Области применения ГИС в транспортной сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1.Основная часть

1.1Понятие ГИС………………………………………………............3

1.2Области применения ГИС в транспортной сфере……………..…………………………………………..……........5

Заключение……………………………………………………….............10

Библиографический список……………………………………………...11

Введение.

Современное экономическая ситуация предприятий транспортного комплекса, показала, что эффективная деятельность и развитие рынка перевозок невозможны без модернизации производства и внедрения новых технологий в данной отрасли, преимущественно, в области организации движения, управлении парком транспортных средств, повышении качества обслуживания, реализации комплексной системы безопасности и т.д.

Около 80% всей информации содержит геоданные, то есть разнородные сведения о распределенных в пространстве объектах, явлениях и процессах. Обладание такой координатно привязанной информацией и возможность ее быстрого просмотра и анализа играет важную роль в управлении и развитии транспортной инфраструктуры. Работать с такими данными помогают технологии географических информационных систем (ГИС).

Географические информационные системы становятся ценным инструментом в управлении наземным и воздушным сегментами авиатранспорта, в железнодорожной транспортной инфраструктуре, в решении комплексных задач для территориально распределенных автотранспортных систем, для развития морского и речного судоходства.

Основная часть.

Понятие ГИС.

ГИС - это современная компьютерная технология для картирования и анализа объектов реального мира, также событий, происходящих на нашей планете. Эта технология объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта. Эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.

Возможности геоинформационных систем могут быть полезны для самых различных пользователей, которым нужна транспортная информация. Это:

· дорожно-строительные компании, выполняющие работы по проектированию, созданию и ремонту транспортных артерий;

· строительные организации для мониторинга транспорта, спецтехники, дорогостоящего оборудования, стройматериалов и грузов;

· организации, предоставляющие услуги перевозки: сетевые торговые компании, сбытовые подразделения, коммерческие перевозчики, осуществляющими заказную транспортировку грузов, корреспонденции и пассажиров;

· производственные и торговые предприятия (для ежедневного контроля работы агентов и использования ими служебного автотранспорта);

· оперативные службы (охрана, МЧС, скорая помощь, аварийные службы)

· спецавтохозяйства;

· банки, для которых важно отследить перевозку ценных грузов и контролировать работу инкассаторских;

· простые граждане и водители авто, ежедневно нуждающиеся в информации о пробках, ремонтных работах на дорогах и т.д.

Области применения ГИС на транспорте сегодня крайне разнообразны:

· безопасность предприятия и прилегающих территорий:

o моделирование чрезвычайных ситуаций;

o экологическая оценка;

o моделирование и мониторинг шумового загрязнения.

· управление имуществом компаний и контроль за арендой площадей;

· организация информационных сервисов для пассажиров по плану транспортного предприятия и ближайшему его окружению;

· управление складскими помещениями;

· планирования и оптимизациия маршрута следования;

· оценки и планирования пропускной способности:

o расчет пассажиропотоков;

o анализ грузопотоков.

· управление парком транспортных средств:

o мониторинг техники;

o учет уровня расхода и распределения топлива;

o анализ стиля вождения;

o идентификации водителя;

o учета рабочего времени;

o мониторинг грузов.

· формирование отчетов;

· планирования развития социальной инфраструктуры, транспортной сети.

Области применения ГИС в транспортной сфере.

Планирование и оптимизация маршрута следования.

Перед государственными и коммерческими компаниями, осуществляющими транспортировку грузов и пассажиров в разных отраслях транпортной сферы, стоит задача планирования и оптимизации маршрута следования. Результат выполнения этой задачи зависит от того, насколько оперативно будет собран, систематизирован и проанализирован большой объем исходных данных, которые могут меняться во времени. ГИС - удобный инструмент для выполнения данной задачи.

Планирование перевозочного процесса на железнодорожном транспорте осуществляется по принципу нахождения кратчайшего расстояния. Маршрут прокладывается в зависимости от станций отправления/назначения и промежуточных станций. Путь отображается с учетом выбранного плана формирования и даты перевозки. Также возможно построение нескольких альтернативных маршрутов и работа с ними.

Построение оптимальных маршрутов для автотранспортных компаний осуществляется на реальной улично-дорожной сети с ее возможностями и ограничениями (пропускная способность улиц, разрешенные направления движения, повороты, нештатные ситуации).

Транспортные компании чаще всего оптимизируют маршрут не по расстоянию, а по наименьшей стоимости перевозки. Эта задача решается с помощью теории графов, где каждой дуге и каждому узлу сети присваивается определенное значение. Это может быть, как среднее время прохождения участка, так и коэффициент, учитывающий пропускную способность, расход топлива, возможность проезда по данному участку в определенное время и любые другие параметры.

Если для транспортировки необходимо использование нескольких видов транспорта, то геоинформационные системы в этом случае являются самой подходящей основой, поскольку они способны совмещать информацию по множеству транспортных сетей в единой базе данных и/или на одной электронной карте.

Области применения ГИС в транспортной сфере. - student2.ru В больших городах, где существует не один вид городского транспорта, существует еще одна задача, рещаемая средствами ГИС — построение оптимального маршрута для населения. Для того, чтобы добраться в пункт назначения, необходимо оптимизировать маршруты движения всего транспорта в комплексе: метро, автобусы, трамваи, троллейбусы, электропоезда пригородного сообщения.В настоящее время начали распространяться различные интернет-сервисы. Это интерактивные информационные системы, позволяющего любому желающему посмотреть схемы маршрутов на карте города, найти остановку городского транспорта на карте и посмотреть соответствующие номера маршрутов, а также найти варианты проезда между двумя выбранными остановками с учетом пересадок и пеших переходов между близкорасположенными остановками.

Оценка и планирование пропускной способности

Возможность реализации различных ГИС функций позволяет проводить анализ пассажиропотоков, принимая во внимание множество аспектов жизнедеятельности населенного пункта, представленных в виде тематических слоев единой базы геоданных и цифровой карты.

Использовать ГИС для оценки пропускной способности дает возможность:

· вычислять мощность или напряжённость, то есть количество пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении (любым видом транспорта);

· рассчитывать объём перевозок пассажиров, то есть количество пассажиров перевозимых рассматриваемым видом транспорта за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год);

· строить матрицы интенсивностей потоков;

· проводить сравнительный анализ пропускной способности для различного времени суток (вечернего часа пик, выходных и праздничных дней и т.д.) при существующей схеме организации движения.

Необходимо отметить, что расчет ожидаемых потоков на городской транспортной сети существенно отличается от расчетов потоков на автомобильных дорогах, соединяющих населенные пункты. Планирование пассажиропотоков требует расчета потокораспределения по всей транспортной сети города и учета предполагаемого спроса на передвижения по каждому маршруту и виду транспорта.

Оценка и планирование пропускной способности для автотранспортной отрасли вызывает необходимость в форсированном развитии городских и внегородских дорог, а также в принятии мер по ограничению доступа автомобилей в центры городов, организовать движение таким образом, чтобы по возможности равномерно распределить поездопотоки по альтернативным участкам, учитывая участки, закрытые для плановой профилактики и ремонта.

При анализе грузопотоков с помощью ГИС-технологий можно оценить и спрогнозировать динамику уменьшения или увеличения грузооборота. Выборки могут строиться по типам грузов, по владельцу грузов, по станции назначения и т.д. Графическое представление позволяет не только повысить иллюстративность отображения табличных данных, но и решать задачи, например, обеспечения подачи заданного количества транспортных средств определенного типа путем выбора из возможных вариантов такого, при котором расстояние до пункта погрузки и, следовательно, время их доставки будет минимальным.

Мониторинг грузов

Слежение за подвижными объектами в транспортной сфере включает не только мониторинг транспортных средств, но также и грузов. Наиболее актуальной задачей является перевозка опасных грузов. Чтобы исключить промедление, принятие неверных решений или усугубляющих ситуацию действий, применяются специальные диспетчерские системы, которые обеспечивают:

· надёжную связь с транспортным средством;

· слежение за состоянием водителя, транспортного средства, груза;

· определение координат при передвижении транспортного средства и его отображение на карте;

· уведомление диспетчера в случае ЧС;

· прогнозирование возможных последствий ЧС;

· разрешение вопроса о выборе необходимых сил и средств для проведения спасательной операции и т. д.

Заключение

Таким образом, применение ГИС в транспортной сфере поможет существенно повысить эффективность, обеспечить больший объем перевозок и сделать транспортную систему в целом более безопасной. При этом значительный эффект может быть достигнут уже за счет повышения качества управления имеющимися активами и более тщательного планирования инвестиций в развитие.

Библиографический список

1. Серединин Е.С., Козлитин В.Е. Муниципальные ГИС // ArcReview. – М., 2016. - № 1

2. Аджемов А.С., Анютин А. П.Телекоммуникации и Транспорт //T-Comm - 2014.

3. Щербин С.В. // ГИС: географический подход к решению транспортной проблемы, 2016.

4. Применение ГИС-технологий в системе управления транспортным предприятием[Электронныйресурс] - Режимдоступа:http://www.radixtools.ru/publish-gis-transport. - Загл. с экрана.

5. ГИС в сфере транспорта[Электронныйресурс] - Режимдоступа:http://gistechnik.ru/pub/3-publik/85-gis-i-transport.html. - Загл. с экрана.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1.Основная часть

1.1Понятие ГИС………………………………………………............3

1.2Области применения ГИС в транспортной сфере……………..…………………………………………..……........5

Заключение……………………………………………………….............10

Библиографический список……………………………………………...11

Введение.

Современное экономическая ситуация предприятий транспортного комплекса, показала, что эффективная деятельность и развитие рынка перевозок невозможны без модернизации производства и внедрения новых технологий в данной отрасли, преимущественно, в области организации движения, управлении парком транспортных средств, повышении качества обслуживания, реализации комплексной системы безопасности и т.д.

Около 80% всей информации содержит геоданные, то есть разнородные сведения о распределенных в пространстве объектах, явлениях и процессах. Обладание такой координатно привязанной информацией и возможность ее быстрого просмотра и анализа играет важную роль в управлении и развитии транспортной инфраструктуры. Работать с такими данными помогают технологии географических информационных систем (ГИС).

Географические информационные системы становятся ценным инструментом в управлении наземным и воздушным сегментами авиатранспорта, в железнодорожной транспортной инфраструктуре, в решении комплексных задач для территориально распределенных автотранспортных систем, для развития морского и речного судоходства.

Основная часть.

Понятие ГИС.

ГИС - это современная компьютерная технология для картирования и анализа объектов реального мира, также событий, происходящих на нашей планете. Эта технология объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта. Эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.

Возможности геоинформационных систем могут быть полезны для самых различных пользователей, которым нужна транспортная информация. Это:

· дорожно-строительные компании, выполняющие работы по проектированию, созданию и ремонту транспортных артерий;

· строительные организации для мониторинга транспорта, спецтехники, дорогостоящего оборудования, стройматериалов и грузов;

· организации, предоставляющие услуги перевозки: сетевые торговые компании, сбытовые подразделения, коммерческие перевозчики, осуществляющими заказную транспортировку грузов, корреспонденции и пассажиров;

· производственные и торговые предприятия (для ежедневного контроля работы агентов и использования ими служебного автотранспорта);

· оперативные службы (охрана, МЧС, скорая помощь, аварийные службы)

· спецавтохозяйства;

· банки, для которых важно отследить перевозку ценных грузов и контролировать работу инкассаторских;

· простые граждане и водители авто, ежедневно нуждающиеся в информации о пробках, ремонтных работах на дорогах и т.д.

Области применения ГИС на транспорте сегодня крайне разнообразны:

· безопасность предприятия и прилегающих территорий:

o моделирование чрезвычайных ситуаций;

o экологическая оценка;

o моделирование и мониторинг шумового загрязнения.

· управление имуществом компаний и контроль за арендой площадей;

· организация информационных сервисов для пассажиров по плану транспортного предприятия и ближайшему его окружению;

· управление складскими помещениями;

· планирования и оптимизациия маршрута следования;

· оценки и планирования пропускной способности:

o расчет пассажиропотоков;

o анализ грузопотоков.

· управление парком транспортных средств:

o мониторинг техники;

o учет уровня расхода и распределения топлива;

o анализ стиля вождения;

o идентификации водителя;

o учета рабочего времени;

o мониторинг грузов.

· формирование отчетов;

· планирования развития социальной инфраструктуры, транспортной сети.

Области применения ГИС в транспортной сфере.

Наши рекомендации