Классификация аварийной обстановки по этапам прыжка.
· «В ЛА»
- отказ ЛА;
- раскрытие ранца в ЛА.
· «ОТДЕЛЕНИЕ от самолета»
- зависание за самолетом;
- захват стабилизирующего парашюта.
· «ОТКРЫТИЕ парашюта»
- полный отказ;
- частичный отказ;
- «дуга».
· «ПАРАШЮТИРОВАНИЕ»
- схождение парашютистов в воздухе;
- непреднамеренная отцепка свободного конца:
- восходящие и нисходящие потоки;
- непреднамеренное открытие ПЗ.
· «ПРИЗЕМЛЕНИЕ»
- лес;
- овраги;
- ЛЭП;
- здания;
- приводнение;
- протаскивание;
- ВПП;
- вне площадки приземления.
«В ЛА»:
Отказ в работе мат. части ЛА:
При отказе в работе мат части ЛА исход аварийной ситуации будет зависеть от слаженности во взаимодействии командира ВС, выпускающего инструктора и парашютистов, находящихся на борту ЛА, группы руководства полетами.
Во всех случаях лица находящиеся в ЛА должны помнить:
1. При отказе в работе мат. части ЛА до высоты – 200м:
- Командир ВС будет готовиться к вынужденной посадке;
- Выпускающий инструктор на борту ЛА должен быстро отсоединить карабины камер от удлинителей или карабины вытяжных веревок от троса в ЛА, открыть входную дверь и быть готовым к эвакуации парашютистов с борта ЛА без суеты и паники:
- Парашютисты после эвакуации из ЛА должны отбежать в сторону от него на безопасное расстояние, на случай если ЛА загорится.
2. При отказе работы мат. части ЛА на высоте 200-500м;
- Командир ВС должен принять решение на посадку ЛА на аэродром или десантирование парашютистов в один заход;
- Выпускающий в зависимости от типа парашюта, способа его введения в работу принимает решение на десантирование на ПЗ или основных парашютах, беря во внимание ТТД парашютов.
- Парашютисты должны помнить о близком нахождении друг от друга при снижении и возможном схождении снижающихся парашютистов, и о вероятном снижении и приземлении на препятствия.
3. Отказ в работе мат. части ЛА на высоте более 500м:
- Десантирование возможно на площадку приземления или на безопасную площадку вне аэродрома в один заход. Выпускающий работает четко, а парашютисты должны быть более внимательны и осмотрительны в воздухе и при приземлении, особо обратив внимание на способ введения парашюта в работу и возможные отказы в работе парашютов.
Непреднамеренное раскрытие ранца (ПЗ) в ЛА:
· Быстро взять в руки вытяжной парашют и все, что выпало, сесть как можно дальше от двери. Следовать указаниям выпускающего инструктора. Снижение и приземление в ЛА.
· Вытяжной парашют за бортом ЛА, вытягивается купол – немедленно отделиться от ЛА.
«ОТДЕЛЕНИЕ от самолета»
Зависание за самолетом:
Причины:
· Неправильная укладка парашюта;
· Неправильное отделение;
· Преждевременное раскрытие парашюта;
· Нарушение режима пилотирования летательного аппарата.
Признаки:
· Сильный рывок;
· Зависшего парашютиста тянет по горизонту, с вращением или без;
· При попытке осмотра купола парашютист обнаруживает следующее:
- рядом находится летательный аппарат (не дальше чем в 15 м);
- наблюдаются отдельные части парашюта: вытяжная веревка или соединительное звено, купол и стропы парашюта.
Действия парашютиста:
Главное в такой ситуации не паниковать и не терять самообладание!
· Установить зрительный контакт с выпускающим инструктором и постоянно держать его в поле зрения.
· Стабилизироваться в потоке воздуха. Для этого парашютист выставляет руки под углом 45 градусов к туловищу.
· На борту самолета имеются средства для оказания помощи зависшему парашютисту: веревка длинной 21м - рассчитанная на нагрузку не менее 900кгс, с карабином, крюком и грузом в виде мешка с песком массой 2-3 кг, а также нож на шнуре длинною 20м с грузом массой 0,5-1 кг. Либо фал длинною - 28 м с карабином на конце и передвижным грузом, а также привязан нож на стропе, длинною 1 м.
· Первое что постараются сделать – это втянуть зависшего парашютиста на борт самолета. Ему подают фал, он цепляет его за D-образную пряжку на грудной перемычке. Парашютиста втягивают на борт. Если это невозможно, то парашютиста обрезает выпускающий инструктор (при условии, если парашютист принял правильное положение для раскрытия ПЗ).
· Второй вариант – парашютист обрезается сам. Для этого он в начале обрезает нож от стропы, затем фал с карабином, затем свободные концы по диагонали, начиная с заднего. Последний свободный конец отрезается по команде инструктора. Убедившись что, находится в свободном падении, парашютист выбрасывает нож и открывает ПЗ.
· Если все вышеперечисленные попытки к нормальному исходу не привели, то самолет идет на снижение на мягкий грунт – летом (водную акваторию), глубокий снег зимой, или на склон оврага и парашютиста будут обрезать на высоте 0,20-0,25 м от земли. Для этого парашютист должен разблокировать прибор ППК-У на ПЗ, чтобы он не сработал на высоте 300 м и не привел к катастрофе самолета.
* Задача инструктора рассказать и показать, на примере, как правильно раскрыть запасной парашют, какую принять позу для раскрытия:
- левую руку положить на клапана ранца ПЗ;
- ноги плотно сжать вместе;
- взглядом найти вытяжное кольцо ПЗ и взяться за него правой рукой;
- вывернуть кольцо из кармана вверх и вправо;
- выдернуть вытяжное кольцо на полностью вытянутую руку, по ходу шланга.
- руку с кольцом отвести к туловищу, к бедру.
Захват стабилизирующего парашюта:
Причины:
Неправильное отделение от ЛА.
Признаки:
Отсутствие динамического удара, нарастающая скорость, свист в ушах, беспорядочное падение.
Действия парашютиста:
Попытаться освободить стабилизирующий купол от зацепления, если не удалось - открыть ПЗ (способ открытия ПЗ, смотри выше).
«ОТКРЫТИЕ парашюта»
Полный отказ:
Причины:
Не закрепление карабина за трос или удлинитель в самолете, само отцепка карабина, обрыв троса в самолете, обрыв карабина, неправильная укладка парашюта, не довыдергивание вытяжного кольца, смерзание кромки купола или строп.
Признаки:
Отсутствие динамического удара, нарастающая скорость, свист в ушах, беспорядочное падение.
Действия парашютиста:
Занять исходное положение к раскрытию ПЗ, и открыть его (способ открытия ПЗ, смотри выше).
Частичный отказ парашюта:
Частичный отказ парашюта – это не нормальное вступление в работу купола основного парашюта. Т.к. в данной ситуации вертикальная скорость падения парашютиста превышает допустимую (5 м/с), и не является нормальной для безопасного приземления.
К частичному отказу относятся:
- Перехлест купола (перехлест с вращением);
- Сильный порыв купола;
- Обрыв строп.
Во всех этих случаях парашютист должен в первую очередь правильно определить вертикальную скорость снижения. Это можно сделать, оценив свою скорость относительно находящихся рядом парашютистов, или методом плевка.
Причины:
При перехлесте – неграмотная, бесконтрольная укладка или раннее открытие основного парашют в потоке за самолетом. При порыве купола – зависание за самолетом или механическое повреждение, от длительной эксплуатации, или попадание кислоты на ткань. Тоже самое, относится и к обрыву строп. Следствие – тщательный осмотр парашюта на первом этапе укладки.
Признаки:
Увеличение вертикальной скорости.
Действия парашютиста:
Оценить обстановку и принять решение на открытие ПЗ – открыть его. Если перехлест с вращением ПЗ откинуть в сторону вращения. После наполнения ПЗ произвести развал куполов.
«ПАРАШЮТИРОВАНИЕ»
Схождение парашютистов в воздухе:
Причины:
Отделение от самолета без команды выпускающего инструктора или не правильное распределение по весам парашютистов в одном заходе, восходящие потоки.
Признаки:
Очень близкое расстояние между парашютистами.
Действия парашютиста:
Громко крикнуть «расходимся», чтобы предупредить парашютиста находящегося рядом, и уходить в противоположную сторону, способом скольжения.
Если схождение предотвратить не удалось, то:
- когда парашютисты находятся примерно на одной высоте и одного из них несет в стропы другого, он должен развести пошире руки и ноги , прогнуться в пояснице и оттолкнуться от строп, купола, чтобы не дать телу запутаться в стропах, что может привести к складыванию купола парашютиста;
- когда парашютист находится сверху над куполом, то он должен быстро сбежать с купола, чтобы не загасить его или не провалиться вовнутрь;
- когда парашютист прошел между строп другого парашютиста и его купол гаснет, то другой парашютист должен удержать его за стропы, приземление обоих парашютистов будет происходить под одним куполом;
- когда сложились оба купола, необходимо открыть ПЗ, открывает его верхний парашютист.
Восходящие и нисходящие потоки:
При попадании в нисходящий поток:
Попытаться уйти скольжением, если не получается, открыть запасной парашют.
При попадании в восходящий поток:
Попытаться уйти скольжением, если не получается, нужно применить глубокое скольжение.
Раскачивание при снижении:
В этом случаи необходимо созданием скольжения в любую сторону, устранить раскачивание.