Коэффициент ажурности - отношение площади облиственной части полосы к ее общей площади на фронтальной проекции.


Таблица 7

Газозащитная эффективность полос зеленых насаждений

Типы полосы Ширина, м Коэффициент ажурности Газозащитная эффективность полосы при высоте деревьев, м
8-10
Однородная посадка деревьев с однородным кустарником 4-6 0,2-0,4 17-28 18-29 20-32 22-34
Двухрядная посадка деревьев с двухрядным кустарником 8-10 0,4-0,7 28-41 29-43 32-47 34-50
Трех-,четырехрядная посадка деревьев с двухрядным кустарником 10-15 0,5-0,8 33-45 34-47 37-51 40-55
Пяти-,шестирядная посадка деревьев с четырехрядным кустарником 20-30 0,7-1,0 37-48 38-50 42-55 45-60

С увеличением густоты посадок газозащитное действие их сначала резко повышается, а затем несколько ослабевает (см. рис. 12). Это следует учитывать при выборе конструкции защитной полосы в тех случаях, когда поперечные профили улиц при их ре­конструкции не позволяют создавать древесно-кустарниковые насаж-

Коэффициент ажурности - отношение площади облиственной части полосы к ее общей площади на фронтальной проекции. - student2.ru

дения с коэффициентом ажурности, близким к I. Это больше всего относится к магистралям, ширина которых жестко определена зданиями административного назначения, уникальными архитектурными объектами, культурно-историческими памятниками. В этих условиях необходимо стремиться к размещению между проезжей частью и жилой застройкой зеленых насаждений такой плотности и высоты, которые соответствуют отрезку наиболее крутого подъема кривой газозащитной эффективности. В результате достигается экономия территории, отводимой для озеленения, без заметного ослабления газозащитного эффекта.

Наиболее выгодной по конструкции является непродуваемая полоса с коэффициентом ажурности в нижнем ярусе 0,7-1 при по­степенном уменьшении плотности к вершине. Ближе к проезжей части высаживаются деревья и кустарники меньшей высоты, затем высота посадок увеличивается.

Насаждения для уличного озеленения должны быть достаточно газоустойчивыми. Этим требованиям отвечают клены ясенелистный и татарский, тополь канадский, ясень обыкновенный, айлант, акация белая, жимолость. В примагистральные полосы необходимо включать ряды деревьев и кустарников из вечнозеленых пород (туя западная, можжевельники и др.) с учетом ослабления газо-защитного эффекта лиственными породами в морозный период года.

При подборе состава насаждений в полосах необходимо учитывать конкурентные взаимоотношения отдельных пород между собой в процессе роста, выделять главные породы, дополнительные и декоративные (отделочные). Для обеспечения быстрейшего вступления в работу посадки должны быть быстрорастущими.




Коэффициент ажурности - отношение площади облиственной части полосы к ее общей площади на фронтальной проекции. - student2.ru

Введение газозащитных полос зеленых насаждений в поперечный профиль улиц в дополнение к фронтальной застройке вносит существенные изме­нения в распределение концентраций СО как перед зданиями, так и во внутри-квартальном пространстве (рис. 13). Максимальное снижение уровня загазованности в зоне пешеходного движения и у нижних этажей зданий по их внешнему фасаду наблюдается при достижении посадками высоты, равной половине высоты здания. Непродуваемая полоса снижает уровень концентрации СО от 130-150 до 20% в пешеходной зоне и от 100-150 до 20-90% в пределах нижних пяти этажей девятиэтажного здания.

Г Газозащитное действие зеленых насаждений на внутриквартальное пространство наблюдается при высоте полос более 0,5 Н, а при равенстве высот полосы и здания отмечается максимальное снижение концентраций СО, которое составляет по дворовому фасаду 20% для продуваемой и 50% для плотной конструкции от уровня, фиксируемого без озеленения.

При проектировании зеленых насаждений необходимо иметь в виду тот факт, что невысокие разреженные посадки древесно - кустарниковых групп и отдельных деревьев на наветренной стороне улиц (по отношению к господствующим ветрам) способствуют более эффективному очищению воздуха над проезжей частью, чем сплошные малопродуваемые полосы, поэтому плотные и равномерно-ажурные посадки рекомендуется применять для защиты застройки, расположенной с подветренной стороны магистралей.

В процессе роста посадок происходит их самоизреживание, из-за чего экранирующие свойства их ослабляются. Переформирование неравномерно ажурных и недостаточно эффективных продуваемых полос в плотные достигается применением рубок ухода (санитарные рубки, прочистки, рубки омоложения, стрижки).

Экспериментально установлено, что газозащитная система зеленая зона - фронтальная застройка наиболее чувствительна к изменениям высоты насаждений (см. рис. 13), поэтому соответствующие участки магистралей необходимо озеленять такими породами деревьев, которые легко переносят обрезку стволов и дают много побегов на штамбах. Для этой цели подходят тополя, клены (остролистный и ясенелистный), ясень, липа, ива, гледичия, белая акация, вяз (обыкновенный, перистоветвистый и мелколистный). Наилучшее время рубок и прочисток - летний период, когда деревья и кустарники находятся в облиственном состоянии, что позволяет правильно отбирать ветви и отдельные растения для их удаления.

Внедрение градостроительных мероприятий по оздоровлению воздушной среды на стадии ПДП жилых районов, при проектировании городских улиц и разработке дендропроектов необходимо осуществлять на основе комплексной оценки проектного решения с учетом шумового режима, микроклимата, архитектурно-ландшафтных условий и функциональных требований к организации жилой застройки.

Оценка загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта.

Гигиеническая оценка проектных решений жилых районов и микрорайонов с точки зрения чистоты воздушной среды дается на основе анализа карт загазованности территорий жилой застройки отработавшими газами.

Потоки автомобильного транспорта представляют собой систему линейных источников выброса, формирующих начальную зону загрязнения непосредственно на улично-дорожной сети. Затем за счёт силы ветра и посредством молекулярной диффузии загрязнения распространяются на прилегающие жилые территории, поэтому при прогнозировании ожидаемого загрязнения воздушной среды учитываются как транспортно-градостроительные, так и метеоро­логические факторы.

Концентрация компонентов отработавших газов в воздухе автомагистралей устанавливается при достижении баланса между интенсивностью поступления загрязнителей в воздушный бассейн и интенсивностью их рассеивания через поверхность, ограничивающую уличное пространство.

Поступление загрязнителей определяется количеством веществ, выбрасываемых каждым автомобилем на единицу пути, и числом автомобилей, проходящих этот участок в единицу времени. Рассеивание компонентов, выбрасываемых на небольшой высоте, определяется, главным образом, скоростью ветра и температурным градиентом, а также размерами поверхности, через которую осуществляется диффузия.

За начальную концентрацию вредного вещества в воздухе го­родских улиц принимается максимально разовая концентрация на высоте 1,5 м у бордюра проезжей части.

Выражение для начальной концентрации вредных веществ, со­держащихся в выбросах автомобилей, записывается в виде:

q = qПГ · (1– К) + qПК · К,

где qПГ - начальная концентрация вещества на участке с установившейся скоростью потока (середина перегона);

qПК - то же, у линии «стоп» (при регулируемом движении);

К- коэффициент изменения концентрации по длине перегона (0 ≤К ≤1).

Одним из наиболее токсичных компонентов, широко встречающихся в воздухе городских улиц, является окись углерода. Начальная концентрация этого вещества в середине перегона определяется по формуле:

qПГ = Коэффициент ажурности - отношение площади облиственной части полосы к ее общей площади на фронтальной проекции. - student2.ru ,

где N - интенсивность движения автомобилей, ед/ч (N≥200);

F - коэффициент изменения концентрации за счет скорости движения и состава потока ,

F= 10-4 *1,75 (10-2*1,43p+1) V2- 10-2*2,67 (10-3 5,14р+ 1)V+1,

V - скорость потока, км/ч (V ≥ I5);

р - процент грузовых автомобилей (5 ≤ р ≤ 100);

B - средняя высота застройки и ширина улицы, м

(0 ≤ H/B ≤1);

U - средняя за рассматриваемый период года скорость ветра, перпендикулярного магистрали (расчеты ведутся отдельно для каждой стороны улицы), м/с;

φ - коэффициент приведения скорости ветра, измеренной на метеостанции, к 1,5-метровой высоте (для флюгера на высоте 10 м φ = 0,73);

k - коэффициент снижения скорости ветра в застройке (табл.).

Значение коэффициента k

Н/В 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9
k 0,97 0,9 0,78 0,65 0,5 0,5 0,37 0,26 0,11 0,06

При расчете уровня загрязнения интенсивность движения автомобилей из физических единиц переводится в единицы объема выбросов автотранспорта (ед/ч) по формуле:

Nог = Nф · Коэффициент ажурности - отношение площади облиственной части полосы к ее общей площади на фронтальной проекции. - student2.ru ,

где Nor и Nф - интенсивность движения автомобилей в единицах

выброса отработавших газов и в физических единицах;

pi, pj, γi, γj - доля автомобилей i -го и j -го типов в потоке (%) и коэффициенты приведения автомобилей к расчетному виду соответственно в еди­ницах объема газов и физических единицах (табл.).

Концентрация СО у линии «стоп» рассчитывается по формуле:

qПК = Коэффициент ажурности - отношение площади облиственной части полосы к ее общей площади на фронтальной проекции. - student2.ru .

Значение коэффициента К выбирается из табл. в зависимости от количества автомобилей в очереди к концу красной фазы светофора и расстояния от расчётной точки до линии «стоп» (L).

Наши рекомендации