Практика применения франчайзинга в транспортной отрасли
Франчайзинг является одним из способов организации малого предпринимательства, который, может найти применение на автомобильном транспорте России. В рамках указанного способа предприятия, сотрудничая между собой, создают благоприятные условия для взаимной поддержки.
На автомобильном транспорте имеются самые благоприятные возможности для применения франчайзинговой системы организации малого бизнеса как в сфере перевозок грузов и пассажиров, так и в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств. Предприятия данной отрасли могут обеспечить высокую степень первоначального обслуживания клиента, что служит гарантией их успеха как участников системы льготного предпринимательства. Об этом свидетельствует опыт применения франчайзинга за рубежом. Так, в Великобритании ассоциация франчайзинга предлагает 46 типов предприятий, выполняющих разнообразные услуги, в том числе услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей, обучению вождению автомобилей и т.д.
Франчайзинг на автотранспорте может послужить основой для создания комплексных систем, выполняющих все виды работ. В качестве головного (франчайзера) может выступать как комплексное автотранспортное предприятие, выполняющее все виды услуг (транспортные и автосервисные), так и крупные станции технического обслуживания, выполняющие техническую подготовку подвижного состава (профилактические и ремонтные работы). В первом случае автотранспортное предприятие создает вокруг себя сеть небольших транспортных и сервисных предприятий. Во втором – СТО создает вокруг себя сеть малых автосервисных предприятий. Дочерние СТО (франчайзи), на наш взгляд, должны быть узкоспециализированными и выполнять отдельные виды работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Отношения между головным предприятием и сетью дочерних строятся на основе договора льготного предпринимательства с четким разделением обязанностей.
Создание франчайзинговых систем на автомобильном транспорте может осуществляться в двух вариантах. Первый вариант предусматривает заключение договора между действующим предприятием, зарекомендовавшем себя на рынке транспортных или автосервисных услуг, и вновь создаваемыми малыми предприятиями. Второй вариант предусматривает одновременное создание головного и дочерних предприятий, которые согласно бизнес-плану проектируются в рамках франчайзинговой системы. Более предпочтительным, на наш взгляд, представляется первый вариант, так как действующее предприятие, как правило, уже известное на рынке услуг, оно имеет хорошие финансовые возможности и может использовать их для оказания помощи начинающим предпринимателям. В результате, сокращаются сроки создания франчайзинговой системы.
При любом варианте создание франчайзинговой системы на автомобильном транспорте следует начинать с головного предприятия. Оно должно разработать концепцию системы, обязательно провести несколько пробных операций и только после этого создавать систему франчайзинга. Необходимы маркетинговые исследования, которые позволят установить схему размещения предприятий, набор функций, выполняемых каждым из них. На основе опыта пробных операций франчайзер должен подготовить рекомендации (положение) для дочерних предприятий. Положение должно быть достаточно полным и всесторонне излагать все отношений между головным и дочерними предприятиями.
Малые предприятия, в совокупности обладая достаточно большими возможностями, могут оказывать самые различные услуги своим крупным партнерам по приемлемым ценам. Потенциальные возможности субъектов малого бизнеса на транспорте получать поддержку от крупных компаний обусловлены едиными целями малого и большого предпринимательства. Интеграция малого и крупного бизнеса возможна в различных формах. Одной из форм такой интеграции является франчайзинг, имеющий большое значение для малых транспортных предприятий.
На транспорте имеются благоприятные возможности для применения франчайзинговой системы организации малого бизнеса как в сфере перевозок грузов и пассажиров, так и в сфере технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Предприятия данной отрасли могут обеспечить высокую степень первоначального обслуживания клиента, что служит гарантией их успеха как участников системы льготного предпринимательства.
Об этом свидетельствует опыт применения франчайзинга за рубежом. Так, в Великобритании ассоциация франчайзинга предлагает 46 типов предприятий, выполняющих разнообразные услуги, в том числе по ремонту и обслуживанию автомобилей, катеров и т.д.
Успех франчайзинга в малом предпринимательстве на транспорте базируется на исполнении следующих основных принципов []:
• постоянное сотрудничество и высокая степень доверия партнеров;
• общие для системы стратегия сбыта и ценовая политика;
• совместное присутствие на рынке;
• оказание поддержки и обмен информацией;
• высокая степень предпринимательской инициативы;
• совместная политика в регионах деятельности.
По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (франчайзер) другой стороне (франчайзи) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации. В России применение франчайзинга особенно актуально на воздушном и автомобильном транспорте. Поддержка и реанимирование региональной авиации становится все более острой проблемой развития российского авиарынка. Необходимо сотрудничество крупных и небольших авиакомпаний, которое в мировой практике дает наилучшие результаты в организации региональных перевозок.
На рынке железнодорожных услуг, где присутствует естественная монополия – франчайзинг может выступать одним из способов организации конкуренции за доступ на рынок естественной монополии для малого и среднего бизнеса. Но, можно отметить, что потенциал франчайзинга в железнодорожном хозяйстве практически не использован.
В сфере транспортных услуг франшиза на перевозки воздушными такси предлагается от группы компаний «Авиасоюз».
На начальных этапах развития франчайзинговой системы хозяйствования фиксированные первоначальные выплаты представляют важный источник дохода франчайзера. Другие поступления появляются не сразу, а по мере становления предприятий-франчайзи. Срок окупаемости затрат на создание франчайз обычно составляет 3 – 5 лет. Средний уровень единовременных первоначальных выплат по франчайзингу составляет 5 % общей стоимости пакета услуг льготного предпринимательства, т.е. объема инвестиций, необходимых для старта предприятий-франчайзи. Остальные суммы выплачиваются в виде фиксированных платежей, причем, в зависимости от эффективности работы франчайзи, они могут быть увеличены.
Структура комплекса услуг, предоставляемых головной-фирмой, и формы их представления, фиксируемые в договоре о праве на льготное предпринимательство, могут быть различными. Текущие платежи складываются из оплаты управленческих услуг (роялти). Общая сумма текущих платежей в среднем находится на уровне 6,5 % валового дохода предприятия-франчайзи без учета расходов на рекламу. В большинстве случаев текущие платежи устанавливаются в процентном отношении к валовому доходу франчайзи или в качестве фиксированной величины. Второй вариант не учитывает возможные инфляционные процессы и развитие предприятия-франчайзи, поэтому может создать нехватку ресурсов для расширения сети франчайзера. В случае, когда головная фирма является поставщиком продукции в сеть предприятий-франчайзи, приобретших право работать в системе льготного предпринимательства, процентная плата очень часто взимается наряду с наценкой на стоимость товара.
В некоторых системах франчайзинга соглашение о льготном предпринимательстве включает обязательство оператора закупать товары у головной фирмы или ее определенного поставщика. Франчайзер получает доход за счет установления наценки на свои товары при их продаже франчайзи. Может быть и так, что кроме этой наценки франчайзер не взимает никакой другой оплаты. Таким образом, в ней заключаются и текущие платежи, и валовая прибыль от реализации товаров. Расходы на рекламу и продвижение товаров осуществляются за счет либо франчайзера, либо франчайзи, либо их обоих. Если обязательства по расходам на рекламу и продвижение берет на себя головная фирма, то может быть три варианта организации.
1) франчайзер взимает с франчайзи сумму, рассчитанную в процентах к валовому доходу франчайзи (так же, как за управленческие услуги);
2) включение рекламных расходов в сумму текущих платежей;
3) франчайзер берет на себя расходы по рекламе и продвижению товаров в том объеме, в каком считает это необходимым, не собирая соответствующих средств и не выделяя фиксированных сумм на эти цели.
Отношения льготного предпринимательства включают широкий набор услуг, предлагаемых франчайзером оператору. Сюда включаются услуги, связанные с отбором, обучением и помощью оператору в открытии его предприятия; услуги, оказываемые на протяжении всей работы в рамках договора о льготном предпринимательстве. В перечень регулярно предоставляемых услуг на финансируемом предприятии включается мониторинг и контроль, обучение персонала, административная поддержка, проведение исследований и разработок, изучение рынка, рекламу и продвижение товаров и услуг, обеспечение каналов общения. Мониторинг и контроль необходим, поскольку они позволяют постоянно следить за работой франчайзи и своевременно выявлять тенденции, особенно неблагоприятные. Контроль осуществляется на основе информации, получаемой из отчетов и личных контактов.
Для оказания регулярной помощи предприятиям франчайзер должен иметь специалистов по каждой сфере деятельности: по менеджменту, бухгалтерскому учету, рекламе, маркетингу, связям с общественностью, контролю качества товаров, работе оборудования. Он должен иметь необходимые мощности и персонал для проведения исследований и разработок в области рынка товаров и услуг, развития системы, рыночной стратегии, постоянно осваивать нововведения.
Франчайзинг как система льготного предпринимательства имеет широкое распространение в мире. В той или иной форме он существует более чем в 100 странах. Особенно широко он стал развиваться в 50-е годы. Самой «франчайзинговой» страной в мире являются США, где франчайзинг применяется при организации малого бизнеса в различных видах деятельности, в том числе на автомобильном транспорте в сфере продажи автомобилей и горюче-смазочных материалов и т.д. Такое широкое применение франчайзинг получил благодаря преимуществам, которые имеет каждая из сторон совместного предпринимательства.
На автомобильном транспорте имеются самые благоприятные возможности для применения франчайзинговой системы организации малого бизнеса как в сфере перевозок грузов и пассажиров, так и в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств. Предприятия данной отрасли могут обеспечить высокую степень первоначального обслуживания клиента, что служит гарантией их успеха как участников системы льготного предпринимательства. Об этом свидетельствует опыт применения франчайзинга за рубежом. Так, в Великобритании ассоциация франчайзинга предлагает 46 типов предприятий, выполняющих разнообразные услуги, в том числе услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей, обучению вождению автомобилей и т.д. [].
Франчайзинг на автотранспорте может послужить основой для создания комплексных систем, выполняющих все виды работ. В качестве головного (франчайзера) может выступать как комплексное автотранспортное предприятие, выполняющее все виды услуг (транспортные и автосервисные), так и крупные станции технического обслуживания, выполняющие техническую подготовку подвижного состава (профилактические и ремонтные работы). В первом случае автотранспортное предприятие создает вокруг себя сеть небольших транспортных и сервисных предприятий. Во втором – СТО создает вокруг себя сеть малых автосервисных предприятий. Дочерние СТО (франчайзи), на наш взгляд, должны быть узкоспециализированными и выполнять отдельные виды работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Отношения между головным предприятием и сетью дочерних строятся на основе договора льготного предпринимательства с четким разделением обязанностей.
Создание франчайзинговых систем на автомобильном транспорте может осуществляться в двух вариантах. Первый вариант предусматривает заключение договора между действующим предприятием, зарекомендовавшем себя на рынке транспортных или автосервисных услуг, и вновь создаваемыми малыми предприятиями. Второй вариант предусматривает одновременное создание головного и дочерних предприятий, которые согласно бизнес-плану проектируются в рамках франчайзинговой системы. Более предпочтительным, на наш взгляд, представляется первый вариант, так как действующее предприятие, как правило, уже известное на рынке услуг, оно имеет хорошие финансовые возможности и может использовать их для оказания помощи начинающим предпринимателям. В результате, сокращаются сроки создания франчайзинговой системы.
При любом варианте создание франчайзинговой системы на автомобильном транспорте следует начинать с головного предприятия. Оно должно разработать концепцию системы, обязательно провести несколько пробных операций и только после этого создавать систему франчайзинга. Необходимы маркетинговые исследования, которые позволят установить схему размещения предприятий, набор функций, выполняемых каждым из них. На основе опыта пробных операций франчайзер должен подготовить рекомендации (положение) для дочерних предприятий. Положение должно быть достаточно полным и всесторонне излагать все отношений между головным и дочерними предприятиями [].