Сертификации и лицензирование на воздушном транспорте. Общие принципы
Общие положения.Необходимым условием повышения эффективности транспортного сервиса является создание внутреннего цивилизованного рынка транспортных услуг на принципах свободной конкуренции, с едиными правилами поведения и общими технологиями взаимодействия на нем. Инструментом, устанавливающим общие подходы и правила поведения на рынке, выступает новая версия стандартов ИСО серии 9000, с 31 июля 2001 г. принятая в России в качестве национальной.
Если сертификат выдан признанным (в регионе, стране, мире) сертифицированным органом, то потребитель услуг получает максимальную гарантию того, что его запросы будут удовлетворены. В этих условиях система качества, выстроенная в соответствии со стандартом ИСО 9000—2000 и сертифицированная признанным в мире сертификационным органом, приобретает особое значение. Наличие такой системы декларирует способность руководства управлять компанией, свидетельствует о существовании у нее стратегических планов и о том, что контакты с ней менее рискованны.
Слово «сертификация» в переводе с латинского языка означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться, что услуга «оказана, верно», необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом, возможно, получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.
Сертификация — процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что услуга соответствует заданным требованиям. Под третьей стороной понимается лицо или орган, признанный независимым и от производителя услуг (первой стороны), и от их потребителя (второй стороны).
Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса сертификации, могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Среди них — законодательство, касающееся стандартизации, качества и непосредственно сертификации, особенности объекта сертификации, что, в свою очередь, определяет выбор метода проведения исследований и т. д. Другими словами, доказательство соответствия производится по той или иной системе сертификации.
O важности обязательной сертификации на воздушном транспорте РФ свидетельствует опыт международной гражданской авиации и ее законодательное закрепление в статьях Воздушного кодекса РФ.
В соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ (глава 1, статья 8) «обязательной сертификации подлежат юридические лица, деятельность которых непосредственно связана, с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности».
Что касается авиационного персонала, к которому относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, он также допускается к деятельности по обеспечению безопасности полётов и авиационной безопасности при наличии свидетельства (Воздушный кодекс РФ, глава 7, статья 53).
Сертификация услуг, предоставляемых пассажирам на всех этапах перевозки, осуществляется с целью удостоверить соответствие услуг требованиям нормативных документов. Оценка соответствия проводится по Типовой методике оценки соответствия услуг.
Одной из систем обязательной сертификации является зарегистри-рованная Госстандартом в Государственном реестре и введенная в действие в установленном порядке Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации (ССВТ РФ). Именно она позволяет осуществлять государственное регулирование деятельности авиапредприятий ГА путем проведения сертификации всех юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с обеспечением безопасности полетов или авиационной безопасности.
Нормативную базу при сертификации в ССВТ РФ составляют федеральные авиационные правила, иные нормативные правовые акты, государственные стандарты и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к объектам ГА, а также введенные в действие в РФ в установ-ленном порядке Международные стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО и стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО).
С развитием рыночных отношений для обеспечения безопасности и надежности перевозок грузов и пассажиров все большее значение приобретает применение механизмов лицензирования.
Лицензией (от лат. licentia - свобода, право) называется выдаваемое полно-мочным государственным органом юридическим или физическим лицам право или разрешение на осуществление определенного вида деятельности. В отличие от сертификата, который подтверждает надлежащий технический уровень объектов и квалификацию персонала, лицензия предоставляет ее обладателю права, соответствующие целям его деятельности, накладывая при этом на него гражданские обязанности, связанные с этим видом дея-тельности. Лицензирование как юридическая норма введено в действие законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1992 г.) и Гражданским Кодексом РФ.
Лицензия является официальным документом, разрешающим предприятию или предпринимателю осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного периода времени с указанием необходимых условий. В лицензии оговаривается, что права, предоставляемые, ею реализуются при наличии, у ее владельца сертификата. При выдаче лицензии учитывается:
- кому принадлежит основной капитал предприятия, и каковы его размеры;
- каковы объемы перевозок;
- сведения о парке транспортных средств;
- организация производства;
- финансовое состояние предприятия;
- сведения об административном составе авиапредприятия;
- сведения об авиационных происшествиях на предприятии;
- информация о тарифах,
- сведения о жалобах на работу предприятия и его должностных лиц и др.
Постановлением Совета Европейского Сообщества N 2407/92 от 23.07 92 при лицензировании авиаперевозчиков требуется также представление бизнес-плана по крайней мере на 2 года.
Согласно Воздушному кодексу РФ лицензированию подлежат:
- деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок пассажиров, грузов и почты на коммерческой основе;
- деятельность по обслуживанию воздушного движения, а также по обслуживанию ВС, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;
- авиационные работы для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, а том числе авиационные работы, выполняемые в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;
- подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;
- деятельность общественных организаций по подготовке специалистов и контролю, за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации ВС авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей.
Лицензирование осуществляется специально уполномоченными органами на возмездной основе.
В случае осуществления транспортной деятельности в отсутствие лицензии законодательством РФ предусматриваются административные взыскания, возбуждение судебных исков о признании недействительными любых сделок, направленных на получение прибыли от такой деятельности, и на взыскание в доход государства всего полученного по таким сделкам, о ликвидации предприятия, возбуждении ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью, о передаче дел в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности,
Резюмируя, можно утверждать, что лицензирование авиационной деятельности представляет собой объективно необходимую форму государственного регулирования рыночных процессов на транспорте, дополняющую рыночные механизмы управления транспортом в интересах защиты экономических интересов членов общества, их жизни и здоровья, гарантий прав и свобод личности, укрепления демократических основ существования общества, интеграции в мировую транспортную систему.
Российская система лицензирования транспортной деятельности после введения ее в действие показала свою высокую эффективность. На лицензированных предприятиях заметно уменьшил ось число транспортных происшествий, число погибших и раненых граждан. Особенно отчетливо проявилось благотворное действие лицензирования на уровень безопасности полетов ВС российских авиакомпаний.