Определение расстояний видимости
Расчетное расстояние видимости на проектируемой дороге определяется, исходя из трех «схем видимости».
С х е м а 1 . Остановка автомобиля перед препятствием (расстояние видимости поверхности дороги). Расчет выполняется для горизонтального участка дороги:
(16)
где Vр – расчетная скорость движения наиболее скоростного автомобиля, км/ч;
Kэ – коэффициент, учитывающий эффективностьдействия тормозов (1,3 – для легковых автомобилей; 1,85 – для грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов);
φ1 – коэффициент продольного сцепления при торможении на чистых покрытиях (φ1 = 0,50);
lз.б – зазор безопасности (lз.б = 5 … 10 м).
(Л) S1 = + +5=16,15м
(Г) S1 = + +5=18,3м
(17)
(Л) = 2( + )+5=27,3м
(Г) = 2( + )+5=31,6м
=75+5=80
= L1 + L2 + L3, м, (18)
где L1 – путь, который пройдет легковой автомобиль, когда нагонит грузовой автомобиль и поравняется с ним, м:
(Л) = (6,71+7)=216,618 м
где – расстояние между легковым и грузовым автомобилями в момент начала заезда на полосу встречного движения;
=22,2+ =6,71м
– расстояние, которое пройдет легковой автомобиль за время принятия решения водителем об обгоне;
= =6,1
(Л) = (9,42+7)=260,257м
где – расстояние, на котором легковой автомобиль должен возвратиться на свою полосу движения;
(Л) = +5=9,42
L3 –путь, который проходит встречный автомобиль за период обгона, м
(Л) = =476,875м
где Vп – скорость бегущего пешехода, км/ч (Vп = 10 км/ч);
Vа – скорость движения автомобиля, км/ч (Vа = 60 км/ч);
S1 – расчетное расстояние видимости, определенное из условия остановки перед препятствием, м.
(Л) = 0,03=5м
(Г) = 0,03=5м
S3=216,618+260,257+476,875=953,75
Таблица 11. Расчетные расстояния видимости
Тип и марка автомобиля | Остановка автомобиля перед препятствием, , м | Торможение двух автомобилей, двигающихся навстречу друг другу, , м | Расстояние видимости из условия обгона , , м | Расстояние боковой видимости, , м |
ГАЗ 3202 УРАЛ 375 Н | 16,15 18,3 | 27,3 31,6 | 953,75 - | 1,96 2,37 |
2.6. Определение минимальных радиусов кривых в плане
Наименьший радиус кривых в плане определяется по формуле
(19)
где Vр – расчетная скорость движения автомобиля, км/ч;
μ – коэффициент поперечной силы;
iп.ч – поперечный уклон проезжей части, доли единиц.
При определении радиусов кривых в плане считается, что автомобиль движется по слегка увлажненному чистому покрытию и в этом случае μ = φ2, где φ2 – коэффициент поперечного сцепления.
(Г)Rmin=
Радиус кривой в плане без виража определяется для движения автомобиля по наружной относительно центра кривойполосе движения по формуле
(20)
где φ2 = 0,05 … 0,10;
iп.ч– принимается по [11, табл. 7] в зависимости от категории дороги,дорожно-климатической зоны итипа покрытия дорожной одежды.
Радиус кривой в плане с виражом определяется по формуле
(21)
где φ2 = 0,15 … 0,20;
iп.ч – принимается потабл. 13 в зависимости от категории дороги и радиуса кривой в плане.
Длина отгона виража определяется по формуле
(22)
где bп.ч– ширина проезжей части, м;
iв – поперечный уклон виража, принимается потабл. 13;
iз – дополнительный уклон,возникающий при подъеме наружной кромки проезжей части над проектным уклоном (5% – для дорог I и II категорий; 10% – для дорог III-IV категорий в равнинной местности и 20% – в горной местности).
Переход от двускатного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на протяжении переходной кривой, а при отсутствии ее (при реконструкции дорог) - на прилегающем к кривой прямом участке, равном длине переходной кривой.
Виражи на многополосных дорогах I категории, как правило, следует проектировать с раздельными поперечными уклонами для проезжих частей разных направлений и необходимыми мероприятиями по отводу воды с проезжих частей и разделительной полосы.
Поперечный уклон обочин на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дороги. Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части следует производить, как правило, на протяжении 10 м до начала отгона виража.
Минимальная длина переходной кривой определяется по формуле
(23)
где Vр – расчетная скорость движения автомобиля, км/ч;
I – нарастание центробежного ускорения при движении автомобиля
на участке переходной кривой (I = 0,5 м/с3);
Rmin – минимальный радиус кривой в плане с виражом, м.
Радиус, при котором видимость поверхности проезжей части будет соответствовать расчетному расстоянию видимости в ночное время, определяется по формуле
(24)
где S1 – расстояние видимости поверхности дороги, м (п. 3.5);
α – угол рассеивания пучка света фар, градусы (α = 2°).
(Г)
Все рассчитанные значения радиусов кривых в плане сводятся в табл. 14.
Таблица 14. Минимальные радиусы кривых в плане
Тип и марка автомобиля | Радиус кривой в плане без виража | Радиус кривой в плане с виражом, , м | Длина отгона виража, , м | Длина переходной кривой, ,м | Радиус кривой в плане,обеспечивающий видимость в ночное время, ,м |
ГАЗ 3102 УРАЛ 375 Н | 129,61 - | 18,51 - | 75,96 - | 25,23 - | 242,25 274,5 |
Кривые в продольном профиле
Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой определяется из условия обеспечения видимости поверхности дорожного покрытия:
(25)
(Л)Rminвып= =108,675м
(Г)Rminвып=
где S1 – расстояние видимости поверхности дороги, м (см. п. 3.5);
d – высота глаз водителя легкового автомобиля над поверхностью дороги (d = 1,2 м).
Минимальный радиус вертикальной вогнутой кривой определяется из условия обеспечения видимости поверхностипроезжей части дороги в ночное время при свете фар:
(26)
Rminвогн=
где S1 – то же, что и в формуле (3.25);
hф – высота света фар легкового автомобиля над поверхностью проезжей части (hф =0,75 м);
α – то же, что и в формуле (3.24).
Радиус вертикальной вогнутой кривой из условия ограничения центробежной силы (за критерий принимается самочувствие пассажиров и перегрузка рессор):
(27)
(Л)Rminвогн(ц.с)=
(Г)Rminвогн(ц.с)= =66,56м
где Vр – расчетная скорость легкового автомобиля, км/ч.
Результаты расчетов сводятся в табл. 15.
Таблица 15. Минимальные радиусы вертикальных кривых
Тип и марка автомобиля | Радиус вертикальной выпуклой кривой Rminвып,м | Радиус вертикальной вогнутой кривой Rminвогн,м | Радиус вертикальной вогнутой кривой из условия ограничения центробежной силы Rminвогн(ц.с.),м |
Легковая | 108,675 | 126,6 | 75,82 |
Грузовая | 139,54 | 66,56 |