Соглашения между авиапредприятиями

Межправительственные соглашения ограничиваются определением лишь основных принципов и норм, регулирующих воздушное сообщение. Полученные государствами коммерческие права передаются ими своим национальным авиакомпаниям (НАП), которые становятся фактическими польщователями этих прав.

Деятельность АК регламентируется:

1) Указанными соглашениями;

2) Законодательствами стран, на территории которых они созданы и осуществляют свою деятельность

3) Соглашениями, которые заключаются с другими авиакомпаниями, туристическими, экспедиторскими фирмами, агентскими и другими обслуживающими организациями.

Соглашения обеспечивают:

1) все виды технического и коммерческого обслуживания, необходимого для осуществления полетов

2) конкретизируют порядок пользования коммерческими правами (КП) и распределение доходов и расходов от эксплуатации договорных линий между авиакомпаниями-партнерами.

Комплексное соглашение о взаимном предоставлении услуг

Общие принципы сотрудничества:

1) предоставление на основе взаимности услуг в основных и запасных аэропортах

2) меры по обеспечению безопасности полетов

3) порядок согласования расписания и тарифов

4) взаимное назначение друг друга генеральными агентами на территории соответствующих стран

5) конкретные вопросы излагаются в специальных приложениях о генеральном агенте, о наземном ТО, о расчетах, о ставках за обслуживание.

С расширением использования прав пятой свободы воздуха (СВ) появилась целесообразность перейти к соглашениям по отдельным видам обслуживания.

Проформы таких соглашений разрабатываются ИАТА и рекомендуются ее членам для использования и под эти типовые образцы ИАТА разрабатываются свои руководства и инструкции.

Сейчас АК РФ используют все имеющиеся формы соглашений.

Соглашения о коммерческом сотрудничестве (соглашения о взаимных воздушных перевозках) (интерлайн).

Основой разработанной ИАТА системы взаимного сотрудничества между авиакомпаниями является система интерлайн. Это соглашение обеспечивает четкое регулирование взаимоотношений между авиакомпаниями при перевозках несколькими последовательными перевозчиками. Авиакомпании продают билеты как на свои рейсы, так и на рейсы партнера.

Если пассажир летит рейсом сначала авиакмпании А, а затем пересаживается на рейс авиакомпании В, то по своему билету он может лететь рейсом как авиакомпании А, так и авиакомпании В. Это система многосторонних и двусторонних соглашений между авиакомпаниями и предусматривает следующее:

1) взаимные обязательства сторон признавать перевозочные документы, выданные одной стороной для перевозок по линиям другой стороны. ЗА эти услуги, а следовательно, преувеличение загрузки на линии партнера, предусматривается выплата комиссионных. Их размер ориентируется на ставки ИАТА. Комиссионные составляют: за оформление пассажирских перевозок – 9%, грузовых – 5%, чартерных – 5%.

2) Порядок расчетов за перевозки по предъявлению перевозочных документов. При этом валюта расчета, применение курсов валют определяются в каждом соглашении в соответствии с расчетами, действующими между странами.

3) Вопросы ответственности перевозчиков, участвующих в этих перевозках

4) Определения основных терминов, необходимые для их правильного понимания и применения

5) Порядок уведомления о возможных претензиях в связи с перевозками, выполняемый в соответствии с соглашением.

Соглашение о генеральном агенте (СоГА)

Заключается, как правило, в дополнение к соглашению интерлайн. Предусматривает взаимное назначение сторонами генеральными агентами друг друга.

Генеральный агент представляет интересы назначившей его авиакомпании на соответствующей территории, используя всю сеть своих агентов на этой территории для продажи перевозок на линии принципала, рекламы его деятельности, выполнение других видов обслуживания, в том числе обеспечивающих содействие по связи с местными властями.

Предусматривается комплекс мер по содействию на территории генерального агента:

1) Предоставление помещений для бюро и агентств;

2) Квартир для работников представительств

3) Другие услуги по оформлению и обслуживанию перевозок

Это делается, как правило, на взаимной основе. В соответствии с этими соглашениями, генеральный агент обязан

1) использовать всю сеть своих агентов по продаже перевозок на соответствующей территории

2) рассматривать просьбы принципала о назначении таких агентов дополнительно к имеющимся

3) за отдельную плату могут выполняться другие виды обслуживания

4) генеральный агент действует в соответствии с инструкциями принципала, если они не противоречат законам страны генерального агента

При отсутствии этих инструкций обслуживание производится в соответствии с международной практикой и процедурами, разрабатываемыми ИАТА.

Качество обслуживания не может быть ниже, чем качество обслуживания, предоставляемое кому-либо еще, включая самого генерального агента.

Генеральный агент не может изменять или отменять правила, расписание, тарифы принципала и несет ответственность за их соблюдение своими агентами.

За продажи перевозок на линии принципала кроме комиссионных по интерлайну (см. выше) выплачиваются сверхкомиссионные (3% по пассажирским, 2,5% по грузовым).

Наши рекомендации