Технико-эксплуатационные измерители и показатели работы грузового автомобиля и парка. Производительность грузового автомобиля, рабочего и списочного парка подвижного состава.
Технико-эксплуатационные показатели определяются с учетом достигнутого уровня и возможных резервов их улучшения по каждой марке подвижного состава. К основным технико-эксплуатационным показателям работы грузового подвижного состава относятся: коэффициент выпуска автомобилей на линию или количество дней работы автомобиля за определенный период времени, показатели использования грузоподъемности и пробега автомобиля, время работы автомобиля в течение суток, средняя техническая скорость автомобиля и время простоя автомобиля под погрузочно-разгрузочными операциями. Условно эти показатели можно разделить на две группы: 1 Показатели, характеризующие степень использования подвижного состава (коэффициенты технической готовности, использования автотранспорта, грузоподъемности, пробега, средние расстояния ездки, средние расстояния перевозки, время простоя под погрузкой и разгрузкой, технические и эксплуатационные скорости). 2 Показатели результатов работы подвижного состава (количество ездок, общее расстояние перевозки, объем перевозок, транспортная работа). технико-эксплуатационные показатели.Списочным парком АТО называется весь подвижной состав, числящийся на балансе предприятия: Асп = Ат + Ар, где Ат — число АТС, готовых к эксплуатации; Ар — число АTC, требующих ремонта или находящихся в ремонте или техническом обслуживании. Ат = Аэ + Ап, где Аэ — число АТС, находящихся в эксплуатации (на линии); Ап — число АТС, находящихся в простое из-за отсутствия работы, топлива, водителей и по другим организационным причинам. Для учета использования парка за определенный период времени используют показатель «автомобиледень» — АД. АДСП = АДЭ + АДР + АДП
Эффективность работы парка ПС удобно оценивать рядом коэффициентов.
Коэффициент технической готовности определяет долю исправного (готового к эксплуатации) ПС в парке : αт = АТ/АСП = АДТ/АДСП = ДТ/ДК,
где Дт — дни пребывания АТС в готовом для эксплуатации состоянии; Дк — число календарных дней. Коэффициент выпуска характеризует долю парка ПС, находящуюся в эксплуатации (на линии), относительно календарного времени:
αв = Аэ/Асп = АДЭ/АДСП = ДЭ/ДК,
где Дэ — число дней эксплуатации.
Коэффициент использования характеризует долю парка ПС, находящуюся в эксплуатации (на линии), относительно рабочего времени:
αи = АДэ/АДр = Дэ/Др, где Др — число рабочих дней за рассматриваемый календарный период.
Пробегом называется расстояние, проходимое ПС за определенный период времени Нулевой пробег — это пробег, который необходимо совершить ПС для прибытия из АТО на первый пункт погрузки и возвращения после последней разгрузки в АТО.
Для повышения эффективности эксплуатации ПС необходимо стремиться к снижению величины непроизводительного пробега. Доля пробега с грузом в общем пробеге ПС оценивается коэффициентом использования пробега
β = LT/Lоб. При расчетах обычно различают коэффициент использования пробега за ездку
βе = Lе.г/(Lе.г + Lx), где Lе.г — пробег с грузом за ездку;Lх — пробег без груза за ездку, за рабочий день βр.д = Lг/(Lг + Lx + Lн). время пребывания АТС в наряде TH=TM+tH, где Тм — время работы на маршруте; tH — время на выполнение нулевого пробега. Средняя продолжительность пребывания АТС в наряде за сутки характеризует эффективность использования парка по времени и считается как отношение общего количества автомобиле часов пребывания в наряде за отчетный период к общему количеству автомобиле дней эксплуатации. Время работы на маршруте определяется соотношением Тм = ∑tдв + ∑tп-р = пе(Lе.г/ βе υт+ tп-р), где υт — техническая скорость; пе— количество ездок, выполняемых ПС за смену.
Техническая скорость зависит от условий, в которых работает автомобиль техническая скорость учитывает только время движения ПС, а эксплуатационная дополнительно учитывает время простоя ПС при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Под коэффициентом использования грузоподъемности подвижного состава понимают отношение его загрузки в тоннах к номинальной грузоподъемности (по заводской характеристике). γС = q / q ; Для анализа эффективности использования ПС используют такие показатели производительности, как часовая производительность и производительность в тонно-километрах на 1 т грузоподъемности автомобиля в определенный временной промежуток. Под производительностью грузового автомобиля понимается количество перевезенного груза в тоннах за единицу времени. Производительность, отнесенная к одному часу работы автомобиля, называется часовой производительностью.
Производительность на количество автомобиле-тонна-часов наряда: на одну списочную автомобиле-тонну:
где qср - средняя грузоподъемность списочного АТС; АЧ — число автомобиле-часов в наряде
3. Осн.требования потребителей услуг тран-та. Показ-ли качества трансп-ной услуги. Интегральная оценка качества и конкурентоспособности автотранспортной услуги.
Основными требованиями, предъявляемыми потребителями к услугам транспорта, являются следующие: 1. Надежность перевозок. 2. Минимальные сроки (продолжительность) доставки. 3. Регулярность доставки груза. 4. Своевременность доставки (гарантированные сроки доставки). 5. Безопасность перевозок. 6. Сохранность груза при доставке. 7. Удобства по приему и сдаче грузов. 8. Наличие дополнительных услуг. 9. Наличие различных уровней транспортного обслуживания. 10. Приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания). 11. Надлежащее документационное обеспечение. 12. Надлежащее сопровождение груза. 12. Доставки груза «от двери до двери». 13. Приемлемая (соразмерная) стоимость услуг. 14. Возможность таможенной очистки. 15. Возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположении груза. 16. Наличие необходимой транспортной тары. 17. Наличие перегрузочного оборудования в пунктах перевалки. 18. Отсутствие промежуточных перегрузочных операций. 19. Функциональная пригодность транспортного средства. 20. Возможность специализированных перевозок. 21. Эксплуатационная готовность перевозчика. 22. Защита окружающей среды. Показатель качества транспортной услуги — количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги, составляющих ее качество. Качество перевозок оценивается по совокупности характеристик, определяющих их пригодность удовлетворять потребности грузоотправителей или грузополучателей в соответствующих перевозках.
Согласно указанному стандарту показатели качества транспортной услуги должны отвечать следующим основным требованиям:
- способствовать обеспечению соответствия качества грузовых перевозок потребностям потребителей (физических и юридических лиц);
- характеризовать все свойства грузовой перевозки, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением;- быть стабильными;
- способствовать повышению качества грузовых перевозок;- исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества грузовых перевозок. Для повышения (или поддержания) качества перевозок автотранспортные предприятия должны проводить периодические проверки качества оказываемых услуг.здесь используется анкетный метод опроса потребителей услуг выделяет следующие группы показателей: 1. Показатели своевременности выполнения перевозки. а) перевозка груза к назначенному сроку; б)регулярности прибытия груза в) срочности перевозки груза 2. Показатели сохранности перевозимых грузов. а) без потерь.
б) без повреждений в) без пропажи г) без загрязнений. 3. Экономические показатели.
а) удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта; б) удельные полные расходы на доставку груза; в) затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ; г) процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).