I этап (вторая младшая группа – первый год обучения)

Пояснительная записка

Программа «Азбука улиц» разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах города Набережные Челны. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах направляет нашу работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегдазнают правила или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила безопасного поведения на дорогах едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил безопасности , при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенная программа «Азбука улиц» – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам безопасного поведения на дороге и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Основные направления работы по программе:

Профилактическое:

- Обеспечение знаний о транспортной среде города;

- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

-Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий

Организационное:

- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ;

- Определение уровней сформированности умений и навыков безопасного поведения на дороге методами диагностики;

- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;

- Пропаганда знаний безопасного поведения с использованием разнообразных методов и приемов.

Актуальность:

Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.

Педагогическая целесообразность:

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам безопасного поведения на дороге важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность. Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

Цель программы:

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах нашего города..

Задачи:

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2.Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3.Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам безопасного поведения на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Принципы организации образовательного процесса:

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Программа рассчитана на 4 года первый год – для воспитанников 3-4 лет (вторая младшая группа), второй год – для воспитанников – 4-5 лет (средняя группа), третий год – для воспитанников – 5 -6 лет (старшая группа), четвертый год – для воспитанников 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ БДД ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Месяц Задачи НОД Совместная деятельность воспитателя и детей Взаимодействие с родителями
Сентябрь Дать знания о назначении светофора, его цветах (красный, зеленый)   Познание «Мой друг – светофор» Художественное творчество «Наклей круги красного и зеленого цветов»   П/и» Птички и автомобиль» Целевая прогулка к светофору Д/и : Собери светофор   Информация для уголка родителей «В стране дорожных знаков»
Октябрь Уточнить представления об улице, дороге. Дать знания, что улица делится на 2 части: проезжая часть (дорога) и тротуар (где ходят люди). Знакомить с правилами поведения на тротуаре, на дороге и значении его цветов. Дать понятие о значении слов пешеход, пешеходный переход, учить правильно переходить улицу. Ориентировка на дороге (посмотри направо, налево). Познание «Ходим мы по улицам». (Дорога и пешеход) Художественное творчество Рисование «Широкая, узкая дорожка»   Целевая прогулка по теме. Знакомство с улицей. Конструирование. Тема: собери знак (пешеходный переход). П/и. Машины едут по дорогам. Просмотр М.ф Смешарики» Азбука безопасности» Информация для уголка родителей «Дети 4-го года жизни должны знать»
Ноябрь Познакомить с грузовым, легковым видом транспорта. Формировать представление о легковом и грузовом виде транспорта. Познакомить с автомобилем КамАЗ, из чего он состоит (кузов, кабина, колеса). Предназначение автомобилей. Познание «Грузовые, легковые автомобили» Художественное творчество. Лепка «У меня автомобиль»   Чтение и разбор стихотворения А. Барто «Грузовик» Рассматривание иллюстраций с различными видами транспорта. Игры детей с грузовыми, легковыми машинами. Оснащение развивающей среды группы (макет светофора для транспорта)
Декабрь Познакомить детей с видами общественного транспорта (маршрутное такси, автобус, трамвай), с видами специализированных машин (пожарная, скорая, снегоуборочная, полиция и т.д.). Формировать представление о том, как машины помогают людям. Познание «Транспорт в жизни человека» Художественное творчество. Аппликация «Разноцветные окошки».   Беседа: как транспорт людям помогает. Д/и «покажи транспорт, который назову» Игровая ситуация. Едем в гости на автобусе (поведение в транспорте). Рекомендации по чтению художественной литературы «Загадки о ПДД»
Январь Дать понятие о значении слова «пассажир», о дорожном знаке «Дети». Познакомить с детским удерживающим устройством(креслом).Познакомить с правилами поведения в транспорте.   Познание «Я – пассажир » Художественное творчество. Лепка (коллективная работа)”Автомобили движутся по дороге”.   Беседа. Тема: Еду в машине. (кресло безопасности). Д/и «Волшебный мешочек» (на макет улицы расставить игрушки – светофор, машинки, люди, дома…) Просмотр мультфильмов“Смешарики” Азбука безопастности. Буклет, памятка-листовка «Как выбрать автокресло ребенку» Информация на стенде: Светофор – большой помощник
Февраль Закрепить знания о том, как пешеходу вести себя на дороге зимой, знакомить с правилами поведения на улице, дороге зимой. Закрепить понятие о дорожном знаке «Дети» Познание.”Осторожно, зимняя дорога”. Художественное творчество. Аппликация. “ На дороге выпал снег”. Экскурсия на дорогу. Наблюдение за двигающимся транспортом. Игры детей с различными машинами (грузовая, легковая, специализированная, общественный транспорт) Совместная стенгазета «Наш друг светофор» Рекомендация для наблюдения: «Движение по тротуару»
Март Закрепить знания о том какие виды наземного транспорта бывают. Закрепить знания о том, как транспорт помогает в жизни человека. Познакомить с профессией – водитель. Познание ФЦКМ. “Машины разные нужны. Машины разные важны”. Каммуникация развития речи. У меня машина.(составить рассказ о спец. Видах транспорта.” Пожарная, снегоуборочная”. Познание. ФЦКМ. Профессия- Шофер.   Просмотр фильма о различных видах транспорта, беседа о них. Чтение отрывков из рассказа и стихов о различных видах транспорта. Беседа «Профессия - шофер» П/и «Воробушки и автомобили» Рекомендация для наблюдения: Наземный переход. Подземный переход. Надземный переход
Апрель Познакомить детей с космическим видом транспорта, кто летает на этом виде транспорта – космонавт. Познание ФЦКМ.Полетели в космос.   Художественное творчество.Лепка. “ Строим ракету” Художественное творчество. Аппликация.”Летим сквозь звезды”. Подвижная игра “ На старт, внимание,марш”. Конструирование из модулей «Ракета» Оснащение развивающей среды. Макет дороги. Памятка-листовка «Внимание! Дети на дорогах»
Май Учить детей применять полученные знания на практике. Закреплять правила поведения на дороге, тротуаре, улице. Закрепить знак «Дети». Совершенствовать знание о назначении пешеходного светофора и его цветов: красный, зеленый. Закреплять правила перехода улицы. Познание. ФЦКМ. Осторожно – дорога. Художественное творчество. Аппликация “ Светофор” Художественное творчество. Аппликация. “Полосатый коврик”(пешеходный переход).   Экскурсия. Улицы родного города. Д/и «Собери светофор» Игры на площадке «Строим город из песка»   Рекомендации для наблюдений: наша улица, тротуар, проезжая часть. Конкурс-выставка «Я пешеход» «Я в автокресле».

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ БДД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Месяц Задачи НОД Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с родителями
Сентябрь Продолжать знакомить детей с различными видами городского транспорта и правилами поведения в нем; развивать внимание; воспитывать уважительное отношение к профессии водителя общественного транспорта. На чем люди ездят 1 Целевая прогулка по улице. 2.Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик». 3.Продуктивная деятельность: «Машины едут по улице» (Аппликация) (коллективная работа). 4.Познание. Наземный транспорт (рассматривание картин из серии «Транспорт»). Беседа «Машины на нашей улице». Дидактические игры: «Найди и назови», «Найди такой же». Подвижная игра «Разные автомашины».   Памятка «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге».
Октябрь Сформировать понятия «Пешеход», «Пешеходная дорожка», «Светофор»; развивать внимание; воспитывать желание помогать друг другу при переходе через дорогу. Правила пешеходов 1.Целевая прогулка к светофору. 2.Чтение: В.Семерин «Запрещается-разрешается». 3.Продуктивная деятельность «Светофор для пешехода» (Рисование). 4.Познание. Рассматривание иллюстраций «На улице города». Беседа «Как переходить улицу» Дидактические игры: «Какой огонек зажегся», «Что говорит светофор». Подвижная игра «Стоп!».   Памятка «Родитель - пример для ребенка».
Ноябрь Продолжать знакомить детей с группами дорожных знаков, сообщающих участникам дорожного движения о местах пешеходных переходов и об остановках общественного транспорта; развивать память и восприятие; воспитывать уважительное отношение к дорожным знакам. Дорожные знаки для пешеходов. 1.Целевая прогулка на улицу. 2.Чтение: В.Кожевников «Пешеходный светофор», Ю. Яковлев «Правила движения». 3.Продуктивная деятельность: «Пешеходный переход» (Аппликация). 4. Познание. Рассматривание дорожных знаков. Беседа «Как переходить через улицу» Дидактические игры: «Покажи такой же знак», «Найди и назови» Подвижная игра «Будь внимательным! Памятка «Детское автокресло – это безопасность вашего малыша».
Декабрь Продолжать познакомить с назначением светофора и его сигналами; развивать зрительное восприятие; воспитание культуры поведения детей на дорогах. Наш друг - светофор. 1. Экскурсия к перекрестку (наблюдение за работой светофора). 2. Чтение: В.Кожевникова «Пешеходный светофор». 3. Продуктивная деятельность «Светофор» (Аппликация). 4. Познание. Рассматривание макет светофора. Беседа «Светофор для пешехода» Дидактические игры: «Дорожная азбука», «Транспорт». Подвижная игра «Стоянка для автомашин» Памятка «Советы по безопасности на дороге».
Январь Продолжить изучение правил поведения пассажиров в транспортном средстве; развивать внимание; формировать навыки поведения детей в общественном и личном транспорте. Правила поведения в транспорте. 1. Чтение: И.Кончаловский «Самокат» 2. Продуктивная деятельность. «Мы едем в автобусе» (Рисование). 3.Коммуникация. Составление рассказа на тему «Соблюдение правил поведения в транспорте». Беседы: «Как входить в автобус и выходить из него», «Вежливые пассажиры». Дидактические игры: «Внимание! Дорога!», «Учим дорожные знаки». Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» Конкурс фотографии «Я в автокресле».
Февраль Учить детей понимать значение светофора и расположение цветов; развивать внимание, ловкость, умение действовать по сигналу; воспитывать желание узнать Правила дорожного движения и потребность соблюдать их. Элементарные правила поведения на улице города, роль сигналов светофора (закрепление знаний). 1.Целевая прогулка по улице. 2.Чтение: О.Бедарев «Если бы…» 3. Продуктивная деятельность: «Машины везет груз». Коллективная работа. (Аппликация). 4.Познание «Для чего нужен светофор». Беседа : «Что мы видели на улице». Дидактическая игра «О чем говорит светофор». Подвижная игра «Дорожное - не дорожное» Развлечение «Папа, мама, я - соблюдаем правила».
Март Продолжить изучение правил поведения на остановках; развивать память и восприятие; воспитывать уважительное отношение к другим пассажирам. Правила поведения на остановках общественного транспорта. 1.Целевая прогулка к автобусной остановке. 2.Чтение: Н.Носов «Автомобиль». 3.Продуктивная деятельность «Наша остановка». (Рисование). 4. Коммуникация. Составление рассказа на тему «Как вести себя в транспорте». Беседа «Мы спокойно ждем автобус, не шумим и не сорим» Дидактические игры: «Учим дорожные знаки», «Запоминайка». Подвижная игра «Птицы и автомобиль».   Предлагать понаблюдать за работой сотрудника ГИБДД.
Апрель Развивать представление о велосипеде, уточнить представление о велосипедном дорожке , о защитном обмундировании; развивать любознательность; воспитывать любовь к спортсменам. Велосипед 1.Целевая прогулка к велосипедной дорожке. 2.Чтение: В.А.Шипунова «Велосипедист».3.Продуктивная деятельность: «Мой велосипед». Коллективная работа. (Аппликация) 4.Познание Рассматривание иллюстраций спортсменов. Беседа «Мой любимый велосипед». Дидактические игры: «Эволюция транспорта». Развлечение «Веселые старты». Памятка «Велосипед: можно и нельзя»
Май Закрепить знаний о дорожных знаках, которые предупреждает пешеходов и водителей об опасности; развивать внимание и память, воспитывать у детей культуру поведения на улице. Пешеходы и водители. 1.Целевая прогулка к автобусной остановке 2.Чтение: загадки о транспорте, светофоре. 3.Продуктивная деятельность: «Я – пешеход». (Рисование) 4.Познание. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что мы знаем о правилах дорожного движения» Дидактические игры: «Дорожная азбука», «Назови одним словом». Подвижная игра «Поймай мяч». Памятка «Дети и дорога. Основы безопасности…»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ БДД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

месяц задачи НОД Сов. деят. воспитателя с детьми Взаимодействие с родителями
Сентябрь   Цель: Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении. Закреплять знания о правилах дорожного движения и о дорожных знаках, о назначении светофора.   Тема: «Безопасная улица» Образовательная область «Чтение художественной литературы» Чтение стихотворения А. Дорохова Образовательные области: «Коммуникация», «Познание»   Беседа: «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» Дид/игра: «Транспорт» Наблюдение: За пешеходами» П/ и:«Автобусы Сюжетно-рол игра: «Мы - пешеходы» Ручной труд: «запрещающие знаки» Работа с родителями Информация для родителей: «Воспитываем грамотного пешехода»  
октябрь Цель: Дать представление о профессии водителя. Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта. Расширять знания о правилах поведения водителей на дороге. Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека. Тема: «Профессия водитель» Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка»; Беседа: «Внимание: дорожный знак»   Дидактическая игра: «Водители»; Наблюдение: «За движением транспорта»; Подвижная игра: «Найди свой цвет» Конструирование: «Сарайчики и гаражи для своей машины»   Консультация для родителей: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»  
ноябрь Цель: Расширять знания о правилах пешеходов на дороге и на тротуаре. Познакомить с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». Расширять знания о перекрестке. Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города. Тема: «Правила пешехода» Чтение стихотворения С. Михалкова «Скверная история» Аппликация: «Автобус на нашей улице»   Беседа: «Как правильно перейти проезжую часть»; Наблюдение: «За работой водителя»; Дидактическая игра: «Светофор»; Подвижная игра: «По дороге»; Режиссерская игра: «Сказочные герои на дороге»   Работа с родителями Памятка для родителей: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». Досуг Викторина по ПДД  
декабрь Цель: Дать представление о назначении поста ГИБДД на дороге. Познакомить с особенностями работы сотрудников ГИБДД Закреплять правила дорожного движения, предназначенные для пешеходов и водителей. Познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов. Тема: «Пост ГИБДД в моем микрорайоне». Чтение стихотворений В. Кожевникова «Светофор». Беседа: «Мой любимый вид транспорта»; «Как себя надо вести в транспорте». Рисование: «Светофор».   Наблюдение: «За движением машин по зимней дороге» Дидактическая игра: «Правила дорожного движения» Сюжетно-ролевая игра: «Я шофер» Подвижная игра: «Грузовики»   Памятка» Безопасность детей- забота взрослых»
январь Цель: Закреплять знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках. Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям. Учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки. Тема: «Моя дорожная грамота» Чтение стихотворений А. Усачева «Футбольный мяч»; В. И. Мирясова (стихи про транспорт) Конструирование «Отгадай, вырежи и наклей грузовик».   Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период. Дидактическая игра: «Дорожные знаки»; Игровая ситуация: «Кто самый грамотный пешеход». Подвижная игра: «Веселый трамвайчик»   Папка - передвижка для родителей «Безопасность на дорогах»  
февраль Знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге в качестве пассажира транспортного средства Аппликация»Трамвай» «Коммуникация», «Худ.творчество», «Познание», «Безопасность». Конструирование «Улица города»; Беседа: «Как я с мамой перехожу дорогу» Наблюдение: «За движением на улице города»; Дид игра «Путешествие по городу»; С/-ролевая игра «Пешеходы и водители»; П/ игра: «Будь внимательным» Подготовка фотоматериалов» Улицы Набережных Челнов»
март Цель: Дать представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи». «Знаки сервиса» Чтение стихотворений о дорожных знаках. Рисование: «Знаки сервиса»; Беседа: «Как машины людям помогают»;   Дидактическая игра «Законы улиц и дорог»; Подвижная игра: «На чем я путешествую» Анкетирование родителей.
апрель Цель: Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке. Дать представление о «регулируемом перекрестке» и работе регулировщика. Тема: «Опасный перекресток» Образовательная область «Чтение художественной литературы» Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на дороге». Дидактическая игра: «Путешествие по городу»; Беседа: «Как я иду в детский сад»; Наблюдение: «За проезжей частью дороги»; «Подвижная игра: «Дорога и транспорт»; Беседа на тему «Детское кресло – залог безопасности ребенка»
май Цель: Закреплять знания об ориентировании на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях. Тема: «Кто самый грамотный» Загадывание загадок о транспорте; Беседа: «Мы на улице»   Дидактическая игра: «Правила поведения» Наблюдение: «За пешеходами на тротуаре» Подвижная игра: «Пешеходы и водители»; Памятка для родителей «Безопасность детей в летний период» Досуг: «Воспитанный пешеход»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ БДД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Месяц Задачи НОД Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с родителями
Сентябрь Формировать представления об улице и ее основных частях: тротуар, проезжая часть. Дать понятия о ПДД и правилах поведения на улице. Дать понятия о средствах передвижения: грузовой, легковой транспорт, автобус. Развивать умение детей ориентироваться на макете нашего комплекса. Познание «Я – пешеход, я - пассажир». Художественное творчество (рисование) «Автобус». Экскурсия по улице комплекса – изучить правила поведения на улице. Беседа «Что такое дорожные знаки?» Чтение «История про Грузовичок». Сюжетно – ролевая игра «В автобусе» (правила поведения в транспорте). Родителям во время прогулок закреплять с детьми понятия о правилах поведения в автотранспорте (памятка).
Октябрь Познакомить с правилами катания на велосипеде. Закреплять виды и назначение автотранспорта. Закреплять знания детей о ПДД и правилах поведения на улице. Рассмотреть опасные различные ситуации при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях. Познание «В гостях у Незнайки» (отгадывание загадок о транспорте). Художественное творчество (рисование) «Я – велосипедист». Художественное творчество (аппликация) «Транспорт нашего города». Рассматривание иллюстраций с изображением велосипедистов. Беседа «Я люблю кататься на велосипеде». Просмотр м/ф «Смешарики – дорожная азбука». Дидактическая игра «Угадай транспорт по описанию».   Консультация по правилам дорожного движения «Детям о ПДД» (памятка).
Ноябрь Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». Расширять знания о светофорах, которые регулируют движение на дороге, и на переходе. Познание «Для чего нужны дорожные знаки?» Художественное творчество (рисование) «Автомашины нашей улицы». Художественное творчество (аппликация) «Дорожные знаки». Беседа «Знаешь ли ты правила дорожного движения, дорожные знаки?» Беседа «Как переходить улицу?» Стихи «Азбука города». Дидактическая игра «Найди свой знак по описанию». Индивидуальные беседы с родителями о том, что надо учить детей правильно вести себя возле дороги (памятка).
Декабрь Закрепить знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице. Закрепить знания о дорожных знаках: «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». Дать понятия о специальном транспорте: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду). Познание (конструирование из спичечных коробков) «Машина». Художественное творчество (рисование) «Я в машине со своей семьёй». Беседа о возникновении детского кресла. Подвижная игра «Стоп». Сюжетно – ролевая игра «Перекресток». Просмотр м/ф «Смешарики – дорожная азбука». Оформление групповой стенгазеты «Я в автокресле».
Январь Продолжать знакомить детей с улицей, её особенностями; закрепить правила поведения на улице. Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Уточнять представления детей об улице, о проезжей части, о движении пешеходов по тротуару, по правой стороне улицы. Коммуникация (развитие речи) составление рассказа по картине «Городская площадь». Художественное творчество (рисование) «Город в тумане». Художественное творчество (аппликация) «Моя улица». Наблюдение за транспортом и работой водителя. Беседа «Что нужно знать об улице». Стихи О. Бедарев «Если бы…», В. Семернин «Запрещается - разрешается». Дидактическая игра «Можно – нельзя, правильно - неправильно». Выставка семейных творческих работ «Что я знаю о ПДД».
Февраль Совершенствовать знания детей о правилах перехода улицы по сигналам светофора и по пешеходному переходу. Уточнить знания о перекрёстке – пересечении двух улиц, самом опасном месте для движения транспорта и пешеходов. Коммуникация (развитие речи) составление рассказа по картине «Мы идём по улице». Художественное творчество (рисование) «Я и светофор». Чтение истории возникновения светофора. Решение кроссворда на дорожную тему. Беседа «Наш город». Подвижная игра «Красный, зеленый». Настольного игра на макете города. Консультация родителям «Наш друг – двухцветный светофор» (памятка).
Март Совершенствовать представления детей о транспорте разного вида. Закрепить правила поведения на улицах города. Уточнить знания детей о работниках ГИБДД, их деятельности, спецодежде и атрибутах работы. Коммуникация (развитие речи) составление рассказа о работе сотрудника ГИБДД. Художественное творчество (аппликация) «Составь запрещающий знак». Чтение рассказа «Светофор». Беседа «Кто регулирует движение?» Экскурсия к перекрестку «Наблюдение за работой светофора». Сюжетно – ролевая игра «Когда мы пассажиры». Понаблюдать за работой сотрудника ГИБДД.
Апрель Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра». Коммуникация (развитие речи) рассматривание картины и составление рассказа «Мы пешеходы». Художественное творчество (рисование) «Я перехожу дорогу». Чтение рассказа «Песни Весёлого светофорика». Дидактическая игра «Просто это знак такой». Подвижная игра «Кто быстрее добежит до своего знака». Закреплять с детьми значение дорожных знаков во время прогулок по городу (памятка).
Май Закрепить с детьми правила уличного движения: - что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; - детям играть у дорог и на тротуаре нельзя; - транспорт ездит по правой стороне дороги;знать назначение и сигналы светофора; - уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей. Художественное творчество (рисование) «Перекресток». Познание (конструирование макета) «Перекресток».   Загадки на дорожную тематику. Прогулка к остановке пассажирского транспорта. Заключительная беседа о правилах дорожного движения. Просмотр м/ф «Смешарики – дорожная азбука».   Информационный стенд «ПДД». Беседы с детьми о ПДД (памятка).

Рекомендация для воспитателей
по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма

1. Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам города, воспитатель обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким - либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определенного сотрудника.

2. Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по дороге вдоль тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.

3. Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем - нибудь, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идет впереди, другой - сзади.

4. Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода, по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.

5. Переходить через улицу надо не спеша, спокойным ровным шагом.

6. Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это ближайший путь на противоположную сторону.

7. При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал пешеходного светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде, чем сойти с тротуара, необходимо пропустить машины.

8. Воспитателям нужно брать с собой красные флажки, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.

9. Большое значение имеет обучение детей правилам уличного движения. Это следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями детского возраста.

10. Каждый воспитатель должен хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения, чтобы со знанием преподать их детям.

Методика.

Ребенку предлагается лист с заданием, дается время, чтобы

рассмотреть рисунок. Затем педагог зачитывает вопрос, на который необходимодать ответ. Если ребенок затрудняется ответить, ему оказывается помощь. Задания могут предлагаться в любой последовательности. Возможноизменения вопроса (задания), его дополнения на усмотрение воспитателя.

После решения всех заданий, заполняется диагностическая карта.

Для оценки параметров используется оценочная шкала О.А.Сафоновой

4 балла – ставится, если ребенок самостоятельно правильно ответил назадание.

3 балла – педагог оказывал незначительную помощь в решении задания.

2 балла – помощь педагога значительна.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Баллы суммируются, и выводится средний балл.

Пояснительная записка

Программа «Азбука улиц» разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах города Набережные Челны. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах направляет нашу работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегдазнают правила или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила безопасного поведения на дорогах едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил безопасности , при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенная программа «Азбука улиц» – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам безопасного поведения на дороге и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Основные направления работы по программе:

Профилактическое:

- Обеспечение знаний о транспортной среде города;

- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

-Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий

Организационное:

- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ;

- Определение уровней сформированности умений и навыков безопасного поведения на дороге методами диагностики;

- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;

- Пропаганда знаний безопасного поведения с использованием разнообразных методов и приемов.

Актуально

Наши рекомендации