Управление развитием транспортных комплексов
Сложность взаимосвязи между переменными транспортной системы, когда изменение одной переменной вызывает изменение многих других, делает оптимизацию развития транспорта, делает оптимизацию развития транспорта на крупных полигонах сети исключительно сложной и пока нерешенной научной задачей.
Этапы развития транспортной системы на любом иерархическом уровне не являются результатом резкого перехода системы из одного состояния в другое, которое обычно наблюдается в момент реконструкции и усиления объекта.
Прежде чем достигнуть полной зрелости в пределах каждого этапа, система проходит через ряд промежуточных состояний.
Типичными чертами развития в производственных системах являются:
возникновение новых качеств и свойств, не сводимых к прежним;
расширение роли информационных функций, включая управление;
дифференциация (специализация) и интеграция (кооперирование) частей системы.
Стоимостный подход к сравнению вариантов развития предприятий транспорта по многим причинам (из-за колебания цен на топливо, электроэнергию, материалы и т.п.) далеко не всегда обеспечивает принятие обоснованных решений.
Поэтому используются также и нестоимостные показатели: производственная мощность, потребность в территории, затраты труда (не только ЗП, но и затраты человеческого труда в натуральном измерении с учетом сложности и вредности), расход строительных материалов, расход топлива и электроэнергии, безопасность жизнедеятельности, экономическая безопасность.
Лекция 10. Управление рисками на транспортном предприятии
Виды рисков
По масштабам распространения различают риски, приходящиеся на отдельного человека, группу людей, население региона, нацию, все человечество.
С позиций целесообразности риск бывает обоснованным и необоснованным (безрассудным).
По волеизъявлению подразделяют вынужденный и добровольный риски.
По отношению к сферам человеческой деятельности выделяют экономический, социально-бытовой, политический, технологический риски и риск в природопользовании.
По степени допустимости риск бывает пренебрежимый, приемлемый, предельно допустимый, чрезмерный. Пренебрежимый риск имеет настолько малый уровень, что он находится в пределах допустимых отклонений естественного (фонового) уровня. Приемлемый риск допускает такой уровень риска, с которым мирятся, учитывая технико-экономические и социальные возможности общества на данном этапе развития. Предельно допустимый риск представляет собой максимальный риск, который не должен превышаться независимо от ожидаемой выгоды. Чрезмерный риск характеризуется исключительно высоким его уровнем, который в подавляющем большинстве случаев приводит к негативным последствиям.
В жизненных ситуация достичь нулевого уровня риска невозможно. Пренебрежимый риск в настоящих условиях также не может быть обеспечен, так как отсутствуют технические и экономические предпосылки для этого. Поэтому современная практика исходит из приемлемого риска.
Величину приемлемого риска можно определить, используя затратный механизм, который позволяет распределить затраты организации на достижение заданного уровня безопасности между природной, техногенной и социальной сферами. Необходимо поддерживать соответствующее соотношение затрат в различных сферах обеспечения безопасности, поскольку нарушение баланса в пользу одной из них может вызвать резкое увеличение риска, и его уровень выйдет за пределы приемлемых значений.
Риски в транспортной деятельности
Виды рисков | определение | Разновидности рисков | Причины рисков |
производственный | Риск нарушений производственного процесса | Технический. Организацион-ный. Риск военных и террористичес-ких действий и гражданских беспорядков. Риск форсмажорных обстоятельств. | Изношенность подвижного состава и постоянных устройств. Отсутствие резервов пропускных и провозных способностей. Сбои в снабжении топливом и другими видами ресурсов. Низкое качество сырья, материалов, запасных частей. Отклонения по нормам и срокам в процессах технического обслуживания и ремонта. Ошибки в диспетчеризации производства. Недостатки в организации труда. Чрезвычайные ситуации |
Инновационный | Риск разработки, внедрения и освоения новой техники и технологии | Инвестицион-ный. Кредитный. Селективный. Лизинговый | Несоответствие расчетных параметров работы новой техники фактическим. Отказы в работе новой техники. Неэффективность инновационной деятельности. Неточная оценка лизинговых сделок. Невозврат кредита и процентов. |
Коммерчес-кий | Риск в процессе реализации продукции и осуществлении коммерческих сделок. | Имуществен-ный. Риск невыполнения обязательств | Падение и неустойчивость спроса. Недобросовестность партнеров (смежников). Потери имущества и снижение качества перевозимых грузов. Непредоставление грузов перевозке. Отсутствие страхования грузов и транспортных средств. |
Финансовый | Риск при осуществлении финансовых сделок | Валютный. Инфляционный. Кредитный. Процентный. Налоговый. Риск законодательных изменений. | Колебания курсов валют. Действие инфляции. Изменение системы налогообложения. Изменение величины транспортных тарифов. Изменение кредитных и процентных ставок. |
Внешнеэкономический | Риск проведения внешнеэкономических операций | Страновый. Маркетинговый. Риск выбора партнера. Валютный. | Нестабильность политической и экономической ситуации в отдельных странах. Ошибки в маркетинговой стратегии. Недостаточная надежность партнеров. Изменение курсов валют. |
Социальный | Риск, связанный с кадровым потенциалом | Профессиональный. Риск не обеспеченности кадрами. Риск разглашения коммерческой тайны | Нехватка рабочей силы. Профессиональная непригодность. Вредность производства. Травматизм. Скрытая безработица. Переход компетентных и информированных сотрудников к конкурентам или в криминальные структуры. |
Экологичес-кий | Риск, связанный с негативным воздействием на природу | Природно-естественный. Техногенный | Проявление стихийных сил природы. Происшествия, аварии и катастрофы на объектах транспорта. Несанкционированные выбросы загрязняющих веществ. |
Производственный риск
Структурные изменения на автомобильном транспорте, приведшие к образованию множества малых предприятий и индивидуальных перевозчиков, вызвали ухудшение технического состояния автотранспортных средств. Нарушилась система технического обслуживания автомобилей, обязательные виды технического обслуживания и ремонта не выполняются или выполняются, как свидетельствует практика, только на одну треть. Не соблюдаются сроки проведения регламентных работ. Пробеги между техническими обслуживаниями превосходят нормативные в 1,5-2 раза. Автомобиль в эксплуатации стал представлять большую опасность и увеличил риск попадания в дорожно-транспортное происшествие. Сложившаяся тенденция физического старения парка транспортных средств и инфраструктуры, обусловленная нарушением нормального воспроизводственного цикла, низкий технический уровень, несовершенство значительной части применяемых технологий, а также отсутствие резервов пропускных и провозных способностей вызывают возрастание производственного риска. Об этом свидетельствует увеличение количества сбоев, аварийных ситуаций, отказов техники, которые приводят к материальным потерям и нарушениям договорных обязательств.
Недостатки в организации производственных процессов, снабжения производства сырьем, материалами, топливом, а также стремительного роста цены на него, приводят к тому, что эффективность использования транспорта ухудшается. Результаты работы транспортного предприятия определяются, наряду с достижениями в основной деятельности, уровнем взаимодействия с партнерами (поставщиками, дистрибьюторами, дилерами), обеспечивающими перевозочный процесс. В связи с этим для снижения организационного риска требуется согласование производственной и снабженческой деятельности на транспорте для взаимоувязки систем продвижения ресурсов. Увеличение рисков в производственной деятельности на транспорте связано также с распадом системы организации мероприятий по предупреждению и снижению аварийности на транспорте. Ведомственные службы безопасности движения и системы медицинского и технического контроля значительно ослаблены. Снизилась ответственность работников транспорта за предупреждение аварийности, появилось большое число предпринимателей-водителей, слабо подготовленных в вопросах организации движения. В погоне за прибылью перевозчики нарушают нормы погрузки и правила перевозок, допускают перегруз транспортных средств.
Производственный риск также сопряжен с возникновением форс-мажорных обстоятельств, при которых транспортному средству или находящимся на нем людям угрожает опасность, либо потеряна связь с транспортным средством, либо оно потерпело бедствие или полностью разрушено, либо оно совершило вынужденную остановку (посадку), не достигнув пункта своего следования (вне автотранспортного терминала).
При возникновении любого из перечисленных случаев отклонения от нормальной эксплуатации транспортное средство признается терпящим или потерпевшим бедствие, и подлежит поиску и спасанию. Чрезвычайные ситуации назревают в условиях риска производственных аварий и катастроф, диверсий, негативных событий военного, социального, политического характера и реализуются в виде отрицательных последствий. Транспортная безопасность резко снизилась в связи с ростом терроризма в стране.
Инновационный риск. Риск инновационной деятельности представляет собой возможность неблагоприятного осуществления процесса нововведения и получения отрицательного результата от его внедрения. Нововведения сопряжены с риском намного большим, чем риск, сопровождающий стабильно функционирующее производство, устоявшийся уровень деятельности. Любому предприятию очень важно предвидеть риск инвестирования в новую технику и технологию, особенно такие, которые могут коренным образом изменить действующее производство.
Основным источником финансирования нововведений являются собственные средства транспортных предприятий и организаций, а доля бюджетных средств крайне мала. Это резко увеличивает инвестиционные риски и активизирует деятельность по привлечению сторонних инвесторов и дополнительных источников финансирования, среди которых важная роль отводится кредитам.
При выработке и обосновании стратегии финансирования нововведений необходим анализ риска инвестиционных проектов.
Коммерческий риск. На уровень коммерческого риска большое влияние оказывает изменение объемов спроса, которое приводит к колебаниям объемов перевозок. Невостребованность транспортных средств и постоянных устройств при снижении объемов спроса может приводить к потерям, так как величины ожидаемых значений прибыли будут завышены, а реально полученные результаты окажутся ниже, что и создает рисковую ситуацию. Риск, связанный с колебаниями спроса на перевозки, усиливается из-за наличия большого количества конкурирующих фирм и недооценки возможностей конкурентов. Отличительной особенностью любого транспортного предприятия является тесное сотрудничество с предприятиями других видов транспорта (смежниками), партнерами (транспортно-экспедиционными фирмами, страховыми компаниями, таможнями и др.) и клиентурой. Такое взаимодействие обусловливает появление коммерческих рисков из-за недобросовестности или несостоятельности компаньонов. Возможность непредставления груза, к перевозке в связи с нарушением договоров поставщиками грузов представляет собой риски невыполнения обязательств и отказа от предварительной договоренности в случае неэффективного менеджмента, неправильной маркетинговой политики транспортной организации. При транспортных перевозках велика вероятность имущественных рисков, связанных со снижением качества груза и его потерей. К возможным причинам данных рисков относятся дефекты упаковки, неправильное размещение груза в грузовом пространстве, резкое маневрирование и торможение, воздействие влаги, нарушение температурного режима перевозки, применение неточного оборудования для взвешивания, хищение груза и подвижного состава, транспортные происшествия, ошибки в оформлении документов отправителем. В этой связи высокую актуальность при перевозках грузов и пассажиров приобретает необходимость страхования, особенно при перевозках дорогостоящих грузов.
Финансовый риск. Принятие основных управленческих решений в сфере экономики и финансов должно проводиться с учетом уровня финансового риска рассматриваемых проектов и структурных изменений. Финансовый риск обусловлен вероятностью потерь финансовых ресурсов, обесценения финансовых активов. Финансовые потери представляют собой денежный ущерб, возникающий из-за изменения валютного курса рубля, инфляционных процессов, введения дополнительных налогов с предприятий, непредусмотренных платежей, выплаты штрафов, потери денежных средств и ценных бумаг, невозврата долгов заемщиком, неблагоприятной экономической конъюнктуры и т.д. Основной причиной финансовых рисков выступает возможность изменения покупательной способности денег. Это может произойти в результате изменения курса валют (валютный риск), который может случиться в период между заключением договора и фактическим временем расчетов за выполненную международную перевозку.
При росте инфляции в стране полученные доходы за выполнение перевозки могут обесцениться. Поэтому в условиях неуправляемой инфляции транспортные фирмы должны учитывать инфляционный риск. Риск инфляции снижает привлекательность транспортного сектора для отечественных и зарубежных инвесторов. Изменения в налоговой системе, тарифной политике по решению государственных органов связаны с риском законодательных изменений. Неустойчивое налоговое законодательство, введение новых дополнительных налогов или повышение налоговых ставок вызывают сокращение прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Расширение перечня льгот и льготных категории граждан при проезде на отдельных видах транспорта также отражается на величине прибыли. Большое значение в сфере финансов имеют кредитный и процентный риск. Кредитный риск учитывает возможности невыполнения клиентами своих финансовых обязательств перед транспортным предприятием за выполненную перевозку.
Внешнеэкономический риск. Внешнеэкономический риск при осуществлении международных перевозок грузов включает в себя несколько разновидностей риска, которые отражают угрозы перевозочному процессу и способны повлиять на экономический результат деятельности транспортного предприятия. В первую очередь среди разновидностей внешнеэкономического риска следует учитывать страновый риск. Он связан с выбором страны, в которую осуществляются перевозки. Страновый риск обусловлен сложившейся геополитической, социально-экономической ситуацией и деятельностью государства в данной стране. Наличие политической нестабильности, возможность военной конфронтации, кризисная ситуация в экономике, изменения налогового и таможенного законодательства, большие курсовые потери от падения или повышения курса валюты, возможные ограничения на конвертирование местной валюты, разрыв контракта из-за действий властей страны повышают риск внешнеэкономических операций. Страновые риски возникают по причинам, непосредственно не зависящим от действий хозяйствующих субъектов. При осуществлении внешнеэкономической деятельности большая роль принадлежит разработке маркетинговой стратегии транспортного предприятия. Возникающие при этом маркетинговые риски связаны с неполнотой и необъективностью собранной информации о состоянии конъюнктуры рынка — конкурентов, поставщиков, клиентуры, с просчетами в анализе рынка, а также с ошибками в выборе партнеров. Маркетинговые риски проявляются в полной или частичной потере ниши рынка.
Социальный риск. Он возникает при подборе, расстановке и увольнении кадров, комплектовании первичных коллективов, распределении ответственности в процессе принятия решений, мотивации труда. На транспорте условия и режимы труда персонала имеют существенные отличия по сравнению с теми, которые характерны для работников других отраслей хозяйства. Эти отличия вытекают из особенностей транспорта как сферы производства, которые сводятся к следующим: непрерывный характер работы, взаимозависимость всех служб и подразделений, многообразие видов деятельности, высокая динамичность современных транспортных средств, большая степень самостоятельности и ответственности за результаты работы экипажей во время рейса, сезонность перевозок и др. Перечисленные особенности повышают риск в процессе производственной деятельности на транспорте.
Экологический риск. Характеризуется двойственным проявлением. С одной стороны, он обусловлен вероятностью негативных проявлений сил природы в процессе производственной деятельности. С другой стороны, экологический риск выражается в вероятности воздействия производства на окружающую среду. Реализация экологического риска приводит к ущербу для природы и общества. Особенностью большинства экологических рисков является их долговременный характер, т.е. они могут проявиться спустя много лет после совершения рискового события и чреваты катастрофическими потерями. Другая черта экологических рисков заключается в присущей им неопределенности, так как в перспективе может трансформироваться оценка рисков. Это происходит из-за того, что меняются научные воззрения на степень опасности тех или иных видов загрязнений. Например, ранее выбросы сажи из двигателей внутреннего сгорания считались малоопасными, но после открытия влияния отрицательных свойств микродисперсных частиц сажи на человеческий организм эта позиция была пересмотрена, и в настоящее время в Европе уже введены ограничения на выбросы сажи транспортными средствами
Экологические риски могут носить природно-естественный характер и выражаться в виде возможных действий стихийных сил природа. Для них свойственны особенности, рассмотренные выше.
Транспортная деятельность сопряжена с высокой степенью зависимости от природных факторов. Большое влияние на характер движения транспортных средств оказывают метеорологические условия, которые могут значительно осложнить и даже приостановить работу транспорта. К ним относятся температура, давление, влажность воздуха, наличие ветра, осадков, тумана, грозы, а также продолжительность солнечного сияния, температура и состояние почвы, высота снежного покрова и др. Например, особый риск для всех видов транспорта создается при движении в тумане, при грозе, в ночное время суток.
Объекты транспорта, участвующие в производственной деятельности, не обладают стопроцентной надежностью. В связи с этим возникает риск техногенных аварий и катастроф, которые сопровождаются мощным негативным воздействием на природу. Транспортные процессы относятся к экологическим опасным, то есть таким, которые приводят к биологическим, механическими и физико-химическим загрязнениям экологических систем.
С уровнем экологического риска напрямую связана экологическая опасность. Краткосрочная экологическая опасность возникает в аварийных ситуациях, при которых происходит загрязнение атмосферы, воды. Почвы, гибель животного и растительного мира и другие последствия. Особенно сильно она проявляется при транспортировке опасных грузов. Постоянно присутствующая экологическая опасность является следствием обычного функционирования транспортного комплекса. Она выражается в повышенном, по сравнению с естественным, уровне загрязнений атмосферного воздуха, водных объектов, почвенного покрова, в несанкционированных постоянных или залповых выбросах загрязняющих веществ, в шуме вдоль транспортных магистралей.
Прогнозирование в риск-менеджменте. Прогнозирование в риск-менеджменте – это процесс формирования прогнозов возникновения и развития рисковых ситуаций на основе анализа тенденций деятельности объекта в целом и его составных частей.
Прогнозирование позволяет предвидеть определенные события, которые могут быть как отрицательные свойства, так и положительного. Однако прогноз содержит в себе большую долю неопределенности, в связи с этим его не следует рассматривать как основу для принятия решения в менеджменте. Прогноз позволяет получить информацию и носит культурный характер. При прогнозировании используются обобщенные данные, укрупненные нормы, либо экспертные оценки. Разработанные прогнозы не обязательно подтверждаются на практике.
Прогнозы рисков должны строиться в тесной взаимосвязи с общим прогнозом деятельности фирмы, так как возможные риски выявляются только определении целей и направлений развития в бизнесе, а также путей их достижения.
Прогнозирование спроса на продукцию фирмы и объемов работ дает возможность определить перспективные размеры доходов и прибыли. Прибыль же создает определенные гарантии дальнейшему существованию фирмы, так как образованные на основе отчислений из прибыли резервные фонды позволяют снизить угрозу рисковых ситуаций и преодолеть негативные последствия в случае реализации угроз.
Важное значение прогнозированию рисков должно уделяться на транспорте как капиталоемкой, комплексной, многофункциональной отрасли, производственные процессы в которой сопровождаются повышенной опасностью. Прогнозирование рисков на транспорте должно базироваться на общих прогнозах развития отрасли и ее отдельных составляющих.
Координация деятельности по снижению рисков. Усилия руководителей по предотвращению или снижению рисковых ситуаций должны координироваться, согласовываться специалистами подразделения риск-менеджмента. Функция координации заключается в обеспечении согласованной работы субъектов управления рисками. Координации позволяет исключить противоречия, выделить главное звено и четко определить пути решения проблемы.
На транспорте большое значение для предотвращения экстремальных ситуаций имеет координация действий диспетчерских служб и экипажей транспортных средств. Она позволяет заблаговременно предвидеть развитие неблагоприятной ситуации и согласовать действия по ее предотвращению. Особенно важна координация при реализации риска форс-мажорных обстоятельств: криминогенных действий. природных катастроф и др.
Мотивация в риск-менеджменте. Она представляет собой побуждение исполнителей к выполнению действий по предотвращению или снижению негативных последствий рисковых ситуаций. Мотивация основана на выявлении стимулов эффективного управления рисками, а также средств для их реализации. Мотивы и стимулы являются основой для принятия решений об оптимальном уровне риска.
Необходимость мотивации обусловлена обязательным участием человека в действиях, связанных с риском. Именно человек совершает поступки, которые влияют на уровень риска. Поэтому в риск-менеджменте важно отыскание побудительных мотивов для снижения уровня риска. В качестве мотивов выступают потребности людей.
Направления деятельности по управлению рисками. Основной акцент в деятельности по управлению рисками делается на обоснование, выбор рациональных направлений и способов снижения риска, а также на непрерывный контроль за деятельностью по обеспечению безопасности. Наибольшей эффект достигается при объединении всех используемых средств, методов и мероприятий в единую систему управления рисками. Такая система должна отвечать следующим требованиям:
непрерывность действия;
плановый характеры координация действий;
целесообразность защитных мер с экономических позиций;
обязательность реализации запретительных мер.
Среди направлений деятельности по снижению вероятности реализации риска выделяются экономическое, организационное, инженерно-техническое. Каждое направление включает различные способы снижения риска.
Экономическое направление. Интересы обеспечения финансовой устойчивости и экономической безопасности предприятия должны учитываться при применении способов экономического воздействия на риски. Эти способы призваны снизить риски, связанные с нестабильностью экономической ситуации в стране, неблагоприятной динамикой технико-экономических показателей деятельности предприятия, колебаниями рыночной конъюнктуры, цен и валютных курсов, возможностью неплатежей и срывов договорных обязательств со стороны поставщиков н клиентуры и др. К основным способам снижения рисков экономического направления следует отнести диверсификацию, резервирование средств на покрытые непредвиденных расходов, лимитирование, страхование, хеджирование.
Диверсификация - это расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции и выполняемых услуг. Выживание транспортных фирм, особенно предприятий городского пассажирского транспорта, напрямую связано с развитием вспомогательных производств и услуг, в частности по ремонту подвижного состава сторонних организаций и индивидуальных владельцев, аренде помещений и транспортных средств и т.д. Это способствует снижению риска убыточности и повышению финансовой устойчивости.
Диверсификация находит широкое применение при формировании инвестиционного портфеля фирмы. Она является защитой от банкротства в случае возникновения убыточности одного из видов деятельности или одного из направлений вложения капитала.
При осуществлении финансовых операций предполагается разделение общей суммы денежных средств на части с последующим вложением в разные проекты. Финансовый риск будет значительно ниже, так как в случае неудачи одного проекта причиненный ущерб составит лишь некоторую часть от того, который 6ы возник при инвестировании и в этот проект всей суммы.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ управления рисками, который предусматривает создание запаса материальных или финансовых средств для обеспечения возможности функционирования предприятия в случае нарушений и сбоев в снабжении ресурсами или временных финансовых затруднениях. Фирма также должна резервировать средства для выплат ожидаемых потерь.
Лимитирование как способ управления рисками предполагает установление предельных размеров инвестиций, партий закупаемых материальных ресурсов, выдаваемых кредитов и др.
Страхование является одним из самых распространенных и широко используемых способов минимизации риска. При страховании часть риска переходит от страхователя к страховой компании (страховщику). В этом случае риск не уменьшается, а перераспределяется между участниками страхового договора. Согласно страховому договору страхователь (физическое или юридическое лицо) выплачивает страховой взнос в фонд страховой компании. При наступлении страхового случая (реализации риска) страховщик выплачивает компенсацию за убыток, нанесенный страхователю, в пределах определенной договором суммы.
Основными видами страхования на транспорте являются: страхование транспортных средств, страхование грузов, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование ответственности перевозчика, страхование пассажиров.
Хеджирование как способ снижения риска обеспечивает перенос риска изменения цены на товар или услугу на другое лицо. Хеджирование осуществляется посредством заключения срочных контрактов. Например, транспортное предприятие может заключить фьючерсный контракт на поставку топлива и других эксплуатационных материалов на длительный период по ценам сегодняшнего дня. В этом случае предприятие стремится снизить риски, связанные с повышением цен поставщиков в течение срока действия контракта.