Производственные показатели работы судна.
1.1. Общая характеристика производственных показателей.
Производственные показатели работы судна включают в себя производственные и финансово-экономические показатели, которые составляют систему эксплуатационно-экономических показателей. Они служат для рейсового планирования, анализа и оценки труда коллектива судна.
Важнейшими показателями работы судна является:
• Производственные показатели по объёму транспортной работы в нормо-часах и объём
перевозок в физических тоннах;
• Экономические показатели по доходам и расходам;
• Расчётные показатели, которые показывают использование судна по нагрузке,
скорости, времени, производительности труда, себестоимости и рентабельности.
Исходным документом для расчёта производственных показателей работы судна является график движения флота. Здесь приводятся технические и технологические нормы на все операции транспортного процесса (движения, обработки и обслуживания судов в портах).
1.2. Определение объёма транспортной работы судна в тоннах.
Объём транспортной работы экипажа судна за круговой рейс в тоннах определяется по формуле:
А физ. т=Q э.осн + Q э.обр. ( физ. тонны)
где: Q э.осн - норма загрузки в основном направлении, т
Q э.обр - норма загрузки в обратном направлении, т
Нормы загрузки теплохода в основном и в обратном направлениях принимаются по: «нормативам обслуживания транзитных судов и составов в портах пароходств центральных и Северо-Западных бассейнов в навигацию 1990г.» (1) и приводятся в таблице 1.
Нормы загрузки теплохода (Калининград) ТАБЛИЦА1
Пункт погрузки | Направление движения | Тип судна | Род груза | Норма загрузки, т |
Бирск | Осн. направление | Калининград | Руда | |
Н.Новгород | Обр. направление | Калининград | Мука доломитовая |
Объем перевозок за круговой рейс составит:
А физ. т = 2000 т. + 2000т. = 4000т.
1.3. Определение объёма транспортной работы судна в нормо-часах.
Основным производственным показателем работы судна является объём транспортной работы в нормо-часах, который определяется по формуле:
А н-ч = t кр.р.( нормо-час)
где t кр.Р- продолжительность кругового рейса, час.
Из формулы следует, что объём транспортной работы судна в нормо-часах за круговой рейс равен плановой продолжительности кругового рейса в соответствии с нормами графика движения флота.
Объём работы судов в нормо-часах позволяет наиболее правильно оценить работы экипажа судов на внутренних рейсах независимо от того, где будет работать судно, с грузом или без груза.
Задача экипажа состоит в сокращении фактических затрат времени на всём протяжении кругового рейса.
Предварительно, при определении продолжительности кругового рейса, вычерчивают схему с отражением на ней всех элементов составляющих круговой рейс:
|
|
| |||||||
Продолжительность кругового рейса определяют по следующему выражению:
t кр.р. = tn.(в) осн + tx. осн. + tn.(в) обр. + tx. обр. + tтexн. +tтоn . (сут.)
где - t п (в) осн. - валовая норма времени на обработку судна в порту погрузки, выгрузки в основном направлении, час;
t п (в) обр.- валовая норма времени на обработку судна в порту погрузки, выгрузки в обратном направлении, час;
Эти нормы принимают по (1).
Результаты нормы времени обслуживания судна в портах за круговой рейс приводятся в
таблице 2.
Продолжительность времени стоянки теплохода
«Волго-Дон1565» в портах под обработкой
ТАБЛИЦА 2
Пункт обработки | Вид обработки | Тип груза | Загрузка, тонн | Судо-часовая норма, | Время обработки | Технические и технологические операции | Валовое время обработки судна в порту | |
т/час | час | до груз. работ, час | после груз. работ, час | Час | ||||
Бирск | погрузка | Руда | ||||||
Лысково | выгрузка | Руда | ||||||
Н-Новгород | погрузка | Мука дол. | ||||||
Благовещинск | выгрузка | Мука дол. |
∑tn.(в) ==19+21+16+26=82
tx. осн. - норма времени на ход судна в основном направлении, час;
tx. обр. - норма времени на ход судна в обратном направлении, час;
Эти нормы принимаются по «Нормам времени грузового самоходного флота пароходств центральных и Северо-Западных бассейнов». Вводится в действие с навигацией 1991 г. (2)
Ходовое время теплохода «Волго-Дон1565» по участкам за круговой рейс приводится в таблице 3.
ТАБЛИЦА 3
Участки Пути | протяженность км. | направление движения | Груженый или порожний | Норма времени, час. |
Бирск-соколки | 599-194= 405 | Основное | Груженый | 39-13=26 |
Соколки- КУ | 1145-946=199 | Основное | груженый | 61-51=10 |
КУ -Лысково | 2042-1664=378 | Основное | Груженый | 120-98=22 |
Лысково-Н.Н | 2138-2042=96 | обратное | поражнем | 117-106=11 |
Н.Н- КУ | 1108-634=474 | обратное | груженый | 63-32=31 |
КУ-Соколки | 199-0=199 | обратное | груженый | 12-0=12 |
Соколки -Бирск | 550-0=550 | обратное | груженый | 45-0=45 |
Благовещенск-бирск | 550-405=145 | Основное | поражнем | 12-3=9 |
∑ t хода осн,обр=26+10+22+11+12+45+9=166
Lосн=378+145=523
Lобр=96+474+199+550=1319
Lобщ=1319+523=1842 км
Т топ – время технологических операций в пути за круговой рейс.
К этим операциям относятся: затраты времени на шлюзование, экипировку, осмотр судна, проверку документации, ожидание развода мостов, устранение девиации.
Нормы времени на эти операции принимаются по (2) и приводятся в табл. 4
Продолжительность норм времени на технологические операции
теплохода «Волго-Дон1565» в пути
ТАБЛИЦА 4
Пункты | Виды операций | Нормы | времени, час. |
Основное Направление | обратное направление | ||
Наб.Челны | Шлюзование | ||
Соколки | Экипировка | ||
Казань | Шлюзование | ||
Новочебоксарск | Экипировка | ||
Ямалы | Экипировка | ||
∑ t топ. осн. = 7 ч. ∑ t топ. обр. =9 ч. ∑ t топ. =16 ч.
t техн. – время невязки графика, необходимого для округления продолжительности кругового рейса до целых суток, час.
t кр.р. =82+166+16=264.
264/24=11
Продолжительность кругового рейса в сутках принимается для определения количества круговых рейсов, составления расписания движения судов и использования в дальнейших расчетах.
Объем работы в нормо-часах
А н-ч = 264 н-ч 16 суток