Расчет погрузочно-разгрузочного пункта ТСК
6.6.1. Погрузочно-разгрузочные пункты ТСК
Погрузочно-разгрузочные пункты (ПРП) – это объекты, на которых производятся погрузочно-разгрузочные работы и оформление документов на перевозку грузов.
В состав ПРП входят:
• подъездные пути и площадки для маневрирования;
• складские помещения;
• весовые устройства;
• служебные и бытовые помещения;
• средства механизации ПРР – погрузочно-разгрузочные машины и механизмы (ПРМ);
• средства оперативной связи.
В зависимости от обслуживаемого объекта ПРП делятся на постоянные и временные.
Временные ПРП организуются для обслуживания объектов строительства, при уборке урожая и т.д.
Постоянные ПРП различают по назначению:
• грузовые автостанции (терминалы) непосредственно задействованы в технологической цепочке доставки груза автотранспортом;
• грузовые дворы железнодорожных станций обеспечивают передачу грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом;
• порты морского и речного транспорта являются сложными перегрузочными комплексами, обеспечивающими передачу грузов между несколькими видами транспорта;
• грузообразующие и грузоприемные пункты промышленных предприятий представляют собой склады готовой продукции или сырья и, как правило, оснащены стационарными ПРМ;
• грузоприемные пункты торговли и организаций бытового обслуживания рассчитаны на принятие небольших объемов груза и не оборудованы ПРМ
• ПРП транспортно-складских комплексов (кроме грузовых дворов железнодорожных станций и портов морского и речного транспорта).
На современных транспортно-складских комплексах количество ПРП зависит от количества складских помещений и от организации погрузочно-разгрузочных работ на ТСК.
6.6.2. Способы расстановки АТС для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на ПРП
Основным элементом погрузочно-разгрузочного пункта является погрузочно-разгрузочный пост, на котором происходит непосредственная погрузка или разгрузка АТС.
Несколько погрузочно-разгрузочных постов, расположенных рядом в пределах одной территории, образуют фронт погрузочно-разгрузочных работ, размер которого зависит от количества постов, габаритных размеров обслуживаемых АТС и их способа расстановки.
При перевозке тарно-штучных грузов наиболее распространены три способа расстановки АТС:
- боковая (поточная) расстановка (рис. 6.5);
- торцевая расстановка (рис. 6.6);
- ступенчатая (косоугольная) расстановка (6.7).
Рис. 6.5. Боковая расстановка АТС на ПРП: 1 – ПРП; 2 – место для погрузки (разгрузки); 3 – автомобиль |
Рис. 6.6. Торцевая расстановка АТС на ПРП: а – схема торцевой расстановки; б – погрузочно-разгрузочные посты при торцевой расстановке |
Рис. 6.7. Схема ступенчатой расстановки АТС
6.6.3. Расчет погрузочно-разгрузочных фронтов и площадки для маневрирования АТС на ПРП
При расчете погрузочно-разгрузочных фронтов и площадки для маневрирования АТС на погрузочно-разгрузочных пунктах необходимо учитывать способ расстановки автотранспортных средств при выполнении погрузочно-разгрузочных работ (ПРР).
Боковая расстановка удобна при организации поточной схемы движения ПС, что сокращает время на маневрирование и повышает безопасность работ. При этом увеличивается длина фронта ПРР и невозможно обслуживание АТС, погрузка или разгрузка которых может выполняться только со стороны заднего борта кузова. Длина фронта ПРР рассчитывается по формуле (см. рис. 6.8):
где Nп – количество постов;
La – габаритная длина АТС, м;
a – расстояние между АТС, м.
Расстояние между ПС, стоящим друг за другом, должно быть не менее 1 м.
Рис. 6. 8. Схема для расчета погрузочно-разгрузочного фрон-та и площадки для маневри-рования при боковой расстанов-ке АТС на ПРП |
Ширина проезда перед рампой определяется исходя из возможности свободного выезда АТС с любого поста, и приближенно ее значение можно определить по формуле
где Rнг – наружный габаритный радиус поворота ПС (определяется по
справочнику);
Квг – внутренний габаритный радиус поворота ПС (определяется расчетом);
Ba – габаритная ширина АТС, м;
с1 – зазор между ПС и рампой;
с2 – зазор между АТС при маневрировании.
Торцевая расстановка получила наибольшее распространение из-за возможности существенного сокращения длины погрузочно-разгрузочного фронта и удобства обслуживания автофургонов. Однако при таком способе расстановки ПС с прицепами их приходится обслуживать отдельно, что существенно увеличивает время на маневрирование и снижает безопасность работ. Длина фронта ПРР рассчитывается по следующей формуле (см. рис. 6.9)
где b – расстояние между АТС, м.
Значение b должно быть не менее 1,5 м.
Рис. 6.9. Схема для расчета погрузочно-разгрузочного фрон-та и площадки для маневри-рования при торцевой расстанов-ке АТС на ПРП |
Ширину проезда перед рампой приближенно можно определить по формуле
Ступенчатая расстановка является компромиссным решением между двумя предыдущими способами. Длина фронта ПРР рассчитывается по формуле (см. рис. 6.10)
Ширину проезда перед рампой приближенно можно определить по формуле
Расстояние b между автомобилями при ступенчатой расстановке должно быть не менее 1,5 м.
Расстояние между зданием и ПС, установленным для выполнения ПРР, должно быть не менее 0,5 м. Расстояние между ПС и штабелем груза должно быть не менее 1 м. К эстакаде ПС может подъезжать вплотную стороной, с которой выполняются ПРР.
Минимальное расстояние от движущегося автомобиля до границы проезда или стоящего автомобиля – 0,5 – 1,0 м. Ширину полосы движения автомобилей с прицепами необходимо принимать не менее 4 м.
При расположении крытых складов с одной стороны проезда, расстояние между складами и забором, ограничивающим территорию складского комплекса, должно быть не менее 16 м (при кольцевом движении транспорта) и 19 м (при тупиковом). При расположении складов с двух сторон от проезда расстояние между ними должно быть не менее 28 м (при кольцевом движении) и 35 м (при тупиковом).
Рис. 6.10. Схема для расчета погрузочно-разгрузочного фронта и площадки для маневрирования при ступенчатой расстановке АТС на ПРП
При проектировании тупикового проезда в его конце необходимо предусмотреть площадку для поворота АТС в виде кольца с внешним радиусом не менее 15 м.
6.6.4. Расчет пропускной способности погрузочно-разгрузочного пункта
Для рациональной организации погрузочно-разгрузочных работ необходимо:
• правильно рассчитать производительность погрузочно-разгрузочных машин или механизмов;
• определить необходимое число рабочих и механизмов, занятых на погрузочно-разгрузочных или складских работах;
• согласовать работу погрузочно-разгрузочных машин и механизмов (ПРМ) с задействованными АТС.
Производительность ПРМ непрерывного действия (конвейеров, роторных погрузчиков и т.п.), т/ч, для штучных грузов
где qi – масса одного грузового места, т;
V – скорость движения тягового органа, м/с;
ηи – коэффициент интенсивности работы (отношение времени работы к продолжительности рабочей смены);
а – шаг размещения груза, м.
Для грузов, идущих непрерывным потоком (навалочных), т/ч:
где F – площадь сечения потока груза, м2;
r – плотность груза, т/м3;
kβ – коэффициент ссыпания.
Для гидро- или пневмоустановок, т/м3:
где rв – плотность воды или воздуха, кг/м3;
m – концентрация груза в воде или воздухе, %;
Uв – расход воды или воздуха, м3/с.
Производительность ПРМ циклического действия, т/ч (м3/ч):
где qк – грузоподъемность (емкость) ковша или масса одновременно
поднимаемого груза, т (м3);
kv – коэффициент наполнения;
Т – продолжительность единичного цикла работы ПРМ, с;
kс – коэффициент совмещения операций, учитывающий возможность одновременного выполнения некоторых перемещений, например поворота и подъема стрелы.
Пропускная способность погрузочно-разгрузочного фронта – это максимальное число ПС (Ма) или груза (Мт), которое может быть погружено и разгружено в единицу времени (час, смену, год и т.д.). Этот показатель зависит от пропускной способности поста и их количества.
Пропускная способность поста может быть определена из следующих зависимостей:
tт – время погрузки или разгрузки 1 т груза;
ηи – коэффициент неравномерности прибытия ПС на ПРП.
Коэффициент неравномерности ηи учитывает отклонения от расчетного графика прибытия ПС под погрузку или разгрузку и может быть рассчитан по формуле
Производительность поста составит:
• в единицах ПС
• в тоннах
Число постов, необходимых для переработки заданного количества груза:
Условием равномерной работы погрузочно-разгрузочного пункта является равенство его ритма работы и интервала прибытия АТС.
.
Ритм работы ПРП рассчитывается по формуле
а интервал движения АТС
Исходя из равенства выражений R и I, число постов, необходимых для бесперебойного обслуживания прибывающих под погрузку или разгрузку АТС:
Если из этого соотношения выразить необходимое число АТС, то, учитывая, что tп(р) = tт qн γ, определяется АТС, прибывающих под погрузку или разгрузку на ПРП:
Вопросы для самопроверки к разделу 6
1. Основные этапы сооружения ТСК?
2. Какие работы выполняются при проектирование ТСК?
3. Что такое запас товаров?
4. Какие известны методы управления запасами?
5. Основные методы определения вместимости складов?
6. С чего начинается определение параметров ТСК?
7. В чем отличие внешних и внутрискладских грузопотоков?
8. Что понимается под вместимостью склада?
9. Какие площади рассчитываются при проектировании склада?
10. Какими методами определяется площадь склада?
11. Какой метод считается универсальным при определении площади склада?
12. Что понимается под планировкой склада?
13. Что такое погрузочно-разгрузочный пункт (ПРП) на ТСК?
14. Из каких элементов состоит ПРП?
15. Какие существуют способы расстановки АТС на ПРП при перевозке тарно-штучных грузов?
16. Преимущество ступенчатой расстановки АТС на ТСК?
17. Что необходимо для рациональной организации погрузочно-разгрузочных работ на ПРП?
18. Как определяется пропускная способность погрузочно-разгрузочного поста?
19. Каково условие равномерной работы погрузочно-разгрузочного пункта?
20. Что такое ритм работы ПРП?
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТСК
Требования пожарной безопасности на ТСК
7.1.1. Системы для обеспечения пожарной безопасности ТСК
Складские помещения отличаются большим многообразием хранящихся в них материалов.
Хранить в складах материалы и вещества необходимо с учетом их пожароопасных физико-химических свойств.
В соответствии с ГОСТ 12.1.044-89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения», а также нормами пожарной безопасности НПБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» склады принято подразделять на пять категорий (А, Б, В, Г и Д) в зависимости от пожарной опасности хранимых в них материалов.
• категория А (взрыво- и пожароопасные) – склады хранения и обращения горючих газов, лития, карбида кальция; помещения зарядных станций, щелочных и кислотных аккумуляторов;
• категория Б (взрыво- и пожароопасные) – склады баллонов с аммиаком, холодильники, работающие на аммиаке; склады хранения муки, сахарной пудры;
• категория В (пожароопасные) – склады хранения натурального и искусственного каучука и изделий из них; склады хлопка-волокна, шерсти, брезента, мешков, кожи, магния, титановой губки; склады леса, негорючих материалов (в том числе металлов) в горючей мягкой или твердой таре;
• категория Г – стационарные, специально оборудованные места для
производства сварочных и других огневых работ с несгораемыми
материалами, помещение котельных;
• категория Д – склады негорючих материалов и веществ в холодном состоянии при отсутствии мягкой или твердой сгораемой тары (упаковки); помещения мастерских, в которых производится обработка несгораемых материалов в холодном состоянии.
Такая классификация не в полной мере отражает специфические особенности процесса хранения и ограничивает возможности при выборе мер пожарной безопасности для складских помещений. Поэтому целесообразнее классифицировать склады пожароопасных веществ по принципу однородности хранимой продукции, а также в зависимости от опасности пожара или взрыва, возникающей при совместном хранении некоторых веществ и материалов. Требования пожарной безопасности по совместному хранению веществ и материалов приведены в ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования». Другие документы см. табл. 7.1.
Закрытые склады являются основным типом складских помещений. При определении допустимости хранения тех или иных веществ и материальных ценностей в закрытых складах учитывают степень огнестойкости, классы конструктивной и функциональной пожарной опасности последних.
Степень огнестойкости здания определяется огнестойкостью его строительных конструкций. Класс конструктивной пожарной опасности здания определяется степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании его опасных факторов.
Класс функциональной пожарной опасности здания и его частей определяется их назначением и особенностями размещаемых в них технологических процессов.
СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устанавливает четыре степени огнестойкости зданий (I-IV) и четыре класса конструктивной пожарной опасности (С0, С1, С2 и СЗ): непожароопасные, малопожароопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные (см. табл. 6.2). По функциональной пожарной опасности здания подразделяются на пять классов (Ф1-Ф5). Последний выбирается в зависимости от способов их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой. Например, складские помещения относятся к классу Ф5.
Рабочие помещения для сотрудников в зданиях складов I-III степени огнестойкости должны быть отделены несгораемыми стенами, перекрытиями и иметь самостоятельный выход наружу, а в складах IV степени огнестойкости должны располагаться вне таких складов.
Большое значение для пожарной безопасности имеет правильная планировка складского комплекса.
При расположении на территории нескольких зданий необходимо обеспечить четкое разделение на зоны с одинаковыми противопожарными требованиями.
Здания, где хранятся материалы с повышенной опасностью, располагают с подветренной стороны по отношению к другим зданиям.
Необходимо, чтобы между складскими помещениями имелись противопожарные разрывы в соответствии с нормами. Например, сооружения IV степени огнестойкости должны находиться на расстоянии 20 м друг от друга.
Противопожарные разрывы должны быть всегда свободны, не должны использоваться под складирование материалов, оборудования, упаковочной тары и стоянки транспорта.
К зданиям и сооружениям по всей длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны при ширине здания до 18 м и с двух сторон – при ширине более 18м.
Территория складского комплекса должна быть ограждена и иметь достаточное освещение согласно правилам устройства электроустановок.
Таблица 7.1