Непреднамеренное раскрытие ПЗ
Причины:
Невнимательность, рассеянность парашютиста, во время совершение прыжка.
Признаки:
Срабатывание прибора ППК-У, открытие ПЗ на высоте 300м.
Действия парашютиста:
В случае если ПЗ еще не успел наполниться, собрать его и зажать между коленок, продолжать снижение в таком положении до высоты 100м, затем отпустить ПЗ и готовиться к приземлению.
Если ПЗ начал наполняться, не пытаться его погасить, дать парашюту наполниться.
После наполнения, снижение на двух куполах, обеспечить развал куполов.
«ПРИЗЕМЛЕНИЕ НА ПРЕПЯТСТВИЯ»
Особые случаи на приземлении.
При совершении учебно-тренировочных прыжков с парашютом парашютист может случайно оказаться над лесом, зданиями, проводами высокого напряжения и другими местными предметами.
Действия по предотвращению приземления на препятствия.
Во всех случаях предполагаемого попадания на препятствия должен методом скольжения попытаться отойти от него. Если этого сделать не удалось, следует хорошо сгруппироваться, свести ноги вместе и встретить препятствие полными ступнями ног.
Приземление на лес.
При спуске на лес парашютист должен на высоте 100-150 м развернуться по ветру и встретить препятствие полными ступнями ног, предохраняя лицо от ударов о стволы и ветви деревьев.
При зависании на высоком дереве парашютист самостоятельно принимает меры к безопасному спуску на землю.
В этом случае необходимо раскрыть запасной парашют и по его стропам и куполу спуститься на землю.
При этом, сначала поглубже усесться в подвесную систему. Затем расстегнуть грудную перемычку и лишь после этого расстегивать ножные обхваты.
Приземление на крышу.
При попадании на середину крыши надо быстро освободиться от подвесной системы и удержаться на здании.
В случае приземления на край крыши нужно, не допуская гашения купола, быстро прыгнуть вниз.
Приземление на стену здания.
- Встретить стену плотно сомкнутыми ступнями ног параллельно препятствию.
- Оттолкнуться от препятствия и приготовиться к жесткому приземлению.
- В случае попадания в окно закрыть лицо руками венами вовнутрь, встретить переплет плотно сомкнутыми ступнями ног.
Приземление на ВВП.
- Быстро собрать парашют и покинуть место приземления по кратчайшему пути.
- В том случае, если происходит взлет или посадка самолета – повернуться к нему лицом и поднять вверх правую руку.
- Ни в коем случае не бегать перед ЛА – ждать пока летчик «обойдет».
Приземление на место старта.
- Громким голосом подать команду «воздух».
- Обеспечить безопасное приземление.
- В случае попадания на человека или препятствие – ногами оттолкнуть его.
Приводнение.
- Поправить глубоко под бедра главную круговую лямку подвесной системы.
- Отстегнуть и перевести на бок запасной парашют в сторону противоположную расположению вытяжного кольца.
- Отстегнуть карабины ножных обхватов, а затем грудной перемычки.
- При касании воды выпрямиться в подвесной системе, подняв руки вверх, и выскользнуть из нее.
- Для предотвращения запутывания в стропах, после приводнения парашютист должен выплывать в сторону, противоположную сносу.
Запасной парашют можно использовать как спасательное средство.
Протаскивание при приземлении:
Приземлившись надо быстро погасить купол, для этого необходимо взять две – три нижние стропы и энергично натягивать их перебирая руками, пока купол полностью не погаснет
Купол парашюта после приземления можно погасить способом забегания за купол.
Т№18. Назначение и конструкция наземной тренировочной аппаратуры для выработки навыков при выполнении УТПП.
(4 часа)
Перед прыжками с парашютом из военно-транспортных самолетов проводится тщательная и всесторонняя наземная отработка элементов прыжка.
Занятия по наземной отработке прыжка с парашютом проводятся в специально оборудованном парашютно-спортивном городке - территории с комплексом снарядов, позволяющих отработать все элементы прыжка, начиная с одевания парашюта и кончая приземлением.
На макетах самолетов отрабатывается посадка парашютистов в самолет, размещение, зацепление удлинителей и другие действия парашютистов по сигналам и командам, подаваемым в самолете для совершения прыжка с парашютом. Особое внимание уделяется отработке отделения от самолета, (см. тема № 12)
Парашютные трамплины предназначены для выработки навыков у парашютистов правильного приземления. Каждый трамплин имеет три площадки расположенные на высотах 1м, 1,5м, и 2м от земли. Прыжок с верхней площадки дает ощущение удара примерно равного удару при реальном приземлении с парашютом.
На стапелях для подвесных систем отрабатываются все действия парашютиста в воздухе-с раскрытия парашюта до изготовки к приземлению – осмотр купола парашюта, заправка главной лямки подвесной системы ориентировка в воздухе, развороты по ветру, раскрытие запасного парашюта, изготовка к приземлению. Кроме того, на стапелях отрабатывается управление куполом в воздухе и действия парашютиста при прыжках с оружием и на воду.
На всех занятиях, на всех снарядах парашютно-спортивного городка необходимо строго соблюдать меры безопасности. Занятия проводить только под контролем инструктора.
Действия парашютиста в воздухе:
· После отделения производится отсчет времени: 121, 122, 123…
· Выдергиваем кольцо на полностью вытянутые руки, под слово «кольцо».
· Продолжаем отсчет времени: 124, 125, 126…
· Почувствовав динамический удар, говорим «купол» и осматриваем его.
· Осмотрев купол (83 кв.м) и убедившись, что он правильно наполнился и работает исправно- аккуратно вытаскиваем стропичку разблокирования прибора ППК-У на ПЗ.
· Осматриваемся по сторонам и напоминаем о стропичке другим парашютистам прыгающем в одном заходе словом «стропичка».
· Вставляем кольцо в карман на подвесной системе (или оставляем на руке).
· Садимся удобнее в подвесной системе;
· Тренируемся в разворотах в подвесной системе (вправо-влево);
· Тренируемся в скольжении купола (во все четыре стороны);
· Ориентируемся в воздухе, определяем место вероятного приземления;
· На высоте 100-150 метров готовимся к приземлению.
Изготовка к приземлению, приземление:
· Ноги сведены вместе, полусогнуты в коленях и напряжены, ступни параллельно поверхности земли, носки ступней ног выглядывают из-под запасного парашюта;
· Земля набегает строго под ноги;
· Руки находятся на лямках подвесной системы;
· Взгляд направлен вперед под углом 25*-30*- или 30-40 м вперед;
· Угол выноса ног зависит от скорости ветра у земли;
· На высоте 100-150 метров парашютист должен приготовиться к приземлению: проверить положение ног, определить направление сноса, развернуться по сносу и удерживать такое положение до касания земли с последующим перекатом на бок либо падением (на левый бок).
Снижение с высоты 100-150 метров происходит, примерно 20-25 сек.
· Если приземление происходит строго по сносу, то парашютист удерживает руки на задних лямках и на высоте 5-6 метров подтягивается на них для смягчения силы удара при приземлении с последующим перекатом или падением на бок.
После приземления парашютист отстегивает запасной парашют, освобождается от подвесной системы и начинает сборку основного купола. Для этого парашютист заходит в вершину купола, вытягивает его и вытряхивает пыль (зимой - снег), сворачивает купол по ширине сумки. Затем разворачивает сумку и кладет в нее парашют в следующем порядке: положить ранец параллельно боковой поверхности сумки прибором вверх, по одну сторону ранца кладется купол и стропы, по другую подвесная система. Стропы заранее собраны скользящей петлей «косичкой».
Т19. Особенности психологической подготовки парашютиста к выполнению прыжков с задержкой в раскрытии парашюта.
(2часа)
В повседневной жизни человек практически не встречается с необходимостью падать, вращаться с большой скоростью в различных плоскостях, поэтому его вестибулярный аппарат в обычных условиях обеспечивает правильную ориентацию, за счет ощущения силы тяжести, действующей постоянно в одном направлении, силы инерции при горизонтальном перемещении и зрительного восприятия окружающих предметов, сигнализирующих о положении тела относительно земли. Постоянное восприятие этих факторов в различных позах человека (стоя, в движении, сидя, лежа), а также непрерывная информация о положении тела человека, идущая от различных анализаторов, создает динамический стереотип, который недостаточно приспособлен для ориентации в условиях падения и вращения. Ломка стереотипа и выработка нового сопровождаются бурными психическими реакциями («дух замирает», наступает оцепенение или дезорганизуется психическая деятельность).
В свободном падении у начинающего парашютиста ранее выработанный стереотип нарушается
За счет того, что временно пропадает ощущение веса (в падении парашютист испытывает состояние невесомости, особенно в начальный момент падения до установления скорости равновесия примерно 8 -10 сек.), а информация от зрительного восприятия из-за отсутствия опыта ориентировки в условиях стремительного падения, вращения тела и чрезмерной психической напряженности или затруднена или отсутствует совсем (на пример, когда парашютист, испытывает чувство боязни, страха, падает с закрытыми глазами).
Ориентация в свободном падении может осуществляться за счет других факторов: направление, скорости перемещенья воздушного потока и силы его давления на тело парашютиста. Однако психическая напряженность, вызванная падением и вращением тела, не позволяет начинающему парашютисту воспринимать эти факторы и ориентироваться по ним.
Потому первым этапом в обеспечении элементарных условий для ориентации является снятие психической напряженности, вызванной падением и вращением тела в пространстве. Отрабатывая фиксированные перевороты вперед и назад на допинге, делая подскоки, повороты на 180-360*, сальто вперед и назад на батуте выполняя вращение на центрифуге в различных плоскостях, парашютист тем самым снимает некоторую напряженность, сопровождающую процесс падения и вращения. В ходе выполнения спортивных специальных упражнений парашютист приобретает также навыки кратковременной ориентации относительно первоначального положения своего тела. Снимается и часть напряженности, которая вызвана отсутствием ориентировки.
Психологическая подготовка, как начинающих парашютистов, так и опытных спортсменов не ограничивается только рамками программы наземной подготовки. Этот процесс идет постоянно.
Парашютисты нуждаются в психологической мобилизации непосредственно перед выполнением, как первого, так и последующих прыжков.
Т22. Предупреждение парашютных происшествий, инцидентов и травматизма. Анализ происшествий и инцидентов при проведении прыжков (2 часа).
Профилактические меры по предупреждению особых случаев
В целях предупреждения возникновения особых случаев при выполнении прыжков с парашютом необходимо:
1. Неукоснительно соблюдать требования документов, регламентирующих парашютную подготовку.
2. Постоянно заниматься психологической подготовкой парашютистов.
3. Исключить допуск к выполнению прыжков парашютистов, имеющих слабую психологическую, теоретическую и практическую подготовку, а также недисциплинированных парашютистов.
4. Допускать к прыжкам парашютистов только после полного усвоения ими задания на прыжок, отработки на земле элементов прыжка, четких и грамотных действий в особых случаях при выполнении прыжков с парашютом независимо от их спортивного уровня.
5. Тщательно контролировать укладку парашютов, подготовку парашютов и снаряжения к прыжкам.
6. Осуществлять тщательный контроль готовности парашютистов на линии стартового осмотра.
7. Инструктировать парашютистов перед выполнением прыжков независимо от уровня подготовки.
8. Строго соблюдать порядок размещения парашютистов в летательном аппарате согласно задания и очередности выполнения прыжков.
9. Выпускающему парашютистов неукоснительно выполнять свои функциональные обязанности.
10. Производить грамотный анализ метеорологической и воздушной обстановки и возможность их изменения в процессе выполнения прыжков.
11. Производить грамотный расчет прыжка и определение точки выброски.
12. Контролировать состояние площадки приземления.
13. Контролировать готовность всех средств обеспечения.
14. Перед выполнением прыжков производить инструктаж личного состава, в случае каких-либо изменений в выполнении прыжков своевременно информировать об этом личный состав.
15. После выполнения прыжка парашютистом произвести тщательный разбор прыжка с указанием конкретных ошибок и дать рекомендации по их устранению.
16. Допуск к выполнению парашютистом повторных прыжков производить только после отработки на земле элементов прыжка согласно данных замечаний и рекомендаций, и усвоения задания на прыжок.
17. По окончании прыжков с парашютом производить разбор прыжков со всем личным составом с указанием конкретных замечаний и дачей рекомендаций по их предупреждению.