Раздел 5. Система нетарифного регулирования ВЭД.
43. Роль и место нетарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Использование таможенно-тарифных средств регулирования внешней торговли позволяет ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным путем, то есть путем удорожания импорта в результате обложения товара. Однако методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Таможенно-тарифные методы не позволяют осуществлять регулирование перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. Кроме того, в условиях либерализации экономики произошла потеря былой «протекционистской привлекательности» этих мер. Связано это с политикой снижения ставок таможенных пошлин, активно проводимой в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Таким образом, в качестве основного инструмента протекционизма на первый план постепенно стали выходить нетарифные меры внешнеторгового регулирования.
Популярность нетарифных мер регулирования связана с возможностью их многократного или длительного использования в отношении одного и того же товара, а также с недостаточной определенностью их применения. В отличие от законодательно закрепляемых тарифных барьеров, нетарифные меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер. К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.
Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д. Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом. При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Более того, перечень мер нетарифного регулирования не является статичным. По экспертным оценкам число нетарифных барьеров каждые 15 лет возрастает более чем в 4 раза.
В соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры разделены на 5 групп:
1) участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера;
2) таможенные процедуры и административные формальности;
3) технические барьеры в торговле;
4) количественные и специфические ограничения аналогичного характера;
5) ограничения, заложенные в механизме платежей.
44. Нетарифные меры во внешней торговле (мировой опыт).
Использование мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности приобрело характер новой формы протекционизма в международной торговле («неопротекционизма»), которую сложно обнаружить, количественно оценить и охарактеризовать, используя существующие эмпирические и концептуальные знания о таких барьерах.
· Нетарифные меры приобрели характер препятствий в международной торговле.
· Количество нетарифных барьеров значительно возросло в последние годы в связи со снижением тарифов, вызванным десятилетними переговорами в рамках ГАТТ.
· Качественный состав также претерпел изменения: на первый план выходит использование технических норм и требований.
· Отсутствие единой классификационной схемы нетарифных ограничений и единообразия в толковании некоторых из них создает дополнительные трудности для их исследования.
· Многие современные нетарифные барьеры практически не поддаются количественной оценке.
· Существующие методы оценки и базы данных мер нетарифного регулирования не отражают «ограничивающего» эффекта данных мер, а следовательно не позволяют объективно оценить экономические последствия их введения.
· Многие меры носят характер двухсторонних договоренностей, что создает определенные трудности в их обнаружении и дополнительные препятствия для остальных участников международного разделения труда.
· Разработаны теоретические и научно-практические рекомендации по вопросам исследования и применения нетарифных мер для регулирования внешнеторговой деятельности.
· Выработаны определения основных мер нетарифного регулирования, применяемых в международной практике.
· Предпринята попытка объединения и систематизации существующих в Республики Беларусь мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в виде системного нормативно-правового акта.
45. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ.
В Российской Федерации государственное вмешательство во внешнеторговую деятельность предприятий осуществляется по следующим направлениям:
· таможенными тарифами;
· нетарифными ограничениями;
· контингетированием и лицензированием внешнеэкономических операций;
· налоговым законодательством;
· системой международных договоров и соглашений;
· кредитными мероприятиями;
Часто используемым способом воздействия на внешнеторговую деятельность предприятий являются нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых и косвенных (непрямых) ограничений внешней торговли с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных методов.
1) Меры прямого ограничения:
· Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию);
· Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды);
· В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров.
2) Таможенные и административные формальности
· Сертификация;
· Санитарно-эпидемиологический контроль;
· Ветеринарный надзор;
· Карантинный фитосанитарный контроль.
3) Прочие нетарифные методы:
· Валютные ограничения и валютный контроль(Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам).
· Меры поддержки экспорта:
o кредитование участников внешнеторговой деятельности;
o функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;
o организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них.
46. Применение неторговых ограничений в зарубежных странах.
На примере Германии.
Нетарифные меры регулирования, применяемые в Германии, согласно классификации ВТО можно условно сгруппировать в следующие категории:
· количественные ограничения и административные ограничения;
· нетарифные сборы, налоги, финансовые меры;
· ограничительная практика правительственных органов;
· таможенные процедуры и формальности, дополняющие нормальные и общепринятые нормы и правила, превращённые в барьеры для торговли, включая практику их применения;
· технические барьеры в торговле.
Главным внешнеторговым нетарифным барьером для российских экспортёров при ввозе товаров в страны ЕС, в том числе в Германию, являются антидемпинговые пошлины. Нетарифные ограничения направлены на защиту таких отраслей промышленности, как сталелитейная (квотные ограничения), атомная энергетика (режим негласного квотирования товаров ядерного цикла), пищевая (тарифная квота на пшеницу мягких сортов со средним и низким содержанием протеина) и т.д.
47. Товары, в отношении которых установлены запреты и ограничения законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
· Озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу на территорию Таможенного союза и вывозу с территории Таможенного союза;
· Опасные отходы, ввоз которых на территорию Таможенного союза запрещен;
· Средства защиты растений, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, попадающие под действие приложений А и В Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях, подписанной в Стокгольме 22 мая 2001;
· Лесоматериалы, регенерируемая бумага, картон, макулатура, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза;
· Орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза;
· Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии;
· Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе;
· Ядерное оружие;
· Огнестрельное оружие;
· Дикие животные;
· Многое др.
48. Система экспортного контроля.
Экспортный контроль создавался как инструмент предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. В условиях, когда ряд государств пытается получить доступ к технологиям разработки собственного ядерного и ракетного оружия, экспортный контроль продолжает оставаться одним из важнейших способов поддержания международной стабильности. Страны, не имеющие оружия массового поражения и работающие над его созданием, предпринимают попытки закупить отдельные компоненты и технологии через посредников и использовать их в своих военных программах. Увеличение числа государств, располагающих, в частности, ядерным оружием, приведет к общему снижению международной стабильности. Кроме того, с ростом поражающих факторов и снижением габаритов средств поражения появляется реальная угроза использования такого оружия международными террористическими организациями. Поэтому контроль над экспортом оружия и технологий, которые могут быть использованы для его создания, стал частью политики большинства развитых стран.
Проводится внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), то есть обмена между российскими и иностранными лицами, международными организациями и их представителями.
Основу международного режима нераспространения ОМП составляют соответствующие международные договоры, а также национальные системы экспортного контроля. В настоящее время сложились следующие многосторонние соглашения и договоренности в области экспортного контроля:
· Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);
· Комитет Цангера;
· Группа ядерных поставщиков (ГЯП);
· Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ);
· Австралийская группа (химические и биологические технологии);
· Вассенаарские договоренности по контролю за двойными технологиями и обычными вооружениями.
Российская Федерация является участником ДНЯО, Комитета Цангера, ГЯП, РКРТ, Вассенаарских договоренностей. Исключение составляет Австралийская группа (международный режим контроля за нераспространением химического и биологического оружия).
В соответствии с международными договоренностями в области экспортного контроля разрабатываются международные списки контролируемой продукции и руководящие принципы осуществления экспорта такой продукции. Государства, присоединившиеся к соглашениям, берут политическое обязательство применять эти списки и рекомендованные правила в рамках национальных режимов экспортного контроля. Однако выполнение правил, одобрение лицензий, санкции остаются прерогативой отдельных государств.
Таким образом, национальные системы экспортного контроля можно считать механизмами, обеспечивающими международные режимы нераспространения.
Ключевым элементом систем экспортного контроля всех государств является лицензирование. Лицензирование не предполагает введение абсолютного запрета на экспорт чувствительных товаров, услуг, технологий и научно-технической информации.
Лицензия - это разрешение на осуществление внешнеэкономической операции, но на определенных условиях, с принятием определенных гарантий того, что поставляемый товар или технология не попадут к нежелательному пользователю и не будут использованы для производства оружия.
Российская система экспортного контроля создана в 1992 году. В настоящее время она имеет хорошо развитую структуру. Созданы важнейшие правовые основы ее функционирования, разграничены сферы ответственности и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, разработана, введена и непрерывно совершенствуется нормативная правовая база. В целом система экспортного контроля Российской Федерации соответствует международным требованиям режимов экспортного контроля.
49. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля товаров, работ, услуг военного назначения.
Таможенный контроль и таможенное оформление продукции военного назначения, перемещаемой через таможенную границу РФ проводится при условии представления лицензии Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (далее - лицензия), иных документов, необходимых для таможенных целей, и с учетом прилагаемого Порядка лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям, утвержденного Указом Президента Российской Федерации.
Таможенным органам, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через таможенную границу Российской Федерации, разрешается доставка продукции военного назначения до таможенных органов, производящих основное таможенное оформление, при условии представления копии лицензии, по которой осуществляется перемещение продукции военного назначения и которая заверена таможенным органом, зарегистрировавшим оригинал согласно установленному порядку.
В целях недопущения нарушений порядка перемещения продукции военного назначения через таможенную границу Российской Федерации проводится таможенный контроль в отношении указанной номенклатуры товаров с обязательным выборочным таможенным досмотром с учетом особенностей заводской упаковки перемещаемых товаров.
При декларировании продукции военного назначения при заявлении сведений в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» грузовой таможенной декларации (ГТД) под номером 1 перед описанием товаров дополнительно проставляется категория продукции военного назначения, указанная в лицензии.
Главное управление тарифного и нетарифного регулирования осуществляет подготовку заключений о возможности предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения по их заявкам.
Таможенные органы при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения:
· руководствуются тем, что лицензии на ввоз (вывоз) продукции военного назначения, выданные Министерством торговли Российской Федерации и Министерством промышленности и науки Российской федерации до 01.02.2000, сохраняют силу, а сроки их действия могут быть продлены в соответствии с установленным порядком;
· осуществляют хранение и учет лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения, грузовых таможенных деклараций, оформленных на товары, являющиеся продукцией военного назначения, а также комплекта документов, прилагаемых к ним, согласно порядку, предусмотренному для документов ДСП.
Выше изложенные положения не распространяются на порядок таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом транзита, по воинским пропускам, а также в рамках соответствующих межправительственных соглашений о производственной кооперации организаций государств-участников Содружества Независимых Государств.
50. Таможенное оформление и контроль подакцизных товаров, подлежащих маркировке при ввозе на таможенную территорию РФ.
Дополнительная информация.
Ставки акцизов на отдельные группы подакцизных товаров в государствах - членах Таможенного союза.
Подакцизный товар | Код ТН ВЭД | Ед. изм. | Ставки акцизов (в евро) * | ||
Республика Беларусь | Республика Казахстан | Российская Федерация | |||
1. Спирт этиловый | 1 л | 1,19 | 0,37 | 0,8 | |
2. Вина | 1 л | 0,11 | 0,17 | 0,12 | |
3. Пиво ** | 1 л | 0,13 | 0,13 | 0,23 | |
4. Сигареты с фильтром | 1000 шт. | 4,34 | 4,9 | от 15,03 | |
5. Сигареты без фильтра | 1000 шт. | 0,4 | 2,8 | от 13,15 | |
6. Автомобили легковые | 1 л. с. | до 2,1 | 7,33 | до 6,1 | |
7. Бензин автомобильный *** | 1 т | 147,4 | до 24,9 | 130,9 | |
8. Дизельное топливо | 1 т | 94,66 | до 2,9 | 64,7 |
При покупке акцизных марок приобретающее их лицо должно представить таможенным органам обязательство, которое предусматривает выполнением этим лицом следующих действий:
· ввоз в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в целях их реализации на территории Российской Федерации;
· размещение ввезенных маркированных товаров в разрешенных местах доставки и хранения;
· возврат поврежденных и (или) неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;
· представление отчета об использовании акцизных марок в установленном порядке.
Срок выполнения действий, указанных в обязательстве импортера, не должен превышать семи месяцев со дня представления уполномоченному таможенному органу обязательства импортера. При этом срок выполнения действий не может превышать срок действия:
· внешнеторгового договора, во исполнение которого приобретаются марки;
· лицензии на импорт товара, представляемой импортером;
Марки должны быть нанесены путем наклеивания на упаковку товара, неотделимую от товара до его употребления и в которой товар представляется для розничной продажи. Марки наклеиваются плотно поверх закупорочного элемента или на месте предполагаемого вскрытия упаковки таким образом, чтобы вскрытие упаковки приводило к обязательному повреждению марок и исключало возможность их повторного использования
При импорте товаров на территорию государства - участника Таможенного союза косвенные налоги вообще не взимаются, если эти товары на основании законодательства данного государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Акциз по подакцизным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза, взимается налоговыми органами. Исключение из этого правила распространяется на ввозимые на территорию РФ из стран - членов Таможенного союза подакцизные товары Таможенного союза, подлежащие маркировке акцизными марками в соответствии с законодательством РФ. В этом случае акциз взимается таможенными органами в порядке, установленном НК РФ. Напомним: согласно законодательству РФ такой маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции.
Если импортные товары не подлежат маркировке, сумма акциза уплачивается в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Кроме того, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Декларация представляется за месяц, в котором импортированные товары приняты на учет у налогоплательщика. Одновременно с налоговой декларацией последний представляет в налоговый орган документы, перечень которых приведен в Протоколе "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе". Причем если в отчетном месяце налогоплательщик не принял на учет импортированные товары, декларация в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика не представляется.
Принцип взимания косвенных налогов при экспорте товаров определен в Соглашении: при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. В НК РФ теперь закреплено: при вывозе подакцизных товаров с территории РФ на территорию государств - членов Таможенного союза порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза устанавливается Правительством РФ. При этом учитываются положения международных договоров государств - членов Таможенного союза, заключенных с правительствами таких государств. Пока не появится документ от Правительства РФ, следует руководствоваться положениями Протокола. Среди прочего в нем приведен список документов, которые необходимо представить одновременно с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов. Документы должны поступить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В противном случае суммы акцизов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) подакцизных товаров в государства - члены Таможенного союза.
51. Техническое регулирование: основы законодательства.
Актуальная законодательная база России включает в себя важнейшее понятие современной рыночной экономики – так называемое техническое регулирование, которое объединяет в едином Законе понятия стандартизации и сертификации на основе международных правовых норм. Основная задача технического регулирования заключается в защите интересов юридических и физических лиц, государства и природных ресурсов путём выпуска продукции, технологий и услуг, соответствующих регламентированным стандартам, правилам и нормам.
То есть, говоря более простыми словами, техническое регулирование в государственных масштабах есть не что иное, как стандартизация на основе сочетания действующей европейской модели и классических ГОСТов, знакомых каждому производителю товаров и услуг.
Кроме того, определяемое Законом техническое регулирование позволяет достигать следующих целей:
· придавать торговым отношениям цивилизованный либеральный характер;
· защищать интересы граждан, государства и окружающей среды от вредного производства и опасных товаров;
· гармонизировать действующие нормы и стандарты с международными аналогами;
· стимулировать развитие экономики в правовом эффективном русле;
· выйти на европейский уровень безопасного производства товаров и услуг на основе добровольного и обязательного декларирования соотвествия существующим стандартам.
Основной тех.регулирования является Технический регламент, разрабатываемый с учётом рекомендуемых стандартов и последующей оценкой соответствия стандартам продукции, производственных процессов, технологий или услуг. Подтверждение (декларирование) соответствия может быть добровольным и обязательным в зависимости от типа рассматриваемого процесса или объектов, классифицируемых законодательством по степени риска для здоровья человека, безопасности частного и государственного имущества, угрозы для жизни животных и окружающей среды.
Новая законодательная база впитала в себя все насущные требования предыдущих законов «О стандартизации» и «О сертификации», которые утратили силу после принятия Закона «О техническом регулировании». Тем самым была достигнута оптимальная правовая форма, определяющая государственный контроль над производством товаров и услуг, позволяющий предотвратить нанесения вреда здоровью человека, окружающей среде, материальной и интеллектуальной собственности.
52. Сертификация товаров.
Сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
На основании статьи ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются:
· декларация о соответствии;
· сертификат соответствия
либо документы об их признании.
Орган по сертификации «Интер ЭКС» включен в Единый реестр Органов по сертификации и Испытательных лабораторий Таможенного союза и уполномочен выдавать сертификаты соответствия и регистрировать декларации о соответствии, оформленные по Единой форме.
Постановлением Правительства РФ определены конкретные случаи обязательного подтверждения соответствия, в зависимости от заявляемых таможенных режимов.
Списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждены Правительством РФ на основании технических регламентов.
Конкретные перечни товаров согласно кодам ТН ВЭД России, подлежащих обязательному подтверждению соответствия определены письмом ФТС России.
Допускается условный выпуск товаров до представления в таможенные органы сертификатов соответствия, но при условии запрета пользования (эксплуатации, потребления) условно выпущенными товарами в любой форме.
При таможенном декларировании товаров с применением грузовой таможенной декларации сведения о документах, подтверждающих соответствие товаров, указываются под номером 6 в графе 44 «Дополнительная информация/Представленные документы/Сертификаты и разрешения» (указывается номер и дата выдачи сертификата).
53. Другие виды государственного контроля за качеством продукции.
1) Санитарно-эпидемологический контроль;
Согласно ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", продукция, ввозимая на территорию России гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Ввоз такой продукции на территорию РФ допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию Российской Федерации, до их ввоза на территорию Российской Федерации подлежат государственной регистрации.
Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются в порядке, определенном приказом Минздрава РФ "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции".
2) Ветеринарный надзор;
Согласно закону РФ "О ветеринарии" к ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных иностранных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами с участием Российской Федерации.
Перевозка животных, продуктов животноводства и кормов через Государственную границу Российской Федерации допускаются только в местах, где организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты.
Контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе и на транспорте осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
3) Карантинный фитосанитарный контроль.
В соответствии со статьями 8, 9 ФЗ «О карантине растений» ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешаются при наличии:
· фитосанитарного сертификата или карантинного сертификата, удостоверяющих соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений;
· документов на ввоз подкарантинной продукции, а также документов, удостоверяющих соответствие такой продукции требованиям международных договоров РФ, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
Ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции разрешается только в пунктах пропуска через государственную границу РФ, в которых имеются оборудованные в соответствии с требованиями правил и норм обеспечения карантина растений пограничные пункты карантина растений. Ввозимая на территорию РФ подкарантинная продукция подлежит:
· первичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
· вторичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в местах назначения.
Контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе и на транспорте осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Карантинному фитосанитарному контролю подлежат:
· транспортные средства, пересекающие государственную границу Российской Федерации;
· товары с разными уровнями фитосанитарного риска, обозначенные в ТН ВЭД.
· нек. иные товары
54. Разрешительный порядок перемещения через таможенную границу РФ отдельных видов товаров.
Товары, ввоз (вывоз) которых осуществляется по разрешениям государственных контролирующих органов:
1) Лекарственные средства и фармацевтические субстанции – ввоз;
· для некоторых категорий лекарственных средств из числа лицензируемых разрешен безлицензионный ввоз, но требуется разрешение Министерства здравоохранения и социального развития или Министерства сельского хозяйства (для ветеринарии). Это товары гуманитарной помощи (лекарства), для проведения клинических испытаний.
2) Радиоэлектронные средства, высокочастотные устройства – ввоз;
· требуется разрешение органов государственного надзора за связью в РФ.
3) Гражданское и служебное оружие и боеприпасы к нему – ввоз и вывоз;
· требуется разрешение МВД РФ.
4) Культурные ценности – вывоз;
· требуется свидетельство на право вывоза культурных ценностей Росохранкультуры, Министерства культуры.
5) Зоологические коллекции – ввоз, вывоз;
· требуется разрешение Росприроднадзора, Министерства природных ресурсов.
6) Необработанные природные алмазы;
· при ввозе в РФ – сертификат (свидетельство) Кимберлийского процесса на импорт необработанных природных алмазов органа сертификации страны вывоза.
· при вывозе из РФ – сертификат вывоза необработанных природных алмазов Госхрана РФ.
7) Товары, подлежащие ветеринарному надзору;
· при ввозе в РФ и вывозе из РФ – ветеринарный сертификат, выдаваемый территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
8) Товары, подлежащие фитосанитарному надзору.
· при ввозе в РФ – Акт государственного фитосанитарного контроля.
· при вывозе из РФ – фитосанитарный сертификат, выдаваемый территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
9) Ряд других категорий товаров.
55. Международно-правовые нормы регулирования вопросов интеллектуальной собственности.
Развитием и защитой интеллектуальной собственности во всем мире занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), основанная в 1967 году, и с 1974 года являющаяся специализированным учреждением ООН по вопросам творчества и интеллектуальной собственности.
ВОИС оказывает содействие подписанию новых международных соглашений и модернизации национальных законодательств, способствует административному сотрудничеству между странами, предоставляет техническую помощь развивающимся странам и удерживает службы, которые облегчают международную защиту изобретений, знаков и промышленных образцов. При ВОИС действует центр по арбитражу и посредничеству. С 1999 года ВОИС предоставляет услуги по урегулированию споров, которые возникают при регистрации и использовании наиболее распространенных типичных названий доменов в Интернете (.com, .net, .org). ВОИС осуществляет управление 21 соглашением, которые охватывают основные аспекты интеллектуальной собственности. Ключевыми соглашениями являются:
· Парижская конвенция об охране промышленной собственности (1883),
· Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886),
· Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации (1958),
· Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов (1934).
56. Деятельность государства по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
Вступление России в ВТО обязывает страну применять действенные меры, направленные на достижение правового использования объектов интеллектуальной собственности. Но вряд ли усиление ответственности должно предусматривать ужесточение мер уголовной ответственности, определяемой судами Российской Федерации при рассмотрении дел в сфере защиты исключительных имущественных, лицензионных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Законодательство Российской Федерации предусматривает гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Причем последовательность применения мер защиты может изменяться в зависимости от стороны, инициирующей защиту. Если инициатива принадлежит органу исполнительной власти Российской Федерации (например, налоговым, таможенным, другим службам), то это – административная, гражданско-правовая и уголовная меры. Во всех случаях уголовная ответственность является вынужденной и чрезвычайной мерой воздействия на лицо, признанное виновным в нарушении прав интеллектуальной собственности.
Конституция Российской Федерации гарантирует авторам, правообладателям свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов интеллектуаль<