Характеристика дорожного движения
Интенсивность тр потока Na – это числоТС, проезжающих ч/з сечение дороги за единицу времени. В кач-ве расчетного периода времени для определения интенсивности движ-я принимают год, месяц, сутки, час и более короткие промежутки времени (минуты, секунды) в зависимости от поставленной задачи наблюдения и средств измерения.
Временная неравномерность тр потоков м/ б охарактеризована соответствующим коэффициентом неравномерности Кн. Этот коэфф-т м/б вычислен для годовой, суточной и часовой неравномерностей движ-я. Неравномерность м/б выражена как доля интенсивности движ-я, приходящейся на данный отрезок времени, либо как отношение наблюдаемой интенсивности к средней за одинаковые промежутки времени.
Состав транспортного потока влияет на загрузку дорог (стесненность движения), это объясняется существенной разницей в габаритных размерах авт. Если длина легковых автомобилей 4 – 5 м, грузовых 6 – 8 м, то длина автобусов достигает 11 м, а автопоездов 24 м. Сочлененный автобус (троллейбус) имеет длину 16,5 м. разница в габаритных размерах не является единственной причиной необходимости специального учета состава потока при анализе интенсивности движения.При движении в тр потоке важна разница не только в статическом, но и в динамическом габарите автомобиля, который зависит в основном от времени реакции водителя и тормозных качеств ТС. Под динамическим габаритом Lд, подразумевается участок дороги, минимально необходимый для безопасного движ-я в тр потоке с заданной скоростью авто, длина которого включает длину автомобиля lа и дистанцию d, называемую дистанцией безопасности.
Плотность тр потока явл пространственной характеристикой, определяющей степень стесненности движения на полосе дороги. Ее измеряют числомТС, приходящихся на 1 км протяженности дороги. Предельная плотность достигается при неподвижном состоянии колонны авто, расположенных вплотную друг к другу на полосе. Для потока современных легковых автомобилей теоретически такое предельное значение qmax составляет около 200 авт/км.
Скорость движения va явл важнейшим показателем, так как представляет целевую функцию дорожного движения. Наиб объективной характеристикой процесса движ-я ТС по дороге может служить график изменения его скорости на протяжении всего маршрута движения.
Скорость сообщения vc является измерителем быстроты доставки пассажиров и грузов и определяется как отношение расстояния между пунктами сообщения ко времени нахождения ТСв пути (времени сообщения).
Темп движения является показателем, обратным скорости сообщения, и измеряется временем в секундах, затрачиваемым на преодоление единицы длины пути в километрах. Этот измеритель весьма удобен для расчетов времени доставки пассажиров и грузов на различные расстояния. Мгновенная скорость транспортного средства и соответственно скорость сообщения зависят от многих факторов и подвержены значительным колебаниям.
Задержки движения являются показателем, на который должно быть обращено особое внимание при оценке состояния дорожного движения.
Исследования характеристик дорожного движения
Исследования проводятся для получения фактических данных о движении транспортных и пешеходных потоков. Методы могут быть: Документальными ( основаны на изучении анализа, плановых, отчетных, статистических материалов. Также могут быть использованы результаты анкетного обследования по изучению пассажирских и грузовых потоков, характерных маршрутов движения. Обычно являются начальным этапом исследования. Натурными( Заключаются в получении фактических характеристик дорожного движения в заданном пространстве и в течении определенного времени. Могут быть 1. Локальными, проводятся для получения данных об интенсивности скорости и составе потока. Исследования проводятся на отдельных участках дорог, улиц и пересечений. Необходимы для анализа, эксплуатационных характеристик участков дорог, разработки рекомендаций по ОДД. 2. Зональные , проводят для получения пространственных и временных характеристик интенсивности (скорость и состав потока). 3. Региональные, осуществляются для получения суммарных значений входящих и выходящих транспортных и пешеходных потоков в районе, городе. Служат для оценки груза пассажир напряжённости отдельных районов города, крупных мест тяготения.