Раздел 7. Коммерческое сотрудничество и конкуренция на рынке авиационных перевозок
Любая из форм сотрудничества содержит в себе сочетания элементов как сотрудничества, так и конкуренции. При этом конкуренция может быть неограниченной (свободная конкуренция) или ограниченной определенными рамками договоров и коммерческих соглашений между авиакомпаниями.
Различают такие основные формы коммерческого сотрудничества:
1) при раздельной эксплуатации авиалинии
2) пульное сотрудничество
3) при совместной эксплуатации авиалинии
Раздельная эксплуатация авиалинии
1) свободная конкуренция
a. в горизонтальном направлении – между формально равноправными авиакомпаниями
i. ценовой метод – конкуренция с помощью применения тарифов, скидок, льгот, выплаты комиссионных и других форм денежных вознаграждений и т.д.
ii. неценовой метод – предоставление дополнительных льгот на земле и на борту воздушного судна без дополнительной оплаты.
b. В вертикальном направлении – борьба, направленная сверху вниз и снизу вверх: между государствами и авиакомпаниями, между авиакомпаниями и фирмами-посредниками и т.д. Такая конкуренция не бывает равноправной
i. Метод прямого нажима – метод принуждения с помощью законов или правительственных распоряжений
ii. Метод косвенного давления – применяется в отношениях между авиакомпаниями и посредниками по принципу «ты - мне, я - тебе» (Например, «мы будем поставлять вам коммерческую загрузку, если ваша авиакомпания будет пользоваться услугами нашей фирмы»)
iii. Метод тройной зависимости – компания А нажимает на компанию В, чтобы она пользовалась услугами компании С, которая является клиентом компании А.
iv. Метод непреднамеренного обмана – используется авиакомпаниями в отношениях с посредниками и клиентурой, например, когда авиакомпания применяет более высокий тариф там, где может быть применен более низкий тариф.
2) Монополистическая конкуренция. При наличии одной авиакомпании, монополизировавшей перевозки на рынке. Конкурентное давление сохраняется в виде угрозы создания или выхода на рынок новых авиакомпаний. Создание монополий, а также заключение соглашений между авиакомпаниями приводит к ослаблению ценовой конкуренции и, как следствие, повышению тарифов, что привлекает на рынок новых перевозчиков и ведет к обострению ценовой конкуренции.
3) Межотраслевая конкуреция – конкуренция между различными видами транспорта. Высокие тарифы вызывают у клиентуры воздушного транспорта (у крупных туристических фирм) и грузовых транспортно-экспедиционных предприятий стремление создать собственные авиакомпании.
Коммерческое сотрудничествоосуществляется на основе различных соглашений, заключаемых между авиакомпаниями (рассмотрены выше). Одна из форм такого сотрудничества - сотрудничество по передаче коммерческой загрузки в пунктах стыковки рейса. Авиакомпания по возможности старается состыковать свои рейсы в определенном аэропорту с рейсами другой авиакомпании так, чтобы пассажиры могли успеть на стыковочный рейс. В данном случае авиакомпании не являются прямыми конкурентами, при этом передача загрузки осуществляется на основе соглашений с выплатой вознаграждения или распределении доходов.
Другая форма – совместное использование самолетного парка.
Коммерческое сотрудничество при раздельной эксплуатации носит, как правило, неустойчивый характер.
Пульное сотрудничество
Пул – с англ. общий фонд, объединенный резерв. Пул – ассоциация предприятий по устранению конкуренции.
Пульное соглашение на воздушном транспорте – это коммерческое соглашение между двумя или несколькими авиакомпаниями, предусматривающее внесение в общий фонд части доходов от эксплуатации смежных авиалиний в течение определенного периода времени (пульного периода) и последующего распределения этих доходов между партнерами в согласованной пропорции.
Принципы пульных соглашений:
1) Устранение конкуренции между партнерами. Как правило, конкуренция полностью не устраняется, а приобретает иные формы
a. На этапе заключения договора каждый участник старается «выторговать» себе наиболее благоприятные условия пула
b. На этапе выполнения соглашения сильнейшие участники пула стремятся изменить его условия в свою пользу, чему противятся другие участники пула
c. После каждого пульного периода при определении итогов пула. Партнер, оказавшийся в проигрыше, старается вновь изменить условие пула на очередной пульный период
2) Коммерческое сотрудничество партнеров. Предполагает согласование между партнерами количества рейсов, расписания полетов, емкости воздушных судов, а также равномерное распределение загрузки на рейсы. Пульные соглашения провозглашают, что «каждый партнер должен относиться к рейсам своего партнера как к своим собственным»
3) Добровольность заключения соглашения. Каждый партнер имеет право в любое время денонсировать соглашение.
4) Равные возможности в получении доходов. Предусматривает равную частоту полетов и примерно равные емкости воздушных судов всех партнеров на данные авиалинии
5) Независимость, равенство и взаимная выгода партнеров. Вступая в соглашение, авиакомпании полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность. Руководство пулом осуществляется поочередно каждым партнером в течение определенного периода времени.