Взаимодействие автомобиля с дорогой
На дорогу от колес автомобиля передаются статические нагрузки при остановке автомобилей и кратковременные или динамические при движении. При статическомзагружении (остановка автомобиля) колесо передает на покрытие нагрузку Q(рис. 3.1, а). Нормальная реакция дороги R= Qприложена в центре следа колеса. В этом случае взаимодействие автомобиля с дорогой можно характеризовать колесной нагрузкой Q,площадью отпечатка пневматического колеса S,средним контактным давлением р = Q/ S.
Шероховатость поверхности дорожного покрытия представляет собой совокупность неровностей, не вызывающих низкочастотных колебаний автомобиля на подвеске и не влияющих на работу его двигателя. Шероховатость подразделяют на две группы: макро- и микрошероховатость. К макрошероховатости относят неровности длиной более 2 мм и высотой более 0,2 мм, обычно формируемые частицами (зернами) щебня, используемого при строительстве покрытий дороги или в результате специальной его обработки. К микрошероховатости относят меньшие неровности, как правило, обусловленные собственной шероховатостью поверхности зерен щебня (рис. 3.3). Различные каменные материалы обладают различноймикрошероховатостью, поэтому для устройства верхних слоев покрытия предпочтительнее каменные материалы, имеющие более крупную микрошероховатость.
Таблица 3.2. Классификация дорожных покрытий в зависимости от параметров шероховатости поверхности |
Макрошероховатость (шероховатость) покрытия характеризуют тремя основными параметрами: средней высотой выступов, средней глубиной впадин, коэффициентом шага шероховатости
Тип шероховатых покрытий | Параметры шероховатости, мм | |
Средняя высота выступов | Средняя глубина впадин | |
Гладкие | 0,1...0,5 | 0,02...0,25 |
Мелкошероховатые | 0,5...3,0 | 0,25...2,5 |
Среднешероховатые | 3,0...6,0 | 1,0...5,0 |
Крупношероховатые | 6,0...9,0 | 2,0...7,0 |
Ровность дороги — это характеристика поверхности дороги, определенная наличием неровностей или отклонений фактической поверхности от проектной, вызывающих при проезде автомобиля колебания его колес и кузова. Различают продольную и поперечную ровность.
К основным причинам образования неровностей покрытия относят:
• высокую транспортную нагрузку;
• недостаточную прочность и сдвигоустойчивость дорожных одежд, применение слабопрочных материалов в конструктивных слоях покрытия;
• нарушение требований к ровности покрытий при строительстве и низкое качество работ по возведению земляного полотна и дорожной одежды;
• необеспеченный водоотвод и пучинообразование;
• износ, деформации и разрушения покрытия под действием транспорта и климатических факторов и несвоевременные работы по устранению этих дефектов.
Ровность покрытия эксплуатируемых дорог чаще всего измеряют суммой амплитуд колебания подрессоренной массы или массы автомобиля при проезде неровностей на участке дороги и измеряют в сантиметрах на километр(толчкомер, ПКРС-2У)
Ровность покрытий значительно влияет на скорость движения, межремонтные пробеги автомобилей, расход топлива и износ шин, производительность автомобилей, себестоимость перевозок и безопасность движения.
По влиянию на колебания автомобиля неровности можно разделить на три группы: макронеровности, микронеровности и шероховатость.
Макронеровности состоят из длинных плавных неровностей с длиной волны 5 м и более. Макронеровности влияют на работу двигателя автомобиля и режим его движения, но практически не вызывают колебаний автомобиля на подвеске. Фактически это продольный профиль дороги и при анализе ровности его не рассматривают.
Микронеровности формируют микропрофиль поверхности, состоят из неровностей длиной от 10 см до 50 м, которые вызывают значительные колебания автомобиля на подвеске. Это и есть собственно характеристики ровности.
Шероховатость — это совокупность неровностей с длиной волны до 10 см, которые не вызывают низкочастотных колебаний автомобиля на подвеске, так как их воздействие поглощают шины. Поэтому при анализе ровности шероховатость не учитывают.