Рассмотрено и утверждено на заседании Ученого Совета КГМТУ

«___» апреля 2014 г. протокол № ___

С П И С О К Б И Л Е Т О В

Комплексного Государственного экзамена

образовательно квалификационного уровня специалист

для студентов специальности «Судовождение» в КГМТУ

Билет №

1. Требования к планированию рейса. Документы, определяющие порядок и содержание планирования рейса.

2. Средства активного управления судном и их характеристика. Использование подруливающих устройств, раздельных поворотных насадок. Применение крыльчатых движителей.

3. Влияние подвешенных и жидких грузов на остойчивость судна, их учет при расчете остойчивости.

Билет №

1. Планирование плавания в районах ограниченной видимости вблизи берега, включая районы с большой плотностью движения судов. Организация вахтенной службы.

2. Эксплуатация систем дистанционного управления двигательной установкой. Принципы работы судовых энергетических установок.

3. Информация об остойчивости судна, ее назначение, структура и содержание.

Билет №

1. Планирование плавания в районах с интенсивными приливными явлениями.

2. Маневрирование в стесненных водах. Влияние ветра, течения и мелководья на управляемость судна.

3. Международная конвенция о грузовой марке. Определение допустимой осадки судна при погрузке с учетом плавания в различных зонах действия грузовой марки.

Билет №

1. Планирование океанского перехода. Плавание по ДБК.

2. Уравнения движения судна. Силы действующие на судно при различных видах движения

3. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ISPS Code)

Билет №

1. Планирование подхода судна к порту. Организация вахтенной службы.

2. Маневрирование на мелководье, учет уменьшения запаса воды под килем из-за увеличения осадки от скорости судна, бортовой и килевой качки, при поворотах

3. Укладка и крепление грузов на судне (Code of Safe Practice for cargo stowage and securing)

Билет №

1. Плавание в системах разделения движения и в районах действия СУДС (VTS).

2. Взаимодействие между движущимися параллельно судами. Взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект).

3. Судовые документы, выдаваемые администрациями государства флага судна и судовая отчетность.

Билет №

1. Плавание судна с лоцманом на борту. Организация вахтенной службы

2. Маневрирование и управление судном при швартовке и отшвартовке с буксирами или без буксиров при наличии ветра, течения и приливных явлений

3. Основные положения и требования МКУБ (ISM Code).

Билет №

1. Гидрометеорологическая проработка рейса на этапе планирования перехода. Используемые пособия.

2. Постановка судна на якорь на большой и малой глубине. Организация вахтенной службы при стоянке судна на якоре

3. Особенности перевозки лесных грузов (Code of safe Practice for Ships Carrying Timber Cargoes).

Билет №

1. Синоптические и прогностические карты погоды. Плавание судов в зонах действия циклонов умеренных широт

2. Маневрирование и управление судном в штормовых условиях, выбор режима штормования

3. Правила перевозки опасных грузов морем (IMDG Code)

Билет №

1. Тропические циклоны. Стадии их развития. Получение прогнозов о тропическом циклоне. Плавание в зоне его действия

2. Взаимодействие судна и буксира. Маневрирование и управление судном при морской буксировке

3. Правила перевозки насыпных грузов (IMSBC Code)

Билет №

1. Определение местоположения судна астрономическими методами. Оценка точности полученного места судна

2. Меры предосторожности при намеренной посадке судна на грунт (beaching a ship)

3. Требования ИМО к перевозке зерновых грузов (Grain Code).

Билет №

1. Принцип работы РЛС. Определение местоположения судна с использованием РЛС. Оценка точности полученного места судна

2. Практические меры, предпринимаемые при плавании во льдах или вблизи льда, или в условиях обледенения судна

3. Ответственность перевозчика за обеспечение качества транспортировки грузов морем

Билет №

1. Оценка навигационной информации, полученной от различных источников (ARPA, AIS, ECDIS), с целью принятия решений по безопасному плаванию

2. Поиск и спасение на море. Руководство IAMSAR

3. Документальное оформление приема и сдачи груза судном в порту

Билет №

1. Влияние погрешностей и промахов в линиях положения на точность определения места судна.

2. Действия судоводителя в ситуации, когда посадка судна на мель неизбежна. Первоначальные действия после посадки на мель

3. Формы договора морской перевозки груза и сфера их применения

Билет №

1. Магнитный компас. Принцип действия, девиация магнитного компаса. Способы определения поправки магнитного компаса

2. Силы и моменты, действующие на судно, севшее на мель. Способы снятия судна с мели

3. Коносамент и его значение в коммерческой практике международных перевозок грузов

Билет №

1. Принцип работы гирокомпаса. Погрешности гирокомпаса, причины их вызывающие и учет их в судовождении

2. Действия, которые должны предприниматься, если столкновение неизбежно, и после столкновения

3. Методы и средства защиты окружающей среды от загрязнения с судов

Билет №

1. Системы, использующие информацию гирокомпаса. Влияние неточности показаний гирокомпаса на работу этих систем и соответствующее поведение судна.

2. Оценка состояния судна после аварии. Судовое аварийно-спасательное имущество

3. Борьба за живучесть судна. Muster list

Билет №

1. Навигационно-информационные системы ECDIS. Назначение, функциональные возможности, типы электронных карт. Факторы, влияющие на точность информации ECDIS

2. Закономерности относительного движения. Способы оценки опасности столкновения. Линейный и временной критерии

3. Контроль судна государством порта

Билет №

1. Автоматические идентификационные системы (АІS). Назначение, использование информации АІS

2. МППСС-72: назначение, структура правил, их применение

3. Технический надзор за судами – цели, виды, органы надзора

Билет №

1. Использование отечественных и зарубежных морских навигационных карт. Учет корректуры карт на судне

2. Использование САРП. Режимы ориентации и стабилизации изображения. Оценка опасности столкновения.

3. Документы, выдаваемые классификационным обществом на грузовое судно, их эксплуатационное значение

Билет №

1. Использование, правила корректуры отечественных и зарубежных лоций и других пособий для мореплавания

2. Проигрывание маневра в САРП и его практическое выполнение

3. Повреждения, причиняемые судну в процессе грузовых операций и действия грузового помощника капитана

Билет №

1. Планирование навигационного использования РЛС на этапе предварительной прокладки пути судна. Параллельная индексация

2. Таблица маневренных элементов судна. Использование данных таблицы при выполнении маневрирования

3. Контроль технического состояния и эксплуатации грузовых устройств и люковых закрытий

Билет №

1. Судовой журнал и правила его ведения

2. Процедуры по обеспечению безопасности выполнения работ на судне (работы в закрытых помещениях, сварочные работы, работы на высоте и т.п.).

3. Принципы работы и использование современных лагов

Билет №

1. Конвенция и кодекс ПДНВ о несение ходовой навигационной вахты

2. Понятие об остойчивости и прочности морского судна

3. Определение поправки компаса в открытом море и при прибрежном плавании

Билет №

1. Прием, несение и сдача ходовой вахты вахтенным помощником капитана

2. Нормирование остойчивости морских судов классификационными обществами и ИМО.

3. Принцип работы и использование эхолотов в навигации и на промысле

Билет №

1. Прием несение и сдача вахты при стоянке судна в порту

2. Диаграммы статической и динамической остойчивости. Определение характеристик остойчивости судна по диаграммам

3. Принцип работы, состав аппаратуры и использование гидролокатора (сонара)

Билет №

1. Несение ходовой вахты в различных условиях и районах плавания (ограниченная видимость, темное время суток, прибрежные воды, интенсивное судоходство).

2. Факторы, влияющие на посадку и остойчивость судна и меры, предпринимаемые для обеспечения заданной посадки и остойчивости судна

3. Принцип работы, состав аппаратуры и применение приборов контроля орудий лова (ПКОЛ) при траловом промысле

Билет №

1. Международный кодекс по спасательным средствам (LSA Code)

2. Влияние повреждения корпуса и последующего затопления какого либо отсека на посадку и остойчивость судна. Меры, которые необходимо принимать в таких случаях

3. Теоретические основы маневрирования судна с орудиями лова

Билет №

1. Классификация маневренных характеристик судна. Судовая информация о маневренных характеристиках судна

2. Перерезывающие силы, изгибающие и торсионные моменты. Диаграммы допускаемых изгибающих моментов и перерезывающих сил

3. Навигационное обеспечение и маневрирование судна при пелагическом траловом лове

Билет №

1. Сущность экспериментально-расчетного метода определения характеристик торможения. Формы представления этих характеристик

2. Грузовой план судна. Общая характеристика, порядок составления грузового плана судна.

36. Навигационное обеспечение и маневрирование судна при лове рыбы кошельковым неводом

Билет №

94. Влияние параметров руля и корпуса на управляемость судна. Циркуляция судна и ее элементы.

95. Определение количества погруженного груза по осадке судна (draft survey). Текущий контроль остойчивости судна кренованием и по периоду качки.

96. Обеспечение защиты окружающей среды (МАРПОЛ) при плавании судов в различных условиях.

Наши рекомендации