Раздел 1. Возникновение и развитие таможенного дела в России.
МОДУЛЬ 1.
МОДУЛЬ 2.
Правило 1.
Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.
Правило 2.
а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции каккомплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Правило 3.
В случае если в силу Правила 2(б) или по каким-либо другим причинам имеется, primafacie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Правило 4.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемы ми товарами.
Правило 5.
В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие Правила:
а) Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство.
б) Согласно положениям вышеприведенного Правила 5 (а) упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.
Правило 6.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatismutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Дополнительная информация.
См. работу № 1 в архиве.
10. Классификация частей и принадлежностей.
В Номенклатуре имеются понятия "части" и принадлежности". Эти понятия отличаются друг от друга следующим образом:
· Принадлежности - составные элементы товаров, расширяющие их функциональные возможности (например, звонок для велосипеда);
· Части - составные элементы товаров, необходимые для их функционирования (например, велосипедное седло).
Общего правила для классификации частей и принадлежностей в ТН ВЭД не существует. Однако можно выделить несколько типичных подходов к решению этого вопроса.
Во многих случаях части и/или принадлежности классифицируются как самостоятельные товары, например, товарные позиции 4414 "Рамы для картин...", и 9108 "Часовые механизмы".
Данные товары классифицируются в соответствии с их наименованиями, кроме случаев, когда:
· имеются специальные оговорки в Примечаниях к разделам или группам;
· эти части, будучи собранными, образуют завершенный в производстве товар или, по крайней мере, имеют основные характеристики завершенного в производстве товара.
В наименованиях товарных позиций, помимо всего прочего, часто присутствует специальная ссылка на части и/или принадлежности,классифицируемые в данной товарной позиции, например, 6111 "Детская одежда и принадлежности к ней...".
К классификации некоторых частей и/или принадлежностей имеют отношение некоторые примечания к разделам и группам. Эти примечания могут:
· расширять объем некоторых товарных позиций, касающихся только собранных изделий, с целью включения в них частей и/или принадлежностей;
· сужать объем определенных товарных позиций с целью исключения из них определенных видов частей и/или принадлежностей;
· содержать правила классификации частей и/или принадлежностей.
Таким образом, при классификации частей и/или принадлежностей необходимо:
· выяснить, имеется ли в Номенклатуре описание данных частей и/или принадлежностей как таковых;
· проверить, нет ли каких-либо специальных указаний по классификации данных товаров в определенных товарных позициях, где классифицируются завершенные в производстве товары, для которых эти части и/или принадлежности предназначены;
· если в предыдущих случаях проблема не решается, следует воспользоваться "корзиночными" товарными позициями (т.е. товарными позициями, в которых классифицируются товары, особо в данной группе не поименованные.Обычно наименования таких позиций включают слова "прочие..." и т.д.).
Раздел 3. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.
11. Понятие и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Перемещение товаров через таможенную границу – это ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.
Незаконное перемещение товаров через таможенную границу – это перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Правовые нормы, закрепляющие основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, изложены в главе 22(ст. 150–155) Таможенного кодекса ТС.
Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательствомтаможенного союза.
Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, ТК ТС и (или) международными договорами государств –членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.
В ТК ТС определено, в каких случаях, в отношении каких категорий товаров таможенные операции по перемещению товаров будут производиться в первоочередном порядке. Первоочередной порядок позволяет декларанту сократить время на проведение таможенных операций, связанных с декларированием товаров.
Порядок действий в отношении товаров, запрещенных (ограниченных) к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой территории, определен в ст. 152 ТК ТС.
Запреты и ограничения обусловлены иным законодательством РФ, а также международными договорами, правилами международных организаций. Нормы таможенного законодательства направлены лишь на обеспечение соблюдения данных запретов и ограничений.
В отношении отдельных категорий товаров устанавливаются дополнительные условия (лицензирование, сертификация, разрешения компетентных органов) перемещения через таможенную границу РФ.
В соответствии со ст. 153 ТК ТС законодатель разбивает регламентацию режима пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами на два этапа – до и после выпуска товаров и транспортных средств.
Выпуск товаров – это действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
На этапе выпуска товаров и транспортных средств действует принцип, по которому пользование и распоряжение ими осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры. Возможность пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, пределы осуществления этих правомочий определяются условиями, ограничениями и требованиями таможенной процедуры.
Таким образом, принципы, связанные с правоотношениями в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, гарантируют стабильность норм и процедур в сфере таможенного дела.
12. Правовые основы регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством, международными договорами и соглашениями.
Порядок и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств установлены Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее ТКТС), Федеральным законом № 311 « О таможенном регулировании в Российской федерации», а также рядом других нормативно-правовых актов.
Через таможенную границу товары перемещаются в соответствии с одной из таможенных процедур.
Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами.
По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру.
Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с настоящим Кодексом.
Перемещение товаров через таможенную границу понимается – это ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза
Перемещение через таможенную границу государства - совершение действий по ввозу на таможенную территорию государства или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся:
· При ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию государства и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории государства - фактическое пересечение таможенной границы;
· При вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории государства и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории государства на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.
Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Товары можно разделить на товары для личного пользования, товары Таможенного Союза (далее ТС) и товары, не имеющие статус товаров ТС.
· Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом;
· Товары таможенного союза – находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств-членов таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим законодательством и международными договорами государств-членов таможенного союза.
Транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством.
При ввозе на таможенную территорию и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке.
13. Оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу.
14. Пассажирская таможенная декларация и порядок ее заполнения физическим лицом.
Бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного формуляра и дополнительного формуляра «Декларация наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».
Декларант заполняет декларацию от руки четко и разборчиво или с применением печатающих устройств электронной вычислительной техники, указывая в графах декларации сведения о перемещаемых через таможенную границу товарах и иные сведения.
Один экземпляр основного формуляра декларации и, при заполнении, дополнительного формуляра декларации остаются в делах таможенного органа.
В рамках «въезд», «выезд» декларантом указывается направление перемещения товаров.
В пункте 1 декларации декларант указывает сведения о себе, реквизиты документа, удостоверяющего личность, сведения о наличии либо отсутствии совместно следующих с декларантом лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста.
В подпункте 2.1 пункта 2 декларации декларант указывает о наличии либо отсутствии у него товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже.
В подпункте 2.2 пункта 2 декларации декларант указывает о наличии либо отсутствии у него товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, путем проставления соответствующей отметки в рамках «да», «нет».
В подпункте 2.3 пункта 2 декларации декларант указывает о наличии либо отсутствии у него товаров, доставляемых перевозчиком
В подпункте 3.1 пункта 3 декларации декларант указывает о наличии либо отсутствии у него наличной валюты государств-членов таможенного союза, иностранной валюты, дорожных чеков, в общей сумме, не превышающей в эквиваленте 10000 долларов США
В подпункте 3.2 пункта 3 декларации декларант уведомляет о перемещении им наличной валюты государств-членов таможенного союза, иностранной валюты, дорожных чеков, в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, и (или) векселя, чеков (банковских чеков).
В случае если указан ответ «да», декларантом заполняется дополнительный формуляр декларации – декларация наличных денег.
В случае перемещения указанных товаров сведения о таких товарах указываются в декларации наличных денег.
В подпункте 3.3 пункта 3 декларации декларант указывает о наличии перемещаемых им транспортных средств для личного пользования. Дополнительно в данном подпункте указываются сведения о таких транспортных средствах раздельно по каждому транспортному средству.
В подпункте 3.4 пункта 3 декларации декларант указывает о наличии у него товаров, в отношении которых применяются запреты или ограничения, установленные законодательством таможенного союза.
В подпункте 3.5 пункта 3 декларации декларант указывает о наличии у него неделимых товаров весом свыше 35 кг и (или) товаров общим весом свыше 50кг и (или) общей таможенной стоимостью свыше 1500 евро.
В пункте 4 декларации декларант указывает следующие сведения о товарах, указанных в подпунктах 3.4, 3.5, товарах, подлежащих таможенному декларированию, и иных товарах по желанию физического лица:
· наименование и отличительные признаки (материал, из которого они изготовлены, цвет, форма, марка, идентификационные номера (при наличии);
· реквизиты документов, подтверждающих соблюдение ограничений;
· вес/количество,
· стоимость товаров (в валюте государства-члена таможенного союза, евро или долларах США).
При заполнении дополнительных листов декларации в правом верхнем углу такого листа декларантом вносится запись «лист № __» и указываются сведения о декларанте перемещаемых товаров (фамилия, имя, отчество, страна его постоянного проживания и документ, удостоверяющий личность такого лица (серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность), заявленные в пункте 1 основного листа.
При заполнении дополнительных листов декларации декларантом в правом верхнем углу лицевой стороны указываетсяколичество дополнительных листов.
Все экземпляры декларации (основные и дополнительные листы) подписываются декларантом либо уполномоченным лицом таможенного представителя и на них проставляется дата заполнения декларации.
15. Порядок, формы и принципы проведения таможенного контроля и постконтроля. Понятие, значение и цели таможенного оформления и таможенного контроля.
Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.
Принципы проведения таможенного контроля.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.
В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Проведение таможенного контроля.
Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
· товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;
· таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;
· деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
· лиц, пересекающих таможенную границу.
Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Таможенный контроль после выпуска товаров.
Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены ТК ТС.
Формы таможенного контроля.
Формами таможенного контроля являются:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный таможенный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности;
12) таможенная проверка.
Дополнительная информация.
См. работу № 2 в архиве.
16. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля.
Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.
В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза.
Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.
17. Место и время прибытия и убытия товаров и транспортных средств.
Место и время прибытия товаров и транспортных средств.
Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.
Отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств-членов таможенного союза.
Товары могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза.
После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия и предъявлены таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах прибытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.
Данные положения не распространяются на товары, перевозимые водными и воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Место и время убытия товаров и транспортных средств.
Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.
Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории таможенного союза только в местах убытия, определенных законодательством государств-членов таможенного союза.
Товары могут убывать с таможенной территории таможенного союза в иных местах, не являющихся местами убытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза.
Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.
Данные положения не распространяются на товары, перевозимые водными или воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
18. Зоны таможенного контроля.
Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.
Зоны таможенного контроля могут быть:
· постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю;
· временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
19. Действия с товарами и транспортными средствами в местах их прибытия.
После прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту.
С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении.
Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.
Транспортные средства подлежат таможенному оформлению.
20. Временное хранение товаров. Места временного хранения. Типы складов временного хранения. Сроки временного хранения товаров.
Временное хранение товаров.
Временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Временное хранение товаров не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.
Места временного хранения товаров.
Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (далее - места временного хранения).
Места временного хранения являются зоной таможенного контроля.
Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в местах временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров.
Типы складов временного хранения.
Склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа.
Склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами.
Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и требующих особых условий хранения.
Срок временного хранения товаров.
Срок временного хранения товаров составляет два месяца.
По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок.
Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, - 6 месяцев.
Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
По истечении срока временного хранения товаров товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС.
21. Декларирование как форма таможенного контроля.
Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.
Таможенному декларированию подлежат товары:
· перемещаемые через таможенную границу;
· при изменении таможенной процедуры (например, таможенной процедуры временного ввоза на процедуру таможенного склада);
· являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
· являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
· являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенной процедуры уничтожения;
· незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.
Декларирование производится путём заявления в установленной форме, где сообщается точные сведения о товаре и транспортных средствах, об их таможенной процедуре. Транспортные средства декларируются одновременно с товарами. При перемещении товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд письменная форма декларирования производится