Технология разработки проекта
При реконструкции предприятия и строительстве цехов заказчиком является дирекция этого предприятия. Генеральным проектировщиком проектный институт черной металлургии ( разрабатывает технологическую часть проекта), который привлекает для разработки отдельных специальных разделов проекта ряд субподрядных проектных организаций. Генеральным подрядчиком - строительная организация (трест, комбинат).
ТЭО строительства - содержит обоснованные решения по следующим вопросам: целесообразности строительства; сортамент продукции и проектная мощность ; обеспечение предприятия сырьем, топливом и электроэнергией и оптимальные схемы снабжения ими; место строительства; оптимальные структура и состав основных цехов; конструкция агрегатов и технология; состав общезаводских служб и вспомогательных цехов; энерго- хозяйство и энерго балансы; генеральный план и транспортные схемы; основные строительные решения и организация строительства; защита окружающей среды; управление производством и автоматизация; экономика строительства и производства, выбор технологии и основных производственных агрегатов, потребность в сырье и энергоресурсах, основные ТЭП строительства и производства.
. Разработку ТЭО ведет генеральный проектировщик , прорабатывают и сопоставляют несколько вариантов проектных решений, оценивая возможности применения различных вариантов цехов-аналогов, различных вариантов обеспечения снабжения предприятия сырьем и энергетическими ресурсами и других решений.
На основании принятых в ТЭО проектных решений составляется сводная смета строительства и реконструкции.
Содержание проекта цеха
Пояснительная записка
В пояснительной записке кратко излагают основные положения проекта: основание для проектирования; краткую характеристику проектируемого объекта: мощность, номенклатура, качества продукции и сырьевой базе; решения по организации производства, труда и управления; численный и квалификационный состав работающих; потребность в воде и энергоресурсах; организацию и сроки строительства; данные по экономике производства, себестоимости продукции, эффективности капитальных вложений; основные решения по генеральному плану, инженерным коммуникациям; использование отходов производства и вторичных энергоресурсов; природоохранные мероприятия; оценку эффективности проектных решений.
2.2 Генеральный план и транспорт
В этом разделе проекта приводят краткую характеристику площадки строительства и решений по генеральному плану, т.е. зданий и сооружений цеха, инженерных сетей, коммуникаций и транспортных путей, с внешними инженерными коммуникациями и плана размещения цеха и схемы генерального плана предприятия.
Важным требованием к генеральному плану является компактность размещения объектов цеха.
Промышленный транспорт металлургического предприятия разделяют на внутренний и внешний:
– внешний – жд, обеспечивает доставку материалов от внешних источников снабжения.
– внутренний – жд, автомобильный, конвейерный, рольганги, трубопроводный.
Проектирование транспорта включает следующие этапы: расчет объема межцехового и внутрицехового грузооборота, выбор вида транспорта.
Объем грузооборота подсчитывают на основании производительности цеха и расходных коэффициентов материалов на 1 т стали или чугуна. Тип транспорта выбирают с учетом объема перевозок, вида грузов, характера и условий технологического процесса.
На металлургических предприятиях 72% межцеховых перевозок выполняются жд транспортом. Его преимущества: универсальность, позволяющая перевозить грузы практически всех видов, включая жидкий металл и шлак (чугуновозы, шлаковозы, слитковозы и др). Недостатки: низкая оперативность, гибкость и большие капитальные затраты при строительстве и эксплуатации.
Автомобильный транспорт имеет меньшие удельные затраты( в 4–5 раз) меньше занимаемая площадь.
Конвейерный транспорт - для сыпучих и кусковых грузов. Он позволяет автоматизировать транспортировку и разгрузку материалов, допускает пересечение грузопотоков, требует меньшей площади и эксплуатационных расходов, меньшего числа обслуживающего персонала, подавать грузы непосредственно к агрегату-потребителю, что уменьшает число перегрузок и механизмов.
Рольганги пригодны лишь для транспортировки специфических грузов, например, слябов из ОНРС в прокатный цех.
Трубопроводный транспорт является перспективным его разновидности: гидравлический (транспортировка водой в трубе), пневматический и капсульный, низкая себестоимость перевозок, малые трудовые затраты.
Пневматический трубопроводный транспорт применяют в СЦ для транспортировки тонкоизмельченных материалов (например, извести).
Технологическая часть
Технологическая часть содержит проектные решения по следующим вопросам:
- производственная программа цеха (объем производства с указанием объема выплавки по маркам чугуна и стали);
- обоснование выбора основных технологических процессов (плавка, разливка, внепечная обработка и др.);
- выбор конструкции, вместимости и числа основных агрегатов;
- режим работы и основные технические показатели работы производственных агрегатов;
- расход основных сырых материалов, топлива и электроэнергии; характеристика сырых материалов и топлива;
- основные параметры технологического процесса;
- разработка технологической схемы работы цеха (подача и загрузка шихтовых материалов, уборка продуктов плавки) и рациональной схемы грузопотоков;
- выбор основного подъемно-транспортного оборудования;
- расчет потребного количества оборудования;
- выбор планировочной схемы главного здания и определение размеров пролетов с учетом габаритов основного оборудования;
- решения по организации ремонтного хозяйства.
Строительная часть
В этой части проекта разрабатывают: выбор типа зданий, обеспечивающих оптимальный технологический процесс; планировочные решения основных зданий и сложных объектов; конструктивные решения зданий и сооружений; архитектурно-строительные решения.
Здания и сооружения СЦ и ДЦ проектируют в соответствии с требованиями строительных норм и правил – СНиП.
Энергетическая часть
В энергетической части проекта решаются задачи по электро-, теплосиловому и газовому снабжениям.
Электроснабжение цеха осуществляют по схеме: заводская высоковольтная сеть – цеховая понижающая трансформаторная подстанция – распределительные пункты – потребители переменного тока. Для потребителей постоянного тока дополнительно устанавливают преобразовательные подстанции или агрегаты. Также проектируют осветительную систему электроснабжения.
В ЭСПЦ, помимо общецеховой системы электроснабжения, предусматривают отдельную систему электроснабжения ДСП.
В состав теплосилового хозяйства входят системы обеспечения цехов сжатым воздухом, паром и использования вторичных энергоресурсов.
Источниками снабжения паром служит заводская котельная, ТЭЦ, паровоздуходувная станция (ПВС) и цеховые теплоутилизационные установки.
Источником снабжения сжатым воздухом служат ПВС, заводские и иногда цеховые компрессорные станции. Рекомендуется сооружение ПВС или ТЭЦ–ПВС, обеспечивающие предприятие паром и сжатым воздухом.
При разработке систем снабжения цеха паром и сжатым воздухом определяют потребность, затем рассчитывают сечение трубопроводов, разрабатывают систему прокладки трубопроводных коммуникаций с необходимой запорной арматурой и теплоизоляцией для паропроводов.
Газовое хозяйство. Природный газ поступает в цех из межцеховой магистрали, кислород, аргон, азот – с кислородного цеха по межцеховой магистрали или в баллонах. Рассчитывают потребность цеха в каждом газе, разрабатывают трубопроводную систему подвода газов от источника снабжения к участкам потребления с соответствующей арматурой, рассчитывая диаметр трубопроводов на пропуск максимально потребного количества газов.
Охрана окружающей среды
В проекте цеха дается перечень источников вредных выбросов, их наименования и количество, Обосновываются решения по уменьшению выделений загрязняющих веществ и выбору оборудования для очистки выбросов в атмосферу, приводится сравнение принимаемых в проекте решений с имеющимся передовым опытом, определяется сметная стоимость объектов и работ, связанных с осуществлением воздухоохранных мероприятий.