Основные принципы ответственности авиаперевозчика

по российскому законодательству и международным
правовым актам.

Статья 116. Общие принципы ответственности 1. Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.2. Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.3. Перевозчик, пассажир, грузоотправитель и грузополучатель за нарушение таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПЕРЕВОЗЧИК
Права Обязанности
ГК РФ 790, п.4 Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его Получателю. ГК РФ 785, п.1 ВК РФ 103, п.2
ВК РФ 102, п.2 Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, Перевозчик обязуется выплатить неустойку ГК РФ 330 п.1
ВК РФ Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор Перевозчик обязуется перевезти груз до фиксированного момента времени или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода ГК РФ 314 п.1
ГК РФ ст. 359, 360. Перевозчик наделен правом удержания груза в целях обеспечения причитающихся ему провозной платы и других платежей. Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. ВК РФ 102, п.1
    Перевозчик обязан страховать ответственность перед Отправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на страховую сумму, размер которой не должен быть менее чем два минимальных размера оплаты труда. ВК РФ

27. Организация претензионной
работы в авиапредприятии

одной из главных целей любого авиаперевозчика является высококачественное обслуживание пассажиров и грузовой клиентуры, пользующихся его услугами. Однако, не исключены случаи, когда неудобства, доставленные пассажиру, а также ущерб, нанесенный его имуществу, вызывают с его стороны критические замечания, протесты, жалобы и претензии, которые можно отнести к общему понятию - рекламация[1]

Следует разграничивать такие понятия как претензия и жалоба.

Жалоба представляет собой официальное обращение организации, физического лица и/или группы лиц к перевозчику или к конкретному должностному лицу по поводу нарушения своих прав и законных интересов и/или прав и интересов других лиц и организаций. Жалобы являются сигналом о недостатках в работе предприятия.

По форме обращения жалобы могут быть устными и письменными.

При обращении пассажира или любого лица с устным заявлением к сотруднику авиапредприятия, последний обязан:

- внимательно выслушать заявление;

- кратко и вежливо дать исчерпывающий ответ;

- если не возможно дать точный ответ, необходимо немедленно сообщить заявителю, в какой срок и каким образом он получит информацию по интересующему его вопросу;

- если замечание справедливо, следует принести извинения и принять меры к устранению причин, вызвавших жалобу.

Жалоба может быть изложена в письменном виде. Ответ на нее должен быть получен в письменной форме в течение 10 дней. Если ответ не может быть предоставлен в течение 10 дней, необходимо подтвердить заявителю получение жалобы, и сообщить ему, когда будет дан окончательный ответ.

Претензия - это требование заинтересованного лица о возмещении ущерба, заявленное в письменной форме в соответствии с нормами воздушного законодательства Российской Федерации.

Претензии о неисправностях при перевозке багажа

Претензии о неисправностях при перевозке багажа, поступающие в авиапредприятия, можно классифицировать по трем основным признакам:

- по сути;

- по решению;

- по месту происшествия.

По сути могут разделяться следующим образом:

- на утерю багажа;

- на повреждение багажа;

- на частичную недостачу;

- на задержку в доставке багажа.

По решениюразделяются:

- на удовлетворенные;

- на отклоненные;

- на утратившие срок давности.

Удовлетворенные претензии в свою очередь можно подразделить:

1) на удовлетворенные самим перевозчиком;

2) на удовлетворенные по "прорейту" с другим перевозчиком.

Отклоненные претензии можно разделить:

1) из-за пропуска претензионных сроков в соответствии с нормами воздушного законодательства Российской Федерации;

2) ввиду отсутствия документальных доказательств вины перевозчика.

Отклоненные претензии могут вызвать следующие последствия:

- согласие заявителя претензий и закрытие дела;

- несогласие заявителя и повторное рассмотрение дела;

- передачу дела в суд.

Утратившие срок давности претензии также могут быть отнесены к отклоненным, в виду отсутствия всех необходимых документов, подтверждающих вину перевозчика.

По месту происшествия разделяются на претензии:

- по неисправностям на авиалиниях, контролируемых перевозчиком

- по неисправностям на авиалиниях, не контролируемых перевозчиком.

Для наглядности общая характеристика претензий может быть представлена в виде схемы (Рис).

При международных воздушных перевозках рассмотрение претензий производится в соответствии с Варшавской конвенцией, Воздушным кодексом РФ, Законами РФ, регулирующими данную деятельность, Правилами перевозок на воздушном транспорте, рекомендациями ИАТА, а также руководящими документами ФАВТ. Сроки подачи и рассмотрения претензий должны соответствовать требованиям этих документов.

Аэропорт как элемент СВТ.

Понятия:

Аэропорт – комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал и другие сооружения, предназначенные для приема и отправки ВС, обслуживания воздушных перевозок, и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Пользователь аэропорта – авиационное предприятие, экспуатанты, пассажиры, грузоотправители, грузополучатели и другие юридические лица, пользующиеся услугами аэропорта.

Авиационная деятельность – производственно-хозяйственная деятельность на территории аэропортов юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей по обеспечению полётов, приему и/или отправки ВС, обслуживанию пассажиров, обработки багажа, грузов, почты, осуществляемая на коммерческой основе с соблюдением установленных требований по авиационной безопасности.

Неавиационная деятельность – деятельность на территории аэропортов по предоставлению на коммерческой основе сервисных услуг пассажирам, включая торговлю, общественное питание, услуги по парковке автомобилей, почтово-банковские операции, не относящиеся к авиационной деятельности.

Оператор аэропорта – юридические/физические лица, осуществляющие на территории аэропорта авиационную деятельность и имеющие соответствующие сертификат и лицензию.

Главный оператор аэропорта – опреатор-держатель сертификата соответствия аэропорта, имеющий на праве собственности на услуги аренды ил на другом законном основании аэродром, обеспечивающий готовность аэропорта к приему и выпуску ВС и обслуживанию воздушных перевозок, осуществляющий координацию работ в аэропорту, обеспечивающий всеми операторами и пользователями аэропорта требования безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности, качество выполненных и исполняемых услуг.

Функции главного оператора:

1. Осуществление контроля деятельности операторов аэропорта.

2. Разработка суточных планов полетов ВС, обеспечение его выполнение, ведение учета и анализа регулярности взлетов и посадок ВС.

3. Наличие права закрытия аэродрома и аэропорта для приема и отправки ВС в связи с техническими и/или метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов.

4. Наличие права организации и управления всеми видами деятельности в аэропортах, которая осуществляется самостоятельно либо путем передачи на договорных условиях операторам.

5. Наличие исключительного права обозначения, индивидуализирующее аэропорт на осуществление всех видов услуг; обозначения, индивидуализирующее предоставляемые услуги.

6. Обязанность заключения договоров с государственными предприятиями по организации воздушного движения, по организации таможенного, пограничного, санитарного, карантинного контроля, а также организация и обеспечение (через договор) охраны общественного порядка.

7. Держатель генплана развития аэропорта, контроль застройки на территории АП.

8. Установка порядка расчета с пользователями АП.

9. Представление ФАВТу годовых отчетов по деятельности, аудиторские и бухгалтерские отчеты.

Аэродром – участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенными для взлета, посадки, руления и стоянки ВС.

(государственные, гражданские, экспериментальные).

Аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации.

АП не определен к ТК как субъект гражданско-правовых отношений в единой форме. Нет до сих пор определения «Территория аэропорта», без чего невозможно долгосрочное планирование развития самого аэропорта, объектов инфраструктур.

Наши рекомендации