Конструктивная схема топливоподачи впрыскового двигателя с искровым зажиганием. Каков принцип регулирования количества подаваемого топлива.
82. Дать классификацию и характеристику основных эксплуатационных свойств автомобильных двигателей.
Эксплуатационными свойствами автомобиля называются свойства, характеризующие выполнение им транспортных и специальных работ: перевозки пассажиров, грузов и специального оборудования. Эти свойства определяют приспособленность автомобиля к условиям эксплуатации, а также эффективность и удобство его использования.
Тягово-скоростными называются свойства автомобиля, определяющие диапазоны изменения скоростей движения и максимальные ускорения разгона в различных дорожных условиях при работе в тяговом режиме.
Тяговым называется режим движения автомобиля, при котором от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию подводятся мощность и крутящий момент, необходимые для движения.
Основными показателями, позволяющими оценить тягово-ско-
ростные свойства автомобиля, являются:
• максимальная скорость утах, км/ч;
• минимальная устойчивая скорость (на высшей передаче) i>min,
км/ч;
• время разгона (с места) до максимальной скорости /р, с;
• путь разгона (с места) до максимальной скорости 5Р, м;
• максимальные и средние ускорения при разгоне (на каждой
передаче) утах и уср, м/с2;
• максимальный преодолеваемый подъем (уклон) на низшей
передаче и при постоянной скорости /тах, %;
• длина динамически преодолеваемого подъема (с разгона) 5), м;
• максимальная сила тяги на крюке (на низшей передаче) Рс, Н.
В качестве обобщенного оценочного показателя тягово-скорост-
ных свойств автомобиля можно использовать среднюю скорость
непрерывного движения vcp, км/ч. Она зависит от условий движе-
ния и определяется с учетом всех его режимов, каждый из кото-
рых характеризуется соответствующими показателями тягово-ско-
ростных свойств автомобиля.
Топливная экономичность — это свойство автомобиля, определяющее расходы топлива при выполнении транспортной работы.
По-
этому чем выше топливная экономичность автомобиля, тем меньше
расход топлива и ниже себестоимость перевозок.
Топливная экономичность автомобиля оценивается двумя груп-
пами измерителей. К первой группе относятся измерители топ-
ливной экономичности самого автомобиля, ко второй — измери-
тели топливной экономичности двигателя автомобиля.
Измерителями первой группы являются расход топлива в лит-
рах на единицу пробега автомобиля (путевой расход топлива) q„, л
на 100 км, и расход топлива в граммах на единицу транспортной
работы qv, г/(т км) или г/пасс.-км.
К измерителям второй группы относятся расход топлива в ки-
лограммах за час работы двигателя (часовой расход топлива) (7Г,
кг/ч, и удельный эффективный расход топлива в граммах на ки-
ловатт-час qe, г/(кВт ч).
Проходимостью называется свойство автомобиля двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Проходимость характеризует степень уменьшения средней скорости движения и производительности автомобиля в указанных условиях по сравнению с хорошими дорогами.
Экологичность— это свойство автомобиля минимально загрязнять окружающую среду отработавшими газами и шумом.
Состав отработавших газов зависит от сорта топлива, вида при-
садок к нему, режима работы двигателя, его технического состо-
яния, условий и режима движения автомобиля и т.п. Больше все-
го ядовитых веществ автомобиль выбрасывает в окружающую сре-
ду при трогании с места и торможении.
83. Дать классификацию и характеристику основных эксплуатационных свойств трансмиссий автомобиля.
Эксплуатационными свойствами автомобиля называются свойства, характеризующие выполнение им транспортных и специальных работ: перевозки пассажиров, грузов и специального оборудования. Эти свойства определяют приспособленность автомобиля к условиям эксплуатации, а также эффективность и удобство его использования.
Тягово-скоростными называются свойства автомобиля, определяющие диапазоны изменения скоростей движения и максимальные ускорения разгона в различных дорожных условиях при работе в тяговом режиме.
Тяговым называется режим движения автомобиля, при котором от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию подводятся мощность и крутящий момент, необходимые для движения.
Топливная экономичность — это свойство автомобиля, определяющее расходы топлива при выполнении транспортной работы.
Проходимостью называется свойство автомобиля двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Проходимость характеризует степень уменьшения средней скорости движения и производительности автомобиля в указанных условиях по сравнению с хорошими дорогами.
93. Какие работы выполняются при диагностировании технического состояния и технического обслуживания двигателя в процессе эксплуатации
Ежедневное обслуживание двигателя проводится один раз в сутки по окончании суточной работы.
Первое техническое обслуживание проводится через каждые 50 часов работы двигателя или через 1000-1800 км пробега автомобиля.
Второе техническое обслуживание необходимо проводить через каждые 250 часов работы двигателя или через 5000-9000 км пробега автомобиля.
При работе автомобиля в особо тяжелых условиях эксплуатации (например, по горным или неисправным грунтовым дорогам, в карьерах, котлованах, лесоразработках и других условиях с повышенным маневрированием) периодичность обслуживания ТО-1 и ТО-2 по пробегу автомобиля следует уменьшать, исходя их фактического числа моточасов работы двигателя.
Ежедневное техническое обслуживание
1) проверить работу двигателя;
2) заполнить топливный бак топливом, не ожидая охлаждения стенок топливного бака, чтобы исключить возможность конденсации паров воды, находящихся в свободном пространстве бака;
3) осмотреть двигатель и, если необходимо, очистить его от пыли и грязи;
4) слить из топливных фильтров грубой и тонкой очистки по 0,1 литра топлива (это особенно важно в зимнее время года, так как будет обеспечено удаление конденсирующей воды); после слива топлива двигатель должен проработать 3-4 минуты для удаления воздушных пробок;
5) через 4-5 минут после остановки двигателя проверить уровень масла в поддоне, топливном насосе и регуляторе и, если необходимо, долить масло до верхних меток указателей уровня масла;
6) в зимнее время года при безгаражном хранении и отсутствии постоянного подогрева слить воду из системы охлаждения (низко-замерзающие смеси из системы охлаждения сливать не следует);
7) при ежедневном обслуживании устранить все неисправности, отмеченные за время суточной работы.
При первом техническом обслуживании необходимо провести следующие работы:
1) выполнить все операции, предусмотренные ежедневными техническими обслуживаниями;
2) осмотреть состояние и проверить наружным осмотром герметичность трубопроводов, агрегатов и приборов систем смазки, питания и охлаждения; при необходимости устранить неисправности;
3) проверить работу приводов управления подачей топлива и механизма остановки двигателя; все шарнирные соединения приводов смазать дизельным маслом;
4) промыть фильтр центробежной очистки масла;
5) наполнить смазкой через пресс-масленку полость подшипников водяного насоса до появления смазки из верхнего контрольного отверстия;
6) проверить надежность затяжки всех наружных резьбовых соединений, обратив особое внимание на крепление стартера, генератора, впускного и выпускного трубопроводов, подвески двигателя и агрегатов системы питания;
7) проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней привода водяного насоса генератора и компрессора;
8) проверить свободный ход муфты выключения сцепления; если он окажется меньше 1,2 мм, то сцепление следует отрегулировать;
9) смазать через пресс-масленку муфту выключения сцепления, сделав шприцем 3-4 хода;
10) смазать валик вилки выключения сцепления через две пресс-масленки, сделав шприцем два хода;
11) проверить уровень масла в картере коробки передач, отвернув контрольную пробку; уровень масла должен быть несколько выше нижней кромки отверстия под пробку. Дополнительно через одно-два первых технических обслуживаниях (каждые 100-150 часов работы двигателя) выполнить следующие работы:
12) заменить масло в системе смазки;
13) промыть фильтр грубой очистки масла;
14) промыть фильтрующий элемент и масляную ванну воздушного фильтра. В условиях повышенной запыленности воздуха промывку воздушного фильтра производить чаще, исходя из опыта эксплуатации в данных условиях.
При проведении второго технического обслуживания необходимо выполнить следующие работы:
1) выполнить все операции первого технического обслуживания;
2) снять и промыть корпусы фильтров грубой и тонкой очистки топлива и заменить их фильтрующие элементы;
3) наполнить смазкой через пресс-масленку полость подшипников натяжного устройства привода компрессора;
4) проверить работу щеточного узла генератора и состояние рабочей поверхности коллектора;
5) слить масло из коробки передач, промыть ее картер, сетку и магнит заборника масляного насоса и залить масло в соответствии с картой смазки.
Дополнительно через одно ТО-2 (каждые 500 часов работы двигателя) необходимо выполнить следующие работы:
6) снять форсунки с двигателя и проверить их работу в специальной мастерской (у дизеля);
7) подтянуть гайки крепления головок цилиндров;
8) отрегулировать зазоры клапанного механизма;
9) проверить и отрегулировать угол опережения впрыска топлива;
10) проверить давление щеточных пружин генератора;
94. Дать определение полнокомплектного(капитального) ремонта двигателя. Какое оборудование и инструмент применяется
Капитальный ремонт двигателя — процесс полного восстановления его эксплуатационных характеристик, включающий снятие с автомобиля и полную разборку двигателя, ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ), коленчатого вала и (или) блока цилиндров, и замену или восстановление всех изношенных деталей, узлов и агрегатов.
При капитальном ремонте двигателя применяется следующее оборудование :
Универсальный и специальный инструмент :
Основным инструментом для двигателей являются торцевые гаечные ключи, обычно называемые торцевыми головками.
Для работы с головками применяются различные устройства типа воротков и "трещеток" т.е. ключей имеющих храповый механизм.
Для тарированной затяжки болтов (гаек) определенным моментом служат динамометрические ключи. Для ускорения затяжки большого числа однотипных болтов и гаек, например, поддона картера, головки блока, коллекторов и других элементов, удобно использовать пневмоинструмент. Такой инструмент представляет собой пневмовращатель с регулируемым моментом затяжки, работающий от источника сжатого воздуха. На двигателях иностранных автомобилей достаточно широко распространены болты с круглой головкой, имеющей внутренние шлицы. Для таких болтов применяются специальные ключи - шестигранные, двенадцатигранные и типа TОRX (шестиугольная "звезда").. Более "силовыми" являются рожковые ключи, форма зева которых - шестигранник без одной грани Основное их применение - штуцеры трубопроводов гидроусилителя руля, радиатора и другие аналогичные элементы.
Измерительные приборы и оборудование :
Для точных измерений наружного диаметра валов, поршней и других деталей основным средством измерения является микрометр. В случаях, когда необходимы более грубые измерения (с меньшей точностью), используют штангенциркули. Измерение диаметра отверстий выполняется с помощью нутромера. Для измерения биений различных валов двигателя используется штатив с магнитным основанием и измерительная головка (индикатор) с набором наконечников различной длины. Для проверки валов используются поверочные плиты различных размеров - данный способ является основным как при дефекта- ции, так и при проверке отремонтированных валов перед сборкой двигателя. Некоторые детали двигателей требуют проверки прямолинейности и перпендикулярности поверхностей. Так, для проверки плоскостей головок и блоков цилиндров используются лекальные линейки. Для проверки перпендикулярности поверхностей служат лекальные угольники
Специальные приспособления и оснастка :
Для снятия различных деталей (шестерни, шкивы, подшипники) с хвостовиков валов двигателей обычно применяются съемники. Для выпрессовки поршневых пальцев, запрессованных в верхнюю головку шатуна, используются различные приспособления и оправки. Для установки поршней в цилиндры необходимо использовать специальные приспособления для обжатия поршневых колец.
Инструмент, приспособления и станки для ремонта деталей :
Ремонт седел клапанов выполняется различным инструментом, среди которого следует отметить фрезы и резцовые головки. Фрезы являются наиболее простым и дешевым инструментом.Для ремонта цилиндров необходимы вертикально-расточной станок и вертикально-хонинговальный станок. В дополнение к шлифовальному оборудованию желательно иметь: станок для наварки или наплавки шеек, специальное оборудование для правки деформированных валов , печь для низкого отпуска (снятия внутренних напряжений) валов - необходима для деформированных и/или правленных валов, балансировочный станок (стенд) для статической балансировки.
***компрессометры и компрессографы, тестеры утечек, мультиметры, автомобильные стробоскопы, газоанализаторы, мотортестеры и портативные компьютерные тестеры они же сканеры.
95. Какие существуют способы испытаний, приработки и обкатки двигателей? Режимы выполнения и применяемое оборудование при обкатке двигателей
Основные виды испытаний двигателей можно классифицировать по признакам, определяющим программу и методы проведения испытаний:
по целевому назначению — поисковые, доводочные, приемочные (государственные, межведомственные), инспекционные (длительные, контрольные, краткие, периодические), приемосдаточные, ресурсные (на надежность), сертификационные и исследовательские;
применяемым средствам испытаний, условиям и месту их проведения — стендовые, полигонные, дорожные, эксплуатационные, испытания в особых условиях (высокогорных, тропических и т.д.).
Основные характеристики автомобильных поршневых и роторно-поршневых двигателей внутреннего сгорания определяют методом стендовых испытаний.
Холодная приработка двигателя производится на испытательном стенде, оборудованном системой принудительной циркуляции масла с его подогревом. Холодная приработка производится при малых оборотах коленчатого вала в течение часа: 30 мин при частоте 450...500 мин−1 и 30 мин с постепенным увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя до 900...950 мин−1 .
После окончания холодной приработки отсоединяют от двигателя систему принудительной циркуляции масла, заливают масло в картер двигателя до нормального уровня и производят горячую приработку двигателя (обкатку).
Горячая обкатка двигателя без нагрузки (на холостом ходу) производится в течение 50...60 мин при постоянном увеличении частоты вращения коленчатого вала от 900 до 1500...1600 мин−1 и более в зависимости от марки двигателя. При этом проверяют подтекание охлаждающей жидкости, топлива и масла через соединения трубопроводов и прокладки, давление масла в смазочной системе, наличие стуков и шумов в работе двигателя. При выявлении неисправностей двигатель останавливают, производят их устранение, а затем продолжают обкатку. Рекомендуемые режимы горячей приработки двигателей приведены в таблице
97. Что такое технологическая документация, технологическая карта
Технологическая карта — это документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.
Технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы:
Какие операции необходимо выполнять
В какой последовательности выполняются операции
С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза)
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции
Результат выполнения каждой операции
Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Технологические карты разрабатываются в случае:
Высокой сложности выполняемых операций;
Наличие спорных элементов в операциях, неоднозначностей;
При необходимости определения трудозатрат на эксплуатацию объекта.
Как правило, ТК составляется для каждого объекта отдельно и оформляется в виде таблицы. В одной ТК могут быть учтены различные, но схожие модели объектов. Технологическая карта составляется техническими службами предприятия и утверждается руководителем предприятия (главным инженером, главным агрономом).
Технологическая документация, комплекс графических и текстовых документов, определяющих технологический процесс получения продукции, изготовления (ремонта) изделия и т. п., которые содержат данные для организации производственного процесса (см. Технология).
В машиностроении государственными стандартами установлена Единая система технологической документации (ЕСТД), являющаяся составной частью Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП). ЕСТД определяет взаимосвязанные правила и положения о порядке разработки, оформления, комплектации и обращения Т. д., разрабатываемой и применяемой всеми машиностроительными и приборостроительными предприятиями. Основное назначение стандартов ЕСТД — установление на всех предприятиях единых правил оформления и ведения Т. д. ЕСТД обеспечивает стандартизацию обозначений и унификацию документации на различные виды работ. ЕСТД предусматривает также возможность взаимообмена между предприятиями технологическими документами без их переоформления, что обеспечивает стабильность комплектности документации, исключающую повторную разработку и выпуск документов разными предприятиями.
Технологические документы общего назначения — маршрутные, эскизные, комплектовочные карты (технологические карты); технологические инструкции; ведомости расцеховки, оснастки и материалов — составляются на работы всех видов.
Маршрутная карта — основной технологический документ, разрабатываемый на всех стадиях составления рабочей документации, содержит описание технологического процесса изготовления (ремонта) изделия по всем операциям в определённой последовательности с указанием оборудования, оснастки, материалов, трудовых затрат и т. п. В карте эскизов технология изготовления изделия отражается графически (в виде эскизов). В комплектовочную карту вносятся данные о деталях, сборочных единицах и материалах. В технологической инструкции описываются приёмы работы или методы контроля технологического процесса, правила пользования оборудованием или приборами, меры безопасности и т.п. В ведомости расцеховки приводятся данные о маршруте прохождения изделия по цехам предприятия. Ведомость оснастки содержит перечень приспособлений и инструментов, необходимых для изготовления изделий. Ведомость материалов является подетальной и сводной ведомостью норм расхода материалов.
Кроме документации общего назначения, на определённые виды работ составляются специализированные документы — операционные карты, в которых технологический процесс делится на операции, и технологические карты по видам работ (изготовление отливок, раскрой материалов, разметка и т. п.).
98. Какой тип упругих элементов подвески желательно использовать для городских автобусов?
На городских автобусам желательно использовать пневматические упругие элементы подвески.
К преимуществам пневматических упругих элементов подвесок следует отнести высокую плавность хода автомобиля, небольшую массу и возможность поддержания постоянным уровня пола кузова, независимо от загрузки автомобиля. Подвески с пневматическими упругими элементами применяют на автобусах, грузовых и легковых автомобилях. Постоянство уровня пола грузовой платформы обеспечивает удобство погрузки и разгрузки грузового автомобиля, а для легковых автомобилей и автобусов — удобство при посадке и высадке пассажиров. Для получения сжатого воздуха на автобусах и грузовых автомобилях с пневматической тормозной системой используются штатные компрессоры, приводимые в действие от двигателя.
99. Какое влияние оказывает усилитель в рулевом управлении на эксплуатационные свойства автомобиля?
Рулевым усилителем называется механизм, создающий под давлением жидкости или сжатого воздуха дополнительное усилие на рулевой привод, необходимое для поворота управляемых колес автомобиля.
Усилитель служит для облегчения управления автомобилем, повышения его маневренности и безопасности движения. Он также смягчает толчки и удары дорожных неровностей, передаваемых от управляемых колес на рулевое колесо.
Усилитель значительно облегчает работу водителя. При его наличии водитель прикладывает к рулевому колесу усилие в 2—3 раза меньшее, чем без усилителя, когда, например, для поворота грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности и автобусов требуется усилие до 400 Н и более. Это весьма существенно, так как из всей затрачиваемой водителем энергии на управление автомобилем до 50 % приходится на рулевое управление. . Маневренность автомобиля с рулевым усилителем повышается вследствие быстроты и точности его действия.
Безопасность движения повышается потому, что в случае резкого понижения давления воздуха в шине переднего управляемого колеса при проколе или разрыве шины при наличии усилителя водитель в состоянии удержать рулевое колесо в руках и сохранить направление движения автомобиля.
Однако наличие усилителя приводит к усложнению конструкции рулевого управления и повышению стоимости, к увеличению износа шин, более сильному нагружению деталей рулевого привода и ухудшению стабилизации управляемых колес автомобиля. Kpoмe того, наличие усилителя на автомобиле требует адаптации водителя.
100. В чем основной недостаток двухтрубных амортизаторов?
Двухтрубный амортизатор. - состоит из двух трубок: рабочей колбы, где находится поршень, и внешнего корпуса, предназначенного для хранения избыточного масла. Поршень перемещается во внутренней колбе, пропуская масло через каналы и выдавливая часть масла через клапан сжатия, находящийся снизу колбы. Эта часть жидкости просачивается в полость между колбой и внешним корпусом, где сжимает воздух, находящийся при атмосферном давлении в верхней части амортизатора. При движении назад задействуются клапаны самого поршня, регулируя усилие на отбой. Простота и дешевизна на долгое время обеспечили доминирование этой конструкции на рынке - и сейчас на большинстве недорогих марок автомобилей стоят именно такие амортизаторы. Однако они имеют и пару серьезных недостатков.
Первый и главный - так называемая "аэрация". При интенсивной работе воздух, присутствующий в амортизаторе, начинает смешиваться с маслом, образуя пену. В отличие от несжимаемой жидкости пена эта как раз сжимается легко, что резко ухудшает демпфирование, причем как раз в самых тяжелых условиях работы подвески, когда вся надежда на амортизатор. Вторая проблема двухтрубников - температурный режим. Чем выше вязкость жидкости или меньше перепускные отверстия поршня, тем выше жесткость амортизатора, но и тем больше выделяется температуры при его работе. Двойная конструкция этого типа амортизаторов работает как термос, препятствуя нормальному охлаждению, и повышение температуры может просто вывести амортизатор из строя. Естественный путь борьбы с этим явлением - увеличивать объем амортизатора, снижая рабочее давление и, как следствие, температуру, но тут уже вступают в спор компоновочные соображения - здоровенные "бочонки" увеличивают размер подвески, что иногда просто недопустимо.
***(дополенное)Основной недостаток двухтрубных амортизаторов, это вспенивание (кавитация) масла, возникающее при интенсивной работе амортизатора. Кроме того, рабочая площадь (сечение основного цилиндра) у двухтрубных амортизаторов меньше, чем у однотрубных, что существенно уменьшает эффективность его работы при небольших смещениях штока. Двухтрубный амортизатор весьма чувствителен к своему расположению - при углах установки, превышающих 45 градусов, находящийся в компенсационной камере воздух может попасть в основной цилиндр и нарушить работу амортизатора. Основным преимуществом двухтрубных амортизаторов является их сравнительная невысокая стоимость, благодаря чему, ими укомплектованы большинство серийных автомобилей.