Факторы, связанные с транспортным средством
Рис. 1.7. Средний риск ранения при различных способах передвижения
Факторы, связанные с дорогой
Среднее соотношение между радиусами горизонтальных кривых и числом ДТП с пострадавшими на 1 млн. авт.-км следующее:
Радиус кривой Относительный риск ДТП
Прямой участок…………………………………………………………..1
400 м и более……………………...…………………………………..1,5 - 2
400...200 м………………………………………………………………2 - 4
200...100 м………………………………………………………………4 - 8
Число пересечений и примыканий Относительный риск ДТП
на 1 км дороги
0 - 5…………………………………………………………………………1
6 – 15…………………………………………………………………1,25 - 2,5
16 – 30………………………………………………………………..1,75 - 3
30 и более…………………………………………………………….2,5 - 6
Таблица 1.5
Зависимость числа ДТП от скорости движения на перекрестке
Изменение средней скорости движения, % | Изменение числа ДТП с ранеными, % | Изменение числа ДТП с погибшими, % |
+15 | +(35...45) | +(70...80) |
+10 | +(20...30) | +(50...60) |
+5 | +(10...15) | +(20...30) |
-5 | -(10...15) | -(15...25) |
-10 | -(15...25) | -(30...40) |
-15 | -(25...35) | -(40...50) |
Примечание. Знак «+» - увеличение, знак «-» - уменьшение.
Факторы, связанные с внешней средой
Влияние состояния дорожного покрытия на относительный риск ДТП следующее:
Состояние дорожного покрытия Относительный риск ДТП
Сухое чистое…………………………………………………………………….…1
Влажное чистое…………………………………………………………………..1,3
Грязное……………………………………………………………………………1,5
Покрытое твердым снегом……………………………………………………….2,5
Покрытое снегом и льдом………………………………………………………..4,4
Уровень транспортной Относительный риск ДТП
перегруженности на дорогах (число ДТП на 1 млрд. авт.-км)
общего пользования
Менее 0,8…………………………………………………………………..47,8
0,8 – 1………………………………………………………………………60,5
1,08 - 1,25…………………………………………………………………..78
1,258 - 1,5…………………………………………………………………..80,6
1,58 - 2……………………………………………………………………...89,7
Более 2………………………………………………………………..…….103,9
Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения
Деятельность по обеспечению эффективного функционирования системы водитель – автомобиль - дорога - среда
С позиции системного подхода деятельность по обеспечению эффективного и безопасного функционирования системы водитель - автомобиль - дорога - среда может быть рассмотрена как последовательность действий, осуществляемых на трех уровнях управления, конечной целью, которой является безопасность дорожного движения (рис. 1.8):
1-й уровень предусматривает создание системы законодательных и иных нормативных правовых актов, а также стандартов на транспортные средства и технические средства организации дорожного движения, строительных норм и правил на автомобильные дороги, технических регламентов, содержащих общие требования безопасности по всем компонентам системы водитель - автомобиль -дорога - среда;
2-й уровень предусматривает непосредственную реализацию требований системы законодательных и иных нормативных правовых актов 1-го уровня в процессе создания транспортных средств, строительства, реконструкции и содержания дорожной сети, организации дорожного движения, а также при подготовке водителей и обучении населения правилам безопасности дорожного движения;
3-й уровень предусматривает организацию контроля функционирования всех компонентов системы водитель – автомобиль – дорога - среда в процессе дорожного движения и принятие соответствующих мер для поддержания должного уровня безопасности системы.
Рис. 1.8. Схема управления системой водитель – автомобиль – дорога - среда
Рис. 1.9. Структура деятельности по организации дорожного движения
Программы повышения безопасности дорожного движения
Рис. 1.10. Изменение численности погибших в результате ДТП по странам с наилучшими показателями безопасности дорожного движения в мире: o - 1996 г.; n - 2001 г.
Таблица 1.6