Технология разработки проекта

При реконструкции предприятия и строительстве цехов заказчиком является дирекция этого предприятия. Генеральным проектировщиком проектный институт черной металлургии ( разрабатывает технологическую часть проекта), который привлекает для разработки отдельных специальных разделов проекта ряд субподрядных проектных организаций. Генеральным подрядчиком - строительная организация (трест, комбинат).

ТЭО строительства - содержит обоснованные решения по следующим вопросам: целесообразности строительства; сортамент продукции и проектная мощность ; обеспечение предприятия сырьем, топливом и электроэнергией и оптимальные схемы снабжения ими; место строительства; оптимальные структура и состав основных цехов; конструкция агрегатов и технология; состав общезаводских служб и вспомогательных цехов; энерго- хозяйство и энерго балансы; генеральный план и транспортные схемы; основные строительные решения и организация строительства; защита окружающей среды; управление производством и автоматизация; экономика строительства и производства, выбор технологии и основных производственных агрегатов, потребность в сырье и энергоресурсах, основные ТЭП строительства и производства.

. Разработку ТЭО ведет генеральный проектировщик , прорабатывают и сопоставляют несколько вариантов проектных решений, оценивая возможности применения различных вариантов цехов-аналогов, различных вариантов обеспечения снабжения предприятия сырьем и энергетическими ресурсами и других решений.

На основании принятых в ТЭО проектных решений составляется сводная смета строительства и реконструкции.

Содержание проекта цеха

Пояснительная записка

В пояснительной записке кратко излагают основные положения проекта: основание для проектирования; краткую характеристику проектируемого объекта: мощность, номенклатура, качества продукции и сырьевой базе; решения по организации производства, труда и управления; численный и квалификационный состав работающих; потребность в воде и энергоресурсах; организацию и сроки строительства; данные по экономике производства, себестоимости продукции, эффективности капитальных вложений; основные решения по генеральному плану, инженерным коммуникациям; использование отходов производства и вторичных энергоресурсов; природоохранные мероприятия; оценку эффективности проектных решений.

2.2 Генеральный план и транспорт

В этом разделе проекта приводят краткую характеристику площадки строительства и решений по генеральному плану, т.е. зданий и сооружений цеха, инженерных сетей, коммуникаций и транспортных путей, с внешними инженерными коммуникациями и плана размещения цеха и схемы генерального плана предприятия.

Важным требованием к генеральному плану является компактность размещения объектов цеха.

Промышленный транспорт металлургического предприятия разделяют на внутренний и внешний:

– внешний – жд, обеспечивает доставку материалов от внешних источников снабжения.

– внутренний – жд, автомобильный, конвейерный, рольганги, трубопроводный.

Проектирование транспорта включает следующие этапы: расчет объема межцехового и внутрицехового грузооборота, выбор вида транспорта.

Объем грузооборота подсчитывают на основании производительности цеха и расходных коэффициентов материалов на 1 т стали или чугуна. Тип транспорта выбирают с учетом объема перевозок, вида грузов, характера и условий технологического процесса.

На металлургических предприятиях 72% межцеховых перевозок выполняются жд транспортом. Его преимущества: универсальность, позволяющая перевозить грузы практически всех видов, включая жидкий металл и шлак (чугуновозы, шлаковозы, слитковозы и др). Недостатки: низкая оперативность, гибкость и большие капитальные затраты при строительстве и эксплуатации.

Автомобильный транспорт имеет меньшие удельные затраты( в 4–5 раз) меньше занимаемая площадь.

Конвейерный транспорт - для сыпучих и кусковых грузов. Он позволяет автоматизировать транспортировку и разгрузку материалов, допускает пересечение грузопотоков, требует меньшей площади и эксплуатационных расходов, меньшего числа обслуживающего персонала, подавать грузы непосредственно к агрегату-потребителю, что уменьшает число перегрузок и механизмов.

Рольганги пригодны лишь для транспортировки специфических грузов, например, слябов из ОНРС в прокатный цех.

Трубопроводный транспорт является перспективным его разновидности: гидравлический (транспортировка водой в трубе), пневматический и капсульный, низкая себестоимость перевозок, малые трудовые затраты.

Пневматический трубопроводный транспорт применяют в СЦ для транспортировки тонкоизмельченных материалов (например, извести).

Технологическая часть

Технологическая часть содержит проектные решения по следующим вопросам:

- производственная программа цеха (объем производства с указанием объема выплавки по маркам чугуна и стали);

- обоснование выбора основных технологических процессов (плавка, разливка, внепечная обработка и др.);

- выбор конструкции, вместимости и числа основных агрегатов;

- режим работы и основные технические показатели работы производственных агрегатов;

- расход основных сырых материалов, топлива и электроэнергии; характеристика сырых материалов и топлива;

- основные параметры технологического процесса;

- разработка технологической схемы работы цеха (подача и загрузка шихтовых материалов, уборка продуктов плавки) и рациональной схемы грузопотоков;

- выбор основного подъемно-транспортного оборудования;

- расчет потребного количества оборудования;

- выбор планировочной схемы главного здания и определение размеров пролетов с учетом габаритов основного оборудования;

- решения по организации ремонтного хозяйства.

Строительная часть

В этой части проекта разрабатывают: выбор типа зданий, обеспечивающих оптимальный технологический процесс; планировочные решения основных зданий и сложных объектов; конструктивные решения зданий и сооружений; архитектурно-строительные решения.

Здания и сооружения СЦ и ДЦ проектируют в соответствии с требованиями строительных норм и правил – СНиП.

Энергетическая часть

В энергетической части проекта решаются задачи по электро-, теплосиловому и газовому снабжениям.

Электроснабжение цеха осуществляют по схеме: заводская высоковольтная сеть – цеховая понижающая трансформаторная подстанция – распределительные пункты – потребители переменного тока. Для потребителей постоянного тока дополнительно устанавливают преобразовательные подстанции или агрегаты. Также проектируют осветительную систему электроснабжения.

В ЭСПЦ, помимо общецеховой системы электроснабжения, предусматривают отдельную систему электроснабжения ДСП.

В состав теплосилового хозяйства входят системы обеспечения цехов сжатым воздухом, паром и использования вторичных энергоресурсов.

Источниками снабжения паром служит заводская котельная, ТЭЦ, паровоздуходувная станция (ПВС) и цеховые теплоутилизационные установки.

Источником снабжения сжатым воздухом служат ПВС, заводские и иногда цеховые компрессорные станции. Рекомендуется сооружение ПВС или ТЭЦ–ПВС, обеспечивающие предприятие паром и сжатым воздухом.

При разработке систем снабжения цеха паром и сжатым воздухом определяют потребность, затем рассчитывают сечение трубопроводов, разрабатывают систему прокладки трубопроводных коммуникаций с необходимой запорной арматурой и теплоизоляцией для паропроводов.

Газовое хозяйство. Природный газ поступает в цех из межцеховой магистрали, кислород, аргон, азот – с кислородного цеха по межцеховой магистрали или в баллонах. Рассчитывают потребность цеха в каждом газе, разрабатывают трубопроводную систему подвода газов от источника снабжения к участкам потребления с соответствующей арматурой, рассчитывая диаметр трубопроводов на пропуск максимально потребного количества газов.

Охрана окружающей среды

В проекте цеха дается перечень источников вредных выбросов, их наименования и количество, Обосновываются решения по уменьшению выделений загрязняющих веществ и выбору оборудования для очистки выбросов в атмосферу, приводится сравнение принимаемых в проекте решений с имеющимся передовым опытом, определяется сметная стоимость объектов и работ, связанных с осуществлением воздухоохранных мероприятий.


Наши рекомендации