Структура и основные задачи международной организации гражданской авиации ИКАО
ИКАО (русское название определяется начальными буквами английского названия организации - ICAO - International Civil Aviation Organization"), как специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН).
ИКАО имеет статус специализированного учреждения ООН и в своей деятельности руководствуется Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной 52-мя участниками-государствами учредительной международной конференции, созванной 7 декабря 1944 года в Чикаго (США) для обсуждения проблем послевоенного развития ГА и разработки принципов дальнейшего сотрудничества государств в области мирового воздушного транспорта.
ИКАО имеет свой официальный флаг, Штаб-квартира ИКАО находится в Канаде г. Монреале.
Сегодня членами ICAO являются 187 государства. В деятельности ICAO участвуют и неправительственные организации - Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (International Federation of line Pilot Associations) и др Наша страна участвует в работе ИКАО уже более 30 лет. 10 октября 1970 года
ИКАО представляет собой механизм международного сотрудничества в области авиации, успешные результаты которого зависят от готовности государств к взаимным уступкам, совместным усилиям и соглашениям.
Рабочие языки ИКАО: Английский, Французский, Испанский, Русский, Арабский и Китайский.
Целями и задачами ИКАО являются, разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы; а) обеспечить безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации во всем мире; б) поощрять искусство конструирования и эксплуатации воздушных судов в мирных целях; в) поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств международной гражданской авиации; г) удовлетворять потребности народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте; д) предотвращать экономические потери, вызванные неразумной конкуренцией; е) обеспе-чивать полное уважение прав договаривающихся государств и справедливые для каждого договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые международным воздушным сообщением; ж) избегать дискриминации в отношении договаривающихся государств; з,) способствовать безопасности полетов в международной аэронавигации; и) оказывать общее содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.
ИКАО имеет полномочный представительный орган — Ассамблею и руководящий орган — Совет. Ассамблея собирается один раз в три года и образует: Техническую, Экономическую. Юридическую и Административную комиссии, которые работают в течение созыва Ассамблеи. Каждое договаривающееся государство имеет право на один голос, и решения Ассамблеи принимаются большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Конвенцией.
Совет является постоянным органом, ответственным перед Ассамблеей и состоящим из 33 договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей на трехлетний период. При выборах в Совет обеспечивается надлежащее представительство трех категорий государств: 1) государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте;
2) государств, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств и обслуживание для международной гражданской авиации;
3) государств, не включенных в первые две категории, назначение которых обеспечивает представительство в Совете всех основных географических районов мира.
В составе Совета образованы Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Комитет по совместной поддержке, финансовый комитет и Комитет по незаконному вмешательству, которые обеспечивают постоянное руководство деятельностью ИКАО. Одной из основных функций Совета является принятие международных стандартов и рекомендуемой практики и оформление их в качестве Приложений к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Основой всей деятельности ИКАО является разработка и внедрение в практику государств, стандартов и рекомендуемой практики, касающиеся международных полетов и международных авиаперевозок, которые ИКАО наделяется правом по мере необходимости изменять. Всего ИКАО разработано свыше 4,5 тысяч стандартов, рекомендаций и правил. Стандарты и рекомендации ИКАО содержатся в 18 Приложениях, регулирующих соответствующую сферу международных воздушных сообщений.
Все Приложения, за исключением Приложения 9, относятся к компетенции Аэронавигационной комиссии. Приложение 9, а также все вопросы экономического регулирования международного воздушного транспорта относятся к сфере деятельности Авиатранспортного комитета. Последний образует следующие группы экспертов (ГРЭК): по механизму установления авиатарифов, по регламентации воздушных перевозок, по определению стоимости маршрутного оборудования, по статистике. В Авиатранспортный комитет входят представители 33 государств, являющихся членами Совета ИКАО.