Анализ этих отсылок, а также самих правил позволяет четко очертить область общественных отношений, подлежащих более подробной регламентации ими.
Применительно к перевозке пассажиров и багажа — это отношения, связанные с порядком продажи и сроками действия перевозочных документов, с предоставляемыми услугами, приемом, хранением и выдачей багажа.
Перевозка груза охватывает более широкий круг отношений. Они касаются подготовки груза к перевозке, его взвешивания, оформления перевозочных документов, погрузки груза, его крепления, разгрузки и выдачи, промывки и дезинфекции перевозочных средств, составления актов при несохранности груза и других нарушений условий его транспортировки, рассмотрения споров и претензий. Кроме того, это отношения, которые отражают специфику международной перевозки грузов, перевозок отдельных видов грузов, а также перевозок в зависимости от способа их погрузки и видов отправок.
С учетом рассмотренных аспектов тигюлогизации правил перевозки пассажиров, багажа и грузов может быть предложена следующая их типовая структура:
1. Общие положения.
2. Правила перевозки пассажиров и багажа:
а) форма перевозочных документов;
б) порядок продажи и сроки действия перевозочных документов;
в) порядок приема, хранения и выдачи багажа.
3. Правила перевозки грузов:
а) подготовка грузов к перевозке;
б) прием грузов к перевозке;
в) правила взвешивания грузов и нормы их естественной убыли;
г) погрузка, крепление и разгрузка грузов;
д) переадресовка грузов;
е)хранение и выдача грузов;
ж) оформление перевозочных документов;
з) промывка и дезинфекция перевозочных средств;
и) составление актов, предъявление и рассмотрение претензий;
к) международные перевозки;
л) перевозки отдельных видов грузов;
м) перевозки грузов насыпью, навалом, в контейнерах и пакетах;
н) перевозки грузов различными видами транспорта.
Эта типовая структура может быть базовой для разработки каждым федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта своих Правил перевозок пассажиров, багажа и грузов.
Особняком в группе подзаконных транспортных нормативных актов стоят тарифы и ГОСТы. Это специфические технико-юридические акты. ГОСТы представляют собой типовые образцы, общегосударственные требования, которым должны отвечать приспособления для крепления грузов, другое оборудование, тара и упаковка, выполняемые операции при погрузке, выгрузке и перевозке грузов. Тарифы же - это, по сути, ставки оплаты или сборов за перевозку.
Следует иметь в виду, что построение унифицированной модели транспортных законов и подзаконных актов предполагает реализацию чрезвычайно важного аспекта, связанного с унификацией терминологии этих источников. Без единообразия использования терминов, тождественности их употребления в различных правовых актах, использования общепризнанных терминов, сохранения устойчивости принятых обозначений невозможен процесс оптимизации действующего законодательства.'
Проведенное исследование позволяет предложить следующую систему транспортного законодательства: Транспортный кодекс РФ, Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов для каждого вида транспорта, тарифы и ГОСТы.
В целом, оптимизация системы транспортного законодательства и его структурных элементов путем унификации является важным средством повышения эффективности действий транспортных источников. Она способствует более четкой координации деятельности различных видов транспорта, а также транспортных комплексов.
Самостоятельная работа
Характеристика источников транспортного права
Время - 2 часа
Основные вопросы:
1. Система и особенности источников транспортного права:
а) сущность и виды источников транспортного права;
б) особенности источников транспортного права;
См. Общая теория права и государства / Под ред. ВВ. Лазарева. - М, 1994. С. 124.
в) становление и развитие транспортного законодательства. 2. Система источников транспортного права:
а) классификация источников транспортного права;
б) Гражданский кодекс РФ как источник транспортного права;
в) Транспортные кодексы:
г) Транспортные уставы, их юридическая сила;
д) роль инструкций, правил, положений, ГОСТов в регулирова
нии транспортных правоотношений.
Тема реферата:
Становление и развитие транспортного законодательства
Нормативные источники
1) Конституция Российской Федерации. -- М., 1993.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996.
3) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997.
4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
5) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969.
6) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955.
7) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998.
8) Закон РФ "О федеральном железнодорожном транспорте"
// СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.
9) Указ Президента РФ от 21 июля 1995 г. № 747 "Об упорядоче
нии использования авиации общего назначения" // СЗ РФ. 1995. № 30.
Ст. 2907.
10) Указ Президента РФ от 15 марта 1996 г. № 382 "О совершен
ствовании системы государственного управления транспортным ком
плексом в Российской Федерации".
11) Указ Президента РФ от 23 апреля 1997 г. № 403 "О дорожной
реформе" // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 1975.
12) Постановление Правительства РФ от 14 мая 1996 г. № 583
"Вопросы Федеральной авиационной службы России".
13) Постановление Правительства РФ от 26 апреля 1997 г. № 501
"Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской
Федерации".
14) Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г.
№ 1409 "Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации".
15) Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №
1033 "Об утверждении Положения о Федеральной дорожной службе
России".
16) Конвенция о международной гражданской авиации. 1944 г.
17) Конвенция о договоре международной дорожной перевозки
грузов. 1956 г.
18) Конвенция ООН о морской перевозке грузов. 1978 г.
19) Конвенция ООН о международных смешанных сообщениях.
1980 г.
Литература
1) Дамский Э.Ф. Транспорт, пассажир, право. -Киев, 1987.
2) Половинчик Д.И., Быков А.Г. Основы автотранспортного пра
ва. - М., 1986.
3) Витрянский В.В. В срок, без потерь и порчи // Хозяйство и
право. 1983. №12.
4) Правила разработки, утверждения и регистрации руководящих
нормативных документов Министерства морского флота. - М., 1986.
5) Егиазаров В.А. Совершенствование транспортного законода
тельства // Советское государство и право. 1993. № 4.
6) Савичев Г.П. Становление и перспективы развития транспорт
ного законодательства в Российской Федерации // Вест<