Сопротивления в механизмах грузоподъемных машин в периоды неустановившегося движения
В механизмах грузоподъемных машин в периоды неустановившегося движения (пуск, торможение), кроме сопротивлений от статических нагрузок, действуют сопротивления и от динамических нагрузок, вызываемых инерцией вращающихся и поступательно движущихся масс.
Момент сил инерции (динамический момент) на валу двигателя (тормоза), возникающих в период пуска (т. е. разгона) механизма вследствие инерции покоя масс механизма или в период торможения механизма — вследствие инерции движения масс механизма, для равномерно ускоренного (замедленного) движения (Н·м)
ТИН= , | (1.34) |
где — динамический момент инерции эквивалентной системы, приведенный к валу двигателя (тормоза), кг·м2; — частота вращения вала двигателя, мин-1; t — время пуска (торможения), с.
Момент инерции (кг·м2) эквивалентной системы, приведенный к валу двигателя,
Iпр= Iпр.вр + Iпр.пост, | (1.35) |
где Iпр.вр , Iпр.пост — моменты инерции эквивалентной системы соответственно вращающихся и поступательно движущихся масс, приведенные к валу двигателя, кг·м2.
Для механизмов подъема и передвижения момент инерции (кг·м2) эквивалентной системы вращающихся масс, приведенный к валу двигателя,
Iпр.вр = Iпр.вр.прив = dI, | (1.36) |
где Iпр.вр.прив — момент инерции эквивалентной системы вращающихся масс привода механизма крана, приведенный к валу двигателя, кг·м2; d — коэффициент, учитывающий влияние вращающихся масс привода механизма (кроме ротора двигателя и муфты); d = 1,1...1,25; I — момент инерции ротора двигателя (Iр) и муфты (Iм). кг·м2, т.е. I = Iр + Iм; Iр — см. табл. III. 3.1, III. 3.2, III. 3.5 и III. 3.7. Iм » (0,1...0,15)mD2; m, D — масса (кг) и наибольший диаметр муфты (м) —см. табл. 1.36 (меньшие значения Iм — для муфт с концентрацией массы ближе к оси ее вращения).
Для механизма изменения вылета наклоном стрелы момент инерции (кг·м2) эквивалентной системы вращающихся масс, приведенный к валу двигателя,
Iпр.вр = Iпр.вр.прив + Iпр.вр.выл, | (1.37) |
где Iпр.вр.выл — момент инерции вращающихся (поворачивающихся) масс стрелы и груза, приведенный к валу двигателя, кг·м2;
при пуске
Iпр.вр.выл = , | (1.38) |
при торможении
I = , | (1.39) |
Iвр.выл — момент инерции вращающихся масс стрелы и груза относительно оси вращения стрелы, кг·м2:
Iвр.выл = Iвр.с + Iвр.г, | (1.40) |
Iвр.с — момент инерции вращающейся массы наклоненной стрелы, кг·м2:
Iвр.с = mC , | (1.41) |
Iвр.г — момент инерции массы груза при наклоне стрелы, кг·м2:
Iвр.г = Q R2, | (1.42) |
Q — масса груза, кг; R — вылет стрелы, м; mC — масса стрелы, кг; r — расстояние от оси вращения крана до оси пяты стрелы, м (см. рис. 1.3); u — передаточное число привода механизма; h — КПД механизма.
Для механизма поворота крана момент инерции (кг·м2) эквивалентной системы вращающихся масс, приведенный к валу двигателя,
Iпр.вр = Iпр.вр.прив + Iпр.вр.пов, | (1.43) |
где Iпр.вр.пов — момент инерции эквивалентной системы вращающихся масс поворотной платформы, башни, противовеса с противовесной консолью, стрелы и груза, приведенный к валу двигателя, кг·м2:
при пуске
Iпр.вр.пов = , | (1.44) |
при торможении
I = , | (1.45) |
Iвр.пов — момент инерции вращающихся масс платформы, противо-
Рис. 1.3. Расчетная схема крана [см. формулы (1.41)…(1.49)]
веса (с противовесной консолью), башни, стрелы и груза относительно оси вращения платформы, кг•м2:
Iвр.пов = Iвр.пл + Iвр.пв+ Iвр.б + Iвр.с+ Iвр.г, | (1.46) |
Iвр.пл — момент инерции вращающейся массы платформы, кг·м2; при совпадении центра тяжести масс платформы (имеющей форму, близкую к форме круга) с осью вращения крана можно принять
Iвр.пл » (0,12 … 0,15) mпл D , | (1.47) |
Dпл — наружный диаметр платформы, м; при несовпадении центра тяжести масс платформы с осью вращения крана (рис. 1.3) можно принять
Iвр.пл » mпл t , | (1.48) |
Iвр.пв — момент инерции вращающейся массы противовеса (включая противовесную консоль), кг·м2:
Iвр.пв » mпв t , | (1.49) |
Iвр.б — момент инерции вращающейся массы башни, кг·м2; при совпадении центра тяжести масс башни (имеющей форму, близкую к форме квадрата) с осью вращения крана можно принять
Iвр.б » 0,5 mб b , | (1.50) |
при несовпадении центра тяжести масс башни с осью вращения крапа (рис. 1.3)
Iвр.б » mб t , | (1.51) |
mпл, mпв, mб — масса соответственно поворотной платформы, противовеса (включая противовесную консоль), башни, кг; tпл, tпв, tб,— расстояние от оси вращения крана до центра тяжести соответственно платформы, противовеса, башни (см. рис. 1.3), м; b — длина стороны квадратного поперечного сечения башни, м.
Момент инерции (кг•м2) эквивалентной системы поступательно движущихся масс механизма подъема груза, приведенный к валу двигателя,
при пуске
Iпр.пост = Iпр.пост.г = , | (1.52) |
при торможении
I = I , | (1.53) |
где — скорость перемещения груза (крана, тележки), м/с.
Момент инерции (кг•м2) эквивалентной системы поступательно движущихся масс крана (тележки) и груза при передвижении крана (тележки), приведенный к валу двигателя,
при пуске
Iпр.пост = Iпр.пост.кр = , | (1.54) |
при торможении без груза
I = I , | (1.55) |
где m — масса крапа (тележки), кг; — скорость перемещения груза (крана, тележки), м/с.
Передаточное число привода механизма поворота
и = n / nпов, | (1.56) |
где nпов — частота вращения поворотной платформы, мин-1.
Передаточное число привода механизма изменения вылета
и = n / nс, | (1.57) |
где nс — частота вращения (наклонения) стрелы при изменении вылета, мин-1,
nс = 9,55 qс/ tс, | (1.58) |
qс —угол между крайними положениями наклонной стрелы, рад; tс — время поворота стрелы из крайнего нижнего положения в крайнее верхнее положение, с (табл. 1.19...1.21).
Момент сил инерции (Н·м) системы на валу двигателя
а) для механизма подъема груза:
при пуске
Тин = , | (1.59) |
Табл. 1.19. Ориентировочное время пуска и торможения механизмов подъема и передвижения крана
Наименование механизма | Время, с | |
пуска | торможения | |
Механизм подъема груза при скоростях подъема груза: | 1...2 | 1,0 |
менее 0,2 м/с | 1...2 | 1,5 |
более 0,2 м/с | ||
Механизм передвижения: | 5...8 | |
крана | 1,5...5 | |
тележки |
Табл. 1.20. Ориентировочное время пуска и торможения механизма изменения вылета наклоном стрелы
Наклон стрелы | Время, с | |
пуска | торможения | |
Минимальный | Не менее 1 | Не более 6 |
Максимальный | Не более 5 | 1,5...5 |
Табл. 1.21. Рекомендуемое время пуска и торможения механизма поворота
Максимальный вылет стрелы, м | Время, с | |
пуска, не менее | торможения, не более | |
2,5 | ||
при торможении
Т = , | (1.60) |
где , — время пуска и торможения механизма, с;
б) для механизма передвижения крана (тележки):
при пуске
Тин = , | (1.61) |
при торможении без груза
Т = , | (1.62) |
в) для механизма изменения вылета наклоном стрелы:
при пуске
Тин = , | (1.63) |
при торможении
Т = , | (1.64) |
г) для механизма поворота крана:
при пуске
Тин = , | (1.65) |
при торможении
Т = , | (1.66) |
При определении момента сил инерции системы на валу тормоза в режиме торможения для случая, когда тормоз установлен не на валу двигателя, следует правые части формул (1.60), (1.62), (1.64), (1.66) умножить на , где — передаточное число между валом двигателя и валом тормоза; hт — КПД этой части передач.
Фактическое время пуска и торможения механизмов должно соответствовать рекомендациям табл. 1.19...1.21.
У механизма подъема груза фактическое время (с):
пуска при подъеме груза
= ; | (1.67, а) |
пуска при опускании груза
= ; | (1.67, б) |
торможения при опускании
= . | (1.68) |
У механизма передвижения крана (тележки) фактическое время (с):
пуска
= ; | (1.69) |
торможения без груза
= . | (1.70) |
У механизма изменения вылета наклоном стрелы фактическое время, с:
пуска
= ; | (1.71) |
торможения
= . | (1.72) |
У механизма поворота фактическое время, с:
пуска
= ; | (1.73) |
торможения
= . | (1.74) |
где Тср.п — средний пусковой момент двигателя, Н×м [см. (1.89) и (1.90)]; Тс, — момент статического сопротивления соответственно на валу двигателя при пуске [см. (1.27)...(1.32)] и на валу тормоза при торможении механизма, Н·м [см. (2.37), (2.46)] и пояснения к (2.86)]; Тт —тормозной момент по [см. (1.79), (2.38) и (2.86)].
Время торможения механизмов подъема и передвижения крана при равномерно замедленном движении из условия обеспечения допускаемой длины пути торможения, с,
t = 2 s/u, | (1.75) |
где s — длина пути груза (ходовых колес) при торможении механизма (табл. 1.22, 1.23), м; u — скорость механизма, м/с.
Время пуска (торможения) механизма поворота крана, исходя из допускаемого при этом угла поворота (с),
t = , | (1.76) |
где [b] — наибольший допускаемый угол поворота крана при пуске (торможении), град (табл. 1.24); — частота вращения [см. (1.56)], мин-1. Время t должно соответствовать данным табл. 1.21.
Момент (Н·м) на валу двигателя, необходимый для привода механизма грузоподъемной машины при пуске
Тпуск = Тс + Тин. | (1.77) |
Расчетный момент на валу тормоза, необходимый для затормаживания механизма грузоподъемной машины: подъема груза (при опускании груза) и изменения вылета (при опускании стрелы),
Т = Т + Т , | (1.78) |
передвижения и поворота
Т = Т - Т , | (1.79) |
где Т — момент сил инерции на валу двигателя при торможении [см. (1.60), (1.62), (1.64), (1.66)].
Ускорение (замедление) механизма (м/с2)
а = u/t. | (1.80) |
Табл. 1.22. Наибольшая допускаемая длима пути торможения механизма подъема груза | Табл. 1.23. Рекомендуемая минимальная длина пути торможения механизма передвижения моста (тележки) мостового крана | ||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
Примечание. При коэффициенте сцепления j=0,2 (работа в помещении) k =1,5, при j=0,12 (работа на открытом воздухе) k =0,9. |
Табл. 1.24. Наибольший допускаемый угол поворота поворотной части крана при пуске (торможении)
Режим работы | Угол поворота крана [b], град |
Легкий | |
Средний | |
Тяжелый |
Допускаемое ускорение (замедление) механизмов приводится в табл. 1.25, 1.26.
Табл. 1.25. Наибольшие допускаемые ускорения (замедления) [а] механизмов подъема
Назначение крана | [а], м/с2 |
Краны монтажные | 0,1 |
Краны для подъема жидкого и раскаленного металла | 0,1...0,2 |
Краны машиностроительных заводов | 0,2 |
Краны грейферные | 0 8 |
Краны для перегрузки массовых насыпных грузов | 0,6...0,8 |
Табл. 1.26. Наибольшие допускаемые ускорения и замедления [а] механизмов передвижения кранов с гибким подвесом груза по условиям технологического процесса [1]
Назначение крана | [а], м/с2, пpи грузоподъемности, т | ||
до 3,2 | 3,2...12,5 | свыше 12,5 | |
Перегрузка штучных грузов: с ручной строповкой | 0,20 | 0,15 | 0,10 |
с помощью приводного захвата | 0,10 | 0,10 | 0,10 |
Перегрузка насыпных грузов с помощью | |||
грейфера | 0,25 | 0,25 | 0,25 |
Монтажные работы | 0,10 | 0,07 | 0,05 |
Транспортировка жидкого металла | 0,10 | 0,10 | 0,10 |
Табл. 1.27. Наименьшие допускаемые значения коэффициента запаса сцепления к kj
Условия работы крана | Коэффициент запаса сцепления |
Нормальная работа: без ветровой нагрузки | 1,2 |
с ветровой нагрузкой | 1,1 |
Работа в случае отказа одного и более двигателей: | |
без ветровой нагрузки | 1,1 |
с ветровой нагрузкой | 1,05 |
Максимально допустимое ускорение крана (тележки) по условию сцепления колес с рельсами
аmax = . | (1.81) |
Табл. 1.28. Значения коэффициента трения качения ходовых колес по рельсам
Форма сечения рельса | Коэффициент трения, м, при диаметре ходового колеса, мм | |||
200...300 | 400...500 | 630...710 | ||
С плоской головкой | 0,0003 | 0,0005 | 0,0006 | 0,0007 |
С выпуклой головкой | 0,0004 | 0,0006 | 0,0008 | 0,0010 |
Табл. 1.29. Рекомендуемые диаметры ходовых колес для мостовых кранов
Грузоподъемность крана, т | Диаметры колес, мм | |
крановой тележки | моста | |
Максимально допустимое замедление крана (тележки) по условию сцепления колес с рельсами
а = , | (1.82) |
где — число приводных ходовых колес; z — общее число ходовых колес; j — коэффициент сцепления ходовых колес с рельсами: при работе в помещении j = 0,15, при работе на открытом воздухе j = 0,12, при работе с песочницами j = 0,2; —коэффициент запаса сцепления (табл. 1.27); f — коэффициент трения (приведенный к цапфе вала) в подшипниках опор вала ходового колеса (см. ниже); m — коэффициент трения (плечо реактивной силы) качения ходовых колес по рельсам (табл. 1.28), м; dк — диаметр цапфы вала (оси) ходового колеса, м: для подшипников качения средний диаметр цапфы dк = (0,2...0,25)Dк, Dк — диаметр ходового колеса (для конического колеса — средний диаметр), см. табл. 1.29, м; — коэффициент, учитывающий дополнительные сопротивления от трения реборд ходовых колес и торцов ступиц колеса: для подшипников скольжения = 1,2...1,8; для подшипников качения = 2,0...2,5; Fр — ветровая нагрузка на кран в рабочем состоянии [формула (1.26)], Н; m — масса крана (тележки), кг; g — ускорение свободного падения: g = 9,81 м/с2.
При расчете механизма передвижения крана (тележки) принимают: 1) коэффициент трения в подшипниках скольжения: открытого типа fс = 0,10, буксы с жидкой смазкой fс = 0,08; 2) коэффициент трения в подшипниках качения: шариковых и роликовых fк = 0,015, конических fк = 0,02.