Выполнение специальных работ
98. Организация работ по вскрытию и разборке строительных конструкций должна проводиться под непосредственным руководством оперативных должностных лиц на пожаре, назначенных РТП, а также с указанием места складирования (сбрасывания) демонтируемых конструкций. До начала проведения работ необходимо провести отключение (или ограждение от повреждения) имеющихся на участке электрических сетей (до 380 B), газовых коммуникаций, подготовить средства тушения возможного (скрытого) очага.
99. Электрические сети и установки под напряжением свыше 380 В отключают представители энергетической службы (электрических сетей) с выдачей письменного разрешения (допуска), пожарные насосы и стволы должны быть заземлены при подаче пены или воды на тушение.
100. Отключение электропроводов путем резки допускается при фазном напряжении сети не выше 220 В и только тогда, когда иными способами нельзя обесточить сеть. К выполнению данного вида работ допускаются работники, имеющие группу по электробезопасности не ниже III в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными начальником Главного управления государственного энергетического надзора Министерства энергетики и электрификации СССР 21 ноября 1984 г.
101. Работа по отключению проводов, находящихся под напряжением, должна выполняться в присутствии представителя руководства организации, а при его отсутствии под наблюдением оперативного должностного лица с использованием комплекта электрозащитных средств.
102. При отключении проводов, находящихся под напряжением, необходимо:
определить участок сети, где резка электрических проводов наиболее безопасна и обеспечивает обесточивание на требуемой площади (здание, секция, этаж и тому подобное);
обрезать питающие наружные провода только у изоляторов со стороны потребления электроэнергии с расчетом, чтобы падающие (обвисающие) провода не оставались под напряжением. Резку проводов производить начиная с нижнего ряда.
103. Запрещается обрезать:
одновременно несколько жил многожильных проводов и кабелей;
одножильные провода и кабели,проложенные группами в изоляционных трубах (оболочках) и металлических рукавах;
провода и кабели во время дождя.
104. Выполнение работ вблизи воздушных линий электропередачи до 1000 В с использованием различного рода оборудования и инструмента (механизмов) допускается только при условии, если расстояние по воздуху до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее 1 м.
105. При проведении работ по вскрытию и разборке строительных конструкции в условиях пожара, необходимо внимательно следить за их состоянием, не допуская нарушения их прочности и ослабления, принимая соответствующие возможные меры по предотвращению их обрушения.
106. Запрещается сбрасывать с этажей и крыш конструкции (предметы) без предварительного предупреждения об этом работающих внизу у здания (сооружения).
107. При сбрасывании конструкций (предметов) необходимо следить, чтобы они не падали на провода (воздушные линии электропередач), балконы, карнизы, крыши соседних зданий, а также на людей, технику и так далее. Места сбрасывания конструкций, предметов и материалов ограждаются, выставляется постовой, задача которого не пропускать никого до полного или временного прекращения работ. В ночное время места сбрасывания конструкций освещаются.
108. Разобранные конструкции, эвакуируемое оборудование, материалы и тому подобное следует складывать острыми (колющими) сторонами вниз, не загромождать проходы к месту работы.
109. Работы по вскрытию кровли или покрытия проводятся группами по 2-3 человека. Работающие обязаны страховаться закрепленными спасательными веревками или карабинами. Не допускается скопление личного состава в одном месте кровли.
110. При разборке строительных конструкции, во избежание падения высоких вертикальных сооружений (труб, антенных устройств и тому подобного), нельзя допускать нарушения их креплений (опор, растяжек, распорок и тому подобное). В случае необходимости контролируемое обрушение дымовых (печных) труб, обгоревших опор или частей здания должно производиться под непосредственным руководством оперативных должностных лиц и только после удаления из опасной зоны всех людей и техники.
111. Работу отрезным кругом на закрепленной конструкции, профиле, образце необходимо производить так, чтобы при резании не происходило заклинивание отрезного круга в пропиле в результате деформации или перекоса разрезаемого фрагмента.
112. При вскрытии деревянных конструкций цепными пилами не допускать зажима в профиле верхней части цепи, вследствие которого инструмент отбрасывает на оператора.
113. К управлению автолестницами и автоподъёмниками допускаются водители, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие удостоверение на право работы на автолестнице (автоподъёмнике). Подготовка автолестницы (автоподъёмника) к работе и порядок работы осуществляется в соответствии с требованиями эксплуатационных документов и настоящими Правилами.
114. Водители, допустившие перерыв в работе на автолестнице (автоподъёмнике) более года, проходят обучение и аттестацию в установленном порядке.
115. Установка автолестниц должна производиться у зданий на расстоянии, обеспечивающем выдвижение колен в пределах допустимого угла наклона.
Выдвижение автолестницы производится на 1-1,5 метра выше карниза кровли (площадки, ограждения и тому подобного). После выдвижения на заданную длину, автолестница должна быть посажена на замыкатели.
116. При работе с автолестницей, опертой на строительные конструкции, двигатель необходимо выключить. При работе автолестницы, снабженной люлькой, двигатель не выключается.
117. Водители автолестниц и автоподъёмников при работе на ЧС, пожарах, учениях, занятиях и так далее должны работать в касках.
118. При работе на автолестнице (автоподъёмнике) водитель обязан:
соблюдать и требовать от работающих на них соблюдения требований инструкции по эксплуатации автолестницы (автоподъёмника);
не допускать, особенно в зимнее время, пролив воды (пены) на колена лестницы (стрелу подъёмника);
производить пуск гидронасоса при температуре воздуха ниже минус 10°С плавными кратковременными освобождениями педали муфты сцепления, а при устойчивых оборотах двигателя, педаль отпустить;
оставлять включенными, при кратковременных перерывах в работе, гидронасос и двигатель;
постоянно поддерживать связь с работающими.
119. При перемене места работы колена лестницы (стрелы автоподъёмника) укладываются в транспортное положение, опоры поднимаются, рессоры разблокируются, коробка отбора мощности отключается. Передвижение транспортного средства с включенной коробкой отбора мощности запрещено.
120. При использовании автолестницы (автоподъёмника) в качестве крана колена (стрелы) должны быть сложены. Максимальная величина груза, вместе с массой тали, не должна превышать величины, допускаемой эксплуатационными документами. Применяемые при работе стропы должны быть испытаны и иметь маркировку.
121. Подъём (спуск) людей по коленам автолестницы, при не прислоненной вершине и угле наклона до 50°, разрешается только одному человеку, а при угле свыше 50° - одновременно не более двух человек. По прислоненной лестнице личный состав может перемещаться цепочкой с интервалом не менее 3 м, а при переносе тяжестей массой 100-120 кг - с интервалом не менее 8 м, при этом необходимо передвигаться не в такт, чтобы не возникло резонансных колебаний лестницы.
122. Площадка, где устанавливается автолестница (автоподъёмник), должна иметь уклон не более 6°, твердое покрытие или твердый грунт. При установке на мягком грунте под опоры аутригеров подкладываются специальные подкладки, входящие в комплект автолестницы (автоподъёмника).
123. При работе пожарного ствола, закрепленного на вершине лестницы, должны выполняться следующие требования:
лестница выдвигается на длину не более 2/3 её полной длины при угле подъёма не более 75°;
рукавная линия прокладывается по середине лестницы и надежно крепится к ступеням рукавными задержками;
подача и прекращение подачи воды в рукавную линию осуществляется плавно, без резких колебаний.
Необходимо помнить, что пожарный ствол, установленный на конце лестницы, выходит за сферу действия предохранительного устройства, защищающего автолестницу от столкновения с препятствием, и таким образом исключает срабатывание предохранительного устройства.
124. При эксплуатации автолестницы (автоподъёмника) запрещается:
допуск к управлению лиц, не прошедших специальное обучение и не имеющих соответствующих документов;
проводить работы в составе неполного экипажа;
допускать посторонних лиц в зону работы;
находиться под поднятыми коленами;
работать в районе линий электропередач, находящихся под напряжением, на расстоянии ближе установленных нормативными правовыми актами;
нагружать автолестницу (автоподъёмник) сверх нормы, указанной в технической документации;
работать при неисправной гидросистеме;
работать с поднятыми опорами;
работать, не убедившись в правильной установке тарелок на грунт и в надежной твердости грунта;
работать при незаблокированных рессорах;
оставлять без надзора с земли автолестницу (автоподъёмник) с поднятыми коленами;
работать при обнаружении неисправностей гидрозамков, элементов крепления, возникновении опасных колебаний колен и до устранения обнаруженных дефектов;
работать в ночное время на неосвещенной площадке и без освещения обслуживаемого объекта;
работать без противооткатных упоров под задними колесами;
работать при отказе системы блокировки;
работать с отключенной автоматикой;
проведение маневров автолестницы при наличии на ней людей;
работа при отсутствии питания в системе электрооборудования, так как в это время автоматика и блокировка не действуют;
выполнение операций при нагреве рабочей жидкости в системе выше допустимой температуры;
поднимать груз с оттяжкой его в сторону;
поднимать груз примерзший, заваленный другими предметами, привинченный;
устанавливать автолестницы (автоподъёмники) на крышке люков, колодцев и так далее, а также ближе 2,0 – 2,5 метров от середины опорных дисков выдвинутых выносных опор до обрывов, котлованов, каналов и тому подобного;
прокладывать по коленам автолестницы (стрелам автоподъёмника) электрические кабели и телефонные провода;
выключать автомат бокового выравнивания при выдвигании лестницы;
выходить за пределы поля движения при работе с ручным приводом;
производить регулировку предохранительного клапана повышения рабочего давления в гидравлической системе во время работы автолестницы (автоподъёмника);
работать на автолестнице (автоподъёмнике) при скорости ветра более 10 м/с, а также при нахождении людей под поднятой люлькой или коленами;
работать ручными и лафетными пожарными стволами из люльки автоподъёмника при нахождении в ней более 2-х человек;
касаться коленами (стрелой) воздушных электрических и радиотрансляционных сетей при работе и уборке автолестницы (автоподъёмника);
производить какие-либо движения автолестницы (автоподъёмника) механическим или ручным способами, если на них находятся люди;
оставлять без надзора автолестницу (автоподъёмник) с поднятыми коленами;
вращать лестницу при выдвинутом вверх лифте.
125. Режим работы лифта требует чрезвычайной осторожности. Лифт используется при угле наклона лестницы от 40о до 72о. Подъем и опускание лестницы разрешается только в случае, если лифт находится на высоте до 30 м. Ускорение и торможение лифта выполняется плавно, без рывков. Подъём (спуск) людей в кабине лифта автолестницы разрешается только при исправном состоянии электросети автоматического выключения и сигнализации.
При сигнальном звонке автомата подъём кабины немедленно приостанавливается и кабина лифта возвращается в исходное положение.
Количество людей (масса груза), одновременно поднимаемых (спускаемых) в кабине лифта, не должно превышать величину (вес), установленные эксплуатационными документами автолестницы.