Определение вертикальных усилий, возникающих при копании грунта скрепером
При выполнении рабочего процесса скрепером кроме горизонтального усилия рабочего органа оборудования возникает и вертикальная сила трения перемещающегося внутри ковша грунта и сила тяжести грунта, находящегося в ковше.. Эти силы изменяет нагрузку на переднюю и заднюю оси скрепера. Так как нагрузка на переднюю ось скрепера определяет силу тяги машины по сцеплению, а так как двигатель скрепера подбирается для транспортного режима работы, то из-за недостаточной нагрузки на переднюю (ведущую) ось скрепера происходит интенсивное буксование тягача скрепера. Это приводит к износу шин скрепера и к увеличению расхода топлива. Развесовка по осям порожнего скрепера: на переднюю ось 60% веса, а на заднюю 40%; при загруженном ковше развесовка примерно равная.
Цель работы: экспериментальное определение вертикальных усилий в ковше скрепера при наборе грунта в ковш.
Для этого на описанном стенде выполняются следующие работы:
1 Представляют тензометрическую тележку в виде балки на двух опорах.
2 Проводится тарировка датчиков путем помещения тарировочных грузов в ковш скрепера для определения отклонений показателей нагрузки на переднюю ось RП и заднюю RЗ, а также проводят тарировку датчика горизонтального усилия проводя тарировку при помощи динамометра.
Рис. 5.3 Схема нагружения
l1 – расстояние от заднее оси до центра тяжести грунта в ковше; l2 – расстояние между двумя опорами (передними и задними датчиками тензометрической тележки); l3 – расстояние от задней опоры до местного приложения вертикальной нагрузки на ковш скрепера.
3 Проводят опыт при постоянной или переменной толщине стружки (по указанию преподавателя) с замером следующих параметров:
а) нагрузки на переднюю RП и заднюю RЗ оси скрепера, горизонтального усилия Pr.
б) замеряется объем грунта в ковше путем периодических остановок тензометрической тележки. Одновременно замеряется толщина стружки, объем грунта в призме волочения и плотность грунта в ковше.
4) Результаты опыта заносят в таблицу
№ п/п | Путь наполнения, м | Объем грунта в ковше, см | Вес грунта в ковше, | Реакция RП по результатам опыта, Н | Реакция RЗ по результатам опыта, Н | Расчетная нагрузка по осям | Rверт | |
RП,Н | RЗ,Н | |||||||
5) Определяют теоретическое значения распределения нагрузок на модели оси скрепера следующим образом из уравнения моментов относительно неподвижных опор.
6)
где - объем грунта в ковше определяется по формуле
где – площадь боковой стенки ковша, заполненной грунтом;
– ширина модели ковша;
γ – плотность грунта определяется экспериментально;
g – ускорение свободного падения;
7) Сравнивают показатели датчиков по нагрузкам на оси RА и RВ с расчетными данными полученными по расчетам п. 5.
8) Определяют силу трения Rверт возникающую при наполнении физической модели ковша скрепера грунтом по уравнению:
где - нагрузки на оси скрепера полученные экспериментально;
- нагрузки на оси скрепера полученные теоретически.
9) Определяют место приложения силы Rверт из уравнения:
10) Сравнить полученные результаты с расчетными по определению сил трения грунта внутри ковша проводимые при тяговом расчете скрепера.
Контрольные вопросы
1 Как определить нагрузку на оси самоходного скрепера при порожнем или груженом ковше?
2 Почему тягач скрепера буксует во время набора грунта? Определить силу тяги скрепера по двигателю и по сцеплению. Сравните их.
3 Какие пути повышения силы тяги по сцеплению у самоходного скрепера вы знаете?
4 Что должен делать скреперист чтобы уменьшить буксование скреперного агрегата (скрепера и толкача)?
5 Что должен делать конструктор при разработке скрепера для уменьшения буксования скреперного агрегата?
Рекомендуемая литература
1 Баловнев, В. И. Вопросы подобия и физического моделирования землеройно-транспортных машин / В.И. Баловнев – М. : ЦНИИТЭСтроймаш, 1968, 90 с.
2 Веников, В. А. Теория подобия и моделирование применительно к задачам энергетики / В.А. Веников – М. : Высшая школа, 1966.
Бульдозеры
Цель работы: изучение конструкции бульдозеров различного исполнения, бульдозеров-рыхлителей и бульдозеров-погрузчиков, определение их производительности.
Порядок выполнения работы
Изучить конструкцию бульдозеров, бульдозеров-погрузчиков и бульдозеров-рыхлителей, используемых в строительстве.
Преподавателем задается один из бульдозеров и нужно определить усилие, действующее на рабочее оборудование, сравнить его с тяговым усилием, приведенным в технической характеристике. Для этого же бульдозера определить значение удельного вертикального давления и удельного горизонтального усилия, действующего на рабочий орган, и определить, на какой категории грунта может работать данный бульдозер. Определить производительность бульдозера и сравнить ее с данными, приведенными на рис. 6.9 – рис. 6.10 в соответствии с расчетными значениями нормы выработки.
6.2 Конструкция бульдозеров и их разновидности
Назначение. Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, предназначенную в основном для срезания, планировки и перемещения на расстояние до 100 – 150 м колесных и до 50 м при гусеничном тягаче грунтов и материалов.
Состоит бульдозер из базового трактора или тягача, впереди которого в поперечной плоскости навешен рабочий орган – отвал. Бульдозер – это машина цикличного действия: сначала осуществляется рабочий ход (разработка и перемещение грунта, засыпка траншей, срезка кустарника и т.п.), затем холостой ход (возвращение в исходное положение), после чего цикл повторяется.
При установке на бульдозер в задней части трактора рыхлителя получают бульдозер-рыхлитель. Бульдозеры-рыхлители разрабатывают грунты более высокой прочности и смерзшиеся материалы после их предварительного рыхления.
Классификация. Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, конструкции рабочего оборудования, форме и назначению рабочего органа, типу привода рабочего оборудования, тяговому классу базовой машины (мощности двигателя).
По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные.
Бульдозеры общего назначения используют для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ на различных грунтах и в климатических условиях умеренной зоны с температурой окружающей среды ±40°С, холодного климата с температурой воздуха до -60°С, а также в условиях тропиков с температурой до 50°С.
Специальные бульдозеры предназначены для выполнения целевых работ в специфических грунтовых или технологических условиях. Выпускают бульдозеры-путепрокладчики, толкачи – для работы со скреперами, трюмные бульдозеры – для штабелирования материалов и полезных ископаемых в трюмах теплоходов, подземные бульдозеры – для работы в шахтах и штольнях, подводные бульдозеры – для работы в воде.
По типу ходовой части выпускают гусеничные и колесные бульдозеры.
Гусеничный бульдозер распространен наиболее широко, так как может быть использован в тяжелых грунтовых условиях.
Колесный бульдозер применяют при работе в более легких дорожных условиях и необходимости часто перебазироваться с объекта на объект.
По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, поворотным отвалом в плане, универсальные и бульдозеры-погрузчики.
В бульдозерах с неповоротным отвалом он установлен перпендикулярно продольной оси машины неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости.
В бульдозерах с поворотным отвалом его можно поворачивать на определенный угол в обе стороны от основного положения.
Универсальные бульдозеры оборудованы шарнирно-сочлененным отвалом из двух одинаковых частей, которые могут быть установлены перпендикулярно продольной оси, под углом в сторону или под углом в разные стороны.
Бульдозеры-погрузчики характеризуются тем, что на подъемной стреле
шарнирно установлен отвал; вместо него можно навешивать грузовой ковш или другие виды сменного рабочего оборудования (например, крюк).
По форме рабочего органа различают прямой, полусферический, сферический отвалы.
Рисунок 6.1 Основные типы бульдозерных отвалов:
1 - прямой поворотный отвал; 2 - неповоротный; 3 - полусферический;
4 - сферический; 5 - сферический для сыпучих материалов; 6 - с толкающей плитой
Рисунок 6.2 Гусеничные бульдозеры с неповоротными отвалами
а – с жесткими толкающими брусьями; б – с шарнирными брусьями; 1- отвал;
2- несущая рама; 3 – гидроцилиндр подъема-опускания отвала; 4 - рукав; 5-подрамник;
6 – поперечная балка ; 7- толкающий брус; 8 – трактор; 9 – нож; 10 – двигатель;
11 – муфта сцепления; 12 – кабина; 13 – коробка передач; 14 – задний мост;
15 – звездочка; 16 – гусеничная тележка; 17 – гусеница;18 – шарнир; 19 – гидрораскос;
20 – универсальный шарнир; 21 – положение отвала: Ι – нижнее, ΙΙ – рабочее,
ΙΙΙ - транспортное
У прямого отвала - одинаковая форма по всей ширине. Концы полусферического отвала загнуты вперед на ширину боковых ножей. B сферическом отвале боковые секции выдвинуты вперед на 1/3 ширины.
По назначению отвалы подразделяют на землеройный, скальный, снежный, угольный, а также отвалы для толкания скреперов, уборки древесных отходов, мусора.
Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных материалов. Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов. Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега. Угольный отвал используют при складировании материалов. Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом. Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком.
По типу привода рабочего оборудования известны бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.
По классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают бульдозеры следующих видов: малогабаритные (класса до 0,9, мощностью 18,5...37 кВт), легкие (классов 1,4...4, мощностью 37...96 кВт), средние (классов 6... 15, мощностью 103... 154 кВт), тяжелые (классов 25...35, мощностью 220...405 кВт), сверхтяжелые (классов 50... 100, мощностью 510...880 кВт).
Устройство бульдозеров. Наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, бульдозеры-рыхлители, а также бульдозеры-погрузчики.
Бульдозеры с неповоротными отвалами бывают с жесткими (рис. 6.2,а) и шарнирными (рис. 6.2,б) толкающими брусьями.
Бульдозер первого типа оборудован отвалом 1, к которому жестко приварены два толкающих бруса 7, охватывающих снаружи базовый трактор 8. Брусья шарнирно установлены на поперечной балке 6, болтами прикрепленной к раме трактора. Спереди к ней также прикреплен подрамник 5, к которому шарнирно через несущую рамку 2 подвешен один гидроцилиндр 3 двойного действия. К гидроцилиндру подведены два рукава высокого давления 4, которые соединяют его с гидросистемой трактора. Она состоит из гидронасоса, гидрораспределителя, гидробака и гидролиний. Подавая давление масла, развиваемое гидронасосом, в одну полость гидроцилиндра, поднимают бульдозерный отвал, в другую - опускают его. Отвал в зоне резания грунта оборудован съемными ножами 9.
Бульдозер второго типа включает в себя прямоугольные толкающие брусья 7, которые с одной стороны шарнирно с помощью упряжных шарниров 18 связаны с тележками 16 трактора, с другой - универсальными шарнирами - с отвалом 1.
Для сохранения определенного положения и резания грунта с минимальными затратами энергии отвал с одной стороны удерживается гидрораскосом 19, с другой - жесткой тягой. Гидрораскос подсоединен к системе трактора и осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости, что обеспечивает лучшее заглубление отвала при работе на прочных грунтах.
Бульдозер оборудован двумя гидроцилиндрами 3 подъема - опускания, которые также связаны с гидроприводом трактора.
Гидроцилиндрами подъема - опускания 3 отвал устанавливают в нижнее I, рабочее II, транспортное III и промежуточное положения (рис. 6.2).
В качестве базовой машины может быть использован трактор, тягач или специальное шасси. Двигатель трактора через муфту сцепления или гидротрансформатор приводит в действие коробку передач 13 и задний мост 14. Звездочки 15 передают вращение от двигателя гусеницам 17, которые перемещают всю машину вперед или назад.
Кабину 12 размещают преимущественно в задней (у тракторов типа ДТ-75Н, Т-4АП2, Т-170) или в средней (у тракторов ДЭТ-250М2) части, а также впереди машины со стороны бульдозерного оборудования (у трактора Т-330).
Рисунок 6.3. Гусеничный бульдозер с поворотным отвалом
1 - отвал, 2 - толкатель с откосом, 3 - рама, 4 - гидроцилиндр, 5 - трактор,
6 - шарнир, 7, 8 - ножи
Бульдозеры с поворотным отвалом (рис. 6.3) отличаются от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор 5 на упряжных шарнирах 6 крепят охватывающую раму 3. Впереди рамы приварена шаровая опора, на которой установлен отвал 7, поворачивающийся налево или направо по ходу движения машины.
По краям отвала располагают толкатели 2, предназначенные для крепления его к охватывающей раме. Переставляя вручную толкатели в кронштейнах на раме, устанавливают отвал в правое положение по ходу машины, среднее и левое. В среднем положении отвала бульдозер выполняет такие же работы, как бульдозер с неповоротным отвалом, при боковых положениях отвала засыпают траншеи или очищают снег. Вертикальные перемещения отвала выполняют гидроцилиндрами подъема-опускания 4. отвал оборудован средними 8 и крайними 7 ножами.
Рисунок 6.4 Бульдозер-рыхлитель
1,7 – рамы; 2 – наконечник; 3 – зуб; 4 – рабочая балка; 5 – верхняя тяга; 6 – гидроцилиндр подъема-опускания; 8 – гусеничный трактор; 9 – бульдозерное оборудование.
Бульдозер-рыхлитель (рис. 6.4) характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или многозубый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора 8 крепят на шпильках опорную раму 7, на которой внизу шарнирно установлена рама 1, а вверху – тяга 5. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка 4 так, что образует параллелограммный четырехзвенник.
По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры 6. в рабочей балке закреплен зуб 3 прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник 2.
Выдвигая шток гидроцилиндра, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток - заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырехзвеннику зуб перемещается при подъеме по траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанавливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий грунта машиной.
Бульдозер-погрузчик (рис. 6.5) агрегатируют с колесным трактором или шасси. На базовом тракторе 1 неподвижно закреплена рама 6, представляющая собой две вертикальные наружные стойки, жестко соединенные между собой. К раме шарнирно подвешивают стрелу 2. Одна сторона стрелы поднимается и опускается в вертикальной плоскости двумя гидроцилиндрами 5. На противоположном конце стрелы на двух шарнирах прикреплена рамка, которая поворачивается относительно стрелы двумя гидроцилиндрами 3. К рамке крепят бульдозерный отвал, погрузочный ковш или другие виды сменного рабочего оборудования.
Рабочий цикл. У бульдозера цикл состоит из следующих операций (рис. 6.6): отвал бульдозера 2 опускают ниже опорной поверхности, заглубляя на 50...200 мм в зависимости от типоразмера машины. При движении вперед машины со скоростью υР, заглубленный отвал режет стружку определенной толщины t. После образования перед отвалом призмы 1 грунта его транспортируют при переднем ходе на расстояние и одновременно подрезают материал. Подрезанием компенсируют потери грунта, высыпающегося из призмы в боковые валики 3. Во время подхода к месту отсыпки грунта отвал поднимают при одновременном движении машины. Призма грунта ссыпается, образуя штабель 4. После этого бульдозер с поднятым отвалом задним ходом откатывается в исходное положение со скоростью υх для повторения разработки и перемещения груза.
Процесс резания грунта, транспортирование материала с подрезанием и отсыпкой грунта называют рабочими ходами, движение машины назад -холостым ходом.
Для повышения производительности скорость отката или холостого хода υх принимают большей скорости резания грунта υР.
Рисунок 6.5 Бульдозеры-погрузчики на колесном тракторе “Беларус”
а – с бульдозерным отвалом; б – с погрузочным ковшом; 1 - трактор;
2 - стрела; 3,5 – гидроцилиндры поворота отвала и подъема-опускания;
4 – отвал; 6 - рама; 7 – погрузочный ковш
Рисунок 6.6 Рабочие циклы бульдозера при разработке (I) и бульдозера-рыхлителя при рыхлении грунта (II)
а - резание грунта, б - транспортирование с подрезанием грунта, в -отсыпка грунта, г, е - холостой ход, д - рыхление грунта; 1 - призма грунта, 2 - бульдозер, 3 - боковой валик, 4 – штабель.
Продолжение рисунка 6.6
Аналогичным способом засыпают траншеи и нагружают грунт в транспортные средства, стоящие под эстакадой с погрузочным бункером или воронкой, в которые бульдозер надвигает материал при рабочем ходе. Материал ссыпается в кузов транспортных средств из бункера самотеком.
Планировочные работы осуществляют при переднем ходе, поднимая отвал на толщину отсыпаемого слоя, или при обратном движении машины задней стороной отвала, обращенной к базовому трактору.
У бульдозера-рыхлителя рабочий цикл (рис. 6.6) складывается из циклов работы бульдозера и рыхлителя.
В начале участка движения рыхлителя передним ходом стойка с зубом опускается в прочный грунт на определенную глубину t. Машина во время движения вперед со скоростью υp рыхлит грунт зубом. При подходе к концу разрыхляемого участка рыхлитель выглубляется из грунта и машина останавливается. Затем включается задняя передача, бульдозер-рыхлитель со скоростью υх откатывается в исходное положение и смещается в сторону на некоторую величину, называемую шагом движения. После этого операция повторяется.
У бульдозера-погрузчика цикл работы зависит от типа устанавливаемого рабочего оборудования. При оборудовании погрузочным ковшом бульдозер-погрузчик, перемещаясь со скоростью υр, внедряет рабочий орган в штабель материала и одновременно поворачивает ковш в сторону базовой машины до момента наполнения. Затем машина отходит назад со скоростью υ0 и в это же время поднимает ковш на высоту, необходимую для разгрузки. После этого транспортное средство подходит поперек движения бульдозера-погрузчика и он, перемещаясь вперед, приближается к транспортному средству и поворачивает ковш для разгрузки материала. Далее бульдозер-погрузчик отходит на некоторое расстояние назад, опускает ковш и поворачивает его для внедрения в штабель. Последняя операция - подход машины к штабелю на расстояние L, после чего цикл повторяется.
Операции, выполняемые машиной с грузом в ковше, называют рабочим ходом; движение бульдозера-погрузчика с порожним ковшом - холостым, ходом. Аналогичные операции происходят при работе машины с грузоподъемным крюком, вилами, но вместо штабеля насыпного материала перемещают штучные грузы, разгружаемые в транспортные средства или на место установки (например, склад).
Литература
1. Забегалов Г.В., Ронинсон Э.Г. Бульдозеры и скреперы. М.: Высшая школа, 1986.– 303 с.
2. Щемелев А.М. и др. Строительные машины и средства малой механизации. М.: ДизайнПРО, 2001. – 270 с.
Контрольные вопросы
1 По каким признакам классифицируются бульдозеры?
2 Как бульдозеры различаются по назначениям?
3 Как бульдозеры различаются по конструкции рабочего органа?
4 В чем отличие бульдозера с неповоротным отвалом от бульдозера с поворотным отвалом?
5 Что собой представляет рабочий цикл бульдозера?
6 Что собой представляет транспортный цикл бульдозера?
Тяговый расчет бульдозера.
При копании грунта бульдозером с неповоротным отвалом преодолеваются следующие сопротивления.
Сила сопротивления грунта резанию:
, (6.1)
где – площадь вырезаемой стружки, см2, ;
– удельное сопротивление грунта резанию, I кат.: для песка, супесей ; II кат.: для суглинка, гравия мелкого, мелкой глины ; III кат.: для суглинка плотного, средней глины
B – ширина отвала, см;
h – толщина стружки, см.
Сила сопротивления перемещению призмы волочения:
, (6.2)
где – фактический объем призмы волочения, м3;
– плотность грунта, т/м3;
– коэффициент трения грунта о грунт;
g – ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с2.
При копании грунта бульдозером по мере образования призмы волочения перед отвалом образуются боковые валики, размеры которых растут с увеличением объема призмы волочения. После заполнения отвала грунтом размеры боковых валиков, как правило, сохраняются постоянными и сумма площадей их сечений примерно равняется площади вырезаемой стружки с учетом коэффициента разрыхления грунта.
Однако, как показали эксперименты, объем призмы меняется в зависимости от соотношения высоты призмы Н к ее длине L. Чем больше это соотношение, тем меньше объем призмы волочения:
, (6.3)
где – коэффициент, зависящий от соотношения .
Рис.6.7 – Образования боковых валиков при работе бульдозеров
а – в начале процесса копания; б – в середине процесса копания; в – в конце процесса копания
В расчетах обычно принимают, что длина призмы волочения равна
Величина может быть приближенно определена по данным таблицы 6.1.
Принимая, что угол естественного откоса равен 450, ширину призмы принимаем равной её высоте.
Таблица 6.1 – Значение коэффициента
Несвязные грунты | Связные грунты | ||
H/L | H/L | ||
0,15 | 1,10 | 0,15 | 0,70 |
0,30 | 1,15 | 0,30 | 0,80 |
0,35 | 1,20 | 0,35 | 0,75 |
0,40 | 1,30 | 0,40 | 0,90 |
0,45 | 1,50 | 0,45 | 0,95 |
Сила сопротивления перемещению грунта вверх по отвалу:
, (6.4)
где – угол резания отвала бульдозера, равный 50-60º;
– коэффициент трения грунта о металл.
При определении сопротивления Рв считают, что оно приложено по высоте (0,17 – 0,27) высоты отвала, что примерно соответствует расположению верхней части ножа.
Рис.6.8 – Схема для определения сопротивления перемещению грунта вверх по отвалу.
Таблица 6.2 – Значения коэффициентов
Наименование грунтов | Коэффициент внутреннего трения, | Коэффициент трения грунта о сталь, |
Песок | 0,58…0,75 | 0,73 |
Чернозем | 0,58…0,75 | 0,73 |
Гравий | 0,62…0,78 | 0,75 |
Сухая глина | 0,70…1,00 | 0,75…1,0 |
Влажная глина | 0,18…0,42 | - |
Сумма всех сопротивлений, возникающих на рабочем органе, определяется из формулы
(6.5)
Выбор двигателя осуществляется по формуле:
(6.6)
где υр – рабочая скорость движения машины во время рабочего процесса, м/с;
ηтр – КПД трансмиссии на первой передаче, ηтр = 0,76.
Уравнение тягового баланса имеет вид:
ΣР ≤ Рдв ≤ Рсц
где Рдв – сила тяги по двигателю;
Рсц – сила тяги по сцеплению.
Содержание отчета.
В отчете приводятся рассчитанные теоретически данные, а также строятся графики зависимости ,
– расчетное значение;
– расчетное значение;
– расчетное значение;
где – путь наполнения.
Преподавателем выдается индивидуальное задание для каждого студента по определению влияния отдельных параметров отвала и физико-механических свойств грунта на изменение сопротивления копанию. Для этого с использованием ЭВМ или калькулятора через определенный интервал (нужно получить 5...6 точек на графике) изменяется исследуемый параметр и строится графическая зависимость. Такими параметрами могут быть:
1) изменение угла внутреннего трения;
2) изменение удельного сопротивления грунта резанию;
3) изменение угла резания;
4) изменение высоты грунта перед рабочим органом;
5) изменение параметров рабочего оборудования.
В отчет подклеивается распечатка программы и результатов расчета или зависимость суммарного сопротивления копанию от параметра, который студент получил по индивидуальному заданию.
Контрольные вопросы
1 Как определить силу сопротивления грунта резанию?
2 Как определить силу сопротивления перемещению призмы волочения, от чего она зависит?
3 Как определить силу сопротивления перемещению грунта вверх по отвалу, от чего она зависит?
4 Как влияют параметры отвала (ширина, высота, угол резания) на сопротивление копанию грунта?
5 Как влияют физико-механические свойства грунта на составляющие сопротивления копанию?
Рекомендуемая литература
1. Алексеева Т.В., Артемьев К.А. и др. Машины для земляных работ.– М.: Машиностроение, 1972. – 504 с.
2. Ветров Ю.А. и др. Машины для земляных работ.– Киев: Вища школа, 1982. – 384 с.
3. Гаркави Н.Г. Машины для земляных работ.: М.: Высшая школа, 1982. – 375 с.
4. Полосин М.Д. Машинист дорожных и строительных машин. М.: Academe, 2002. – 286 с.
5. Щемелев А.М. Строительные машины. (Щемелев А.М., Партнов С.Б., Белоусов Л.И.) . Беларусь, 2009. – 268 с.
6. Доценко А.И. Строительные машины. М.: Стройиздат, 2003. – 416 с.
7 Щемелев А.М. Расчет бульдозера. Могилев, ММИ.- 1998.-117 с.