А — при отсутствии разделительной полосы на главной дороге; б — при наличии разделительной полосы
Методика проектирования канализированного пересечения заключается в последовательном проектировании траекторий движения по всем направлениям, разрешенным на пересечении. При этом исходя из того, что главное направление не должно испытывать помехи от движения поворачивающих потоков, все планировочные элементы располагают таким образом, чтобы они не оказывали влияние на прямое движение по главному направлению. Это достигается выполнением следующих правил: угол отклонения потока от первоначального направления должен быть менее 7°, скорость вливающихся в основной транспортный поток и выходящих из него автомобилей должна отличаться не более чем на 20% от средней скорости этого потока; все планировочные элементы должны быть удалены от кромки проезжей части главного направления на расстояние не менее 2,5 высоты окаймляющих их бортовых камней.
Интенсивность движения по главной дороге в двух направлениях, авт./ч | Длина участка торможения (м) при доле левоповоротного движения с главной дороги, % | |||
Последовательность проектирования полностью канализированного пересечения:
А — разграничение полос движения и зон для расположения направляющих островков; б—определение углов поворота съездов; в—проектирование правоповоротных съездов; г—проектирование левоповоротных съездов; д—расположение съездов на поверхности пересечения; е — общий вид канализированного пересечения.
Пересечение начинают проектировать с выбора типа планировочного решения и установления отдельных его элементов: угла пересечения осей улиц, радиусов правых и левых поворотов, ширины полос движения. Форму и размеры переходно-скоростных полос принимают в зависимости от интенсивности движения по главной улице. Для проектирования используют план улицы в масштабе 1:250 или 1:1500. На план наносят ряд линий, разграничивающих зоны, в которых будут расположены элементы планировочного решения. Эти линии имеют определенное значение (номера на линиях соответствуют очередности их нанесения).
Линии 1 и 2 ограничивают полосу шириной 4 м, где должны быть расположены разделительные островки на главной дороге. Положение линий относительно оси дороги соответствует размерам и положению островков на главной дороге. Линия 1 отстоит от осевой на расстоянии не менее 3 м, линия 2 — на 1 м. Линии 3 и 5 означают кромку проезжей части главной дороги. При устройстве разделительных островков на главной дороге ширина полосы движения должна назначаться с учетом необходимого уширения.
Линия 4 — внешняя кромка переходно-скоростной полосы. Ширина этой полосы назначается не менее 3,5 м.
На второстепенной дороге выбирают зону, где будет расположен центральный островок. Этот островок ограничивается линиями, которые образуют между собой угол 8°, а с осью дороги 2 и 6°. Вершина островка удалена от кромки проезжей части главной дороги на расстояние не менее 60 м .
Все полосы для поворачивающего движения на пересечении проектируют по коробовой кривой, параметры которой определяют через угол поворота j;.
Все полосы для поворачивающего движения проектируют в такой последовательности: определяют угол поворота j, по нему радиус R2, затем R1 и R3; по таблице определяют углы a1 и a3; a2= j1- a1- a3; рассчитывают положение начала и конца коробовой кривой, затем вписывают коробовую кривую и по радиусу R2 определяют ширину съезда В и очерчивают границы полосы. Этот алгоритм выглядит следующим образом:
ji® R2® R1; R3® a1, a3®a2= ji- a1- a3 ®AO, OB®вписывание коробовой кривой ®B ® очертание полосы.
Переходно-скоростные полосы располагают на главной дороге, начиная от конца коробовой кривой. Если по условиям движения требуется клинообразная полоса, ее внешнюю кромку располагают по касательной к коробовой кривой.
Расчетная скорость для поворачивающего движения на канализированных пересечениях не должна быть высокой: для левого поворота 15—20 км/ч; для правого 20—25 км/ч. Этому условию соответствуют коробовые кривые, у которых радиус центральной дуги R2³ 20 м для v=25 км/ч и 10 м< R2<15 м для v = 15 км/ч.
Разделительные островки на главной дороге располагают за пределами коробовых кривых, очерчивающих левоповоротные съезды. Размеры этих островков определяют с учетом интенсивности левоповоротного потока и транзитного движения по главной дороге. Интенсивность отгона ширины островка должна быть не более 1:30.
Если на главной дороге имеется центральная разделительная полоса, то для левого поворота проектируется только зона Lт).
Неиспользуемые для движения зоны на поверхности пересечения должны быть закрыты газоном. Эти зоны образуют направляющие островки. Контуры островков и их расположение на проезжей части строго определены очертаниями полос движения, поэтому сдвигать эти островки или произвольно менять их очертания недопустимо. Размеры островков на второстепенной дороге, полученные при проектировании полос для поворачивающего движения, носят название геометрические. Физические размеры островков несколько меньше. Для устранения влияния их на режим движения по главной дороге линию бортового камня следует удалить от кромки проезжей части на расстояние не менее 1,5 м. На второстепенной дороге физическая граница островка удалена от геометрической на расстояние не менее 0,5 м. Все углы островков, направленные на встречу движению, должны быть скруглены кривыми радиусом 1 м.