Тема №2 «Виды туристской дестинации»
Целиком завися от природы и характера туристского развития и территориальных аспектов, дестинация может быть региональной по масштабу, охватывая множество рекреационных территорий и городов, либо она может быть локальной. Например, дестинацией, или территорией туристского развития, является Анталия в Турции, включающая в себя семь деревень и три древних города. Примерами отечественных дестинации могут служить территории Сочи (от Адлера до Лазаревской) или Большой Ялты, охватывающие почти весь южный берег Крыма (от Алушты до Симеиза).
Типология туристских дестинаций может выглядеть и следующим образом.
Первый тип это крупные столичные города или приравненные к ним (столицы или города типа Санкт-Петербурга), которые привлекают туристов своими достопримечательностями (познавательный туризм), хорошими возможностями для решения проблем бизнеса (конгрессы, бизнес-туризм, семинары, выставки). Существенную роль играет туризм с целью посещения знакомых и родственников, а также административных центров для решения задач управления. Поэтому в крупных городах существуют исторические, административные, торговые, бизнес-центры и рекреационные зоны.
Второй тип делится на две подгруппы:
• центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры для привлечения туристов, например, специально построенные деревни викингов в Дании или музеи под открытым небом в Архангельск и Суздале. Обычно вокруг этих центров дополнительно строятся гостиницы, рестораны, бары и другие туристские заведения для приезжих;
• притягательные для туристов центры не столицы, но города, имеющие хорошо развитую транспортную сеть, высокую концентрацию туристских предприятий, а также привлекательные с культурной, исторической и научной точки зрения для туристов.
Третий тип это центры, специально построенные для туристов («Disneyland» в Калифорнии и во Франции; «Naturebornholm» на о. Борнхольм, Дания). Вся инфраструктура таких центров направлена только на удовлетворение всевозможных туристских потребностей и интересов. Их архитектурный стиль отличен от окружающих их городов и поселений.
Немаловажно различать понятия «туристская дестинации» и «курорт». Курорт – это местность, характеризующаяся лучшими рекреационными ресурсами, развитой инфраструктурой и материальной базой туризма, представляющая собой значительный сегмент туристского рынка.
Условием первостепенной важности создания и развития курорта выступает наличие благоприятных местных условий – ландшафта, воды, воздуха, их сочетание, т.е. существование определенного набора рекреационных ресурсов. При этом также принимаются во внимание имеющиеся в регионе достопримечательности и степень их сохранности, возможность создания сети торговых и общественных центров для сосредоточения в них коммерческой и культурной деятельности, уровень развития транспортной и коммуникационной сети территории, характер расселения в регионе, особенности размещения мест проживания туристов относительно всех вышеперечисленных мест их привлечения.
Главная цель курорта – это организация отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с учетом имеющихся технологий и материальных возможностей. Следовательно, для определенных территорий термины «курорт» и «дестинация» являются синонимами, например, это относится к Ницце (Франция), Южной Анталии (Турция), Сочи (Россия).
Однако если рассматривать дестинацию как определенную привлекательную для туристов территорию, то в этом случае дестинация является более широким понятием, чем курорт. Например, Мексика выступает для большинства туристов из стран Западной Европы, как цель их интереса и, следовательно, поездки. Акапулько – это лишь часть этой дестинации, хотя он и является одним из самых знаменитых курортов мира. Или, например, для японцев Северная Европа – это одна большая дестинация, а курорты, расположенные в ней, выступают только как ее составные части.
Понимание мотивации людей, собирающихся в путешествие, является важным фактором для организаторов путешествий (по большей части турагентств и туроператоров). Например, потребности путешествующих бизнесменов в сервисе и размещении будут кардинальным образом отличаться от запросов тех людей, которые путешествуют с целью отдыха и развлечений.
В настоящее время люди путешествуют по своей стране или по зарубежным странам по многим различным причинам. Однако всегда имеется одна причина, которую можно выделить в качестве главной цели поездки, которую будем называть мотивами туризма.
Под термином «мотивы туризма» понимаются все те психологические и физические потребности, которые заставляют людей думать о месте назначения с туристской целью (о дестинации), которые смогут удовлетворить их туристские потребности и желания.
Существует множество мотивов туризма, которые определяют выбор дестинации.
Основные виды мотивов туризма.
а) Природные и климатические мотивации.
Природные и климатические мотивы туризма являются зачастую определяющими для туристов. Такими элементами, например, являются природные факторы. К ним относятся солнце, воздух, вода, растительность, горы и т.д. Все они играют существенную роль в развитии определенных видов туризма и особенно морского, спортивного, горного туризма и т.д.
Наиболее посещаемыми странами туризма отдыха и развлечений являются Франция, Испания, Италия, США.
Популярными дестинациями горнолыжного туризма являются Австрия, Франция, Финляндия, Швеция, Норвегия.
б) Культурные мотивы туризма.
К этой категории мотивов туризма принадлежат все те элементы, которые охватывают все культурное наследие страны, предлагаемое туристам для обозрения. К таким элементам относятся исторические места, археологические памятники, музеи, картинные галереи, народное искусство и т.д. Следует заметить, что культурные мотивы туризма имеют ограниченное влияние на сегодняшних клиентов и особенно тех, кто занимается массовым туризмом.
в) Экономические мотивы туризма.
К этой категории мотивов туризма принадлежат все те экономические факторы, которые охватывают стоимость жизни, как в местах проживания, так и в местах пребывания туристов, стоимость путешествия и т.д.
Этот вид мотивов туризма играет существенную роль в формировании недорогих турпакетов. Экономические мотивы туризма имеют существенное влияние на большое число туристов, которые принадлежат к классу со средними доходами и ниже. В этом заключается основная причина, почему они представлены особым способом в коммерческих объявлениях (рекламе), которую издают страны, принимающие туристов. Это делается не только с целью привлечения туристов, но также туроператоров и турагентств, которые обслуживают потребителей - туристов, желающих путешествовать индивидуально и недорого.
г) Психологические мотивы туризма.
К этой категории принадлежат все внутренние мотивы туристов, посещающих места назначения. Эти мотивы обусловлены психологическими потребностями, которые испытывают туристы. Относительно немногие туристы путешествуют в дальние места назначения во второй раз, исключая случаи, если при этом присутствуют сентиментальные причины или сильный экономический мотив туризма. Необходимо заметить, что по мере увеличения доходов частных лиц психологические мотивы туризма оказывают большее влияние на выбор новых туристских мест назначения.
Кроме перечисленных основных мотивов туризма, существуют и специфические. Успешное продвижение туристских продуктов и услуг зависит от понимания мотивов, которыми руководствуются туристы, посещая определенные туристские дестинации, поэтому очень важно понять эти мотивы.
Протяженность путешествий, предпринимаемых туристами из различных стран, непрерывно возрастает. Некоторые люди склонны проводить свободное время в одних и тех же местах, иногда останавливаясь в тех же самых отелях, гостевых домах и кемпингах, а другие предпочитают менять места в поисках новых впечатлений. В последнее время во многих странах существенно снизилась популярность традиционного способа проведения свободного времени в своих странах. Международный туризм получает все большее развитие, несмотря на экономические ограничения, транспортные и иные проблемы. Туроператоры, предлагающие «пакетные» туры по умеренным ценам, в значительной степени способствовали такому изменению отношения к туризму, но они должны постоянно искать новые маршруты, дестинации, внимательно следить за изменениями спроса туристов.
Популяризации и процветанию мест, посещаемых туристами, способствуют следующие факторы:
• местные достопримечательности
• развлечения и услуги в местах назначения
• доступность для туристов мест назначения, включая способ доставки и удаленность места.
Достопримечательности.Достопримечательности воздействует на чувства человека, их посещение может являться мотивом (целью) путешествия.
Перечень достопримечательностей достаточно большой, и он непрерывно пополняется и изменяется. Тем не менее, существует следующая классификация достопримечательностей:
1. Достопримечательности местности - это могут быть страны или отдельные районы страны, а также географические регионы, города и т.д., другими словами, это может быть любая местность, обладающая способностью привлекать к себе внимание туристов.
2. Достопримечательные события - к ним могут относиться выставки, спортивные мероприятия (Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу и т.д.), международные конференции, карнавалы, фестивали, религиозные церемонии и т.д. Туристы посещают эти места в связи с происходящими там событиями.
3. Комбинированные по месту и событиям достопримечательности - многие события вряд ли имели бы большую привлекательность для туристов, если бы они проводились в местах, не представляющих для них интереса.
Достопримечательности местности могут быть обусловлены:
1. Природными достопримечательностями, такими как горы, вулканы, водопады, пересеченная местность, пляжи, национальные парки и заповедники и т.д., а также климатическими особенностями - солнце, голубое небо, чистый свежий воздух.
2. Рукотворными достопримечательностями, такими как места отдыха, парки, зоопарки, сафари-парки, бассейны с морскими животными, исторические памятники и здания, строения, представляющие архитектурный интерес.
Успех многих посещаемых туристами мест был достигнут благодаря сочетанию природных и рукотворных достопримечательностей, например, обширные золотые песчаные пляжи Кипра сами по себе являются достопримечательностью, но сравнительно мало туристов посещало бы эти места, не будь там прекрасно оборудованных зон отдыха и развлечений. Достопримечательности можно также подразделить:
-на«узловые достопримечательности» - этот термин имеет отношение к ситуации, при которой достопримечательности посещаемого места расположены в непосредственной близости друг от друга; туристы, находящиеся в одном из посещаемых мест, например, в столице, где сосредоточено большинство достопримечательностей, имеют возможность совершать экскурсионные поездки по окрестностям. Очевидно, что такие места назначения наиболее привлекательны для «пакетных» туров.
- «линейные достопримечательности» - такой термин применим к ситуации, когда достопримечательности расположены весьма удаленно друг от друга на территории обширного географического района, охватывающего не одну страну и часто не с одним центром достопримечательностей.
Сервис в местах назначения.Основные требования туристов к месту их пребывания сводятся в конечном итоге к размещению, питанию и развлечениям. Но запросы к ним со стороны разных туристов весьма различны. Что одному туристу представляется «роскошью», например, отдельный номер с ванной, то для другого - это просто «первая необходимость»; некоторые вполне счастливы разместиться в палатке или мотеле, других устраивает только 5‑звездочный отель. То же самое в отношении питания, если одни могут вполне удовлетвориться самообслуживанием в недорогом кафе, то для других требуется полное ресторанное обслуживание или даже изысканная пища.
Стоимость предлагаемых услуг также заслуживает внимательного изучения, несмотря на общеизвестный факт - чем лучше уровень обслуживания, тем выше его стоимость. Индивидуальная стоимость некоторых дополнительных видов услуг, разумеется, может быть включена в стоимость «пакета», что, несомненно, повлияет на окончательную стоимость тура. Если туроператоры слишком резко снижают цены на услуги, что в свою очередь сильно уменьшает стоимость тура, то это не всегда приводит к положительным для туристов последствиям. Энтузиасты гольфа, например, могут оставить без внимания недостатки в организации питания или размещения в гостинице, но они будут резко критиковать и жаловаться, если что-либо в отношении игры в гольф не будет соответствовать их ожиданиям. Подобным образом, так называемые «пакетные» туристы во время своего пребывания на пляжном курорте часто недоумевают, если им приходится дополнительно платить за пользование пляжными креслами или шезлонгами, хотя они всегда готовы заплатить «сверх нормы» за напитки, которые им предлагают на том же пляже. Очень важно, чтобы в туристской путевке было четко указано, что включено, а что не включено в стоимость «пакетного» тура.
Доступность. Доступность мест назначения является важнейшим фактором, особенно в предвидении массового туризма. Для большинства путешественников фактическое время на переезд к месту назначения и обратно, является бесполезной и пустой его тратой, которая может усугубляться различными дорожными задержками, вызванными заторами и забастовками, неблагоприятными погодными условиями и т.д. при использовании любых видов транспорта. Большое значение имеет хорошо налаженное и регулярное движение транспорта туда и обратно по разумным ценам, поэтому расстояние до достопримечательного места и время, затрачиваемое на переезд, являются предметом размышления туриста при принятии решения о предпринимаемом путешествии.