Ii.3.1 анализ основного производства атц
Эффективность функционирования промышленного предприятия зависит не только непосредственно от качества самого промышленного производства, но и от организации транспортного обслуживания. Рост объёмов производства, усложнение технологий производства, удорожание средств и предметов труда, могут привести к возрастанию потерь из-за неэффективности транспортной системы ОАО «ТВЗ». Процесс изготовления продукции сопровождается перемещением большого количества разнообразных грузов (сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, отходов, готовой продукции).
Назначение автотранспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Основной функцией автотранспортного хозяйства предприятия является бесперебойная доставка всех грузов (оборудования, сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных изделий) в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии.
По состоянию на 01.01.2008г. на балансе автотранспортного цеха находилось 227 единиц автотранспорта и автомобильной техники:
Таблица 1
№ п/п | Грузоподъёмность и тип транспортного средства | Списочное количество ТС | Средний возраст (лет) |
Грузовые (цельнометаллические, тент., грузопассажирские) до 4 т | 5,6 | ||
Грузовые бортовые, седельные тягочи г/п от 4 т и выше | 8,7 | ||
Самосвалы | 7,3 | ||
Фургоны | |||
Спецтехника | |||
Трактора | |||
Погрузчики | |||
Лесовозы портовые | |||
Автобусы, микроавтобусы | |||
Легковой автотранспорт | 5,3 | ||
Прицепы и полуприцепы | 8,6 | ||
Всего: |
Результаты проведённого анализа состояния автопарка показали, что 84 единицы подвижного состава, или 38%, выработали свой мотто-ресурс и подлежат замене. Дальнейшее использование такого транспорта ведёт к длительным простоям, снижению уровня безопасности дорожного движения, увеличению затрат на техническое обслуживание и ремонт.
Анализ состояния транспортной системы ОАО «ТВЗ» позволяет определить:
· текущее состояние всего автомобильного парка;
· выявить требования к количеству транспортных средств и их техническому состоянию, исходя из перспективы увеличения мощностей основного производства до 1200 вагонов в год;
· обозначить основные направления и организационный механизм обновления подвижного состава и ремонтной базы АТЦ посредством приобретения современных моделей машин и ремонтного оборудования.
Обязательным условием успешного развития производства и бизнеса в целом в современных условиях является наличие и достаточная развитость производственной инфраструктуры, одной из главных составляющих которой является система транспортного обеспечения производства, в частности АТЦ предприятия. Без соответствия уровня технического состояния автомобильной техники (надёжность, маневренность, мощность и т.п.) современным требованиям, основное производство, при расширении или модернизации, будет постоянно сталкиваться с серьёзными трудностями в транспортном обеспечении доставки оборудования, сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных изделий. Физический износ подвижного состава автомобильного транспорта ведёт к невозможности своевременного реагирования на изменяющиеся условия сырьевого и технического обеспечения производства и увеличения объёмов производства, а из приведённых выше данных видно, что 89 единиц транспорта и прицепной техники имеют степень физического износа от 50% и выше. Это свидетельствует о том, что с каждым годом ремонтно-эксплуатационные расходы по автомобильному транспорту будут расти.
По прогнозу объём производства вагонов с 2006г. К 2010г. Увеличится на 52,7%. При этом объём перевозок ТМЦ с 2006г. К 2010г. Должен будет увеличиться на 25%, а количество рейсов увеличится на 71%.
Сравнительный анализ потребления транспортных услуг и роста объёмов производства
Таблица 2
Показатели | ||||
Годовой объём производства, вагон | ||||
Коэффициент наращивания объёмов производства вагонов в сравнении с предыдущим годом | 1,17 | 1,16 | 1,04 | 1,08 |
Годовой объём перевозок материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, тыс. т | 43,100 | 44,47 | 48,121 | 50,897 |
Коэффициент увеличения товаропотока в сравнении с предыдущим годом | 1,05 | 1,03 | 1,06 | 1,06 |
Количество рейсов | ||||
Коэффициент увеличения рейсов в сравнении с предыдущим годом | 1,26 | 1,18 | 1,08 | 1,06 |
Грузооборот, тыс. тн/км | 18663,7 | 15618,2 | 17637,2 | |
Выручка от перевозок, тыс. руб. | 199529,8 | 156032,7 | 157976,1 |
В связи с увеличением объёмов производства по выпуску товарной продукции, увеличение работ по благоустройству и строительству в АТЦ сложилась ситуация при которой обеспечение в полном объёме подаваемых заявок невозможно. Происходит старение транспорта, что ведёт к увеличению простоя его на ремонте, возрастает объём ремонтных работ, снижается коэффициент технической готовности. Увеличение возраста автопарка влияет на снижение заработной платы водителей, престижность и культуру производства.
Насущной необходимостью становится повышение эффективности внешних перевозок за счёт технического перевооружения автотранспортного цеха. Наиболее «узким местом» в системе снабжения внешних перевозок транспортом может стать старение подвижного состава автомобильного парка ОАО «ТВЗ». Затраты на его содержание (ТО и ремонт) каждый год будут расти. Другим «узким местом» является недостаточное количество транспортных средств, обеспечивающих выполнение всё возрастающих объёмов перевозок.
Проведённый анализ указывает на необходимость выполнения мероприятий по замене физически изношенных транспортных средств и пополнение парка автотранспорта с 2008 по 2015гг.
Главным экономическим показателем любого предприятия является прибыль. Так как прибыль находится в прямой зависимости от себестоимости перевозок, одной из важнейших задач является снижение себестоимости автомобильных перевозок. От того, насколько эффективно используется парк автомашин, зависит себестоимость перевозок. Поэтому поиск резервов более эффективного использования подвижного состава, снижение себестоимости автотранспортных услуг, имеет большое значение.
Анализ состояния указывает на необходимость выполнения следующих мероприятий:
· повышение технической готовности парка машин;
· снижение затрат на содержание парка по всем статьям переменных расходов;
· снижение затрат на техобслуживание и ремонт;
· организация поточного обслуживания и механизация работ.
Перед цехом поставлена задача, организовать перевозку кузова метро с нашего предприятия на «Метровагонмаш», что в Мытищах. Длина кузова – 27 метров, а это груз уже выходит в разряд тяжеловесных и крупногабаритных, который требует особого разрешения и профессионализма водителей. Предприятием закуплены три машины «Mercedes» и три полуприцепа, специальные, низкорамные – заказывали в фирме «Тверьстроймаш» по документам заводских специалистов. Груз перегоняется по ночам с машиной прикрытия. [5]
Отчёт о выполнении показателей производственно-хозяйственной деятельности по АТЦ за декабрь 2008г.
Таблица 3
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | Отчёт за 12 месяцев 2007г. | За декабрь | С начала квартала | С начала года | Отчёт за 2008г. В % к соотв. Периоду 2007г. | ||||||
План | факт | % | план | факт | % | план | факт | % | |||||
Выработка до 2,5тн | Час. | 4860,0 | 4971,0 | 102,3 | 14496,0 | 14965,0 | 103,2 | 61642,5 | 63584,0 | 103,1 | 86,4 | ||
Выработка свыше 4-х тн | Час. | 15090,0 | 15559,0 | 103,1 | 43536,0 | 45361,0 | 104,2 | 159677,5 | 164161,0 | 102,8 | 109,2 | ||
Выработка спец.машинами | Час | 3300,0 | 3584,0 | 108,6 | 9174,0 | 9922,0 | 108,2 | 30339,0 | 31781,0 | 104,8 | 134,6 | ||
Перевозки | Т.тн | 43,1 | 3,8 | 3,8 | 100,0 | 11,6 | 11,9 | 102,6 | 42,2 | 43,5 | 103,1 | 100,9 | |
Грузооборот | ткм | 18611,5 | 1635,0 | 1642,0 | 100,4 | 4755,0 | 4782,7 | 100,6 | 18394,0 | 18663,7 | 101,5 | 100,3 | |
Услуги населению | Т.руб. | 13,2 | 0,5 | 1,3 | 2,0 | 4,2 | 210,0 | 31,8 | |||||
Коэфф. Выпуска парка | 0,53 | 0,58 | 0,58 | 100,0 | 0,55 | 0,55 | 100,0 | 0,55 | 0,55 | 100,0 | 103,8 | ||
Объём товарной продукции в планово-расчётных ценах, всего | Т.руб. | 147374,7 | 19996,2 | 20126,7 | 100,7 | 58223,5 | 58587,4 | 100,6 | 196919,2 | 199529,8 | 101,3 | 135,4 | |
В том числе сторонним организациям | Т.руб. | 780,5 | 70,0 | 71,4 | 102,0 | 270,0 | 273,8 | 101,4 | 961,0 | 981,3 | 102,1 | 125,7 | |
Товарная продукция в оптовых ценах предприятия, всего | Т.руб. | 935,9 | 84,0 | 84,0 | 100,0 | 320,0 | 322,1 | 100,7 | 1155,0 | 1171,2 | 101,4 | 125,1 |
Затраты на товарную продукцию
Таблица 4
Затраты на товарную продукцию | Т.руб. | Отчёт 2007г. | За декабрь | С начала квартала | С начала года | Отчёт за 2008г. В % к соотв. Периоду 2007г. | |||||||
План | факт | Откл + - | план | факт | Откл + - | план | факт | Откл + - | |||||
Материалы основные | -//- | 635,5 | 58,8 | 74,9 | 16,1 | 181,0 | 232,7 | 51,7 | 663,0 | 655,5 | -7,5 | 103,1 | |
Топливо, энергия | -//- | 43628,7 | 5340,0 | 5624,3 | 284,3 | 16155,1 | 16835,2 | 680,1 | 63929,1 | 65651,5 | 1722,4 | 150,5 | |
Зарплата | -//- | 37544,6 | 5159,9 | 5142,8 | -17,1 | 15581,9 | 15368,8 | -213,1 | 54248,4 | 53498,8 | -749,6 | 142,5 | |
Доплаты | -//- | 412,0 | 59,0 | 55,9 | 180,1 | 170,8 | 593,7 | 627,0 | |||||
Зарплата дополнит. | -//- | 4032,0 | 619,2 | 327,5 | -291,7 | 1869,8 | 1142,7 | -727,1 | 6509,7 | 4904,4 | -1605,3 | 121,6 | |
Начисления на зарплату | -//- | 10418,0 | 1248,3 | 1098,9 | -149,4 | 3992,4 | 3557,5 | -434,9 | 15348,8 | 14247,3 | -1101,5 | 136,8 | |
Прочие соц. Выплаты | -//- | 300,0 | 19,5 | 19,5 | 68,9 | 68,9 | 323,0 | 323,0 | 107,7 | ||||
РСЭО | -//- | 4021,6 | 803,4 | 803,3 | -0,1 | 2437,9 | 2424,2 | -3,7 | 6820,1 | 6824,1 | 4,0 | 169,7 | |
ВЗПГ | -//- | 33624,4 | 5753,4 | 5750,7 | -2,7 | 16322,0 | 16394,6 | 72,6 | 49892,8 | 50134,0 | 241,2 | 149,1 | |
Цеховые расходы | -//- | 12436,4 | 1787,1 | 1790,0 | 2,9 | 5056,0 | 5009,0 | -47,0 | 19800,0 | 19524,4 | -275,6 | 157,0 | |
ИТОГО: | -//- | 147053,2 | 20829,1 | 20687,8 | -141,3 | 61776,2 | 61214,4 | -561,8 | 217805,6 | 216390,0 | -1448,9 | 147,2 | |
99,3% | 99,1% | 99,4% |
Расходы на внутризаводское перемещение грузов
Таблица 5
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | Отчёт за 12 месяцев 2007г. | За декабрь | С начала квартала | С начала года | Отчёт за 2008г. В % к соотв. Периоду 2007г. | ||||||
План | факт | % | план | факт | % | план | факт | % | |||||
Амортизация транспортных средств | Т.р. | 4681,5 | 1210,0 | 1207,1 | 99,76 | 3421,0 | 3415,8 | 99,8 | 9081,0 | 9073,1 | 99,9 | 193,81 | |
Эксплуатация внутризаводского транспорта (кроме расх. На ремонт) | -//- | 6910,3 | 1071,9 | 1082,05 | 101,0 | 3944,3 | 3977,4 | 100,8 | 11155,9 | 11144,3 | 99,9 | 161,27 | |
Ремонт трансп-х средств | -//- | 18819,3 | 3424,5 | 3414,6 | 99,7 | 8784,7 | 8833,6 | 100,6 | 29002,2 | 29287,7 | 101,0 | 155,6 | |
Прочие расходы | -//- | 3213,4 | 47,0 | 46,5 | 98,94 | 172,0 | 167,8 | 97,6 | 653,8 | 629,0 | 96,2 | 19,57 | |
ИТОГО ВЗПГ | -//- | 33624,5 | 5753,4 | 5750,7 | 100,0 | 16322,0 | 16394,6 | 100,4 | 49892,9 | 50134,1 | 100,5 | 149,10 |
II.4 Маркетинговый анализ