И определение создаваемого им тормозного момента
Цель работы: изучить назначение, принцип действия, особенности конструкции двухколодочного тормоза ТКТ-100 и провести аналитическое и экспериментальное определение создаваемого им тормозного момента и давления на контактных поверхностях колодок.
Оборудование и инструменты: лабораторная установка для испытаний двухколодочного тормоза ТКТ-100, линейка, штангенциркуль, угломер.
Теоретические основы работы
Механизмы грузоподъёмных машин (ГПМ) должны иметь надёжные тормозные устройства, обеспечивающие остановку и удержание груза в подвешенном состоянии с заданным запасом торможения или торможение на установленной длине тормозного пути до полной остановки груза.
Исследуемый тормоз ТКТ-100 (рис. 4.1) относится к двухколодочным автоматическим стопорным нормально открытым тормозным устройствам с электромагнитным приводом.
Рис. 4.1. Схема двухколодочного тормоза ТКТ-100 | Как правило тормозной шкив 1 устройства крепится на валу электродвигателя, вращающий момент на котором является наименьшим по сравнению с моментами на других валах привода того или иного механизма ГПМ. Основание тормоза крепится к опорной металлоконструкции механизма. Сам тормоз состоит из двух шарнирно закрепленных на основании рычагов 2 и 3, на которых, в свою очередь, шарнирно крепятся две тормозные колодки 4 и 5. Для создания требуемого тормозного усилия расположенную на штоке 6 гайку 7 заворачивают на определённую величину, |
в результате чего деформируются (сжимаются) главная 8 и вспомогательная 9 пружины тормоза.Под действием нормальных усилий со стороны сжатых пружин левый 2 и правый 3 рычаги через колодки 4 и 5 давят на тормозной шкив 1 нормальными силами , создающими силы трения на их контактных поверхностях, и тормозят шкив.
При нормальной работе механизма ГПМ (без торможения) колодки не касаются поверхности тормозного шкива. Это достигается установкой в данном тормозе короткоходового электромагнита переменного тока типа МО-Б. При включении механизма в обмотки электродвигателя и в катушку 10 электромагнита тормоза подаётся ток. Под действием возникающей электромагнитной силы якоря 11 притягивается к катушке, а его рычаг 12 давит на шток 6 с гайкой 7, сжимая ещё больше пружину 8 и давая возможность пружине 9 разжать левый 2 и правый 3 рычаги и отвести колодки 4 и 5 от шкива 1.
При включении режима торможения прекращается подача тока в обмотки электродвигателя и в катушку электромагнита. Детали тормоза возвращаются в исходное положение. Колодки прижимаются к шкиву и тормозят его движение.
Основной характеристикой для выбора тормоза является требуемое значение создаваемого им тормозного момента , который определяют как
, (4.1)
где - диаметр тормозного шкива; - коэффициент трения скольжения между контактными поверхностями колодок и шкива
В исследуемом тормозе ТКТ-100 установлены колодки с обкладками из вальцованной ленты, а тормозной шкив изготовлен из чугуна. Для данной пары материалов согласно [1] коэффициент трения .
Величину силы определяют в зависимости от значения силы из условия равновесия одного из рычагов тормоза, например, левого, относительно его шарнирной опоры
, (4.2)
где , и - размеры рычага и колодки (рис. 4.1); - КПД рычажной системы тормоза, учитывающий потери на трение в её шарнирах [1].
Совместное решение (4.1) и (4.2) даёт выражение
. (4.3)
Дополнительно проверяют прочность материала колодок по условию
, (4.4)
или с учётом (4.1) , (4.5)
где и - действительное и допускаемое значения нормального давления на контактных поверхностях колодок (для контактирующих материалов колодок и шкива исследуемого тормоза согласно [1] принимают ); - площадь поверхности трения одной колодки, равная
, (4.6)
где - ширина тормозной колодки; - угол охвата колодкой тормозного шкива в градусах.
Порядок выполнения работы
1. Изучают конструкцию и принцип действия тормоза ТКТ-100.
2. Выполнят замеры геометрических параметров , , , , и конструкции тормоза, записывая их значения в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Результаты опытных замеров геометрических параметров тормоза
, мм | , мм | , мм | , мм | , мм | , град |
3. По шкале 13 (рис. 4.1) устанавливают величину сжатия пружины 8 на 10 делений, что соответствует значению силы .
4. По формулам (4.3), (4.5) и (4.6) рассчитывают теоретические значения тормозного момента и нормального давления при заданной величине силы .
5. Выполняют эксперименты по определению времени свободного выбега и времени торможения вращающихся массивных дисков на лабораторной установке ДМ-38М для исследования тормоза ТКТ-100, схема которой представлена на рис. 4.2.
Рис. 4.2 Схема лабораторной установки ДМ-38М с тормозом ТКТ-100
В состав установки входят: электродвигатель 1, соединенный упругой втулочно-пальцевой муфтой 2 с валом 5, который свободно вращается на подшипниковых опорах качения. На конце вала закреплены массивные инерционные диски 6. Одна из полумуфт выполнена в виде тормозного шкива 3, расположенного между колодками тормоза ТКТ-100. Для определения времени с момента выключения электродвигателя до остановки вала при выключенном или включённом тормозе служит электронный секундомер.
6. Используя результаты испытаний, определяют экспериментальное значение тормозного момента по зависимости
, (4.7)
где - динамический момент сил инерции вращающихся деталей установки; - момент сопротивления вращению вала, зависящий от трения в подшипниковых опорах и аэродинамических потерь; - суммарный динамический момент инерции всех вращающихся деталей установки; - число инерционных дисков; - динамический момент инерции одного диска; - суммарный динамический момент инерции ротора электродвигателя, муфты, тормозного шкива и вала; и - угловые ускорения при равнозамедленном движении вала, соответственно, в режимах торможения и свободного выбега; - круговая частота вращения вала с дисками, равная номинальной частоте вращения вала электродвигателя.
7. При известном значении , используя формулу (4.5), проверяют прочность материала тормозных колодок.
Выводы
В выводах указывают основные результаты работы, сравнивают аналитически и экспериментально полученные значения тормозного момента и нормального давления на контактных поверхностях колодок тормоза, дают оценку корректности проведённых исследований.
4. Контрольные вопросы
1. Какое назначение имеют тормозные устройства?
2. В каком месте привода механизма грузоподъёмной машины, как привило устанавливают тормозное устройство?
3. К какому виду тормозных устройств относят тормоз ТКТ-100?
4. Какие элементы и устройства включает конструкция тормоза ТКТ-100?
5. Как работает тормоз ТКТ-100?
6. Каким образом теоретически рассчитывают тормозной момент?
7. Как определяют тормозной момент экспериментальным путём?
8. По какому условию проверяется прочность материала тормозных колодок?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5