Ответственность в таможенном праве.
Ответственность за нарушения в сфере таможенного дела регулируется нормами различных отраслей права, и в этом проявляется комплексный характер таможенного права.
Закон различает посягательства различной степени тяжести на таможенное дело – преступления и проступки. Те и другие, по сути дела, являются нарушениями таможенных правил, но критерием разграничения служит вред, причинённый нарушением.
Правонарушения представляющие наибольшую степень общественной опасности, приобретают характер преступлений. Привлечение к ответственности за их совершение регулируется нормами уголовного права.
Административными нарушениями по своему характеру и содержанию являются нарушения таможенных правил, основание и порядок привлечения к ответственности за которые регламентируются нормами таможенного законодательства.
Другая группа правонарушений в таможенной сфере – административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов. Производство по таким делам осуществляется в соответствии с нормами таможенного законодательства, а в части, не урегулированной ими – в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях, наступает в тех случаях, когда эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Таким образом правонарушения в сфере таможенного дела являются:
• Преступления;
• Нарушения таможенных правил;
• Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов.
Существует также уголовная ответственность в таможенном деле, которая регулируется нормами уголовного законодательства РФ. Преступления в сфере таможенного дела принято называть «таможенными преступлениями». Ответственность за них предусматривается уголовным кодексом. К таким преступлениям относятся:
• Контрабанда (ст. 188 УК РФ);
• Незаконный экспорт технологий, научно – технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
• Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
• Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
• Уклонение от уплаты таможенных платежей ( ст. 194 УК РФ).
85. Прохождение службы в таможенных органах
Основным нормативным актом, регламентирующим порядок прохождения государственной гражданской службы в таможенных органах, является Федеральный Закон от 21.07. 1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (ред. от 28.12.2010)
Согласно данному документу при поступлении на гражданскую службу в таможенных органах сотрудник имеет право на:
1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой в таможенном органе должности;
2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) посещение для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности;
4) принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями;
5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;
6) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;
7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание Федеральной таможенной службы;
В должностные обязанности сотрудника таможенного органа входят:
1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;
2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;
4) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Руководители ФТС и заместители руководителей назначаются на свои должности Правительством РФ, а начальники и заместители РТУ - руководителями ФТС. Другие сотрудники таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника соответствующего таможенного органа.
Гражданин, принятый на службу в таможенные органы, не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального звания принимает присягу.
Согласно статье 24 ФЗ-114 прохождение службы в таможенных органах отражается в личном деле сотрудника таможенного органа, которое ведется кадровой службой, при этом запрещается сбор и внесение в личное дело сведений о религиозной и политической принадлежности сотрудников.
За добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться такие поощрения, как благодарность, премирование, награждение Почетной грамотой, нагрудными знаками и т.д.
За нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
строгий выговор;
предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
увольнение из таможенных органов.
В случае, если станет известно, что сотрудник таможенных органов в своей деятельности пренебрег положениями Конституции и иных нормативно-правовых актов, не предоставил сведений о своих доходах, осуществляет на стороне коммерческую деятельность или совершает другие правонарушения, по решению начальника таможенного органа он может быть уволен в связи с утратой доверия.