Элементы продольного профиля
Проекция трассы на вертикальную плоскость называется продольным профилем.
Продольный профиль представляет собой чередование уклонов и площадок или плавную кривую при клотоидном проектировании.
Т.к. естественные уклоны местности превышают допустимые для эффективного использования автомобилей, то для достижения более пологого уклона либо срезается часть грунта на подъемах на возвышенность, либо досыпается в местах перехода через пониженные участки рельефа.
Места, где поверхность дороги расположена ниже поверхности земли, называются выемками, а участки, где дорога проходит выше поверхности земли – насыпями. Разность между отметками земли и отметками дороги называется рабочей отметкой.
Для обеспечения плавности движения и видимости в переломы продольного профиля вписываются вертикальные кривые.
Элементы поперечного профиля
Полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, разработки грунта, предназначенного для отсыпки насыпей, постройки вспомогательных сооружений и посадки зеленых насаждений называется дорожной полосой или полосой отвода.
Сечение дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной оси дороги, называется поперечным профилем.
1. Земляное полотно; 5. Резерв;
2. Проезжая часть; 6. Откос;
3. Обочины; 7. Бровка з.п.
4. Краевые или укрепительные полосы;
Расстояние между бровками условно называют шириной земляного полотна. Ширина з.п. регламентируется в зависимости от категории дороги и числа полос движения и представлена в ТКП. Крутизну откосов характеризует коэффициент заложения, который определяется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции – заложению 1:m.
Для благоприятных геологических условий разработаны типовые поперечные профили з.п., которые, как показал опыт эксплуатации, являются прочными и устойчивыми.
Дорожные одежды
Дорожная одежда – это твердая монолитная конструкция из материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию климатических факторов и колес транспортных средств, уложенная на поверхность з.п.
В д.о. различают следующие слои:
1. Поверхностная обработка; 2. Мелкозернистый а/б; 3. Крупнозернистый а/б; 4. Щебень, обработанный вяжущим материалом; 5. ПГС; 6. Песок. |
Покрытие– верхний, наиболее прочный, обычно водонепроницаемый, относительно тонкий (до 10 см) слой одежды, хорошо сопротивляющийся истирающимся, ударным и сдвигающим нагрузкам от колес, а так же воздействию природных факторов.
Основание– несущая прочная часть д.о., устраиваемая из каменных материалов или грунта, обработанного вяжущим материалом. Оно предназначено для передачи и распределения давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или на грунт з.п. и потому должно быть монолитным, устойчивым против сдвига и изгиба. Основание может состоять из одного или нескольких слоев. В последнем случае верхние слои устраивают из более прочных материалов.
Дополнительные слои основания устраиваются из материалов, устойчивых при увлажнении, укладываются м/у основанием покрытия и подстилающим грунтом з.п. на участках с неблагоприятными климатическими и грунтово-гидрологическими характеристиками.
Грунт з.п. (подстилающий грунт, «рабочий слой» з.п.) – это тщательно уплотненные и спланированные слои з.п., на которые укладывается д.о.
Эксплуатационные качества д.о. определяются, в основном, типом покрытия. Покрытия бывают:
· Асфальтобетонные (к/з, м/з, песчаные);
· Цементобетонные (сборные, монолитные);
· Щебень, гравий, обработанные вяжущими материалами;
· Мостовые.
В зависимости от обеспечиваемой степени удобства движения д.о. делятся на усовершенствованные (капитальные и облегченные), переходные и низшие.
Водопропускные сооружения
Тип водопропускного сооружения зависит от количества воды, притекающей к данному сооружению. Водопропускные сооружения делятся на:
· малые (трубы, лотки, малые мосты отверстием до 25м);
· средние (мосты отверстием от 25 до 50м);
· большие (мосты отверстием более 50 м).
Для малых водопропускных сооружений применяют типовые проекты. Большие и средние подлежат индивидуальному проектированию.
МВС устраиваются при пересечении а/дорогами ручьев, оврагов, балок, по которым стекает вода от дождей и таяния снега. Большую часть МВС на дорогах (95%) составляют трубы. Они не меняют условий движения и могут располагаться при любых сочетаниях плана и профиля. Мосты применяют в тех случаях, когда трубы не могут обеспечить пропуск воды, притекающей к дороге.
Тубы классифицируются:
· по типу отверстия – круглые, прямоугольные, овальные;
· по типу материала – бетонные, железобетонные, из каменной кладки;
· по количеству очков – одноочковые и многоочковые (не более 3 – х очков).
На а/дорогах применяют круглые трубы отверстием 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 1,6; 2,0м; прямоугольные – отверстием 2х2,5; 2х3,65; 3х2,5; 3х3,65; 4х2,5; 4х3,65.
Трубы нельзя укладывать на постоянных водотоках, где возможны ледоход, корчеход, наледи.