Классификация работ по содержанию и ремонту дорог.
Содержание – комплекс работ, выполняемых в течение года на протяжении всей а/д, по уходу за а/д и дор. сооружениями, полосой отвода, профилактика и устранение постоянно возникающих мелких деф-и разр-й, по организации обеспечения безопасного, бесперебойного движения по сезонам года.
- зимнее содержание
- озеленение – работы по созданию лесных насаждений и посев трав, необходимых для защиты от песчаных и снежных заносов, от водной и ветровой эрозии, а также эстетические и архитектурно-ландшафтные оформления.
В состав работ по содержанию входят:
1. ЗП:
- систематическое поддержание полосы отвода, обочин и откосов в чистоте и порядке, скашивание трав и ликвидация нежелательной растительности хим. способом;
- систематическое поддержание в рабочем состоянии системы водоотвода, прочистка и профилирование водоотводных канав;
- исправление повреждений откосов и восстановление травяного покрова;
- ликвидация несанкциональных въездов и съездов.
2. ДО:
- очистка от пыли и грязи, посторонних предметов
- заделка мелких деформаций
- устройство защитных слоев на участках выкраивания l ≤ 20 м
- ликвидация колеи (h ≤ 30 мм)
- исправление поперечного профиля а/д низких категорий (до 100м3/км)
- обеспыливание а/д
3. Искусственные сооружения:
- восстановление русел, очистка от пыли и грязи
- пропуск ледохода и паводковых вод
- содержание открытий и закрытий отверстий водопропускных сооружений.
4. Обустройство а/д и организация безопасности дорожного движения:
- очистка
Ремонт – комплекс работ по воспроизводству первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик а/д, при котором производится возмещение износа, восстановление ровности, улучшение сцепных качеств.
1. ЗП:
- восстановление размытых и разрушенных участков (в том числе в случае пучинообразования)
- понижение крутизны откосов
- подсыпка и укрепление обочин
2. Дор. од:
- восстановление изношенных слоев с поверхностным использованием материала
- устройство поверхностных обработок
- ликвидация колеи (h ≤ 45 мм) методами поверхностного фрезерования
- восстановление поперечного профиля щебеночных и грунтовых дорог с добавлением щебня (до 100м3/км)
3. Искусственные сооружения:
- усиление и замена отдельных несущих элементов
- удлинение отдельных водопропускных сооружений
- замена гидроизоляции сооружений
4. Обустройство а/д и организация безопасности дорожного движения:
- замена знаков и светофоров, освещения и т.д.
- устройство виражей на определенных участках.
8.Планирование работ по ремонту и содержанию дорог.
Работоспособность –свойство обеспечивать безопоасное движение автомобилей с заданной интенсивностью установленной нагрузкой, скоростями и пропускной способностью.В целом дорога работоспособна,когда показатели обеспеченности расчетной скорости Крс, прочности ДО Кпр, ровности Кр, скользкости Кс и коллейностиКк больше единицы или установленных пределов, а показатели уровня загрузки Z и безпасмности движения – ниже установленных пределов.
Рд = 365NсрТр, гдеNср – среднегодовая средесуточная интенсивность движения, Тр–срок служюы дороги до реконструкции.
Межремонтный срок –это период с момента сдачи дороги, д.о или покрытия в эксплуатацию до первого ремонта или это время между сметными ремонтами.
Т= nTo+n1Tп, где n – число кап.ремонтов или ремонтов ДО, n1 – число ремонтов покрытий после последнего ремонта ДО.
Надежность а/д – ее способность обеспечивать бесперебойное, круглогодичное, безопасное и удобное движение автомобилей с установленными скоростями и нагрузками в течение всего срока службы.
где Pi- надежность i-го участка дороги, т.е вероятность безотказной работы, т- число оцениваемых участков.
Методы оценки надежности дорог.
1)Статистический метод(расчетно-вероятностный) – аккомулирует сведения о межремонтном сроке в ДКЗ. Разных категориях, с рахными типами ДО.По этим данным можно построить бепоминальную кривую.
где Т – срок службы, d – радиус ассиметрии кривой, α0 – отклонение ординаты от среднего значения на кривой вероятности. Межремонтный срок службы д.о и покрытий находится : где , α0 – относительное отклонение ординаты от модального значения на кривой вороятности, Cv – коэф.вариации ряда.
Достоинства метода: высокая точность. Минусы: из-за несвоевременных ремонтов вкрадываются существ.погрешности.
2)Теоретический метод основан на оценке закономерности снижения в процессе эксплуатации прочности конструк.элементов под воздействием автомобилей и природных факторов.
График изменения прочности во времени(лекции)
Именно второй метод лег в основу нормирования межремонтных сроков в РФ.
Планирование ремонта и содержания а/д.
Задача – определение и прогнозирование места. Сроков и объемов по ремонту и содержанию дорог. Пути планирования – 1)Идеалистический Vраб =>Nмаш, nлюдей=>финансирование(деньги)
2)Реальный - финансирование(деньги)=>метериалы, машины, з/п =>Vработ=> L длина участка(дороги)
Фихические объемы работ определяются по диффектным ведомостям. Для определения годовых объемов работ по сожержаниюиспольз.методика ГИПРОДОРНИИ, учитывающая цикличность(повторяемость) определенных видов работ – продолжительность цикла Т, число промежутков в течении года коэф.цикла - K=1/T.
Нормирование денежных затрат, порядок расчета:
1)Определяем состав работ на участке дороги длиной 1 км согласно классификации.2)выявляем объемы работ всех конструк.элементов, в зависимости от вида ремонта, админ.значения дороги . ее категории и типа покрытия..3)Нормы денежных затра в общем виде определяются по формуле.(лекции)
Порядок раз работки ПСД на ремонт дорог:
Основанием для разработки проектно-сметной документации являетсяутвержденное техническое задание. Экспертиза проектно-сметной документации. Утверждение проектно-сметной документации
9. Зимнее содержание автомобильных дорог
Заносимые участки автомобильных дорог можно защищать от снежных заносов тремя путями:
- задержать переносимый метелью снег на подступах к дороге и вызвать образование снежных отложение на безопасном расстоянии от дороги;
- увеличить скорость снеговетрового потока, когда он проходит над дорогой и этим предотвратить образование снежных отложений на дорожном полотне;
- полностью укрыть дорогу от снега с помощью специальных сооружений.
Все снегозащитные средства делят на две группы: снегозащитные устройства и снегозащитные насаждения.
В свою очередь, снегозащитные устройства делят на два вида (в зависимости от принципа их действия): снегозадерживающие устройства; устройства снеговыдувающего или снегопередувающего действия.
В соответствии с величиной снегоприноса назначается вид снегозадерживающих устройств, снегоемкость которых не должна быть меньше расчетного снегоприноса.
Дорожные службы должны обеспечивать высокие показатели зимнего содержания, к которым относятся: содержание чистой а/д без снега и льда; толщина слоя рыхлого снега, накапливающегося с начала до начала снегоочистки между проходами снегоочистительной машины; толщина уплтненного снега на повер-ти ПЧ и на обочинах; срок очистки дорог от снега и ликвидации зимней скользкости.
В задачи дор служб входит: приведение в нормативное состояние ЗП и ПЧ, сооружение защитных устройств от снежных заносов. До наступления холодов в задачи организаций входит: ремонт ПЧ, планирование обочин, удаление кустарников, раститений с откосов насыпи и выемок, закрытие щитами отверстий труб, восстановление снегозащитных устройств и насаждений, подготовка машин к работе в зимних условиях, подготовка баз, ДЭУ, подготовка баз противогололедных материалов, подготовка плана зимнего содержания.
Виды работ в зимний период: уборка снега с ПЧ и обочин, посыпка ПГМ, удаление снежного наката и наледи, формирование валов в лотковой части, погрузка валов, транспортировка снега на свалку(полигон), перекидка снега шнекороторными очистителями, уборка тротуаров(площадей), содержание средств регулирования, установка деревянных щитов (сеток), устройство временных баз ПГМ.
Мероприятия по зимнему содержанию подразделяются на:
1. профилактические (предупреждение снежных заносов, гололед явлений на стадии проектирования - придание нужных уклонов + поверхностная обработка)
2. защитные (преградить доступ снега к а/д)
3. меры по удалению уже возникших снежных отложений.
10. Устройство и содержание ледовых переправ
Ледовой переправой называется переправа,проложенная по ледяному покрову рек и озёр. Является неотъемлемой частью зимних дорог.
Операции, производимые при устройстве переправы:
1. опр-е толщины льда по намеченной трассе;
2. обозначение трассы,закрепление осей и створа вехами.
3. подготовка ледяной поверхности для движения транспортных средств (очистка от снега и удаление наплывов).
4. усиление ледововго покрова в слабых местах.
5. оснащение переправы необхожимым образом (дор знак, освещение и сигнализация).
Мероприятия: толщина льда измеряется в лунках диаметром 6-10мм, расположенных в шахматном порядке по обеим сторонам переправы на расстоянии 5м от продольной оси и ч/з 10-12м по длине.
Толщина льда, необходимая для обеспечения переправы: hтр=а*j/Р
а –нагрузка; j-коэф,зависящий от инт-ти =1 при интенсивности менее 500авто/сут, Р-давление на ось.
При движении пешеходов толщина льда должна быть не менее не менее 15см. При мутном льде увеличивается в 2раза. Если имеются частые оттепели и изменение уровня,то грузоподъемность уст-ся практическим методом с увеличением нагрузки.
При среднейt выше нуля за последние 3 суток допускаемую толщину льда, принимаемую для 10 градусов следует увеличивать в 1,5 раза. При пропуске нагрузок возникает стоячая волна, усл-ем резонанса является критическая скорость Vкр=4,15√gH. Эти скорости необходимо исключать. Если скорость больше критической, то запрещаются остановки, развороты, обгоны.
Для защиты от износа поверх-ти льда оставл-ют слой снега толщиной 10 см, если снег плотный; 15 см – если рыхлый.
При наличие трещин – все они немедленно заделываются,заливаются водой. Намораживание льда эффективно при температуре -10 и менее на толщину 0,6-0,7 от начальной. H намораживаемого льда должна быть <0,3hестеств.
Усиление с применением деревянного настила (0,8-1,0м расстояние между элементами.
11.Устройство и содержания зимних дорог.
Автозимники:
-по продолжительности экспл:
* регулярные, временные, разового пользования
-по расположению:
* сухопутные
* ледовые
* ледовые переправы через водотоки
-по продолжительности использ сезона:
* обычные при(-)С
*с продленными сроками службы
-от расчетной годовой грузонапр:
* 1 кат 100тыс. т нетто/год ширина пч(8м)зп(12)
* 2 кат 50-100 (7м)зп(10м)
* 3 кат до 50 (6м)зп(9м)
На участках, где автозимник устраивают в снежных насыпях, отсыпают выравнивающий слой из грунтов или, где к началу эксплуатации автозимника формируется мощный естественный снежный покров, деревья спиливают в уровень с землей и пни не корчуют.
При строительстве сухопутных автозимников в осеннее – зимний период сооружают снежное или снежно- ледяное полотно, ледовые переправы и устанавливают дорожные знаки и ориентирующие вехи.
Уплотнять снег на полотне автозимника целесообразно при толщине снежного покрова до 20 см. Если снегопад или метель в период строительства продолжается, работы по уплотнению не прекращают, так как укатка толстых слоев снежного покрова затруднительна. Доуплотнение снежного полотна происходит под действием движения автомобилей. Снег слоями более 25 см уплотняют после предварительного рыхления и перемешивания его ребристыми металлическими катками, навешиваемыми на трактор.
При недостаточной толщине естественного снежного покрова для накопления снега на месте будущей насыпи устраивают траншеи, снежные стенки или валы высотой, равной проектной высоте насыпи.
При устройстве снежно- ледяной ДО слой снега поливают водой на ширину проезжей части через 12…14 ч после уплотнения; расход воды – 2…4 л на 1 м квадратный покрытия.
Для получения необходимой прочности уплотненного снега требуется некоторое время для его смерзания. Движение автомобилей допускается, если снежное полотно плотностью 500кг/м3 и более выдержано при температуре воздуха: -10 градусов Цельсия – не менее 24 ч; ниже -10 – не менее 15 ч.
Содержание автозимников
Содержание проезжей части включает:
- устранение деформации и разрушений, возникающих на полотне автозимника в процессе его эксплуатации;
- проведение мероприятий по уменьшению снегозаносимости дороги и ликвидации снежных заносов;
- выполнение мероприятий по предупреждению выхода надледных вод на проезжую часть и ликвидации наледи.
Деформации истирания, выбивания, выкраивание и раздавливание материала полотна выполняют регулярно, не допуская образования глубоких выбоин и колей ( более 5 см).Колеи, ухабы, просадки , отдельные глубокие ямы и выбоины заделывают снегом и тщательно уплотняют.
Для обеспечения безопасности движения следует поддерживать коэффициент сцепления шин с дорогой > 0, 20. При образовании скользкой ледяной корки на уплотненном слое снега по поверхности проезжей части рассыпают песок, мелкий гравий повышающий коэффициент сцепления шин с дорогой.
Для повышения безопасности движения и снижение затрат на обеспечение требуемой степени шероховатости покрытия в течении всего срока службы автозимника целесообразно перед вводом в эксплуатацию наносить шероховатой слой износа.
К мероприятиям, уменьшающим заносимость автозимника снегом и улучшающим его эксплуатационные качества, относят: систематическое уплотнение на полотне свежевыпавшего снега метелевых отложении небольшой толщины (проезжающим машинам или снегоуплотняющим машинам); уширение полотна автозимника; перетрассирование отдельных, нерационально запроектированных участков; создание, надлежащее содержание и правильную эксплуатацию снегозащитных ограждений.