Нормативно-правовые основы таможенного дела в России
Классификация ТСТК
К техническим средствам таможенного досмотраотносится техника, предназначенная для оптико-механического обследования объектов таможенного контроля и труднодоступных мест транспортных средств с целью выявления в них и их содержимом любых видов предметов ТПН и их признаков. Они нацелены на получение максимально возможной дополнительной информации о внутреннем содержании и. строении объектов.
Технические средства таможенного поиска(локационная, досмотровая рентгеновская техника) используются для проведения непрерывной последовательной проверки объектов таможенного контроля на содержание в них тайников, сокрытых вложений конкретных видов предметов ТПН. Эта техника основана на регистрации исходящего от объекта контроля пассивного или активного сигнала обнаружения, характерного для предмета искомого типа.
Второй класс ТСТК предназначен для выполнения функции оперативного визуального наблюдения за действиями находящихся в таможенных зонах лиц, представляющих оперативный интерес, с целью выявления их противоправного поведения, установления несанкционированных контактов с другими лицами, в том числе и с сотрудниками таможенной службы.
Третий класс технических средств применяется для контроля массы (веса), объема (количества) перемещаемых товаров и главным образом отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров.
Четвертый класс ТСТК призван обеспечивать контроль информации, содержащейся на различных видах носителей, перемещаемых через таможенную границу, с целью выявления в них материалов, запрещенных к такому перемещению,
К пятому классу ТСТК относятся технические средства, необходимые для таможенного оформления и контроля перемещаемых товаров, транспортных средств и таможенных документов, включая наложение на них соответствующих атрибутов таможенного обеспечения (средств идентификации).
Назначение шестого класса ТСТК - это обеспечение оперативно-технологических действий, операций, связанных:
- с оперативной диагностикой таможенных документов;
- с оперативной диагностикой товаров и потенциальных предметов ТПН, выявленных в результате таможенного досмотра содержимого объектов таможенного контроля;
- с оперативной классификацией товаров с целью их отнесения
к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД.
Первый подкласс шестого класса предназначен для оперативной диагностики таможенных документов, представленных для оформления перемещаемых через таможенную границу объектов, с целью выявления в них диагностических признаков полной или частичной материальной подделки — подчистки, химического травления, дописки, допечатки текстов, замены листов многостраничных документов и фотографий, вклейки элементов и фрагментов других документов, подделки оттисков печатей, штампов, реквизитов, подписей и др. К этому подклассу относится также аппаратура для проверки валюты.
Подкласс технических средств классификации товаров предназначен для проверки достоверности оперативной классификации товара. Отсутствие практической возможности инструментальной классификации значительной части товаров, входящих в товарную номенклатуру, непосредственно на участках таможенного контроля вызывает необходимость привлечения для этого аппаратурно-технологических возможностей таможенных лабораторий, для чего при досмотре проводятся отбор проб товаров и назначение таможенных экспертиз.
Седьмой класс ТСТК предназначен для дистанционной оперативно-технической инспекции различного вида объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляются интроскопия объектов (в том числе крупногабаритных, с помощью ИДК), дистанционный контроль объемов (количеств) отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров и дистанционное выявление среди них возможных конкретных видов предметов ТПН.
Основным видом письменного декларирования является подача в таможенный орган ГРУЗОВОЙ таможенной декларации (ГТД). Грузовая таможенная декларация, применяемая в настоящее время России, соответствует образцам, используемым в международной практике.
Она состоит из 4 листов и содержит 54 графы, часть из которых заполняется декларантом, а часть — таможенным органом. При этом после производства таможенного оформления первый лист декларации остается в таможне, второй направляется в ГТК России, третий — лицу, осуществляющему расчеты по таможенным платежам, а четвертый — в органы государственного статистического учета.
В грузовой таможенной декларации должны быть отражены сведения об отправителе и получателе товара, стране контракта (стране, в которой зарегистрирована фирма-партнер), стране происхождения товара (при импорте) или стране назначения (при экспорте), сведения об условиях поставки, о валюте контракта, о транспорте, на котором должен быть доставлен товар, о таможне, на которой он должен пройти таможенное оформление, о квоте (для товаров, экспорт которых квотируется), о таможенной стоимости товара, подлежащих взысканию таможенных пошлинах и сборах и ряд иных сведений. Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств с применением ГТД состоит из пяти этапов:
· Прием, регистрация и учет ГТД.
· Таможенный контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД и страны происхождения, а также соблюдения мер нетарифного регулирования.
· Осуществление валютного контроля и контроля таможенной стоимости.
· Контроль таможенных платежей.
· Осуществление таможенного досмотра и выпуск товаров.
Первый этап - прием, регистрация и учет таможенных деклараций. Содержанием данного этапа служит прием ГТД, документов, необходимых для таможенных целей, а также копий ГТД на магнитном носителе. После проверки соблюдения необходимых условий для подачи таможенной декларации последней присваивается регистрационный номер. На оборотной стороне делается отметка о прохождении данного (первого) этапа.
На втором этапе таможенного оформления — этапе таможенного контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэко-номической деятельности, страны происхождения, а также соблюдения мер нетарифного регулирования — должностное лицо таможенного органа должно проверить правильность описания товара в ГТД, соответствие описания характеристикам самого товара, а также осуществить проверку количественных данных о товаре (число мест, вес и пр.).
По окончании второго этапа на обороте первого листа ГТД должна быть сделана запись "проверено", проставлена дата, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати лица, проводившего проверку, после чего декларация передается на следующий этап таможенного оформления.
Третий этап - валютный контроль и контроль таможенной стоимости (наличие копии паспорта сделки, проверка правильности расчета таможенной стоимости товара, в том числе учет всех затрат, подлежащих включению в таможенную стоимость).
На этом этапе проводится:
· проверка наличия всех документов, необходимых для целей проведения валютного контроля,
· проверка соответствия условий внешнеторгового договора и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям действующего валютного законодательства,
· проверка соответствия сведений, заявленных в ГТД, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля.
Четвертый этап - этап контроля таможенных платежей (наличие документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, правильность расчета соответствующих сумм, фактическое поступление платежей на счет таможенного органа).
На данном этапе производится проверка наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по их уплате, а также и по уплате процентов за использованную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, а также сумм штрафов в случае совершения этим лицом нарушений таможенных правил. При выявлении наличия такой задолженности товары и транспортные средства подлежат выпуску только после ее полного погашения.
Пятый этап таможенного оформления — этап досмотра товаров и их выпуска. На данном этапе производится проверка прохождения всех предыдущих этапов таможенного оформления и, в случае принятия решения о проведении досмотра товаров, — такой досмотр. Досмотр проводится с обязательным фиксированием его результатов.
После завершения пятого этапа таможенная декларация возвращается вновь на первый этап для учета и передачи в соответствующие подразделения таможенного органа, а также декларанту.
Последовательность прохождения этапов проверки ГТД может быть нарушена при необходимости производства таможенного досмотра. В этом случае сотрудник таможенного органа на оборотной стороне таможенной декларации делает запись "С досмотром", указывая краткое обоснование такого решения, и информирует об этом сотрудника, ответственного за выпуск, которому дает поручение на досмотр.
Выпуск товаров и транспортных средств может осуществляться как после проведения досмотра, так и без досмотра, если обязательный досмотр нормативными актами ГТК России не установлен, а необходимость его проведения в данном конкретном случае не выявлена. В обязательном порядке таможенный досмотр должен проводиться:
· в отношении подакцизных товаров;
· в отношении товаров, заявленных в товаросопроводительных документах как различного рода безалкогольные напитки, продукты питания, табак, стекло, обувь и другие товары, близкие по наименованию к подакцизным товарам;
· в отношении товаров, перевозимых транспортными организациями, ранее допустившими нарушения таможенных правил;
· в отношении товаров, перевозимых транспортом, принадлежащим физическим лицам.
Во всех остальных случаях досмотр производится по усмотрению должностных лиц таможенных органов, производящих таможенное оформление.
Процедура таможенного оформления с применением ГТД завершается принятием решения о возможности выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с заявленным режимом либо о невозможности выпуска таких товаров и транспортных средств.
40.1. Декларация на товары
Порядок заполнения установлен Решением Комиссии ТС №257 от 20.05.2010, №379 от 20.09.2010, № 617 от 07.04.2011 — вступает в силу с 01.07.2011
Сведения, указываемые в декларации на товары, в том числе в кодированном виде:
- заявляемая таможенная процедура
- сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и получателе товаров
- сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) ихперевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем
- сведения о международных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем
- сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковыеномера), количество в кг (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость
- сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение льгот по уплате таможенных платежей, суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей всоответствии с ТК ТС
- сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях
- сведения о соблюдении ограничений
- сведения о производителе товаров
- сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру
- сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС
- сведения о лице, составившем декларацию на товары
- место и дата составления декларации на товары.
2. Транзитная декларация
Порядок заполнения установлен Решением №289 от 18.06.2010 с изменениями Решений Комиссии ТС №379 от 20.09.2010 и №537 от 28.01.2011
Транзитная декларация предоставляется таможенному органу в случае помещение товара под таможенную процедуру таможенного транзита.
В качестве транзитной декларации могут предоставляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи.
Сведения, указываемые в транзитной декларации:
1) отправитель/получатель товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
2) страна отправления, страна назначения товаов;
3) декларант;
4) перевозчик;
5) транспортное средство международной перевозки, на котором перевозятся товары;
6) наименование, количество, стоимость товаров в соотвествии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
7) код товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков;
8) вес товара брутто или объем, а также количество товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
9) количество грузовых мест;
10) пункт назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами
11) документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
12) планируемая перегрузка товаров или грузовые операции в пути.
Транзитная декларация регистрируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий, применяемых таможенным органом.
3. Пассажирская таможенная декларация
Порядок заполнения установлен Решением Комиссии ТС №287 от 18.06.2010
Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии таможенного союза
4. Декларация на транспортное средство
Порядок заполнения установлен Решение Комиссии ТС №422 от 14.10.2010
В качестве таможенной декларации могут быть использованы транспортные и коммерческие документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в случаях и в порядке установленном Таможенным Кодексом Таможенного союза и Решением Комиссии ТС № 263 от 20.05.2010.
Срок выпуска товаров
1. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Указанный срок включает время проведения таможенного контроля.
2. Срок выпуска товаровможет быть продлен с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им должностного лица и не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
3. При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Указанный срок может быть продлен в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, принявшему таможенную декларацию.
42. в соответствии со ст. 155 ТК РФ в целях таможенного регулирования в отношении товаров могут устанавливаться следующие виды таможенных режимов, которые разбиты на следующие четыре группы.
1.Основные таможенные режимы.
выпуск для внутреннего потребления
экспорт;
международный таможенный транзит.
2.Экономические таможенные режимы:
переработка на таможенной территории;
переработка для внутреннего потребления;
переработка вне таможенной территории;
временный ввоз;
таможенный склад;
свободная таможенная зона (свободный склад).
3.Завершающие таможенные режимы:
o реимпорт;
o реэкспорт;
o уничтожение;
o отказ в пользу государства;
4.Специальные таможенные режимы:
o временный вывоз;
o беспошлинная торговля;
o перемещение припасов;
o иные специальные таможенные режимы.
43. Основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, МТТ.
Экспорт - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на ТТ РФ вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
Выпуск для внутреннего потребления - это таможенный режим, при котором ввезенные на ТТ РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе.
МТТ - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещают по ТТ РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на ТТ РФ и местом их убытия с ТТ РФ (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами ТТ РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений.
44. Переработка вне таможенной территории - это таможенный режим, при котором товары вывозятся с ТТ РФ для целей проведения операций по переработке товаров в течение определенного срока с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. По отношению к вывозным товарам не применяются пошлины и запреты экономического характера.
Переработка для внутреннего потребления - это таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на ТТ РФ в течение установленного срока (срока переработки) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки. Режим резервный. Пока не действует.
Переработка на таможенной территории - режим, при котором ввезенные товары используются на ТТ РФ в течение установленного времени (срок переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с ТТ РФ в определенный срок. В отношении ввезенных товаров применяются все запреты и ограничения по законодательству.
Временный ввоз - это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срок (срока временного ввоза) на ТТ РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенным пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера.
Таможенный склад - это таможенный режим, при котором ввезенные на ТТ РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов без применения запретов и ограничений экономического характера, а товары, предназначенные для вывоза хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных ТК РФ.
Свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные и российские товары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (иностранные - ввозных, российские - вывозных), а также применения к ним мер нетарифного регулирования.
Свободный склад - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию РФ (в место нахождения свободного склада) с целью производства средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, выпускаемых в дальнейшем для свободного обращения на таможенной территории РФ.
Иностранные товары (при их ввозе на территорию РФ), равно как и произведенные средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты (выпускаемые со свободного склада для свободного обращения на таможенной территории РФ) освобождаются (при соблюдении стоимостных и количественных ограничений) от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
45. Реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства.
Реимпорт - это таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с ТТ РФ, ввозятся на ТТ РФ в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Реэкспорт - это таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на ТТ РФ, вывозятся с ТТ РФ без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.
Уничтожение - это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
46Содержание иных специальных таможенных режимов включает:
- полное освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенное оформление;
- неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера (мер нетарифного регулирования), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
- неприменение к товарам возврата уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также освобождений от уплаты, возврата или возмещения внутренних налогов (за исключением случаев, когда иной специальный таможенный режим изменен на таможенный режим экспорта).
- компетенцию Правительства РФ по установлению иных (не предусмотренных ТК РФ) требований и условий помещения товаров под специальные таможенные режимы, а также ограничений на пользование и распоряжение товарами.
Иные специальные режимы предусмотрены в отношении категорий товаров:
- Товары, вывозимые с ТТ РФ и предназначенные для функционирования посольств, консульств, дипломатических представительств РФ и т.д. за рубежом
- Товары, которые перемещаются через таможенную границу РФ между воинскими частями, дислоцированными вне ТТ РФ и на ТТ РФ
- Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций
- Товары, вывозимые в бывшие республики СССР, если там имеются объекты собственности РФ для их функционирования
- Российские товары, которые перемещаются между таможенными органами РФ через территорию иностранного государства (например, на Калининград).
47Сертифика́ция - подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификатаСертифика́ция продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Правила сертификации продукции регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 15 «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»[2].
В качестве требований при сертификации продукции могут являться:
§ законодательные акты Российской Федерации;
§ государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.
В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.
Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. certim – верно, facere – делать.
Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.
Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий) ,проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.
Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время на доказывание потребителю, что их продукция имеет высокое качество. Так, по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей.
В некоторых случаях затраты даже сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Это делается не случайно, так как сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации.
Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее.
Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.
Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной (первая – изготовитель, вторая – потребитель).
В случае получения положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый "сертификат соответствия", подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.
Продукция в законодательно не регулируемой области может беспрепятственно перемещаться внутри рынка, и при этом, к ней официально не предъявлены требования по установлению соответствия. Тем не менее, в контрактной ситуации, потребитель может потребовать у поставщика доказательство соответствия продукции определенным требованиям, например, соответствия конкретному стандарту или группе стандартов, соответствия специфическим требованиям, предъявленным самим потребителем (и в том числе – соответствия условиям контракта). В этом случае, сертификация третьей стороной также может выступать, как подтверждение выполнения условий, что будет зафиксировано в сертификате соответствия конкретным, установленным потребителем требованиям.
Поставщик в законодательно не регулируемой области может проводить сертификацию своей продукции независимой третьей стороной и по собственной инициативе. При этом он запрашивает подтверждение соответствия своей продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение. Поставщик может запросить установление соответствия своей продукции определенным стандартам, определенным техническим параметрам, содержанию паспорта или рекламного материала на изделие и т. д. Поскольку процедура сертификации весьма дорогостоящая, то она может повлечь за собой либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости продукции, что в свою очередь может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен отчетливо представлять механизм извлечения выгоды из процедуры сертификации, например, посредством проведения рекламной компании с привлечением заключения независимой третьей стороны.
В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:
1. Испытания образца продукции.
2. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке.
3. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами.
4. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода.
5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка.
6. Только оценка заводского управления качеством.
7. Проверка партий изделий.
8. 100%-ный контроль.
48. Лицензирование - регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров путем выдачи специальных разрешений - лицензий, строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости их временного ограничения. Лицензирование является формой государственного контроля за внешнеторговой деятельностью.
Лицензия - это разрешение на ввоз или вывоз указанного в ней товара в установленный срок.
Лицензия - официальный документ, который разрешает осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного срока.
Перечни лицензируемых товаров устанавливаются законодательством Российской Федерации. Порядок лицензирования экспорта и импорта товаров распространяется на всех российских участников внешнеторговой деятельности независимо от формы собственности, места регистрации и положения на рынке.
Лицензия оформляется по унифицированной форме на специальной защищенной от подделки бумаге с использованием программного обеспечения, разработанного МВЭС России.
Лицензия оформляется на один вид товара в привязке к коду товара по ТН ВЭД СНГ, независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт или договор.
Лицензирование, являясь одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляется в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и другими федеральными законами и правовыми актами. Перечни лицензируемых товаров утверждаются Правительством Российской Федерации. Право исключать товары из утвержденного перечня по мере насыщения ими внутреннего рынка представлено Министерству экономики и Министерству торговли по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Выдача лицензий, как это и принято в мировой практике, сконцентрирована в одном правительственном органе - Министерстве торговли Российской Федерации.
Лицензирование является ограничением на ввоз в Российскую Федерацию, предусмотренным статьей 21 Таможенного кодекса Российской Федерации, кроме того, второй статьей предусмотрено, что если такие ограничения установлены, то таможенными органами осуществляется выпуск товаров, подпадающих под ограничения, при условии выполнения определенных требований.
Министерство торговли Российской Федерации осуществляет выдачу лицензий через своих уполномоченных в регионах, а в отдельных случаях - через уполномоченного по Центральному району.
Во многих промышленно развитых странах потенциальные импортеры или экспортеры должны получить разрешение на торговые операции у органов государственной власти до совершения внешнеторговых сделок, которое называется торговым лицензированием.
Лицензирование в международной торговле отличается большим разнообразием и представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на ввоз определенного объема товара. В лицензии может также устанавливаться порядок ввоза и вывоза.
Лицензирование толкуется в международной практике как временная мера, которая осуществляется на основе строгого контроля определенных товарных потоков. Оно практикуется в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта. Для получения лицензии фирмы, как правило, заранее посылают за рубеж образцы своих товаров.
Таким образом, требования лицензирования торговли может не только ограничить импорт или экспорт путем прямого отказа, но также привести к ухудшению торговли в связи с дополнительными затратами, задержками во времени и неопределенностью, связанной с этой процедурой.
Основными видами лицензий, применяемых в современной международной практике, выступают:
· генеральная;
· индивидуальная.
Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях.
Индивидуальная лицензия - это разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок (как правило, до 1 года).
Кроме это