Преимущества и недостатки применения франчайзинга. Особенности его применения в России
Система франчайзинга является взаимовыгодной для обоих участников франчайзинговых отношений.
Для франчайзи система франчайзинга – это, прежде всего, мощная поддержка крупной компании с предоставлением права использования ее бренда, отсутствие прямой конкуренции и необходимости искать свою «нишу» на рынке, существенно сниженные риски. По статистике, среди независимых компаний только 15% остаются на рынке за первые пять лет, тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются каждые 7 из 8 компаний [].
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в период кризиса покупка франшизы для предприятий малого бизнеса становится единственным способом начать свое дело. Для франчайзера франчайзинговая система – это возможность быстрого внедрения на новый рынок и укрепления своей репутации на существующем рынке, без вложения средств.
Франчайзеру система предоставляет следующие возможности []:
· расширение производства и/или сбыта товаров и услуг и соответственно получение дополнительного дохода;
· продвижение на рынке товаров и услуг и самой организации за счет участников системы;
· увеличение степени контроля на рынке;
· сбыт товаров и услуг на удаленных территориях и проведение территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства;
· регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса с целью обеспечения защиты законных торговых интересов;
· проведение единой ценовой политики, без опасности нарушения антимонопольного законодательства;
· расширение опыта ведения бизнеса на основе обратных информационных связей;
· получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;
· получение дополнительного дохода;
· получение дополнительного дохода, при отсутствии высокой степени риска потерять свой капитал, т.к. франчайзи имеет свои источники финансирования;
· экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на создание материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), т.к. франчайзи могут полностью или частично иметь ее в собственности;
· экономия на административно-хозяйственных и управленческих расходах, которые осуществляет сам франчайзи.
Со своей стороны франчайзи может быть заинтересован в следующих возможностях системы:
· вступление под товарный знак хорошо зарекомендовавшей себя компании, увеличивает привлекательность для потребителя (в отличие от неизвестного ) и увеличивает круг покупателей или клиентов особенно за счет группы приверженцев этого товарного знака;
· вступление в готовый бизнес в значительной степени гарантирует достижение определенных результатов за счет использования возможностей системы;
· сохранение юридической самостоятельности не вступает в противоречие с принципами построения системы и не лишает прав на самостоятельное принятие управленческих решений;
· постоянная техническая, и консультативная поддержка со стороны франчайзера;
· гарантированная система поставок;
· приобретение определенного уровня защищенности на территории присутствия франчайзера;
· повышение статуса франчайзи при проведении переговоров, получении кредитов и т.д., при достижении полного единообразия с франчайзером;
· благодаря известности франчайзера, гарантированным маркетинговым исследованиям и рекламным компаниям круг постоянных потребителей франчайзи увеличивается;
· значительная экономия ресурсов и времени на рекламе, обучении, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров;
· снижение риска банкротства, т.к. франчайзи использует в своей практической деятельности опыт франчайзера и пользуется системой поддержки.
Однако, помимо очевидных преимуществ применения франчайзинга, можно отметить и его недостатки. Один из недостатков франчайзинга – возникновение трудностей у франчайзера при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе. Другая проблема для франчайзера – недоплата или внесение взносов с опозданием [].
Франчайзеры часто устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии, а франчайзи может скрыть объем продаж и занизить взнос своему франчайзеру, что может привести к решению франчайзи принять решение расторгнуть контракт с франчайзером. При этом обученный технике ведения бизнеса, франчайзи может стать его прямым конкурентом. Но самое неприятное для франчайзера – отрицательное влияние плохо работающих предприятий на его незапятнанную репутацию. И наконец, существует проблема сохранения конфиденциальности информации, со стороны франчайзи всегда присутствует опасность раскрытия коммерческой тайны франчайзера.
Что касается франчайзи, то для него основным недостатком франчайзинговой системы является то, что в дополнение к франчайзинговому договору, который серьезно ограничивает его свободу в принятии бизнес-решений, он должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы и не имеет возможности принимать стратегических решений в отношении своего дела.
Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Вторым неприятным моментом является отличная от нуля вероятность банкротства франчайзера, что вовсе может привести к продаже франшизы или ее аннулировании.
Преимущества и недостатки можно представить в таблице 2.
Таблица 2 – Преимущества и недостатки франчайзинга
Преимущества франчайзинга | Недостатки франчайзинга | |
Для франчайзера | Увеличить число торговых предприятий при минимальных капиталовложениях, так как франчайзи тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес; Увеличить доходы (прибыль) за счет усилий франчайзи. Поскольку франчайзи является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса; Снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзи как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда); Расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзи к франчайзеру, так как франчайзи обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него. | Сложность контроля за деятельности франчайзи, так как франчайзи не является наемным работником франчайзера и франчайзер непосредственно им не руководит; Возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзи; Опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзи; Возможность возникновения противоположных целей с франчайзи, что существенно отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с франчайзи, пока тот не нарушит условий договора. |
Для франчайзи | Стать самостоятельным предпринимателем; Вести свой бизнес под признанным торговым знаком; Использования уж ранее испытанных форм предпринимательства; Совместной рекламы; Обучения и помощи со стороны франчайзера; Приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам; Финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль. | Контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзи для самовыражения в своем бизнесе; Опасность потерять свою репутацию из-за плохой работы; Опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзи сторону, например, при смене франчайзеров; Большие затраты на услуги франчайзера (на покупку оборудования, которое франчайзи обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может быть намного дешевле) |
Таким образом, в системе франчайзинга есть, как преимущества, так и недостатки. В целом, не смотря на его недостатки, франчайзинг признан во всем мире как эффективный экономический инструмент, применимый практически в любых сферах рынка.
Франчайзинг является многогранной системой отношений с высоким уровнем индивидуализации в зависимости от отраслевой принадлежности участников, их регионального расположения, стратегии расширения, ресурсов и т.д. В этой связи каждая его модель интересна для изучения и требует глубокого анализа.
Ситуация, происходящая сейчас характеризуется следующим: так как фактически компания франчайзер изначально технологически и управленчески не готова к тиражированию собственного опыта в масштабах отдельного региона, округа или всей страны, это ведет к возникновению организационно-управленческого хаоса внутри головной структуры, в частности, к нарушению баланса между полномочиями и ответственностью менеджеров, участвующих в реализации франчайзингового проекта, отсутствию целостной картины положения дел на предприятии, непрозрачности материально-финансовых потоков, информационной перегруженности топ-менеджмента.
Часто российские предприниматели не осознают, что создание сети не ограничивается формальной продажей франшиз, а в классическом варианте предусматривает поддержку и сопровождение франчайзи, что требует от франчайзера внедрения новых технологий управления бизнесом и формирования соответствующей инфраструктуры.
Ввиду психологической неготовности франчайзера тратить достаточного количества времени, финансовых и кадровых ресурсов на разработку и внедрение франчайзинговой программы, он предлагает некачественно проработанную франшизу. Ожидая быстрый доход при минимальных вложениях, франчайзеры создают так называемые «дутые» франшизные пакеты, выставляя на рынок с виду вполне привлекательные, а в реальности неэффективные предложения [].
Эта проблема связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами).
Анализ показал, что в России практически не развиты франшизы производственные и в сфере услуг, несмотря на то, что производственный бизнес – наиболее стабильный, долговечный и доходный, а для того чтобы открыть предприятие по оказанию услуг, как правило, требуется на порядок меньше вложений. В США, например, франчайзинг наиболее развит именно в сегменте услуг. Наибольшей популярностью в России пользуется товарный франчайзинг. Обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры часто не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров [].
Другой особенностью франчайзинга в России является его неравномерное распространение по территории страны. На начало 2013 года можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко.
Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.
Невероятный успех франчайзинга в США нередко пытаются объяснить обширностью территории страны: контролировать собственные филиалы, расположенные на большом расстоянии друг от друга и от центра, довольно накладно и очень непросто. Но тоже самое верно и для России. Однако у нас в регионах предприниматели еще не успели осознать все преимущества франчайзинга, а порой просто не рискуют вступать в договорные отношения с франчайзером, боясь потерять часть предпринимательской свободы.
Характерными особенностями системы франчайзинга являются выплата оператором единовременного вступительного взноса франчайзеру и регулярные выплаты роялти. Ряд российских франчайзеров отказываются от этих принципов, считая, что отсутствие первоначального взноса является конкурентным преимуществом, привлекающим новых франчайзи особенно в период кризиса.
Средний размер инвестиций на создание франчайзингового предприятия в России составляет 90 тыс. долл. Сумма роялти (регулярных выплат) варьируется в зависимости от отрасли, в которой используется франчайзинг. При этом в отличие от зарубежных реалий в России франчайзеры стремятся установить в соглашении фиксированную ставку роялти, тогда как в большинстве стран роялти всегда зависят от оборота и прибыли. Это связано с тем, что в России малый бизнес вынужден вести «серую» бухгалтерию, а значит, франчайзер не в состоянии проверить прибыльность партнера, чтобы добиться от него назначенных по договору выплат.
Наиболее сложным в организации системы франчайзинга в России является вопрос о возможности франчайзера регулировать ценообразование на предприятиях франчайзи и лишать оператора возможности самостоятельно устанавливать цену на реализуемую продукцию. Согласно регламенту ЕС, принятому в 1988 г., франчайзер не имеет права навязывать компании-клиенту продажную цену, он может только ее рекомендовать. В условиях, сложившихся в России, в более чем трети анализируемых предприятий, функционирующих на основе франчайзинга, франчайзеры устанавливают цены на реализуемые франчайзи товары или услуги.
За рубежом договор франчайзинга заключается на сравнительно длительный срок, достигающий нескольких десятков лет, что лишает предпринимателя возможности попробовать организовать бизнес и, если не понравилось, прекратить работать на основе приобретенной франшизы, не понеся при этом значительных финансовых потерь. В связи с трудностями в осуществлении долгосрочного прогнозирования в условиях российской действительности, отечественные предприниматели не могут позволить себе заключать договор на 15-20 лет и срок действия договора обычно сокращается до 3 лет. Это объясняется также тем, что франчайзинг в России используется большинством франчайзеров с тем, чтобы занять как можно большую долю рынка, а сами же франчайзи воспринимают его как возможность легкого старта и способ получить первоначальный капитал, чтобы в перспективе заняться своим, независимым бизнесом [].
Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве наиболее безрискового способа организации бизнеса.
Инвестировать средства в создание своего уникального бизнеса, в его продвижение, в разработку бизнес-процессов и стандартов качества очень сложно и требует больших временных и финансовых затрат. При этом риск неудачи высок особенно в период экономического спада. Быстрое создание всеми узнаваемого и предпочитаемого бренда практически невозможно. Выгоднее инвестировать средства вуже известную марку со всеми вышеперечисленными характеристиками, приобретая при этом лояльных клиентов. Статистика показывает, что франчайзинговый бизнес в целом является гораздо более успешным, чем независимое предприятие подобного типа. Успех франчайзинговых сетей заключается, прежде всего, в том, что они являются частью отлаженной системы. Использование франчайзинга снижает издержки, повышает эффективность рекламы, внедрения технических и технологических новшеств, увеличивает объем продаж и прибыль предприятий, что в совокупности способствует развитию экономики в целом.
Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России является отсутствие стабильности. Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, изменением экономической политики страны. Это приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, снижению платежеспособности, регулярным переделам собственности, что не может не отражаться на мелком и среднем бизнесе.
Учитывая, что бизнес большинства франчайзи находится в стадии становления, и не успел окрепнуть, то данные тенденции значительно снижают эффективность франчайзинговых систем.
Кроме того, начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис оказался роковым не только для малого бизнеса, но и для компаний – лидеров рынка в своем секторе. Крупные корпорации скупают более мелкие, наблюдаются многочисленные сокращения в разных структурах.
Это привело к тому, что на данный момент многие компании отказываются от франчайзинга, потому что не считают выгодным начинать бизнес в условиях мирового кризиса [].
Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим. У большинства российских предпринимателей – потенциальных франчайзи отсутствует необходимый стартовый капитал для вхождения во франчайзинговую систему. Кризис привел к сжатию кредитных политик и сделал кредиты для франчайзи менее доступными.