Скользкость и шероховатость покрытий
Скользкость дорожного покрытия является важнейшей характеристикой состояния автодорог. Критерием скользкости покрытия является коэффициент сцепления. От низкого значения коэффициента сцепления в осенне-весенний период происходит до 70% всех аварий, а в летний – 30%.
Коэффициент сцепления измеряют портативными приборами или динамометрическими тележками. Существенное влияние на коэффициент сцепления оказывают:
· скорость движения;
· рисунок протектора;
· давление в шинах;
· нагрузка на колесо;
· режим торможения;
· тип покрытия, его состояние, температура и шероховатость.
Зависимость коэффициента сцепления от шероховатости выглядит следующим образом.
Шероховатость покрытия определяется высотой и формой элементов микропрофиля поверхности дороги, расстоянием между вершинами выступов и их остротой. Для оценки шероховатости разработаны специальные приборы. Высота выступов шероховатой поверхности должна быть |
достаточной для выжимания воды из зоны контакта шины с покрытием.
В 1972 г. Впервые были нормированы при сдаче дороги в эксплуатацию минимально-допустимые значения коэффициента продольного сцепления при условиях: v = 60км/ч, толщина пленки воды – 1 мм, нагрузка на колесо – 3000Н.
Условия движения | Характеристика участка дороги | φ |
легкие | прямые и кривые с R>1000 м, i < 30о/оо с элементами поперечного профиля в соответствии с категорией дороги при коэффициенте загрузке < 0,3 | 0,45 |
затруднительные | кривые с R от 250 до 1000 м, i до 60о/оо , коэффициент загрузки от 0,3 до 0,5 | 0,45 ÷ 0,5 |
опасные | Видимость менее расчетной, уклоны больше расчетных, пересечения и примыкания в одном уровне, коэффициент загрузки > 0,5 | 0,6 |
Погодно-климатические факторы и транспортные качества д
Транспортно-эксплуатационные качества дорог резко изменяются по сезонам года.
Зимний период: снежные заносы, гололед, туман, низкая температура, короткая продолжительность дня. Весенний и осенний периоды: резкие колебания температур, переходы от дождливой к сухой погоде.
В равнинной местности наиболее неблагоприятны весенний и осенний периоды.
Для расчета скоростей движения в условиях различной видимости рекомендована следующая зависимость:
,
где v0– скорость потока при видимости 50 м ( ≈ 14 км/ч);
S – метеорологическая видимость;
а, b – коэффициенты для определения средней скорости.
Существенно меняется в различные сезоны года количество и тяжесть ДТП. На дорогах РБ наблюдается закономерность распределения числа ДТП: меньше всего – зимой; максимальное количество – в конце лета и осенью.
Все эти закономерности необходимо учитывать при разработке мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств дороги.
Влияние элементов дорог и средств регулирования на режимы движения автомобилей. Качественное состояние потока автомобилей
С изменением интенсивности движения резко меняется качественное состояние транспортного потока и условия труда водителей. Для характеристики состояния потока используют следующие показатели:
· коэффициент загрузки движения – z;
· коэффициент скорости движения – с;
· коэффициент насыщения движения – ρ;
· уровень удобства движения.