Проверочный расчет грузонесущего конвейера
Для уточненного тягового расчета конвейера необходимо определить местоположение точки с минимальным натяжением тяговой цепи на трассе конвейера и установить это натяжение (Fmin). Fmin у конвейера с пространственной трассой следует ожидать на участке после наибольшего по высоте загруженного спуска а у горизонтального конвейера — в точке сбега тягового элемента с приводной звездочки или блока.
Тяговый расчет грузонесущего конвейера выполняется методом обхода трассы по точкам. Для этого трассу конвейера разбивают на отдельные расчетные участки (прямолинейные, подъемы, спуски повороты и др.). Нумерацию точек, ограничивающих эти участки обычно начинают от точки с минимальным натяжением. После этого определяют местоположение привода (см. параграф 10.2).
Расчет натяжений начинают от точки с наименьшим натяжением и продолжают до приводной звездочки по направлению движения тягового элемента конвейера. При этом натяжение Fi в конце каждого рассматриваемого участка определяется из условия
Fi+1= Fi + Fс, | (10.18) |
где Fс — сопротивление на участке от (i–1)-й до i-й точки Натяжение тягового элемента (Н) в конце прямолинейного участка (рис. 10.6, a):
загруженной ветви конвейера
Fi+1= Fi + w qгL g, | (10.19) |
порожней ветви
Fi+1= + w qхL g, | (10.20) |
где и Fi+1— натяжение в начале (соответственно загруженного и порожнего) и в конце участка, Н; L — длина i-ro участка, м; w — коэффициент сопротивления движению (см. табл.10.8, при этом нагрузка на каретку равна нагрузке от веса участка цепи между каретками, транспортируемого груза, каретки и подвески); характеристику условий работы — см. табл. 10.10; qг и qх — погонная масса соответственно загруженной и порожней ветви конвейера [см. (10.12), (10.13)], кг/м.
Натяжение ветви тягового элемента (Н), сбегающей с поворотной звездочки (рис. 10.6, б),
Fi+1= wп Fi, | (10.21) |
где wп — см. табл. 10.9.
Рис. 10.6. Расчетные схемы для определения натяжений на отдельных участках
трассы конвейера:
а — горизонтальном прямолинейном; б — криволинейном на звездочках или блоках;
в — криволинейном на роликовой батарее; г — вертикальных перегибов с движением вверх;
д — вертикальных перегибов с движением вниз
Натяжение ветви тягового элемента (Н), сбегающей с роликовой батареи (рис. 10.6, в),
Fi+1= wр Fi, | (10.22) |
где wр— коэффициент сопротивления (см. табл. 10.9).
Натяжение ветви тягового элемента (Н) в конце вертикального перегиба длиной Li (м) при подъеме (рис. 10.6, г)
Fi+1= wв (wвFi + w q¢L g + q¢hg); | (10.23) |
при спуске (рис. 10.6, д)
Fi+1= wв (wвFi + w q¢L g - q¢hg), | (10.24) |
где wв — коэффициент сопротивления на вертикальном перегибе (см. табл. 10.9); q¢ — погонная масса тягового органа, кг/м: для загруженной ветви q¢ = qг, для порожней ветви q¢ = qх или q¢ = q¢ х.
Затем по максимальному натяжению и принятым радиусам вертикальных перегибов определяется максимальная нагрузка Fк max на каретку [см. (10.3)] и сравнивается с расчетной нагрузкой [см. (10.1)]. Работоспособность каретки проверяется также по нагрузке на подшипники [см. (10.2)].
Окончательная проверка правильности выбора типоразмера цепи производится по натяжениям и нагрузкам, полученным из тягового расчета конвейера методом обхода по точкам.
Определяется мощность двигателя привода конвейера по формуле (10.16), в которой
Fi = (Fнаб – Fс б)wп, | (10.25) |
где Fнаб и Fс б — натяжение соответственно набегающей и сбегающей ветви цепи на приводной звездочке, Н (определяются в результате тягового расчета конвейера).