Правовые основы взаимодействия различных видов транспорта при перевозках
22. Перевозки в прямом смешанном сообщении....................................... 261
Самостоятельная работа: правовое регулирование
осуществления перевозки в прямом смешанном сообщении................ 265
Практическое контрольное задание: ответственность
по обязательствам, вытекающим из договора перевозки
в прямом смешанном сообщении............................................................. 267
23. Транспортно-экспедиционные операции и услуги............................ 271
Самостоятельная работа 1: договор транспортной
экспедиции.................................................................................................. 276
Самостоятельная работа 2: правовое регулирование
транспортных операций иуслуг............................................................... 275
Практическое контрольное задание: ответственность
в экспедиционных обязательствах.......................................................... 279
24. Правовое регулирование международных перевозок........................ 283
Самостоятельная работа: международные перевозки....................... 289
Практическое контрольное задание: договор международной
перевозки.................................................................................................... 292
25. Правовое регулирование транзита товаров......................................... 295
Самостоятельная работа: правовые основы транзита
товаров...................................................................................................... 309
Практическое контрольное задание: регламентация
таможенных режимов перемещения товаров...................................... 311
26. Порядок транзита товаров....................................................................... 314
Самостоятельная работа: сущность процедуры
транзита товаров.................................................................................... 325
Практическое контрольное задание: доставка товаров
под таможенным контролем.................................................................. 326
27. Рассмотрение споров в связи с перевозками....................................... 330
Самостоятельная работа: претензионный порядок
рассмотрения споров в связи с перевозками........................................... 334
Практическое контрольное задание: процедура подготовки
претензии в связи с перевозкой и ее рассмотрения............................... 336
Нормативные источники................................................................................. 340
Литература........................................................................................................ 344
Принятые сокращения.................................................................................... 348
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях углубления рыночных отношений широкое распространение получают перевозки различными видами транспорта, базирующиеся на договорных началах. Эффективное регулирование естественных монополий на транспорте, целенаправленное влияние на технологию перевозок, установление гарантий строгого соблюдения сторонами перевозочных обязательств являются важными элементами развития экономики государства.
Развитие экономики без транспортного обеспечения невозможно. С помощью транспорта перевозится огромное количество сырья, полуфабрикатов, комплектующих, готовой продукции. Масштабы перемещения товаров, его всеохватывающий характер требуют подробной регламентации договорно-документационного обеспечения перевозок, регулирования правового статуса сторон перевозочного процесса, оперативного разрешения спорных ситуаций, возникающих между ними при осуществлении перевозок.
Перечисленные проблемы являются объектом исследования транспортного права. Оно изучает организацию и деятельность федеральных органов исполнительной власти в области транспорта по подготовке и введению в действие подзаконных нормативных актов, которые устанавливают правила перевозки грузов, пассажиров, багажа, регулируемый законодательством порядок перевозки различными видами транспорта, его организацию и осуществление, способы обеспечения выполнения участниками транспортных правоотношений возложенных на них обязанностей.
Усвоению указанных проблем, уяснению их сущности служит данное пособие. Его цель - оказать студентам помощь в овладении основами транспортного права, приобретении ими практических навыков и приемов применения транспортных норм к конкретным ситуациям, связанным с перевозкой.
Пособие охватывает все темы учебной программы но дисциплине "Транспортное право". Оно включает рекомендации по изучению каждой темы курса, планы самостоятельных работ и практические контрольные задания, выдержки из отдельных нормативных источников, образцы перевозочных документов, материалы для организации и проведения деловых игр, перечни тем курсовых и дипломных работ по транспортному праву.
В методических рекомендациях обращается внимание на связь изучаемой темы с другими темами и разделами курса, выделяются
наиболее сложные, узловые вопросы и положения темы, даются определения основных понятий, их краткая характеристика, подчеркивается значение этих понятий.
Студентам предлагается наиболее оптимальная последовательность изучения учебного материала.
В планах самостоятельных работ указывается тема работы, время для ее изучения, излагаются основные вопросы, подлежащие изучению, дается перечень нормативных актов и литературных источников, которые необходимо изучить студентам. Здесь же формулируется примерная тема реферата по основной изучаемой проблеме.
Реферат объемом 7-10 страниц должен включать вводную, основную и заключительную части, а также список использованных нормативных источников и литературы. В вводной части необходимо указать на место и роль рассматриваемой проблемы в рамках изучаемой темы. В основной части реферата излагается суть проблемы, анализируются характеризующие ее признаки, исследуются структурные элементы. Заключительная часть должна содержать краткие выводы, оценку рассмотренной проблемы, ее значение.
Планы контрольных заданий включают информационные блоки, рассчитанные на реализацию методической системы выполнения задания, складывающейся из:
• глубокого изучения теоретических аспектов рассматриваемой
темы;
• усвоения транспортных норм;
• ознакомления с практикой их применения;
• отработки применения этих норм к конкретной жизненной
ситуации (решение задач);
• работы с архивными судебными решениями по перевозкам.
Центральное место в выполнении практического задания отводится решению задач (казусов). Задание требует определенной последовательности и соблюдения методических правил.
До начала решения каждой задачи необходимо изучить рекомендованные нормативные акты, а также специальную литературу. После этого, внимательно прочитав условия задачи, уяснить все детали изложенных обстоятельств, понять сущность правового вопроса, на который нужно дать ответ.
Следующим этапом решения задачи является поиск правовой нормы, на основе которой надлежит принять решение, применение ее к ситуации, изложенной в условии задачи, путем анализа и сопоставления составных элементов нормы, соответствующих статей и пунктов нормативных источников.
Заключительным этапом является формулирование мотивированного решения. В нем должны содержаться обоснование принятого решения, доводы и аргументы, которыми оно подтверждается.
Решение задачи со ссылкой на соответствующие правовые нормы необходимо зафиксировать в письменном виде с тем, чтобы ответы на поставленные вопросы в каждой задаче были четко сформулированы, а аргументы обоснованы.
Каждое задание к практическим занятиям содержит перечень нормативных источников и литературы. Для самоконтроля знаний по отрабатываемой теме предлагаются контрольные вопросы.
В пособии даны вопросы для самостоятельного изучения и повторения учебного материала по курсу при подготовке и сдаче зачета и экзамена, а также представлены темы курсовых и дипломных работ.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Сущность транспортного права
Основные вопросы:
1. Транспорт и его роль в экономике страны.
2. Транспортное право как отрасль права.
3. Задачи транспортного права.
При изучении данной темы необходимо сначала уяснить влияние перестройки на транспортную систему Российской Федерации, роль транспорта в развитии рыночной экономики.
Распад СССР повлек за собой существенные изменения в транспортной системе России. Они коснулись ее структуры, организации управления, а также нормативной базы.
Переход государства к рыночным принципам развития хозяйства, условия реформирования социально-экономических отношений поставили перед транспортом новые, более сложные задачи по коренному улучшению его деятельности, повышению качества предоставляемых гражданам и юридическим лицам услуг по перевозкам.
Транспорт выполняет роль цементирующего фактора, объединяющего производственные и экономические связи различных сфер деятельности. Он обеспечивает нормальное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, нужды капитального строительства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Основная задача транспорта заключается в перевозках грузов, пассажиров, багажа и почты. В условиях рыночных отношений наблюдается резкий переход от централизованной организации перевозок, основным методом которой был административно-командный метод, к децентрализации транспортных процессов, для которых характерны строго рыночные механизмы взаимодействия.
Это требует внесения существенных изменений в транспортное законодательство, приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ. Такая работа активно ведется. За последние несколько лет приняты Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" (1995 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Транспортный устав
железных дорог Российской Федерации (1998 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.).
Рассматривая понятие транспортного права, следует иметь в виду различные мнения ученых-юристов о его сущности и месте в общей системе права. Некоторые юристы считают, что транспортное право является составной частью гражданского права, его подотраслью. Между тем, есть основания, опираясь на теорию многомерного или разноуровневого подхода к трактовке отраслей права1, рассматривать его как комплексную отрасль права.
Ее предметом являются разнородные понятия. Центральное место среди компонентов предмета транспортного права занимают правоотношения, связанные с организацией и осуществлением перевозки и базирующиеся на договорных началах. Вместе с тем, предмет транспортного права составляют также специфические отношения, возникающие в связи с использованием для реализации договора перевозки источника повышенной опасности - транспорта. Речь, в частности, идет об отношениях между перевозчиком и клиентом, вызванных необходимостью строгого соблюдения правил пользования транспортным средством и обеспечения мер безопасности.
Предмет транспортного права составляют также правоотношения, возникающие между сторонами в связи с претензионным порядком рассмотрения споров.
Вторым важным фактором, дающим основание отнести транспортное право к комплексной отрасли, является то обстоятельство, что его нормы не связаны единым методом правового регулирования. Основным методом правового регулирования транспортных правоотношений является метод равенства сторон. Однако применительно к некоторым правоотношениям используется метод властных распоряжений. Так, указания перевозчика по поводу соблюдения правил пользования транспортом, выполнение действий, направленных на обеспечение безопасности перевозки, являются обязательными для грузоотправителя, грузополучателя, пассажира.
Следует также отметить, что транспортное право обладает самостоятельной нормативной базой, включающей специальные законы (Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации) и подзаконные акты (Устав автомобильного транспорта РСФСР, Устав внутреннего водного транспорта
См. Алексеев С.С. Теория права. - М, 1995. С. 198-199;
Поленина СВ. Теоретические проблемы системы советского законодательства.-М., 1979. С. 32-33.
Союза ССР), регулирующие организацию и осуществление перевозки различными видами транспорта, а также значительное количество ведомственных нормативных актов, устанавливающих правила перевозки грузов, багажа, почты и пассажиров. В этих нормативных источниках объединены нормы гражданского, административного, гражданско-процессуального, международного и других отраслей права.
Самостоятельная работа
Понятие транспортного права Время - 2 часа
Основные вопросы:
1. Транспорт как одна из важнейших отраслей экономики госу
дарства:
а) роль транспорта в экономике государства;
б) транспорт в условиях рыночных отношений;
в) задачи транспорта на современном этапе.
2. Транспортное право - комплексная отрасль права:
а) предмет транспортного права;
б) метод правового регулирования транспортного права;
в) нормы транспортного права;
г) отграничение транспортного права от смежных отраслей права.
3. Задачи транспортного права:
а) полное удовлетворение потребностей экономики, а также на
селения в перевозках;
б) обеспечение сохранности перевозимых грузов;
в) своевременная доставка в пункт назначения грузов, пассажи
ров, багажа.
Тема реферата:
Транспортное право - комплексная отрасль права.
Нормативные источники
1) Конституция Российской Федерации. - М.,1993. Ст. 8, 15, 17.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996. Гл. 40.
3) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Гл. 1.
4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Гл. 1.
5) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Гл. 1.
6) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Разд. 1.
7) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Разд. 1.
Литература
1) Андрианов И.А., Зинченко С.А. Правовое регулирование от
ношений транспортных организаций с клиентурой и между собой.
- Ростов-на-Дону, 1972.
2) Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.,
1999.
3) Лопатина Н.Ф. Единая транспортная система: хозяйственно -
правовой аспект. - М, 1979.
4) Романович А.Н. Транспортные правоотношения. - Минск,
1984.
5) Савичсв Г.П. Проблемы эффективности законодательства в
транспортных обязательствах. - М.,1979.
6) Савичев Г.П. Становление и перспективы развития транспорт
ного законодательства в Российской Федерации // Вестник МГУ.
1993. №2.
7) Смирнов В.Т. Права и обязанности участников договора пере
возки.-Л., 1986.
8) Поленина СВ. Теоретические проблемы системы советского
законодательства. - М., 1979.
9) Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995.
Вопросы для самоконтроля
1) Каковы назначение и функции транспортного права?
2) Какие существуют виды транспорта и как они взаимодей
ствуют ?
3) Что представляет собой транспортная сеть в Российской
Федерации?
4) Какова роль транспорта в развитии экономики Российской
Федерации?
5) Какие задачи стоят перед транспортом на современном этапе?
6) В чем заключается сущность транспортного права?
7) Каковы предмет и метод правового регулирования транспорт
ного права?
8) В чем проявляется системный характер транспортного права?
9) Каковы особенности норм транспортного права?
10) В чем состоит комплексный характер транспортного права?
11) С какими смежными отраслями права связано транспортное
право?
12) Какие задачи выполняет транспортное право?
Практическое контрольное задание
Содержание и структура транспортного нрава Время - 2 часа
Основные вопросы:
1. Характеристика и особенности транспортного права.
2. Содержание транспортного права и его составные части.
3. Особенности норм транспортного права.
Нормативные источники
1) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996. Гл. 40,41.
2) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Гл. 1, 2.
3) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Гл. 1,8.
4) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Разд. 1, 9.
5) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Разд. 1, 2.
6) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Гл. 1,2.
Литература
1) Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995.
2) Андреев В.К. Транспортное право. - Калинин, 1977.
3) Быков А.Г. Предприятие и транспорт. Правовые основы. - М.,
1979.
4) Быков А.Г., Половинник Д.И. Основы автотранспортного пра
ва.-М, 1986.
5) Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.,
1999.
6) Новиков В.М., Иваницкий Н.М. Основы транспортного права
(железнодорожный транспорт). - М., 1997.
ЗАДАЧИ
Задача I
Начальник Московской железной дороги, проверив заявку Объединения "Электросипа" на перевозку грузов, исключил из нее четыре нерациональные, по его мнению, перевозки. О принятом решении администрация Объединения была своевременно уведомлена.
Будучи неудовлетворенным принятым начальником Московской железной дороги решением, руководство Объединения обжаловано это решение в Министерство путей сообщения РФ. В жалобе указано, что исключенные из заявки четыре перевозки для Объединения крайне необходимы. Без них будут нарушены экономические связи между десятками предприятий по производству электрооборудования.
В жалобе высказано недоумение по поводу действий руководства Московской железной дороги, которые противоречат долгосрочному договору об организации перевозок грузов, заключенному между железной дорогой и грузоотправителем.
• Обладает ли начальник железной дороги полномочиями вла
стно-распорядительного характера при рассмотрении заявок на пере
возку грузов?
• На каких началах должны строиться отношения между Мос
ковской железной дорогой и Объединением "Электросила" в связи с
заключением долгосрочного договора об организации перевозок гру
зов?
Задача 2
При заключении годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное предприятие "Тюменьобл-транс" и Объединение "Прогресс" со ссылкой на ч. I ст. 793 ГК РФ включили в раздел "Ответственность сторон" пункт об освобождении сторон от ответственности в случае невыполнения объема перевозок грузов, предусмотренного в договоре.
В процессе осуществления перевозок грузоотправитель в течение первой недели января 2000 года систематически допускал задержку подачи под погрузку автомобилей на 1,5-2 часа сверх установленного срока.
В конце января автотранспортное предприятие предъявило грузоотправителю претензию о возмещении ущерба за простой подвижного состава, повлекший невыполнение объема перевозок грузов, предусмЬтренного в годовом договоре. Мотивируя свое требование,
перевозчик указал, что включение в годовой договор пункта, освобождающего стороны от ответственности за невыполнение объема перевозок грузов, является незаконным, так как не соответствует ч.2 ст. 793 ГКРФ, а также ст. 131 УАТРСФСР.
Грузоотправитель отверг претензии автотранспортного предприятия "Тюменьоблтранс". Согласившись с его мнением о неправомерности включения в годовой договор на перевозку грузов пункта об освобождении сторон от ответственности, грузоотправитель указал, что причиной невыполнения объема перевозок грузов явилось стихийное бедствие - пожар и его последствия, не позволившие вовремя подготовить груз к перевозке в течение первой недели января 2000 г. Эта причина является объективной и, в соответствии с законом освобождает его от ответственности. В обоснование своей позиции грузоотправитель также сослался на ч.2 ст. 793 ГК РФ и ст. 131 УАТ РСФСР.
• Проанализируйте указанные статьи и ответьте на вопрос, кто
прав в данном споре?
• Каким способом закреплена норма, освобождающая от ответ
ственности грузоотправителя?
Задача 3
Иванов И.Н. совершал наречном судне "Ермак" по путевке круиз из порта Москва в порт Астрахань. В пути следования во время празднования дня Военно-Морского Флота Иванов И.Н. самовольно устроил в компании с другими пассажирами на корме судна фейерверк. Он запустил несколько приобретенных в коммерческом магазине ракет. Одной из них он едва не попал в находившегося рядом пассажира Свистунова Л.Г.
Увидев происходящее, капитан судна Синайский В.Л. потребовал прекратить опасное развлечение. Не добившись выполнения своего распоряжения, Синайский В.Л. с помощью двух членов экипажа судна задержал Иванова И.Н. и поместил его в изолированное помещение.
В ближайшем порту - Нижнем Новгороде - Иванов И.Н. был снят с судна и передан работникам милиции.
• Являются ли действия капитана судна "Ермак" правомерны
ми?
• Распространяются ли его властно-распорядительные полномо
чия на пассажиров судна?
• На каких началах строятся отношения между перевозчиком и
пассажиром?
Вопросы для самоконтроля
1) Какие общественные отношения регулируют нормы транспорт
ного права?
2) Как нормы транспортного права регулируют общественные
отношения?
3) Какие критерии отграничивают транспортное право от других
отраслей права?
4) Каково содержание и структура транспортного права?
5) Какие особенности присущи транспортному праву?
6) В чем проявляется особый характер норм транспортного пра
ва?
7) Какова структура норм транспортного права?
S) Какие существуют способы изложения норм транспортного права в статьях нормативно-правовых актов?
9) Какие институты включает в себя транспортное право?
10) Из каких подотраслей состоит транспортное право?
2. Принципы транспортного права
Основные вопросы:
1. Понятие принципов транспортного права.
2. Характеристика принципов транспортного права.
Изучая данную тему, необходимо опираться на общеметодологическую трактовку принципов как основополагающих, руководящих начал, положений, которые определяют сущностные стороны того или иного явления, его наиболее характерные черты.
Критериями определения принципов транспортного права являются, во-первых, проявление в каждом принципе сущностного характера данной комплексной отрасли права, того, что пронизывает ее, отличает от других явлений и отраслей права и, во-вторых, закрепление принципа в нормативных актах.
Вот почему, определяя перечень принципов транспортного права, следует исходить из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, транспортных кодексов и уставов. Именно в основном законе государства, главе "Перевозки" ГК РФ, в общих разделах и главах транспортных законодательных актов содержатся указания на принципы транспортного права, а их конкретизация находит отражение в разделах и главах, посвященных организации и осуществлению перевозок
грузов, пассажиров, багажа, а также ответственности сторон за невыполнение обязательств по перевозкам.
Опираясь на указанные два критерия, к числу принципов транспортного права можно отнести:
1) свободное перемещение грузов, пассажиров, багажа;
2) сочетание общегосударственных интересов с интересами
транспортных предприятий и клиентов;
3) сочетание централизованной регламентации перевозки с ве
домственным урегулированием порядка ее осуществления;
4) осуществление перевозки на базе организационно-правовых
предпосылок;
5) повышение эффективности и качества транспортной деятель
ности;
6) законность при осуществлении перевозки;
7) контроль и укрепление дисциплины на транспорте.
Принцип свободного перемещения грузов, пассажиров, багажа
вытекает из положений Конституции о едином экономическом пространстве, свободе перемещения товаров и услуг, свободе экономической деятельности, свободе передвижения граждан. В соответствии с этим принципом и с учетом возможностей транспортных средств перевозки осуществляются в любой регион, населенный пункт. Исключение составляют лишь ограничения, связанные с природными катаклизмами, военными действиями, эпидемиями и т. д.
Принцип сочетания общегосударственных интересов с интересами транспортных предприятий и клиентов обусловлен тем обстоятельством, что транспорт является одной из составляющих нормального развития экономики государства. Поэтому оно заинтересовано в оптимизации транспортных процессов, расширении сети транспортных артерий, в совершенствовании и количественном увеличении подвижного состава, в улучшении организации перевозок различными видами транспорта.
Транспортные предприятия заинтересованы в максимальном извлечении прибыли, что достигается путем интенсификации перемещения объектов перевозки, ускорения оборачиваемости подвижного состава, использования самых современных и экономичных транспортных средств. Все это благотворно сказывается на развитии экономики и отвечает интересам клиентов.
Расширение возможностей транспортировки грузов, пассажиров, багажа позитивно влияет на укрепление обороноспособности государства.
Принцип сочетания централизованной регламентации перевозки с ведомственным регулированием порядка ее осуществления указывает на сложность и многогранность перевозочного процесса, необходимость выполнения комплекса действий, связанных с подготовкой груза к погрузке, осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, креплением груза, его пломбированием, учетом особенностей перевозки различными видами транспорта. Эти обстоятельства потребовали наряду с централизованной регламентацией транспортными кодексами и уставами перевозок отдельными видами транспорта регулирования ведомственными нормативными актами конкретных технико-правовых вопросов организации и осуществления перевозок. К ним относятся, прежде всего, правила перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты соответствующими видами транспорта, а также различные технические условия, ведомственные стандарты, тарифы и т.п.
Ведомственная нормативная база разрабатывается на основе транспортных законов, развивая и конкретизируя их отдельные положения.
Принцип осуществления перевозок на базе организационно-правовых предпосылок означает, что перевозка грузов может быть осуществлена при выполнении определенных организационно-правовых действий, составлении соответствующих документов. Важнейшей такой предпосылкой является разработка сторонами долгосрочного договора об организации перевозки грузов при систематических перевозках, а при разовой перевозке - заблаговременная подача перевозчику заявки на перевозку конкретного груза.
Наличие таких документов делает перевозочный процесс достаточно организованным, предсказуемым, гарантируемым от различного рода субъективных моментов, а в конечном итоге - оптимальным.
Принцип повышения эффективности и качества транспортной деятельности распространяется на всех участников перевозочного процесса. Он адресуется как перевозчику, так и грузоотправителю, а равно грузополучателю. Так, в обязанности перевозчика входит выполнение требования своевременно и без потерь доставить груз в пункт назначения. Грузоотправитель обязан затарить, упаковать и закрепить груз так, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза и подвижного состава, замаркировать его и при необходимости опломбировать.
В указанных случаях стороны решают вопрос о сопровождении груза в пути следования экспедитором.
Получатель обязан при наличии оснований проверять количество и состояние прибывшего груза, требовать составления коммерческого акта.
В целом же, обеспечение эффективности и качества транспортной деятельности возможно лишь при условии совместных согласованных действий участников транспортного процесса по выполнению возложенных на них обязательств.
Принцип законности (основополагающий принцип права) присущ и транспортному праву. В связи с особенностью транспортного процесса, обусловленной использованием в качестве перевозочного средства источника повышенной опасности, законодатель акцентировал внимание участников перевозки на неукоснительном выполнении обязательств, связанных с обеспечением безопасности перевозок. В отдельных источниках, в частности, в Уставе внутреннего водного транспорта, прямо закреплена обязанность участников перевозки неукоснительно и точно выполнять требования Устава.
Тесно с принципом законности связан принцип контроля и укрепления дисциплины на транспорте. Последний является необходимым условием соблюдения транспортного законодательства. Особенно это касается железнодорожного законодательства.
Учитывая особое положение и значение железнодорожного транспорта в экономике государства, он признан областью естественных монополий. Поэтому в интересах защиты прав потребителей, связанных с оказанием услуг железнодорожного транспорта, законодатель возложил на компетентные государственные органы осуществление контрольно-надзорных функций за его деятельностью. Помимо Министерства путей сообщения, к ним относятся Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте, Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, транспортная прокуратура и другие. Они призваны следить за соблюдением требований Транспортного устава железных дорог РФ юридическими и физическими лицами, на которых распространяется его действие.
Что касается обеспечения дисциплины на транспорте, то на некоторых видах транспорта действуют специальные уставы и положения о дисциплине. Вопрос дисциплины на железнодорожном транспорте регулируется Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации. На морском, внутреннем водном, воздушном транспорте действуют уставы о дисциплине.
Самостоятельная работа
Сущность принципов транспортного права Время - 2 часа
Основные вопросы:
1. Понятие и система принципов транспортного права:
а) понятие и значение принципов транспортного права;
б) законодательное закрепление принципов транспортного права;
в) связь и взаимообусловленность принципов транспортного права;
г) система принципов транспортного права.
2. Характеристика принципов транспортного права:
а) свободное перемещение грузов, пассажиров, багажа;
б) сочетание централизованной регламентации перевозок с ве
домственным регулированием их осуществления;
в) сочетание общегосударственных интересов с интересами
транспортных предприятий и клиентов;
г) осуществление перевозки на базе организационно-правовых
предпосылок;
д) повышение эффективности и качества транспортной деятель
ности;
е) соблюдение законности на транспорте;
ж) контроль и укрепление дисциплины на транспорте.
Тема реферата:
Сущность и значение принципов транспортного права
Нормативные источники
1) Конституция Российской Федерации. - М.,1993.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996. Гл. 40, 41.
з) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Гл. 1, 4.
4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Гл. 1,8.
5) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Разд. I, И, III.
6) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Разд. I, П.
7) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Гл. 1,11.
8) Закон о прокуратуре Российской Федерации. 1995.
9) Положение о дисциплине работников железнодорожного
транспорта РФ. Утверждено Постановлением Правительства РФ от
25 августа 1992 г. №621.
Литература
1) Андреев В.К. Транспортное право. - Калинин, 1977.
2) Быков А.Г., Половинник Д.И. Основы автотранспортного пра
ва. - М, 1986.
3) Витрянский В.В. В срок, без потерь и порчи // Хозяйство и
право. 1983. №12.
4) Волков М.М. Основные принципы правового регулирования
деятельности гражданской авиации. - Л., 1972.
5) Дегтяренко В.Н., Зимин В.В., Костенко А.И. Организация пе
ревозки грузов. - М., 1997.
6) Курцев Н.П., Левина Г.Н. Транспортное право России. — Бел-
го-род, 1996.
7) Тарасов М.А. Транспортное право. - Ростов-на-Дону, 1968.
Вопросы для самоконтроля
1) Что представляют собой принципы транспортного права и ка
ково их значение?
2) В каких нормативных актах закреплены основные принципы
транспортного права?
3) Какова система принципов транспортного права?
4) В чем проявляется взаимосвязь принципов транспортного права?
5) В чем суть принципа свободного перемещения грузов, пассажи
ров, багажа?
6) Какие существуют организационно-правовые предпосылки осу
ществления перевозки грузов?
7) Что означает принцип сочетания централизованной регламен
тации перевозок с ведомственным регулированием их осу
ществления?
8) Каково содержание принципа взаимного сочетания общегосу
дарственных интересов с интересами транспортных предпри
ятий и клиентов?
9) Как действует принцип повышения эффективности и качества
транспортной деятельности?
10) В чем заключается значение принципа законности и укрепления
дисциплины на транспорте?
Практическое контрольное задание
Классификация принципов транспортного права Время - 2 часа
Основные вопросы:
1. Принципы, отражающие организацию и осуществление пере
возок.
2. Принципы, характеризующие транспортную деятельность.
Нормативные источники
1) Конституция Российской Федерации. - М., 1993. Ст. 15.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 1996.
Ст. 784, 791-796.
3) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Гл. 1,15.
4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Гл. 1,8.
5) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Разд. 1, 3, 10.
6) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Гл. 1.
Литература
1) Быков Л.Г. Предприятие и транспорт. Правовые основы. - М.,
1979.
2) Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.,
1999.
3) Новиков В.М., Иваницкий Н.М. Основы транспортного права
(железнодорожный транспорт). - М., 1997.
4) Ордамский Н.С. Правовые проблемы железнодорожного
транспорта в СССР. - Саратов, 1981.
5) Остроумов Н.Н. Правовое регулирование воздушного транс
порта. -М., 1989.
6) Савичев Г.П., Витрянский В.В. Правовое обеспечение сохран
ности грузов при перевозке. - М., 1989.
7) Трегубов В.И. Транспортное право. - М, 1975.
ЗАДАЧИ
Задача 1
Министерство путей сообщения РФ с участием Государственного комитета по оборонным отраслям промышленности РФ разработало Правила перевозки грузов в нестандартной таре и упаковке. Их подготовка была обусловлена невозможностью, вследствие особых обстоятельств, осуществления перевозок отдельных грузов на основании действующих правил.
Правила перевозки грузов в нестандартной таре и упаковке были утверждены МПС РФ 5 марта 1998 г. с указанием, что они согласованы с Госкомитетом по оборонным отраслям промышленности РФ и направлены в Министерство юстиции РФ для регистрации.
В сопроводительном письме Минюсту РФ Министерство путей сообщения РФ, обосновывая необходимость издания Правил, сослалось на ст. 5 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации. В соответствии с этой статьей федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с уча<